Юрий Аркадьевич Борисов — автор стихов и песен о Гражданской войне, стилизованных под белогвардейские и повстанческие. Их фонограммы, сделанные в годы советской власти на «квартирных» аудио-студиях, в исполнении Валерия Агафонова (1941-1984) вышли в на пластинке «Белая песня» (фирма «Мелодия», 1989).
Родился в голоде Уссурийске Приморского края, где семья жила во время войны. Мать работала кассиршей, кондуктором трамвая, отец был молотобойцем. В июне 1946 года семья вернулась в Ленинград. Юрий воспитывался, в основном, в детдоме Ждановского района на Каменном острове. Учась в третьем классе этой школы, он написал свои первые стихи, причём даже отослал их в газету «Ленинские искры». По всей видимости, они были по-детски наивными, так как ответ пришел с отрицательным отзывом.
После школы с 14 лет учился в ремесленном училище на токаря-револьверщика. Гуляя вместе с друзьями по паркам Каменного острова в окрестностях здания детского дома, Юра увидел оставленный кем-то из его сверстников новенький велосипед — мечту всех послевоенных мальчишек. Потом катались и другие, но вся вина за похищение велосипеда легла на него, за что он получил два года исправительных работ в колонии для несовершеннолетних детей (г. Липецк), где его высокого ростом подростка использовали на вредном для здоровья металлургическом производстве.
К сожалению, исправительные лагеря ещё никого не исправляли, поэтому весь дальнейший путь его жизни был в ещё большей степени испорчен приобретёнными там умениями и навыками лагерных привычек. Вскоре после выхода из колонии Юра с товарищами ночью залез в винный ларёк, распивать вино стали прямо здесь же — возле ларя на скамеечке. Неожиданно подъехали стражи порядка, забрав их всех в милицию. Потом был допрос и суд, по приговору которого Борисова за кражу осудили на четыре года, опять отправив в исправительную колонию.
Освободившись, лет в 18-19 поступил в школу парикмахерского мастерства. По специальностям почти не работал — берег руки для игры на гитаре. На 7-струнной гитаре и аккордеоне играла мама, и Юрий ещё в подростковом возрасте начал играть на гитаре. В середине 60-х познакомился с гитаристом Александром Ивановичем Ковалевым, до войны тот был лауреатом многих премий и конкурсов по классической гитаре. Ковалев учил Юрия играть и тот самозабвенно занимался по 6-7 часов в день. Писал пьесы для гитары (например, «Зеленый кипарис»).
Тогда же Юрий с обострением болезни печени попал в больницу, где познакомился с другим больным, оказавшимся музыкантом ленинградского государственного театра оперы и балета имени С.М. Кирова Дмитрием Тосенко. Через Дмитрия он познакомился с Валерием Агафоновым, ставший ему лучшим другом и соавтором его произведений на много лет вперёд. Как оказалось потом, они вместе даже учились в одном ремесленном училище, хотя друг друга не знали.
Поступил на заочный факультет Московского института культуры, изучал нотную грамоту и композицию, но институт не окончил. После год или два преподавал классическую 6-струнную гитару на платных курсах для взрослых — по 2-3 часа в неделю. Преподавал поочередно в нескольких местах, в том числе в ЛДХС, в Театре народного творчества. Эта работа приносила небольшие доходы, но зато оставляла много свободного времени для занятия любимым делом. С приятелем, художником Виталием Климовым, изготавливал гитары, устроился на склад Фабрики музыкальных инструментов. Изготовили четыре инструмента, на одном из которых («Джульетта») играл Валерий Агафонов. Дружили втроем с Агафоновым и Климовым.
В 1978-1979 по печально-знаменитой статье «за тунеядство» сидел в колонии в Средней Азии, где ещё более подорвал здоровье. Позже, в колонии в Боровичах Новгородской области, где сидел за подделку больничного листа жене Любе, окончил профтехучилище №10 и 30 июня 1984 г. получил диплом столяра-мебельщика 4-го разряда. Эти навыки потом пригодились чтобы заработать на прожитьё: умение работать по дереву позволило изготавливать на продажу качественные курительные трубки.
Скорее всего всерьёз Борисов обратится к поэзии в 1967-1968 годах, по крайней мере к этому времени принято относить его Белую песню «Всё теперь против нас…». Однако, песня на стихи Борисова «Последняя осень» прозвучала уже в 1967 году в фильме «Таинственный монах» (в титрах указано: «Текст песен М.Танича»); затем для фильма «Личной безопасности не гарантирую» (1980) он написал песню «Закатилася зорька за лес...», где её исполнил В. Агафонов (в титрах об авторстве песни вообще ничего не сказано). Эти и другие песни белогвардейского цикла попали на запад, широко исполнялись и считались написанными чуть ли не русскими эмигрантами первой волны. В лагерях «законники» требовали от Борисова песен, в которых воля выглядывала как бы из-за тюремных решёток. Иногда такие стихи у Борисова появлялись, но он их писать не любил — большинство таких песен он даже и не сочинял, а просто интерпретировал.
Борисов не был «борцом с социалистической действительностью» — он ее просто инстинктивно игнорировал и жил как бы за пределами советского общества, в полнейшем отчуждении не только от официальной его стороны, но и от обычной бытовой укорененности. Не желая хоть в малом зависеть от власти, жить по её законам, — Борисов сознательно лишал себя внешних примет социального успеха. Но его бытовая асоциальность — была оборотной стороной его приобщённости к эпохе иной художественной нравственности. Он был свободен смелостью человека, которому нечего терять. Он ощущал свою отверженность, будто идущий в последнюю атаку белый офицер или советский зек на лесоповале. Поэтому и герои его романсов – это загнанные в угол люди, которым «отступать дальше некуда, сзади Японское море».
Живя в эпоху почти всеобщей общественной покорности, Борисов ностальгически тянулся к минувшей эпохе, в которой по его мнению мечты имели обыкновение сбываться, он относил золотой век человечества в прошлое. Отсюда у него и рождались стихи, полные красок, света, лучезарных образов. А вот действительность — была «угрюмой»: в разное время он работал грузчиком в магазине и на киностудии «Ленфильм», дворником, жил в подвалах и на чердаках. И это сменялось лишь отсидками за тунеядство и отсутствие прописки. Интересно, что в стихотворении, там, где автор выступает только от себя, стихи звучат оптимистически, а где звучат множественные нотки, они выражают прямо противоположное настроение.
За год до смерти Борисов перенёс инсульт и был частично парализован; 18 июля 1990 года он потерял сознание, вызвали машину скорой помощи, которая отвезла его в больницу Выборгского района на Поклонную гору, где он скончался в 20.00 вечером этого же дня. Уже смертельно больной, Борисов успел-таки подержать в руках пластинку с записью своих песен в исполнении Валерия Агафонова. Это был большой диск с названием «Белая песня», вышедший в 1989 году на Ленинградской студии грамзаписи. Поэт очень радовался тому, что его труд не забыт.
©borch для fantlab.ru (по материалам сети)