fantlab ru

Все отзывы на произведения Павла Бажова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  5  ] +

Павел Бажов «Живинка в деле»

horoshogromko, 31 июля 04:23

Мой любимый сказ Бажова. Не совсем обычный, потому что не сказка и не про тяжёлую жизнь камнерезов. Прекрасное произведение литературы, но я его люблю не за это, а за то, что это художественное выражение жизненной мудрости, которую я только сейчас поняла, а Бажов ещё вон когда написал. У всех есть своё главное, чему их жизнь научила, так вот моя меня учит — ищи себе такую работу, которую будет хотеться сделать не так, чтобы побольше заплатили, а как можно лучше независимо от того, сколько за это заплатят и заплатят ли вообще. Как найдёшь — значит, это твоё дело жизни и есть, им и живи теперь.

~~~

вспомнилась цитата https://fantlab.ru/film6354:

- Для чего живёт человек на земле?

- Как же так сразу-то? И потом, где живёт? Ежели у нас, в Смоленской губернии, — это одно, ежели в Тамбовской губернии — это другое.

~~~

Вообще “Живинка в деле” про Тимоху Малоручко, который захотел все профессии на свете освоить. Побывал и лесовалом, и рудобоем, и охотником, и сплавщиком. Так шёл от дела к делу, в каждом начинал с азов, доходил до более-менее, оставлял и брался за следующее. Пока не попал в ученики к углежогу деду Нефёду, который показал Тимохе разницу между “сделать удовлетворительно для галочки” и “поймать живинку” = работать с душой, с азартом, полюбить дело, постичь до самых мелочей и стремиться постигать дальше.

Что характерно. Сказ я люблю, но до конца не понимаю, какая всё-таки в нём мораль. То ли здесь про то, что у каждого человека своё призвание, и его надо искать. Вон сколько дел Тимоха перепробовал, и каждое бросал так же легко, как и начинал, а как на уголь попал, так и всё, до конца жизни с ним уже не расстался. И не жалел о других профессиях, которые ему не довелось попробовать, потому что нашёл, что искал.

То ли это сказ про учителя, который сумел ученика заинтересовать, так что тот бросил хватать по верхам всё подряд и научился видеть счастье не в том, чтобы попробовать много разного, а чтобы освоить одно дело, зато уж освоить насквозь.

Что говорит нам о чём? О том, что великое произведение Бажов сочинил. Его читать интересно, а обдумывать и обсуждать с разных сторон ещё интереснее. В высшей степени рекомендую.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Павел Бажов «Медной горы Хозяйка»

URRRiy, 16 августа 2022 г. 17:19

Душевно и красиво показанный культурный пласт особой русской этносоциальной группы: мастеровых — горнорабочих Урала времен крепостничества.

Бажов четко обрисовал своих земляков: люди, абсолютно четко понимающие жизнь, отнюдь и вовсе не слабые духом, способные на поступок, тем не менее живущие в условиях примерно как древнеримские рабы в каменоломнях. Могут и приковать, и задать невыполнимый «урок», избить насмерть плетьми и палками или просто выгнать как старого пса на вольные хлеба, если человек выработал свое здоровье.

Однако и на приказчика, и на бар тоже есть своя управа. И не только отчаянность дошедших до последней черты «мастеровых». Свой горный дух — Медной горы хозяйка, способная и наградить и наказать, хотя и награда часто оборачивается трагедией для человека.

Конечно, это не злой тролль, не царь гоблинов или ещё какая прочая европейская нечеловечность, но людей, каждый день рискующих жизнью в забое, достаточно устрашает и сам фактор сверхъестественного управления горными толщами. Такой вот искаженный образ матери — земли, перековавшейся в (мать-моржиху) хозяйку скал и камней.

Отлично помогает восприятию текста практически идеальное описание бытовых, обыденных вещей, создаётся впечатление, что рассказ ведётся не просто бывалым человеком, а знакомым или даже близким родственником. В общем, автор очевидный уральский самородок, наше все горно-заводской цивилизации.

Оценка: 9
– [  -3  ] +

Павел Бажов «Серебряное копытце»

SleepyDragon1988, 16 июня 2022 г. 14:42

Самая известная и самая детская сказка: добрая и со счастливым концом

Оценка: нет
– [  4  ] +

Павел Бажов «Медной горы хозяйка»

SleepyDragon1988, 16 июня 2022 г. 12:39

Одна из самых мрачных сказок. За это и не нравилась в детсве. Позрослев — по другому на неё взглянул. Это концентрированная правда жизни старателей горняков Урала: честный ты или нет, хороший или иначе, будешь беден или привалит богатство — всё равно заберет Медной Горы Хозяйка твоё здоровье и жизнь. Важно лишь как как тебя запомнят после этого и что ты близким после себя оставишь.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Павел Бажов «Голубая змейка»

SleepyDragon1988, 16 июня 2022 г. 12:34

одному человеку — ...хорошо..., а двух-трёх так заморочит, что те и поубивать друг друга могут.

Это же про золото и сказано. Или проще — про деньги. А совсем обобщено — про богатство.

Очень важная мораль в сказке — что главные герои дети, не только по возрасту, но и в душе — ссорились и дрались пытаясь друг друга спасти.

Недаром эту сказку в хрестоматии включили. А вот в официальные учебники — нет. Во всяком случае в нашей школе в 90-е.

Надеюсь, сейчас не так и включена змейка и в учебники тоже.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Павел Бажов «Голубая змейка»

Paganist, 20 января 2022 г. 17:11

Вот это старый добрый Бажов. Отличный сказ без пропаганды, коей в последние годы автор пичкал свои произведения. Про верных друзей, про испытания, про хорошие поступки и — куда без них? — загадочными духами Уральских гор. Ладно скроенный сказ. Читал и радовался.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Павел Бажов «Орлиное перо»

Paganist, 14 января 2022 г. 15:05

До последних двух абзацев сказ хорош — такой классический Бажов, рассказывающий о мастере и трудностях его промысла. По закону жанра встречает он некоего странника, который владеет секретами горных жил. Всё бы хорошо, но последние два абзаца превращает сказ в стёб. Разумеется, с точки зрения нынешних реалий.

Не думал, что Бажов так откровенно подменит загадочных и непредсказуемых духов гор (привычных персонажей сказов) вождём мирового пролетариата. Ведь в СССР вроде как бога и всякой нечисти не было, их место прочно заняла партия и Ленин. И здесь последний выступает как полноценный мифический герой. И кто скажет после этого, что в стране советов не было религии? Конечно, автор завуалировал личность незнакомца и взвалил разгадку его сущности на несмышлёного юнца. Что ж, хороший ход, но тем не менее. В общем, слишком уж толстая пропаганда коммунизма и мифологизация его деятелей.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Павел Бажов «Огневушка-поскакушка»

Stalk-74, 14 октября 2021 г. 23:45

Один из самых популярных уральских сказов Павла Бажова. По нему снят мультфильм, его помещали в разные хрестоматии для внеклассного чтения в начальной школе. То есть упор сделан на жизнь маленького мальчика Федюньки. На фоне тяжелой жизни простого люда при царизме. И совсем в советское время старались не обращать внимания на потусторонние силы, являющиеся главным двигателем сюжета. И даже хозяевами большими, нежели цари, помещики да приказчики.

В основном, у Бажова эти существа, являющиеся людям в виде рептилий — ящерок, змей, полозов. Здесь заглавный герой — саламандра, жительница огненной стихии, кажущейся мальчику в привычном ему образе — дечонки-ровесницы.

Причем, люди её видят и не видят. То есть не верят глазам своим. У Бажова, вопреки церковным и коммунистическим догматам, Иные, скорее, добрые и справедливые. И уж куда мудрее людей.

Сейчас начали говорить о щелпах.Суеверия. фольклор? Конечно. Где потусторонние силы — там камушки-самоцветы, а то и золото. Но почему рептилья аномалия именно на Урале? Согласитесь, под таким углом читать сказы Бажова куда интереснее, нежели сказочки для начальных классов. Вот и Огневушка загадочна своим образом и среди других сказов больше не появляется ни в каких ипостасях.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Павел Бажов «Живинка в деле»

Paganist, 17 июля 2021 г. 15:43

Вот смеялись над героем сказа товарищи, мол, во всех работах высот высот достичь хочет. А ведь как человек узнает, какое дело — его? Далеко не факт, что к какому-то делу есть склонность, если даже этим делом всю жизнь занимаешься. Вот Тимоха был до всего охоч и таким вот опытным путём определил ту сферу деятельности, к которой больше всего прикипел. Пусть это даже малопрестижная профессия углежога. Да, с одной стороны мужики правы: всякое дело требует времени на освоение, ибо в каждом промысле свои хитрости и нюансы. Но почему нельзя пробовать что-то иное, особенно когда многое даётся легко? Почему такое поведение осуждается и высмеивается? Человек ищет себя — и это прекрасно. Не пьёт, не дебоширит, а честно работает. Что ж тут зазорного?

Этот рассказ прекрасно ложится и на нашу действительность. Ведь нередки случаи, когда человек ищет себя в новой сфере, а родные, друзья и прочие из окружения недоумевают, мол, зачем, почему, занимался бы тем, чем занимался, к чему вот эти выкрутасы и т.д. И хорошо, если человеку удаётся, как герою рассказа, настоять на своём, найти любимое дело и достичь в нём высот.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Павел Бажов «Тараканье мыло»

Paganist, 17 июля 2021 г. 15:25

То, что в 18 веке немцы приложили руку к становлению отечественной промышленности и вообще играли заметную роль в стране, общеизвестно. Не секрет, что русский человек настороженно воспринимает иностранцев, в том числе и когда они вмешиваются в привычные дела. С этой точки зрения, этот сказ вполне логичный и забавный. Другое дело, что «немецкая» тема в творчестве Бажова появляется именно в годы войны с Германией. «Тараканье мыло» ведь не единственный рассказ, где фигурируют немцы. И показаны они ограниченными, глупыми и совершенно неуместными на уральских рудниках объектами. Над такими только и потешаться. Что, собственно, и делает герой этого сказа.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Павел Бажов «Ермаковы лебеди»

Paganist, 12 мая 2021 г. 20:08

Странно, что нет отзывов. Ведь легенда-то красивая. Определённо не похожая на традиционные Уральские сказы Бажова, где всё больше про заводских людей да про мастеров. И это однозначно плюс автору, который может показаться несколько однобоким писателем. А он-то и вполне эпичные вещи мог писать.

«Ермаковы лебеди» — история героическая и лирическая одновременно. Начинается, что характерно, в духе других сказов. Но уже вступление настраивает на иной лад. И после истории про детские да юношеские года героя сказ постепенно переходит на другой уровень: более пафосный, символичный и даже мифологичный. Да, красивый сказ.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Павел Бажов «Хрупкая веточка»

Paganist, 11 мая 2021 г. 11:08

В сказах Бажова нередко у положительных героев преужасная судьба, а их истории заканчиваются совсем печально. В «Хрупкой веточке» финал открытый, но такой, какой можно назвать хеппи-эндом. Всё-таки барин кончил плохо, а главный герой таки избавился от его нападок. И всё же за основным сюжетом отчётливо показана нелёгкая жизнь крепостных и заводских людей, страдающий от произвола промышленников, приказчиков и прочих ушлых людишек.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Павел Бажов «Синюшкин колодец»

Krislizerin, 10 апреля 2021 г. 12:34

Очень трогательный сказ, который оставляет светлую грусть после прочтения. Влюбился Илья девку-Синюшку, поэтому и страдал, поэтому и жену взял похожую, как две капли воды на свою любовь. Смысл тут вовсе не в богатстве и наставлениях покойной бабки, а в любви, потому что ведь и сама Синюшка с горестью говорит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки приставлена», видимо, и хотелось бы ей уйти с молодцем, девкой остаться, а не может, только вздыхает. Вот и Илья это понял, жил с ее образом в сердце, с образом ее и смерть принял.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Павел Бажов «Травяная западенка»

Paganist, 11 марта 2021 г. 15:51

Любопытный сказ. Почему-то возникла ассоциация про золотую лихорадку Калифорнии и Аляски. Наверное, потому что главным мотивом главного персонажа (впрочем, как и во многих других сказах) является жажда разбогатеть. А так как честно работая на заводах и рудниках этого достичь невозможно, в ход идут самые разные средства. Среди них — помощь сверхъестественных сил, которые знают, где искать залежи драгоценных металлов и камней. И, конечно, ушлые люди — в их роли обычно выступают заводчики, приказчики да прочие лизоблюды — всеми средствами пытаются добыть богатство. Почти халява, ибо вкалывать не надо. Знай себе, выполни все условия местного духа горы и живи припеваючи. Но если бы это было так легко, пожалуй, и сказов никаких не было. Потому как ушлые привычно получают по заслугам и в лучшем случае остаются ни с чем. А вот простым и честным людям духи если не симпатизируют, то особых каверз им не чинят.

В общем, «Травяная западенка» — такой себе старательский рассказ о золотой лихорадке на уральский манер.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Павел Бажов «Огневушка-поскакушка»

Paganist, 10 марта 2021 г. 14:18

Ещё один сказ про земного духа, мифическое создание, которое «заведует» полезными ископаемыми Уральских гор. Когда уже знаешь и другие сказы про духов, видны некоторые закономерности.

1. Существа типа Огневушки-поскакушки или Хозяйки горы показываются далеко не каждому. Избирательно. По прихоти самих духов. И только тем, кому они сами хотят показаться.

2. Духи не злы и не добры. Милости, равно как и лиха, от них ждать не приходится. Как правило, духи предупреждают, предостерегают, прежде, чем наградить (людям-то от них вечно что-то нужно — золото, камни, богатство и счастье). Но человеческая натура такова, что все предостережения идут прахом.

3. Даже если духи одаривают «избранных» людей, ничего хорошего из этого не получается. Богатство быстро куда-то девается, а счастье и вовсе не приходит.

Это не значит, что все сказы Бажова писаны по одному лекалу. В «Огневушке-поскакушке» все эти общие места есть. Но в том-то и мастерство автора, чтобы каждая история была если не оригинальной, то хотя бы интересной. Тем более Уральские горы таят в себе множество тайн и духов, достойных сказа. А «Огневушка-поскакушка» — живой, загадочный и просто очень хороший сказ.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Павел Бажов «Синюшкин колодец»

Paganist, 15 февраля 2021 г. 15:09

Какая-то беспросветная картина мира в этом конкретном сказе вырисовывается. Будешь вкалывать честно и упорно — добра не наживёшь. Будешь работать спустя рукава — особо ничего не изменится. Получишь дары от духов гор — счастье и богатство будет, но недолго. Конечно, свою лепту в такой нерадостный сценарий вносит бесправие рабочего люда тех времён и мировоззрение, сформированное на его основе. Но всё же как-то невесело. Слишком безнадёжно.

История про бабку Синюшку и её колодец — вполне традиционна для «Уральских сказов». И как бы хороший парень, чтущий заветы мудрой бабушки, не старался — всё равно судьба его какая-то глупая, хоть и жизненная. То ли написано у него на роду такая участь, то ли это расплата за столкновение с Синюшкой. Ведь практически во всех сказах судьба персонажей, взаимодействующих с духами, подобными Хозяйке горы или Синюшке, трагична.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Siberia, 27 декабря 2020 г. 12:22

Именно «Малахитовую шкатулку» перечитывала в детстве чаще всего, хотя люблю многие сказы Бажова. Эта история прочно ассоциируется с иллюстрацией Олега Коровина, изображающей Танюшку, для книги «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы» Средне-Уральского книжного издательства, 1967г. На мой взгляд, лучшее издание Бажова, с самобытной яркой графикой, выполненной с любовью и пониманием, в красках, напоминающих переливы уральских поделочных камней. Издание великолепное, с большим уважением к земляку сделано.

Иллюстрации Олега Коровина https://www.liveinternet.ru/users/vasilisa_the_beauty/post185028182/page1.html

Сказ — продолжение «Медной горы Хозяйки», про Степана и Малахитницу, что его испытывала, а затем наградила непростыми дарами — изумрудными слезами и малахитовой шкатулкой с украшениями. Шкатулка та и женский убор в ней, работы мастеров Малахитницы. Помните Данило-мастера? Вот таких умельцев, что в гору за знанием ушли, думается мне, работа была. А может и сама Хозяйка постаралась.

Подарок, Степан получил еще будучи холостым, а каменья в том ларце уже были под его будущую дочь Танюшку подогнаны, да так, что никому более не впору. Есть в этом некая предопределенность, сила судьбы. Знала уже «каменна девка» Степаново будущее. Возможность видеть еще не случившееся она продемонстрирует в «Малахитовой шкатулке», обернувшись чернявой востроглазой странницей.

Удивительный образ Танюшки, обликом сходной с Хозяйкой, «черненька да басенька, а глазки зелененьки», на местных девчоночек совсем не похожа. Степан называл Памяткой, вроде как о горнорудной работе и малахите, да только сдается мне, что о дивной красоты Хозяйке, мудрой и губительной зеленоглазой владетельнице уральских недр. Танюшка та, будто «гарусинка из праздничного пояса выпала», с отцом они шибко друг друга любили, а вот Настасья говаривала — «красота-то — красота, да не наша». Как ни странно, вспоминается при этом Дюма — в «Графе Монте-Кристо» сын Мерседес похож на Эдмона Дантеса, как сама она говорила — от большой любви. Вот и тут, будто породнилась Хозяйка со Степаном, только вот как?

Выходит, Танюшка — образ, стоящий особняком от простых уральских людей. Чувствуется, будто не из этого мира и места ей в этом мире нет. Потому и не привечает никого. «Статуй каменный, зеленоглазый», жалуются воздыхатели и соседки, шибко высоко себя держит, а дело тут вовсе не в том. В финале уходит она в мир Медной горы Хозяйки, растворяясь в переливах уральского малахита вместе с роковыми украшениями. С исчезновением зеленоглазой красавицы о непростых дарах Малахитницы остается лишь молва, недолго пробыли они в миру после смерти Степана.

Малахитовой горы Хозяйка и Танюшка — фигуры особые, навсегда запоминающиеся, придающие неповторимость образу уральской старины.

В сказах Бажова чувствуется особая атмосфера, дух Урала. Тонкое понимание красоты и суровая действительность уклада жизни простых людей, вольных и крепостных. «Малахитовая шкатулка» уважительно показывает трудолюбие, сноровку, мастерство, стремление к независимости, стойкость, безропотное преодоление жизненных невзгод. И людей, плохих и хороших, бескорыстных и завидущих, представляющих что-то из себя и заменяющих индивидуальность драгоценными камнями, навешанными даже на ботинках.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Павел Бажов «Медной горы хозяйка»

Siberia, 16 декабря 2020 г. 09:13

«Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».

«Медной горы Хозяйку» я воспринимаю, как неотъемлемую часть «Малахитовой шкатулки» — самого любимого мною в детстве произведения Бажова.

Сказ верно передает атмосферу Демидовского Урала, тогда считавшегося частью Сибири. В нем живая разговорная речь на старый лад — напевный говор, на котором с непривычки можно споткнуться, зато и настроение при чтении получаешь особое. А если с детства знаком со сказами, то простонародные слова такие, как парун, изробленный, от вместо то, незнатко, забедно и множество других — легки и понятны.

Хозяйку Медной горы невозможно причислить к добру или злу — и подсобить может, и проучить, как сама захочет. Она — самобытная природная сила, хранительница уральских горных недр, оборачивающаяся то красивой зеленоглазой девицей в нарядах с благородным каменным переливом, то ящеркой с отблесками руды на зеленых боках. Как встретишь ее — уже не забудешь, подобное не отпускает. Потому нет покоя душе Степана.

Встретив Малахитницу, крепостной Степан проходит испытание верности данному слову, смелости, твердости характера, искушение доступностью богатства. Главная трудность — воспоминания о призрачной красоте. И, если копнуть поглубже, не только в девичьей красоте Хозяйки суть. Она и в притягательности для старателя переливов уральских самоцветных и полудрагоценных поделочных камней, не отпускающих после многих лет, проведенных в забое. Притягательности не материальной, скорее, тоски по горнорудному делу. Но и без романтической нотки не обошлось, конечно же. Неспроста Танюшка, дочь Степана из «Малахитовой шкатулки», на Хозяйку чертами похожа.

Вроде бы все есть у героя в финале — вольная, ладный дом, семья, но не ощущается счастья от приобретенных благ. Завершает сказ трогательный эпизод с изумрудными слезами Хозяйки Медной горы, рассыпавшимися вместе с жизнью в руке Степана.

Колонны, что упоминаются в сказе — колонны Исаакиевского собора. Они не цельные — каменная мозаика, но от этого их великолепие не тускнеет.

Сказанное в предыдущем отзыве подтверждаю, давно уже в тех местах не живу, но и сейчас есть у меня коллекция минералов с друзами кварца, хрусталя, аметиста, жеодами опала, малахитом разных сортов и фигурками из поделочных камней. А читая Бажова, будто оказываюсь в тех местах, где можно было когда-то, в моем детстве, прокатиться по узкоколейке и порыться на отвалах в поисках малахита, а затем усердно полировать добытые минералы.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Павел Бажов «Огневушка-поскакушка»

Siberia, 10 октября 2020 г. 12:23

Мал да стар — подходящие типажи для потехи, по мнению артельских. Посмеялись они над детством и старостью, а зря — промашка вышла.

Побасенка о жизни уральских старателей приоткрывает кусочек житья-бытья двух доверчивых золотоискателей — мальчонки лет восьми, Федюньки, и дедко Ефима. Поводом для шуток над ними в старательской артели стала Огневушка-Поскакушка — самобытный фантастический персонаж. Эта девчоночка — удивительно точное олицетворение всполохов огня, его переливов — «волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба». Танец ее, кругами и петлями, похож на распространение огня при возгорании. Взрослые открещивались от увиденного — примерещилось мол, а мальчонка не отступил.

Появления Поскакушки призваны облегчить жизнь старателям — согреть, развлечь, а некоторым показать местонахождение золотого песка — «золотой редьки». Открывается чудо лишь избранным — тем, кто готов поверить в него без оговорок, как восьмилетний Федюнька.

Однако, наша жизнь не безоблачна, а сказы Бажова не вполне сказки. Удача пришла к Федюньке и дедко Ефиму на короткий миг — на место их находки быстрехонько набежали многие. Вот такая версия появления Поскакушкинского золотоносного прииска, существовавшего когда-то близ Полевского. А название прииска возникло от наименования речки Поскакуха, скачущей и петляющей по тем самым местам.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Павел Бажов «Сочневы камешки»

Siberia, 9 октября 2020 г. 17:09

В детстве мне этот сказ очень нравился, особенно фразы: «Мяу! Отдай наши глаза!» и «Дыр-гыр-быр! Чур меня! Рассыпься!».

Речь идет о горе-старателе, выколупавшем в горе зеленые камешки, которые оказались глазами каменных кошек. Те, естественно, хотят вернуть глаза себе, а мужичонка не желает отдавать. Удаче в выковыривании способствовали спутники суеверий — мудреная бабка-ведунья Колесишка с волчьим хвостом и поп с кипарисовым крестиком.

Эта история всегда казалась смешной, а не страшной, в отличие от Бажовской Синюшки. Может из-за любви к кошкам, а скорее потому, что из текста предельно ясно — не тронь чужое и тебя тогда тоже не тронут.

Курьезность сюжета в сочетании с серьезным, приметливость Бажова к мелким деталям и особенности говора того времени делают сказ запоминающимся. А изумруды в тех местах находят и сейчас — под Екатеринбургом.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Павел Бажов «Синюшкин колодец»

Siberia, 20 сентября 2020 г. 21:08

«Уральский хоррор» Бажова с колоритной Синюшкой любим мною с детства. Самобытный. Запоминающийся. Яркий. Верно подмечающий несовершенство жизни.

В малолетнем возрасте сказ про Синюшкин колодец производил жутчайшее впечатление, даже будучи прочитанным не раз. В семье хранится сборник «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы» 1967г. с красочной иллюстрацией, изображающей бабку Синюшку. Тощая синеватая фигура с молодым лицом и длинными угловатыми руками. Детское воображение рисовало, что эта девушка-бабка в любой момент может сквозь картинку протянуть свои опасные руки, дабы утопить меня в болотном окошке-колодце. Спустя годы, когда читала сказ про Синюшку подрастающей дочке, муж впервые познакомился с этой историей и, конечно же, с той самой иллюстрацией. Поразительное совпадение с моими детскими страхами — ночью муж проснулся от кошмара в котором Синюшка тянула его в колодец длиннющими холодными руками.

Сказ этот из неуловимых мелочей складывает точное впечатление о непростой доле старателей, о хрупкости жизни. Он о том, что богатство не дает гарантию счастья и не должно быть мерилом всего.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Павел Бажов «Кошачьи уши»

Paganist, 24 июля 2020 г. 10:25

Сильные духом девушки в сказах Бажова — отдельная тема. Конкретно в этом сказе речь не про обычную девушку, а о мифологизированной персоне, которая оберегает простой люд. Хотя поначалу по развитию сюжета сложно предположить, чем история закончится.

В целом, добротный сказ — ниже определённого уровня Бажов не опускается — но есть один момент. Всё же не вполне понятно, что же это за земляная кошка, чьи уши помогли главной героине. Обычно такие сказочные моменты объясняются, намёками, ассоциациями. Но в этот раз явление «кошачьи уши» пришлось просто принимать как данность.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Павел Бажов «Серебряное копытце»

Paganist, 23 июля 2020 г. 09:11

Когда уже изрядно прочтёшь Бажова, кажется, что он уже не сможет по-настоящему удивить. И тут открываешь новый сказ — и получаешь настоящую сказку! Добрую, светлую, уютную, без страстей и трагедий. Да, «Серебряное копытце» — отголосок некоей уральской легенды про козлика, который ударом копыта высекал драгоценные камни. Но ведь как просто и изящно исполнена. Чрезвычайно душевный текст!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Павел Бажов «Тяжёлая витушка»

Paganist, 22 июля 2020 г. 10:50

Несколько отличающийся от других историй сказ. Наверное, потому что от первого лица. В остальном — выдержан в классическом «бажовском» стиле.

История о том, как нужно уметь удержать птицу счастья в своих руках. Герою-то подфартило изрядно, да распорядиться разумно плодами удачи дано, видимо, не каждому. Особенно, когда вокруг столько соблазнов и соблазнителей. Из грязи в князи и обратно — известный сюжет. Бажов его обыграл на свой манер, в декорациях уральских приисков. Что ж, рассказ о жадности, глупости, хитрости и человеческой слабости интересен и поучителен. Напоминает о скоротечности удачи и её последствиях.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Павел Бажов «Две ящерки»

Paganist, 20 мая 2020 г. 10:20

Сказы «Малахитовой шкатулки» можно условно разделить на два типа. Первый — истории о мастерах, их судьбе и творческом поиске. Второй — о социальном неравенстве. «Две ящерки» как раз из второй категории. Первая часть этого сказа — художественная история о том, как в Гумёшках начиналось горное дело и металлургия, а вторая — похождения молодого рабочего со встречей, как полагается, с Хозяйкой горы. Вот только сказ какой-то неровный, недоработанный, не отшлифованный что ли. Есть моменты, которые никак не вяжутся с общим сюжетом. Да и стилистически текст тяжеловат. Не хватает в сказе чего-то такого, что ярко выделяет его из ряда других историй «Малахитовой шкатулки». При этом, сказать, что он плох, нельзя. Вполне интересный рассказ, но без привычной для Бажова изюминки.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Павел Бажов «Горный мастер»

Paganist, 15 мая 2020 г. 13:09

В этом сказе прекрасно всё. И сюжет, и характеры, и язык, и цельность повествования. Также сказ как бы подтверждает известную мысль, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Понятное дело, Данила-мастер велик в масштабах мира «Малахитовой шкатулки», но и спутница жизни ему под стать: своенравная, верная и стойкая. Вырвался бы из плена Данила, кабы Катерина не переставала верить, что он жив? Другая какая подчинилась бы воле родных, вышла бы замуж и жила бы себе кое-как потихоньку. Но не такова натура настоящих героев и героинь. Идти наперекор общественного мнения, делать то, что считаешь нужным — даже в наши куда более свободные (для женщин) дни не всем доступна такая роскошь. Но путь осилит идущий, и Катерина получила вознаграждение за терпение и смелость. А ведь сколько раз могла плюнуть на всё и сдаться на радость родным.

Другой аспект сказа — неприятие обществом тех, кто не такой как все. Причём всесильным общественным мнением опошляется верность любимому («мертвякова невеста»), забота о старике (ай-ай-ай, молода девка с дедом чужим живёт!), стремление жить своими силами (как без мужика? куда камень обрабатывать? у кого украла поделки?) и так далее. А ведь Катерина ничего противозаконного, противоцерковного, совершенно ничего плохого никому не делала! Только имела риск жить своим умом. Ну, само-собой, что-то с ней не чисто. В сказах Бажова нередко печальные финалы. Тем радостнее воспринимается счастливый конец «Горного мастера». И сама Катерина не пропала, и любимого вновь обрела. Повторюсь — прекрасный сказ.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Павел Бажов «Змеиный след»

Paganist, 16 апреля 2020 г. 10:24

Когда уже неплохо знаком со сказами Бажова, подмечаешь сходство сюжетных ходов, которые кочуют из сказа в сказ. Вот и в «Змеином следе» история не таит сюрпризов. Пока был честным старателем, особо не высовывался — жил себе потихоньку до добра наживал. Как только сошёл с праведного пути — не будет счастья в жизни. Ведь обещал же главный герой брата выкупить из крепостных, но не спешил этого делать. За что и поплатился. Что характерно, такие герои, как правило, кончают не просто плохо, а погибают. Видимо, у духов, заведующих богатством уральскими недр, есть свой кодекс или заповеди.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Павел Бажов «Сочневы камешки»

Paganist, 15 апреля 2020 г. 11:16

Хозяйка горы, конечно, дама строптивая, но справедливая. К талантливым мастерам, горящим своим ремеслом, она благосклонна (хоть судьбы их тяжелы). А вот таких, которые на рудник идут в надежде быстро и легко разбогатеть — карает. При этом играет на слабостях этих «халявщиков»: лени и алчности. Концовка, конечно, предсказуема, но вполне логична, если знать норов Хозяйки. Было удивительно, если бы герой не получил по заслугам.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Павел Бажов «Надпись на камне»

Paganist, 4 января 2020 г. 19:19

Очередной сказ о том, как нелегко в крепостной России жилось простым людям. Даже иноземцу, даром что француз, досталось от алчных и ушлых уральских господ-князьков.

Интересен контекст сказа. Автор не просто рассказывает историю, а подводит к ней. Показывает, каким образом он узнал о несчастном Шарло и как появились надписи на камне. Получается история в истории. Удачный приём, ибо сказ оттого становится только живее, интересней.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Павел Бажов «Марков камень»

Paganist, 3 января 2020 г. 18:37

После прочтения «Маркова камня» становится понятно, почему не все сказы Бажова входят в сборники для детей. Этот сказ явно не детский уже хотя бы потому, что в основе сюжета позывы либидо барыни. Ну и история, конечно, дикая. Из-за похоти барыни столько смертей и даже цельный бунт, для усмирения коего силовиков вызывали.

Абстрагируясь от деталей сюжета, имеем один из тех сказов, где показано социальное неравенство, самодурство господ и бесправие рабочего люда.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Paganist, 26 ноября 2019 г. 12:13

Малахитовая шкатулка — сказ об артефакте, таинственном, необъяснимом, притягательном и, конечно же, губительном. Сказ интересен не только как история. В нём обилие недоговорок и тайн. Многое остаётся недосказанным, требующим домысла у читателя.

Сама же фабула стара, как миф, ибо является уральской версией сюжетного архетипа «проклятое богатство» (самый яркий пример — «Кольцо Нибелунгов»). Несмотря на это, «Малахитовая шкатулка» вполне самостоятельное и оригинальное произведение. И есть в сказе свой шарм с флёром таинственности.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Павел Бажов «Каменный цветок»

Paganist, 26 ноября 2019 г. 11:54

Странно, что ни одного отзыва. А ведь сказ, пожалуй, один из лучших (а по оценкам на ФЛ и вовсе лучший) у Бажова. История, во-первых, интересная, во-вторых, цельная, в-третьих, многослойная. За основной сюжетной канвой показаны терзания настоящего творца, который лелеет мечту создать нечто выдающееся. Но не потому, что за это заплатят хорошо, а по велению души. В сказе здорово противопоставляются мастера-ремесленники и мастер-художник. Разумеется, лёгкой судьбы у художника быть не может, особенно ежели он человек «из народа».

Как кажется, Хозяйка медной горы — не только мифологическое создание, кочующее по уральским сказам. Это и некое воплощение творческого вдохновения. Неслучайно те, кто с ней сталкивался, теряли голову. В случае с мастеровыми людьми (такими, как герой «Каменного цветка» Данилушко) речь о неизбывной тоске, заглушить которую может лишь беспрецедентный акт творения, создание чего-то невероятного, чего никто ещё не делал.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Павел Бажов «Приказчиковы подошвы»

Paganist, 21 октября 2019 г. 17:58

Очевидно, что в данном сказе выказаны чаяния рабочего люда. Если среди людей искать правду и думать нечего (заводчики, управители, приказчики, суды явно против простых людей), то Хозяйка выступает отличным способом наказания для угнетателей. Кроме того, Хозяйка в сказе очень спокойна: ведь предупреждала приказчика — не издевайся над рабочими. Нет же — тот решил, что самый дерзкий. За что и поплатился.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

neo smile, 13 августа 2019 г. 03:57

Чтобы лучше понять и ощутить колорит этого сказка, всё же стоит читать его в контексте условного авторского сборника. «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Приказчиковы подошвы», «Сочневы камушки», «Каменный цветок», «Таюткино зеркальце» ... Словно взаимно перетекая друг в друга, эти уральские сказы гармонично формируют цельное полотно Малахитницы. И приятным лёгким наркотиком неслышно затягивают в подробное чтение.

«Малахитовая шкатулка» — это сюжетное продолжение «Хозяйки медной горы», повествующее о неком даре, оставленным после таинственной гибели Степана и перешедшим в наследство его родным. Хозяйка горы — может, на забаву, а может, и на счастье — его от себя за хорошую службу подарила. Особого счастья этот подарок никому не доставил, но волну завистливого удивления «Отчего эти красивые камушки никому больше не подходят» надолго в сказаниях и присказках после себя оставил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... Знаю, – говорит, – в каком месте шкатулка делана, и про мастера много наслышан. Тягаться с ним всем нашим не по плечу. На одного кого тот мастер подгоняет, другому не подойдет, что хошь делай.

Рукодельница и мастерица, умница и красавица — только чужая для всех девчонка Танюшка — это ещё один тёплый и цельный персонаж из сказов Бажова. То ли Степанова дочка, то ли соль и боль земли...

Не перебьёшь её ни столичным лоском; не перешибёшь разными модными финтифлюшками; не запорошишь ей глаза якобы искренними сердечными признаниями.

Чья она такая?.. По сказу неизвестно доподлинно. Есть лишь иллюзорные намёки и мягкая динамика повествования, закольцованная в финал двусмысленного сказания. Аль такую впоймаешь?..

Малахитница двоится и преломляется, отражённая в зеркалах шлифованной горной породы. То истово злится, то подбрасывает красивые камушки в поделку, то заливисто хохочет из всё тех же зеркал. Плачет и печалится, -сжимаясь и застывая в горстях ладоней маленькими камушками...

Эти дивные полудрагоценные авторские ручные украшения как слеза или как кровь; как урок и назидание; как памятка и откровение.

Бажову очень сложно выставлять дифференцированные оценки. Хотя высокий рейтинг его сборников на ФЛ приятно ласкает душу. И если в двух ёмких словах: Бажов удивительный. Причём удивительный если не во всём, то во многом. В манере изложения, в сочности фолковых сказаний; в обаянии своих персонажей. А неповторимый вкусный территориальный диалект с нежными вкраплениями славянского фолка и речевого ироничного живчика делает его сказы классикой вне времени.

Аскетичные и обаятельные притчи — твёрдые, как порода и тёплые, как ненавязчивое откровение. Красиво застывшие во времени слитки серьёзной и добротной литературы не совсем детского автора — в том числе в контексте тонко выстроенной социальной составляющей — заставляют возвращаться к себе снова и снова.

Бажов — мастер смешения славянского эпика и атмосферы далёкой глубинки. Полное погружение и растворение в покосах и рудниках; заброшенных штольнях и дальних забоях; провинциальном тихом и уютном колорите; вкусных и запоминающихся афоризмах, щедро наделённых самобытной иронией тонкого и умного автора — и юному, и взрослому читателю всё это гарантировано. Везде Бажов искусной авторской рукой рассыпает щедрые горсти полудрагоценных корольков, малахитов и медных изумрудов только ему присущих самобытных присказок и речевых красивейших редких переливов.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Павел Бажов «Горный мастер»

StasKr, 2 августа 2019 г. 11:32

Вообще то произведение вполне себе феминистическое, так как помимо любовной линии это ещё и история о женщине, которая живя в глубоко патриархальном обществе выбрала себе занятие, которое было зарезервировано исключительно за мужчинами и тем самым бросила вызов окружающей ей среде. Сцена, когда пьяные мужики ломились в дом Катерины и проявленная героиней решительность являются ключевой для произведения. В дальнейшем история Катерины могла сложиться абсолютно по-разному (например она могла не выручить Данилу и остаться в девках или найти себе нового жениха), в глазах родных и соседей она обрела право на самостоятельность.

Довод «в глубинке и таких слов не знали, а если знали, – то применяли их явно не в том контексте, в котором написан этот сказ» неудачен. Год написания сказа – 1939-й. К этому моменту уже свыше двадцати лет советская власть упорно, последовательно и очень активно проводила политику равноправия полов (то есть именно что феминизма). Женщины получили избирательные права. Государство гарантировало равную оплату труда. Были разрешены разводы (в том числе по инициативе женщин и с выплатой алиментов для содержания детей). Женщинам стало доступно высшее образование (а ведь образование – главный социальный лифт в обществе). И, конечно, государственная пропаганда вовсю продвигала мысль о том, что женщина является хозяйкой собственной судьбы. Фильмы и книги того времени твердили, что для решительной и целеустремлённой женщины в советском государстве нет преград. Захочет – сама выберет себе профессию, а потом утрёт нос всем мужчинам, которые насмехались над ней (государственная награда за ударный труд прилагается). Захочет – выйдет за муж по любви, а не как ей укажут родственники. Киноленты тех лет вроде «Кубанских казаков» или «Свинарки и пастуха» как раз об этом.

«Горный мастер» прекрасно ложится в ряд подобных произведений. Однако для Бажова тема равенства полов не является главной в творчестве, поэтому феминистический мотив хотя и нашёл своё выражение в повести, однако не довлеет над всем произведением. В результате получилась вневременная, лишённая конкретной идеологической нагрузки история о сильной героине и максимально достоверно прописанными реалиями быта горнозаводских уральских посёлков. Ну и, конечно, Хозяйка Медной горы, которая хотя почти и не появляется на страницах сказа, но всё же является полноценной героиней этого произведения.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Павел Бажов «Горный мастер»

neo smile, 2 августа 2019 г. 00:31

Прежний отзыв с заглавием Феминизма искренне рассмешил и расстрогал до самой глубины души!.. Чай, тогда, — в довоенной глубинке Бажова, — и Слов таких не знали. А если знали, — то применяли их явно не в том контексте, в котором написан этот сказ.

«Горный мастер» — это очень увлекательное и цельное продолжение знаменитого «Каменного цветка» про Данилу-мастера, что отдал всё своё умение на то, чтобы понять и впоймать силу и красоту живого камня. И всё ему при жизни было не эдак и не так... Никак не радовали этого мастера восторги и рукоплескания со стороны взволнованной его талантами разномастной публики.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... Не нами сказано — чужое охаять мудрости немного надо, а свое придумать — не одну ночку с боку на бок повертишься.

Так и сгинул он, — пропал безвестно, — в погоне за невозможным совершенством своей и без того искусной рукотворной работы. Так и оставил он на земле, — перед тем как уйти в штольни, — искренне верного себе человечка. Свою молодую невесту Катерину, которая всю свою глубокую печаль и надрывную тоску тоже поместила в камень, словно переняв это горькое умение из рук любимого и родного человека...

Но как бы то ни было «Горный мастер» — это скорее сказ про широких, смелых и отчаянных до своего любимого дела. В который раз Бажов говорит от всей своей просторной авторской души. — Сила не в напоре и дурном нажиме, а в цельной мудрости. Истина не в скоротечных выводах и наговорах, а в умении верить своему сердцу. Верность не в количестве даренных и даденных обещаний, а в умении терпеливо ждать и верить. Ведь когда любят глубоко и от души, потерять и обронить во времени другого человека невозможно.

Обаятельные и цельные персонажи Бажова, — они как резные лепестки с живыми прожилками того цветка, что ваял Данила мастер, — словно все чужие этому миру. Словно их искусные умения и врождённые рукодельные таланты чужды и мало понятны. Словно их виртуозное мастерство и тонкая душевная красота слишком хороша для остального большинства. Хотя иногда по сюжету сказаний и им улыбается счастье, — и за их усердную работу и терпение приветливо выходит солнышко на горизонт.

PS Вероятно взаправду в народе говорят: «Чудеса случаются с теми, кто в них верит, но не делает на них особую ставку».

Оценка: 10
– [  12  ] +

Павел Бажов «Серебряное копытце»

neo smile, 31 июля 2019 г. 17:11

Чудесный и красивый сказ на твёрдую «десяточку». Бажов — один из самых любимых авторов. Тёплый, мягкий, мудрый, рассудительный, — он пишет на грани сказки и яви, не забывая где-то на подстрочнике ёмких и цельных рассказов искусно плести кружева своей незамысловатой морали и философии.

История про девчонку-сироту Дарёнку и её любимую кошку Мурёнку, которых взял на попечение ироничный и видавший виды охотник, овеяна какой-то сакральной магией, теплом и зыбкой мистикой без пяти минут случившейся рождественской сказки. И точно так же, как плетёт морозные кружева стужы и холода метель на окне той маленькой избушки в лесу, в которой остался один-одинёшенек беспризорный ребёнок в ожидании волшебного козлёнка. Точно так же замирает в нетерпении юный читатель, слушая эту короткую умную историю. И точно так же взрослому становится явственно понятно: волшебство и магия открываются совсем не каждому; «волшебных камушков» никогда много не бывает; ни за что на свете нельзя вымогать того, что даётся даром.

PS Великолепная и чарующая огранка текста, — простого, глубокого, просторного и замысловатого одновременно. Седая классика, созданная мастером умного ироничного слога, щедро пересыпанного богатством территориального диалекта.

PPS Особенная радость, что прикасаешься к такому тексту без переводчика, — предложения дышат и струятся; отливают и отсвечивают цельными росчерками присказок и красивых чарующих ёмких оборотов. Словно те драгоценные камушки, что высекал изящный лесной зверь своим правым копытцем, серебряным и волшебным. На грани были, вымысла и чарующего волшебства.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Павел Бажов «Огневушка-поскакушка»

Varnasha, 27 июня 2019 г. 14:13

Детство. Светлый прямоугольник от проектора на растянутой на стене белой простыне, коробка с диафильмами. И голос папы, читающего такой простой и понятный, но обещающий чудо, текст «Уральских сказов» Бажова. Так вошла в мою жизнь первая «фантастика» вместе с Огневушкой-Поскакушкой, Данилой-мастером и Медной горы Хозяйкой. И детская очарованность блеском самоцветов на фоне Уральских гор, золотыми россыпями народного языка и золотыми сердцами старателей и мастеров осталась со мной на всю жизнь. Я не знаю, как Уральские сказы действуют на человека, не слышавшего и не читавшего их в детстве. Я им ставлю «десятки» наравне с шедеврами мировой литературы, потому что, если литература способна ТАК действовать на ребёнка, значит это настоящая литература. Я потом искала в Эрмитаже Каменный Цветок, и малахитовые шкатулки мне виделись в каждом ювелирном изделии. А характеры в Сказах... какие же они самобытные и в то же время родные, знакомые, такие свои — просто близкие люди, окружающие меня повсюду. Спасибо тебе, Павел Бажов!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Павел Бажов «Медной горы хозяйка»

mputnik, 15 июня 2019 г. 22:15

Да, и у меня в детстве была книжка «Малахитовая шкатулка». А ещё я родился на Урале — рядышком с горой «Денежкин камень». И у меня в детстве были игрушки из полированного малахита.

И это не зря так называется — «сказ», а не «сказка». Тогда, в те доисторические советские времена, друзы кварца, горного хрусталя, мориона или цитрина — почти в каждой семье на комодах лежали на кружевных салфетках рядышком с шеренгой мещанских фарфоровых слоников (на Урале, в смысле, на рудниках и в горняцких посёлках).

Потому что — из тайги редко когда с пацанами без таких «подарков» возвращались. Топор за спину за ремень, кусок хлеба за пазуху, и — айда, к скалам или на озеро.

Не сказка это... Именно — СКАЗ

Оценка: 8
– [  9  ] +

Павел Бажов «Медной горы хозяйка»

Paganist, 3 декабря 2018 г. 13:28

Помню, в детстве была у меня книга «Малахитовая шкатулка», где собраны были сказы Бажова. Читал её в младшем школьном возрасте. Туго шло чтение. И практически ничего в памяти не осталось. Невдомёк было, что не входил я в целевую аудиторию сказов. Что они — для аудитории постарше.

Сказы Бажова перечитываю сейчас, уже взрослым. И только теперь раскрывается всё великолепие этих рассказов об уральских старателях и тайнах гор. Впору пожалеть, что в детстве «промахнулся», прочёл раньше, чем следовало бы. Но лучше позже, чем никогда.

Когда уже подпривыкаешь к стилю автора, атмосфера и места, где происходят события, становятся ещё более загадочными и живыми. Конкретно за данное произведение скажу, что он (сказ) великолепен. Хозяйка горы, или же Малахитница — такой себе дух-хранитель гор. Не добрый и не злой. Когда щедрый, когда жестокий, но всегда непостижимый для простого человека. И концовка — не как в обычных сказках добрая, а жизненная и с моралью. Собственно, так и должно быть. Стихии природы такие и есть: у них свои понятия. И то, что для человека благо, Хозяйке может показаться противным, опасным и так далее. Иными словами, с духами природы, стихиями следует быть очень осторожными.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Павел Бажов «Про Великого Полоза»

Paganist, 2 декабря 2018 г. 00:45

Вот так и узнаёшь, почему одни старатели удачливы, а другие нет. А всё-то дело в Великом Полозе.

Если без шуток, то читая сказы Бажова, погружаешься в какой-то особенный мир. И вроде бы и обычные истории о вполне себе обычных старателях, но место чудесному, волшебному, таинственному всегда есть. Получается эдакая своеобразная профессиональная, узкоспециализированная мифология.

Сама история о Великом Полозе понравилась, хотя осталось ощущение некоей недосказанности.

Отдельно выделю язык. Уральский говор на бумаге выглядит очень художественно и образно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Павел Бажов «У старого рудника»

Paganist, 12 августа 2018 г. 19:49

Интересный текст. Вводная к Уральским сказам. Не случайно в моём сборнике сказов он идёт первым. Читателя знакомят с биографическими фрагментами автора,. Есть в очерке культурологические, исторические и даже минералогические куски. Всё это подаётся для того, чтобы лучше понять дух и атмосферу региона. Что ж, за это автору спасибо. Очень информативно. Много узнал нового что касается и самой жизни на уральских заводах, и непосредственно сказов местных жителей.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Павел Бажов «Дорогое имячко»

Paganist, 12 августа 2018 г. 19:41

Всё то, о чём растолковывает Бажов в очерке «У старого рудника», в этом сказе есть. Таким образом, «Дорогое имячко» — хрестоматийный пример одного из уральских сказов.

Интересно описание старых времён — накануне и сразу после сибирских походов Ермака. Сюжет крутится вокруг алчности людей, падких на драгоценности. С другой стороны — «стары люди», не знавшие огнестрельного оружия и власти золота. Причём непонято, стары люди — аборигены Среднего и Южного Урала, или мифологический элемент. Впрочем, лучше не заморачиваться над этим вопросом, ибо сказ хорош и без расшифровки смыслов. Придаёт ему очарования и своеобразный язык — говор уральцев.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Павел Бажов «Синюшкин колодец»

Метлика, 16 апреля 2018 г. 01:16

Этот сказ обладает жутковатой притягательностью: бабка Синюшка со своим болотным колодцем и длинными руками жутковата даже для Бажова. Она менее добра к людям, чем большинство волшебных бажовских персонажей: Хозяйка медной горы, насколько помню, убивает только жестоких и полностью потерявших совесть, таких, как Северьян убойца. Многие персонажи с этой стороны вообще не показаны. А Синюшка чуть не убила самого Илью и утопила Двоерылко, который конечно вор, но относительно безобидный.

Ранняя смерть Ильи с женой не показалась мне разрушением сказки: это сказка такая, пессимистичная, она так начинается (с демонстрации не лучших черт человеческого характера в виде старушонок, укравших у Ильи последнее) и так заканчивается.

Да и какой-то хэппи энд тут имеется: гг ведь уже хотел идти топиться в этот самый колодец, и встреча с будущей женой отсрочила его смерть, подарила счастье.

Что касается морали русских сказок — мне кажется, как раз в сказах Бажова ее причины раскрываются очень хорошо. Это крепостное право плюс коррупция, которая тоже отчасти следствие кп. Поэтому персонажам сказа «Хрупкая веточка» несмотря на желание и умение работать, не остается ничего, кроме бедности: весь немалый заработок они вынуждены отдавать барину. А персонажам сказа «Змеиный след» везет из-за несчастья: их умирающего отца отпускают на волю только потому, что «никуда его не надо». Из-за этого у них появляется возможность дать взятку приказчику и оформить вольную. И все эти повороты судьбы никак не зависят от воли самих крепостных.

Не удивительно, что на таких примерах возникает своеобразный взгляд на мир с превентивным отказом от надежды добиться чего-то собственными усилиями и надеждой на удачу. По-моему, ясно, что причина такого взгляда это система общественного устройства. И что вот тогда-то, при крепостном праве, многие проблемы народного характера и зародились.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Павел Бажов «Уральские сказы»

komes, 23 июля 2016 г. 00:27

Вот это то, что возьму я с собой: детям и своим, и чужим — читал, протер от пыли сейчас — внукам тоже надо прикоснуться к прекрасному. По мне так, высшая оценка — человек ставит книгу на полку для прочтения со своими детьми. Сказы-Бажов это сочетание-памятник, два издания на бумаге в личной библиотеке — мой малюсенький вклад.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Павел Бажов «Марков камень»

Gourmand, 4 апреля 2015 г. 15:28

Мощнейшая история. Стоило бы прочитать всем любителям российской империи и прочей дребедени. Сюжет прост: барыня захотела молодого мужика, недавно женившегося. Ну и куча трупов в финале. Очень простым, бесхитростным языком рассказанная история. И оттого тем более жуткая. Не Салтычиха, конечно, — тоньше. А всё равно противно, что в моей стране было такое.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Павел Бажов «Далевое глядельце»

Gourmand, 4 апреля 2015 г. 08:36

Отличная фраза: «Не раз ее сжигали да разоряли. Да ведь русский корень! Разве его кто вырвать может, коли он за землю ухватился. Мало того, что отстроится слобода, а еще во все стороны деревни выдвинет, вроде, сказать, заслонов.»

Оценка: 8
– [  5  ] +

Павел Бажов «Огневушка-поскакушка»

Gourmand, 3 апреля 2015 г. 07:18

Ещё один Дух природы, показывающий людям залежи золота: озорная девчушка Огневушка-поскакушка. С этой девицей всё более-менее ясно: даётся золото отважному и приметливому. Ну и чисто российский финал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С первой лопатки такой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай. Дедко Ефим даже поплясал на радостях.

Прихранить богатство не сумели, конечно. Федюнька — малолеток, а Ефим хоть старик, а тоже простота.

Народ со всех сторон кинулся. Потом, понятно, всех согнали начисто, и барин за себя это место перевел.

Быть золотоискателем в России невыгодно, всё равно всё отнимет барин.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Павел Бажов «Змеиный след»

Gourmand, 3 апреля 2015 г. 06:23

Окончание «Про Великого Полоза». Что-то совсем управлять людьми принялся этот Полоз. Парню, который отказался выкупать своего брата, отказал даже в том золоте, которое было добыто и схоронено на огороде. Какой-то прям вершитель человеческих судеб. Странный образ. Мне кажется, такой мог родится только в крепостной России. Ведь и золото моют не на собственном участке, а на помещечьей или государственной земле, сдавать добытое обязаны в контору. Возможно, отсюда такой образ «мужицкого божества», которое в дела государственные не вмешивается. Кстати, в сказе «Дорогое имячко», где «древние люди» собрали всё лежащее на земле золото внутрь горы, никакого Полоза не было и в помине.

Также в рассказе есть мотив «не бери сверх необходимого». Выживший брат перестаёт заниматься золотодобычей, хотя вроде и честный, и добрый, и богатство его не испортило. Но избушку справил, женился — и всё, бросил теребить Полоза. Всё-таки, лучше с уральскими недрами не связываться, не к добру это.

Очень эти Бажовские сказы отличаются от культуры и этики, привычной для меня. Какое-то прям погружение в крепостную Россию, в представление этих бедных подневольных людей о счастье и самоограничении (чтобы не навлечь гнев хозяина? не выделяться из общей массы?). Очень-очень интересно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Павел Бажов «Про Великого Полоза»

Gourmand, 3 апреля 2015 г. 05:51

Довольно интересный образ Великого Полоза. Вообще, все образы у старателей необычны, непонятно, чего, собственно, они от людей хотят (скажем, Хозяйка Медной горы). Ну, вот перед нами другой образ Древней Силы, Хозяин Золота. В этом рассказе он какой-то заботливый к людям, даёт золото тем, кого не «спортит» (не жадные? кому не нужно богатство?), в частности, помогает полуголодным мальчишкам (отец почти калека). Типа добрый и справедливый (Хозяйка, напомню, ценит больше мастерство, талант). Казалось бы, Полозу стоило бы найти сильное племя, стать его тотемом, одарить золотом и тем самым возвысить над окружающими народами. Но как-то у него таких планов нет.

В другом рассказе (Золотой волос (1939)) Полозу на людей, мягко говоря, до фени. Лишь бы дочка не вышла замуж по любви. А тут вот внезапно пожалел детишек.

Оценка: 7
⇑ Наверх