Все отзывы на произведения Рината Таштабанова
Отзывы (всего: 9 шт.)
Рейтинг отзыва
Ринат Таштабанов «Метро 2035: Воскрешая мёртвых»
Miromarh, 10 января 2020 г. 13:46
Итак, первая книга «Вселенной Метро 2035» прочитана. Это «Воскрешая мертвых» Рината Таштабанова. Да, читать я закончил уже неделю назад, но отзыв почему-то решил написать лишь сегодня.
После прочтения «Обратного отсчёта» я сразу понял, что книги Рината – не та литература, которую можно сесть и почитать на перемене или в очереди. Это произведения, при чтении которых нужно вдумываться в каждое слово, чтобы понять ту главную мысль, которую автор хотел донести до читателя. При этом некоторые главы «Воскрешая мертвых», являющуюся прямым продолжением первого романа, я перечитывал по несколько раз и каждый раз видел что-то, чего до этого не замечал.
Начну с того, что «Воскрешая мертвых» сильно отличается от первой книги автора. Здесь упор сделан именно на внутренний мир героев, а не на то, что происходит вокруг. Ринат пытается в мельчайших подробностях показать нам каждого значимого для сюжета персонажа. В первую очередь это Тень, Колесников и Эльза, вокруг которых и строится сюжет. Но не обделили и второстепенных героев: Хлыщ, Яр, Митяй, Расчленитель – все они представлены читателю с разных сторон.
Как и в первой книге, автор не показывает своего отношения к поступкам героев, не делит их на чёрных и белых, а лишь показывает их с нейтральной позиции. Это заставляет самому задуматься и решить для себя, правильно поступил тот или иной персонаж, или нет.
Отдельно хотелось бы остановиться на главном герое. Сергей, Тень, Сергий – всё это этапы его жизни. В этом романе он сильно меняется, опять переходя к новому этапу. И если в отзыве на «Обратный отсчёт» я отмечал, что в него веришь и знаешь, что он не сломается, то здесь Сергий представлен совершенно иным. Честно говоря, заканчивая читать первую книгу, я был уверен, что после распятия единственной целью Тени будет месть. Но своей второй книгой автор поставил меня в тупик. Сергий, если можно так сказать, ломается. У него исчезает тот внутренний стержень, который я также отмечал в предыдущем отзыве. Он отказывается от мести и даже от оружия, которое, как он теперь считает, в его руках приносит смерть всем тем, кого он любит. Да, можно сказать, что он просто переосмыслил свою жизнь после разговоров с настоятелем обители, но я считаю, что что-то внутри него надломилось гораздо раньше. Тем не менее это не сделало его скучным и серым персонажем. Он по-прежнему остаётся центром притяжения для читателя. Но если раньше он притягивал своей несгибаемостью и, если можно так сказать, «негероичностью», то здесь обращаешь внимание на то, как он ведёт бой с самим собой, пытаясь не сойти с ума. И то, что Тень стал Сергием – не минус. Наоборот, это значит, что персонаж не стоит на месте и постоянно меняется. И заслуга в этом прежде всего Рината.
Про беседы с настоятелем тоже хотелось бы сказать пару слов: мне за свою недолгую жизнь уже доводилось общаться со священниками. И некоторые вопросы, которые я им задавал, были аналогичны тем, которые Сергий задавал настоятелю. И тут хотелось бы отметить, что автор отлично сумел передать те ощущения, которые герой испытывал во время этой беседы. Да и ответы настоятеля – лишь одна из позиций, которая необязательно должна быть верной, опять же возвращаясь к отсутствию деления на чёрное и белое.
Выше я писал, что в этом романе упор сделан на героев, но это не значит, что то, за что многие полюбили «Обратный отсчёт» — качественная боевка – исчезло. Во-первых, половина книги – одни большой флэшбэк похода Тени с отрядом чистильщиков к «Гудку». И там перестрелок более чем достаточно. Кстати, не только с людьми. Вообще, этот флэшбэк плотно переплетается с основной сюжетной линией, хоть поначалу и кажется, что они никак не связаны. Во-вторых, грандиозную битву в конце с использованием всех видов вооружения: от мечей и топоров, до бронетехники и гранатомётов. Да и элемент стимпанка в виде пушки, стреляющей газовыми баллонами, неплохо получился.
Также нужно отметить, что в этой книге завершаться все сюжетные линии из этого и предыдущего романов, кроме одной: Колесников – Арсеньев. И вот тут стоит отметить, что в плане дальнейшей судьбы Убежища всё очень туманно, и дальнейшее существование его жителей может стать неплохим сюжетом для спин-оффа в цикле. Было бы весьма интересно.
Что касается самого сюжета, то тут он прост, понятен и предсказуем ещё с конца первой книги. Но тут стоит отметить две вещи: во-первых, это не относится ко флэшбэкам, там всё очень, очень интересно и непредсказуемо; во-вторых, сюжет в этом романе вообще не играет особой роли, поэтому предъявлять автору за отсутствие интриги просто глупо.
А вот то, что мне абсолютно не понравилось, так это мат. Да-да, не удивляйтесь, именно он. И тут дело не в том, что имею что-то против нецензурной лексики в книгах, просто он тут совершенно неуместен. Мат, например, разряжает обстановку там, где это совершенно не нужно, да и вообще диалоги здесь построены таким образом, что брань в них ну никак не вписывается. Это действительно режет глаза. Но в целом диалоги не шаблонны, хоть и не наделены какой-то особенной живостью, как, например, в книгах Татьяны Живовой.
Ещё хотелось бы выделить обложку книги. И здесь я хочу выразить огромную благодарность художнику премиум-серии Павлу Бондаренко: это просто шедевр! Обложка настолько отражает суть книги, что просто нет слов. Да и вообще чёрно-красные тона отлично подходят для подобных произведений.
Что ж, на этом моменте я хочу завершить свой отзыв на второй роман Рината Таштабанова «Воскрешая мёртвых». Книгу, безусловно, как и первую часть, всем рекомендую к прочтению. Каждый найдет в ней что-то для себя и точно не останется равнодушным. Что же насчёт третьей части, о которой многие говорят, то я считаю историю Сергея Сухова законченной, но с превеликим удовольствием прочитаю спин-офф, о котором писал выше. Ринат, спасибо тебе огромное за это ОГНЕННОЕ произведение. Я ни разу не пожалел, что прочитал его. Это достойное завершение дилогии «Хроники мертвых».
Ринат Таштабанов «Метро 2033: Обратный отсчёт»
Miromarh, 10 января 2020 г. 13:46
Всем привет. Не так давно я закончил читать первый роман Рината Таштабанова «Обратный отсчёт» и спешу поделиться впечатлениями от этой книги.
Если честно, то начиная читать это произведение, я рассчитывал на что-то вроде книг Туллио Аволедо. Но я сильно ошибался. Безусловно, чем-то произведения этих авторов похожи, но кто бы что не говорил, это совершенно разные книги.
Чем же меня так впечатлил «Обратный отсчёт», что после прочтения к меня тряслись руки? На этот вопрос я смог ответить не сразу. Безусловно, это очень сильное произведение с хорошо продуманной конструкцией и сюжетом. «Круг должен сомкнуться», и Ринат смыкает его, заканчивая книгу тем, с чего и начал. В романе действие происходит крайне нелинейно: много флэшбэков, резких смен мест действия и действующих лиц, и это по-своему интересно, во всяком случае мне очень понравилось.
Боевая часть тоже описана на уровне. Видно, что автор не понаслышке знает, о чём пишет: перестрелка со снайпером, бой с беспилотником, подготовка засады для каннибалов – всё это прекрасно описано до мельчайших подробностей и не напоминает ту пошаговую боевки, которая часто встречается в книгах постапа. Что уж говорить про описание оружия, снаряжения, кучу сокращений названий, которые я понял, лишь пролистав Вики.
Так же автор много времени уделяет защите от радиации. Читая книгу, понимаешь, что фон-то никуда не делся и лучевая болезнь является опаснейшим врагом сталкеров на поверхности. Главное, о чём беспокоятся разведчики во время боя со снайпером — недолговечные фильтры, которые вот-вот закончатся; а радиопротекторы являются чуть ли не самой ценной вещью, наравне с патронами. Всё это выглядит очень реалистично.
Но всё это, как по мне, далеко не самое главное достоинство книги. То, что я всегда отмечаю в романах о постапе – наличие соответствующей атмосферы – здесь присутствует и описано на высшем уровне. Раньше я считал самыми атмосферными книгами дилогию Аволедо «Бессолнечная Италия», но в этом романе атмосфера передана не чуть ни хуже, если не сказать, лучше. Хотя на этот счёт у меня возникают некие сомнения: скорее всего такое чувство из-за того, что сама книга более приземленная, в ней перед героем не ставится великая миссия, он не обладает сверхспособностями (если не считать ночное зрение), да и место действие – родная сердцу Россия, а не далёкие Рим, Венеция и Милан. Здесь меньше философии, а вот борьба за жизнь видна в каждой строчке, из-за чего у героя не остаётся времени на размышления о высоком. Опять же, написание большей части книги от первого лица тоже добавляет реалистичности и атмосферности.
Но ответ на вопрос о том, почему же у меня тряслись руки даже не в мрачной атмосфере и жестокости. Он кроется в том, что несмотря на то, что в прорисовке персонажей на первый взгляд нет ничего особенного, некоторые их слова, мысли, поступки пробирают до глубины души. Чего только стоит крик Маши: «Только не по животу!» или слова Эльзы: «Тебе было удобно так думать!»
Вообще персонажи романа – отдельная песня. С каждой строчкой моё отношение к тому или иному герою менялось. Яркий пример – каннибалы. На первый взгляд: что может быть отвратительней дикарей, поедающих людей? Но после разговора Эльзы и Тени в пещерах автор как бы намекает, что они эти люди дошли до такого не по своей вине, и ты, сам того не замечая, постепенно проникаешься даже некой симпатией к этим несчастным. Другой пример – Тень. Он вроде как «луч света в тёмном царстве» (спасибо, В. Белинский), но многие его поступки вызывают, мягко говоря, отвращение. Чего только стоит его «приманка» для дикарей.
Про Тень можно говорить очень долго. Его персонаж уникален ещё и тем, что за него ты не переживаешь и не надеешься, что ему повезёт и смерть пройдёт мимо. Ты в него веришь. Знаешь, что Сергей не сломается, всегда найдёт выход. Например, в того же Артёма из «Метро 2033» не особо и верилось. Ты надеялся на то, что по удачному стечению обстоятельств он окажется в нужное время в нужном месте и с нужными людьми. Тень – не такой. Он сам куёт свою судьбу, полагаясь лишь на себя и свои силы. Кстати, любопытная вещь: Сергей взял от Николая не только прозвище, но и цель жизни – месть, думаю, что именно этим он и займётся во втором романе Рината «Воскрешая мёртвых». А, иначе, зачем ему ещё жить?
Несмотря на то, что высокой философии в книге не так много по описанным выше причинам, в романе часто мелькают мысли некоторых героев о том, правильно ли они поступили; можно ли было сделать иначе. Но вот вопросов вроде: Ради чего я живу? Не возникало, это тоже делает книгу по-своему уникальной.
Подводя итог, хочу сказать, что произведение Рината Таштабанова тронуло меня до глубины души. В этой книге есть, наверно, всё: острый сюжет, постоянно держащий тебя в напряжении, несмотря на то, что история, по сути, начинается с конца; экшн, перестрелки, ттх оружия – то, что ценят любители постапа; нужная атмосфера, вкупе с умеренной жёсткостью и жестокостью, которая, как это местами было в книгах Аволедо, не вызывает отвращения; интересные, хорошо прорисованные как главные, так и второстепенные герои; потрясающая реалистичность, которая прекрасно сочетается с некими элементами фантастики; и многое другое. Я рекомендую «Обратный отсчёт» абсолютно всем. Каждый найдёт в истории Тени что-то своё, никто, прочитав книгу, не останется равнодушным.
Также хочу попрощаться с вами на две недели, которые я проведу в лагере. В это время я буду потихоньку читать вторую часть цикла «Хроники мёртвых» «Воскрешая мёртвых». А когда закончу – ждите очередной отзыв.
Ринат Таштабанов «Метро 2035: Воскрешая мёртвых»
Вальдемар Кирк, 31 мая 2019 г. 22:09
Начну с цитаты одного хорошего музыканта: «Смотри пристально, кристально чист ли ты? Твои ли тут черты? — зеркало для героя. Видишь что вокруг? Силен ли твой круг? Кто тут враг или друг? — зеркало для героя. Хватит сил идти, не свернуть с пути, за собой вести? — зеркало для героя. Не кривое ли, не разбито ли, не чужое ли?— зеркало для героя. (Руставели «Зеркало для героя»)
Сергей Сухов теперь абсолютно другой человек. Что меняет его? Во первых общество в котором он находится. Люди окружающее его, оказывают на Сергея прямое влияние. Для того чтобы Тень вновь переродился, он должен забыть все то с помощью чего он все это время мог выживать, держал планку лучшего убийцы и воина. Теперь он гребет лопатой фекалии и абсолютно счастлив. Скажите это легко? А ну ка отложите хотя бы на пару дней смартфон. выключите телевизор и я посмотрю на вас. Но я отклонился от темы.
Вообще люблю истории от первого лица в настоящем времени.
В этой части романа больше флешбеков. Герой роется в своем прошлом, пытается найти ту точку отсчета после которой превратился в чудовище. Теперь он искренен и с самим собой и с окружающими. Он действительно любит, и больше не ненавидит своих врагов. Но ему приходится вновь взять в руки арбалет. Автор нам напрямую говорит «Смотрите как в прошлом, вы заключаете свое будущее». И правда, для того чтобы я не голодал завтра, мне нужно работать сегодня. И тогда оглянувшись назад я пойму что прожил действительно безбедную жизнь.
Воскрешая мертвых это роман-лекарство от отчаяния, от искушения, от эгоизма. Тот кто любит кровавый постап, жесткий, без капли света. Наткнется здесь на преграду, и попросту назовет этот роман слишком углубленной в библию.
Неа, речь в романе не про библию и не про вероисповедание. Речь в романе даже не о добре и зле. Хотя вы можете часто натыкаться на эти слова.
О чем же Воскрешая мертвых? Может быть о том что быть обычным человеком очень тяжело, особенно, когда в мире разруха, и на каждом повороте тебя ждет смерть, ты попросту не готов с ней на рандеву. Этот роман о самопожертвовании — когда тебе дорого то, что ты больше всего ценишь в окружающих тебя людях — самих людей. Этот роман об человеке который слишком долго пробыл в волчьей шкуре. Слишком рано Сергей стал волком, хищником. И слишком много с ним случилось плохого, чтобы он так быстро отпустил тяжесть с сердца.
Каждый герой несет в себе частицу чего-то светлого. Для того чтобы к концу книги распустится и выпустить внутренний свет из себя. Мне помнится картина из рассказа моего соотечественника Бондаренко. Когда враги окружили человек вытащил свое сердце из груди и освещал им путь убегающему своему племени. Также Эльза, Яр, Авдотий, Данила, Азат, Хлыщ, все эти второстепенные герои вселяют в Сергея чувство семьи, оно то и вытесняет скорбь и боль из его груди день изо дня сжиравшее его.
Защищая деревню они готовы к гибели, но люди готовы и биться до конца. Доказательство того что месть не мучает изрезанное сердце Сергея — отрубленная голова врага. Сергей не чувствует после его смерти облегчения, не потому что месть не закончена, а потому что мести вообще не было.
Заканчивая, я хочу сказать что знаю что скорее всего история Тени закончена. Но в душе я все же жажду продолжения.
Можно много еще чего рассказать об этой книге! Определенно в топ! Определенно в мою коллекцию! Огромное спасибо Ринату за отличную историю. Кстати, читая первую часть я так и думал что сначала, это была одна книга, но потом переросла в две. Об этом говорит слитность сюжета, без доп героев и всего прочего.
Ринат Таштабанов «Метро 2033: Обратный отсчёт»
Вальдемар Кирк, 31 мая 2019 г. 22:08
Наверное, самое простое произведение, что я читал из вселенной метро 2033. И это совсем даже не плохо, даже наоборот, слог без всяких острых граней — легко читабелен, и не стоит прилагать особых усилий, чтобы читатель окунулся в свирепый град Подольск.
Сколько нужно приложить усилий, чтобы найти себе в убежище место?
Как человек может закрывать глаза, на бесчинства происходящие там где главный герой пытается стать своим? И не просто своим, я бы даже сказал своим в доску? При этом не потеряв те остатки человечности что еще остались?
Как относится к предательству?
Что такое настоящая дружба, и доверие?
И на конец; что нужно, для того чтобы получить искупление?
Такие вопросы я открыл для себя в романе — обратный отсчет.
Я начну с одной пословицы — рыба гниет с головы. ведь так?
Автор сделал героя мега-везунчиком, с кропотливой борьбой против демонов в своей голове. Причем эти демоны не только в его голове — они окружают его, используют его в той или иной степени. А ведь Сергею просто хотелось выжить! В тот момент когда герой «перерождается» постепенно превращаясь в более похожую копию одного из демонов. Его вытаскивают буквально с того света.
Тень хороший человек с которым случилось много плохого. Хотя, в этой вселенной каждый такой. Главное, какую сторону ты выбираешь. Сергея же ситуация сложилась так, что он теперь должен играть на руку — стать предателем и убийцей. Он крутится в руках своих врагов словно марионетка, и сделать с этим ничего не может.
Ринат раскрывает вопрос дружбы, доверия, и веры. Ведь близкие друзья по команде полностью и полностью, ему доверяют. А что же делает он? В следствии кровавой мясорубки против каннибалов вся группа погибает, а сам тень пытается убежать от них. Как же в тот момент я за него не переживал! И как же можно близко ходить от смерти, дышать и смотреть ей поминутно в лицо! И молитвы-то звучат все чаще и чаще!
И вдруг я задался еще одним вопросом. Если назвать Тень плохим человеком, тогда кем будет Батя? Потерявший рассудок деспот и самодур? Или матка скрупулезно охраняющая свое осиное гнездо? Никакая даже мало идеальная система не потерпит слабых звеньев. Верно?
Роман жирно напичкан отличными хоррор вставками, флешбеками и весьма контрастными деталями. Опасные звери мутанты, люди в противогазах, и мутировавшие каннибалы.
Не хотелось бы спойлерить но распятие стало последним перерождением Сергея-Тени. Любимая, с так и не родившимся ребенком мертва, а он снова жив. Назло врагам и на руку неизвестным людям пожелавшим его спасения. Тень-месть вернется в убежище. Ведь рыба гниет с головы не так ли?
Продолжение следует…
PS: Хочется выразить Ринату большое уважение и спасибо за столь охрененный роман который я проглотил как рыба наживку. Воскрешая мертвых жди меня!
Ринат Таштабанов «Метро 2035: Воскрешая мёртвых»
redcomissar, 28 августа 2018 г. 17:39
«Да воздастся каждому по делам его»
Знаете, есть такие книги, что бьют наотмашь? Кажется, ты догадываешься обо всем наперёд, предугадываешь события опытным взглядом читателя, но герои все равно удивляют. Ведут себя как люди, а не придуманные картонки, и от этого интерес просто зверский. И может, Р. Таштабанов и не открывает Америку, — согласитесь, в рамках «метро» это сделать не так-то просто, хотя сюжет закручен чертовски лихо — зато ты ему веришь. Каждому герою. Будто самому себе.
Если «Обратный отсчет» — это занимательная история о мальчишке, который оказался достаточно умён и смел, чтобы выжить и стать профессионалом своего дела (по сути, книга о сильном человеке, который пытается не погибнуть в суровых реалиях, а они его пытаются убить), то есть «Отсчет...» — это хоть и на голову выше многих книг серии, но все-таки стандартный боевичок, то «Воскрешая Мертвых» — это книга-исповедь.
Это задёрнутые шторы и свет лампад. Это запах ладана и отдалённый хор монахов. Это строгие лики святых. Это высокие своды храма с темнеющей позолотой. И ты, случайно забредший на чужую исповедь, стоящий в углу и украдкой подслушивающий.
Сергей-Тень рассказывает свою историю — такую жуткую, что леденит кровь, и одновременно пронзительно светлую. И тёплую. Как слезы грусти.
От первой части книга отличается разительно: она расставляет все по своим местам. Первая книга словно затравка, начало конца, а дальше — набирающий обороты сюжет, от которого невозможно оторваться. Он жестокий, он несправедливый, он темный как ночные тоннели метро, но зато ты ему веришь. И это самое главное.
Герои. О них хочется сказать отдельно. Здесь героев куда больше, чем в «обратном отсчете», и они уникальны. Это личности, которые раскрываются на протяжении книги, и, поверьте, они ещё успеют удивить. Как прекрасно, что здесь нет сугубо положительных персонажей, да и сам Сергей — человек с огромным грузом ошибок. Которые он совершает, кстати, просто и с особой жестокостью. Который удивляет то злостью и тьмой, то неожиданной человечностью. От которого можно ожидать что угодно, но в итоге все равно ловишь себя на мысли, что с радостью пожмёшь ему руку.
Книг в серии Метро много, но то, что удалось сделать Р. Таштабанову, — это в конечном счёте прорыв. И в плане матчасти, и в плане сюжета, и в плане героев, и в плане подачи материала (настоящее время, повествование-отчёт, которое при этом максимально окунает читателя в его мир). Браво, автор. После прочтения можно просидеть ещё пару минут в ступоре, осмысливая книгу, которая сложилась в целую картину и будто пыльным мешком ударила по голове.
Каждый в этой книге находит своё наказание, кто-то — осмысленно, кто-то — по повелению кармы, но это не значит, что все заканчивается типичным хэппи-эндом. Нет, баллада о Тени — это, во-первых, ужасная боль, а уже потом все остальное.
Удивительно ловко и точно вплетена религия, ведь когда люди становятся стадом, что-то должно их сдерживать, и тут она как нельзя кстати спасает от безумия. Вообще монастырские герои — удивительные. Мудрые и чуткие. Это любовь с первого взгляда. А ещё Расчленитель. Он тоже обаятельный до странности.
Самое страшное, что в каждом из нас, как в Сергее, есть эта Тень. Темная сторона нас самих. Сергей — мы сами, мечущиеся между добром и злом, вечно находящиеся в этой схватке. Но важно лишь то, какая дорога в итоге станет главной. Дорога теней или дорога света.
Спасибо автору за поучительную, грустную, увлекательную и реалистичную историю. Это было просто чудесно.
Ринат Таштабанов «Метро 2035: Воскрешая мёртвых»
Str_Kremen6, 25 августа 2018 г. 19:26
Очень сильный роман, передающий полную картину жестокой реальности постъядерной жизни.
Во-первых, хочется сказать спасибо издательству за решение печатать произведения серии Метро в твердом переплете (цена, правда, немного суровая). Ну не могу я читать роман в мягкой обложке. А тут еще и классная иллюстрация, настраивающая на благоприятное чтение. Во-вторых, хочется сказать спасибо автору за профессионализм. Нет. Профессионализм с большой буквы, ведь во время чтения была заметно тщательная и скрупулезная работа Рината, матчасть, тщательно проработанные персонажи. Такие книги не пишутся месяцами, именно поэтому они так ценны. Ну и последнее: чувствуется вложенная в творение душа. А это дорогого стоит.
На обложке большими цифрами написано возрастное ограничение, и я хочу заметить, что не зря. В книге действительно в изобилии можно встретить и нецензурную лексику и жестокие натуралистичные описания. Но на мой взгляд, автор удачно выбрал данный стиль повествования. Вся суровая послеядерная жизнь, в которой нету места морали и нравственности, а есть только холодный расчет, основанный на законах выживания, передана великолепно. Безжалостно, кроваво, цинично, отвратительно. Автор потратил немало сил, чтобы передать все тяготы людей, переживших страшную масштабную войну. И живые позавидуют мертвым. Именно так. Гнетущую атмосферу ощущаешь всем телом, всей душой. Искренне сопереживаешь выжившим людям, понимая, что точка невозврата сделал их такими жестокими.
Я впервые встречаю столь качественно проработанных персонажей. Конечно, в угоду развития характеров героев было потрачено немало авторских листов, но это того стоило. Я читал, казалось, реальную историю и слушал реальных живых людей, со своим мировоззрением, со своими идеями, со своей мотивацией. Каждого героя можно понять. Как сам признавался автор, он брал прототипы живых людей. Так ли это, или нет, но персонажи вышли ужасающе настоящими. Особенно это касается негодяев.
Как мне показалось, главная тема романа — нравственное перерождение героя. Речи священника очень сильны, и заставили не только Сухова, но и читателя о многом задуматься. Церковный уклад обители необычен, но что-то в нем есть. И эту мораль автор проносит через сотни страниц, заставляя переосмыслить многие нравственные постулаты и ценности. Именно духовный подтекст оказывает сильное впечатление от прочтения книги. Диалоги вгрызаются стальными клешнями в подкорку сознания. Серьезные, живые и острые, как лезвие бритвы.
Также я бы отметил еще два момента. Во-первых, шикарный триллер или даже ужастик, представленный на военной базе «Гудок». Давно я не ощущал такого саспиенса и животного страха. Автор очень качественно передал всю жуть и неизвестность заброшенной части. Я вместе с героями покрывался мурашками, погружаясь в глубокую пучину ужаса, тревоги и паники. Не знаю, как это удалось автору, но меня пробирало до дрожи во многих местах. Любителям качественного хорора однозначно стоит приобрести сию книгу. Во-вторых, неплохой экшн. Особенно это касается финального сражения, где матерые вояки, вооруженные новейшим оружием, встретятся с отчаянным сопротивлением жителей обители, чьим вооружением будут допотопные арбалеты да холодное оружие. Конечно, сам бой описан на среднем уровне (как бы автор не хвалил себя, но вышло не так качественно описать боевые действия), однако, именно то отчаяние, с которым жители монастыря отдавали свои жизни, бросались с баллонами под бмп, врывались в толпу с мечом на перевес, достойно наивысших похвал. Фанатизм, с котором люди защищали свои дома, детей и жен, поражает.
Однако, несмотря на столь лесные отзывы, есть в данном романе и минусы. На мой взгляд некоторые моменты ну чрезмерно затянуты. Я только к середине книги смог привыкнуть к, прощу прощение за столь грубое сравнение, тягомотному стилю автора. Когда для полного описания картины хватит и 10, ну может 15 страниц, автор разводит описания на полноценные 50. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Именно данное выражение отлично подходит. Однако, привыкнув, я все же сполна оценил роман, его посыл и главные задумки автора. Послевкусие было очень приятным. Спасибо, товарищ Ринат. 9\10
Ринат Таштабанов «Метро 2035: Воскрешая мёртвых»
Dobkachleo, 24 июня 2018 г. 23:14
«Харкая кровью»
Рецензия на «Метро 2035: Воскрешая мёртвых» Рината Таштабанова
Знал ли я, что вторая часть дилогии Рината Таштабанова вознесётся в премиум-серию с взрослым рейтингом? Как ни странно, даже не догадывался, пока не сообщили. А ведь это было ожидаемо. Ещё «Обратный отсчёт» показал такую жесть, что кое-какие элементы пришлось смягчать в собственной рецензии, чтобы каждый мог прочитать её спокойно. Сиквел получился на голову мощнее предыдущего тома, и 18+ смотрится на его обложке более чем уместно.
Роман начинается там же, где заканчивается «Обратный отсчёт». Тень попадает в Марково к храмовникам, живущим в монастыре с практически средневековым укладом жизни, где начинается его новая жизнь. Где-то половина сюжета идёт тихо-мирно, прерываясь разве что флэшбеками о вылазке Сухова и других чистильщиков в военную часть под Климовском. Там как раз сосредоточен основной экшен, в то время как в монастыре бывший снайпер привыкает к жизни обычного человека. Когда же флэшбеки вытесняет главный сюжет, боевые сцены, особенно финальное сражение, занимают законное в нём место.
Хотя мне кажется, что события в «Гудке» несколько затянуты, их можно было пересказать в двух словах, харкнуть и растереть, читать про них оказалось довольно увлекательно. Гнетущее чувство «страха из-за угла», неуверенности в том, что видишь, переданы с таким тщанием, что мурашки волей-неволей, а пробегают по спине. Однако, если задуматься, если посмотреть на логотип серии, начинаешь смотреть на эти флэшбеки немного иначе.
Помните ключевую локацию в «Метро 2035»? Радиоцентр в Балашихе. Дмитрий Глуховский переосмыслил почти абсолютную тишину в эфире, списав всё на глушение сигналов. Да, «Вселенная Метро 2033» доказала, что кое-какие сигналы прорываются… да что там, в самой оригинальной трилогии кое-что слышат, а значит, глушилки или не покрывают целиком территорию столицы, или не все они подключены. Я придерживаюсь как раз мнения, что балашихинский радиоцентр подключили только в 2034 году, и он стал ведущим пунктом, а до того отдельные глушилки кое-как отбивали голоса в эфире.
Войсковая часть «Гудок» — часть системы радиоразведки «Круг», здесь установлено антенное оборудование. По части ударили психотропным оружием, и спустя каких-то три года там царит настоящий ад для мозгов. В дальнейшем чистильщики, в соответствии с их названием, зачистили «Гудок», вынесли и вывезли оттуда всё, что плохо лежало, так что, возможно, место стало менее опасным.
О Москве в «Воскрешая мёртвых» не вспоминается вообще, так что, получается, это первый роман, не просто происходящий только в Московской области, но и не отвлекающийся на размышления о столь близкой столице. Сомневаюсь, что автор об этом задумывался, но что если за пропущенные семнадцать лет в Климовск выбрались москвичи, включили глушилку в «Гудке», а Колесникову велели молчать? Тогда злодеи романа мгновенно приобретают второе дно, ведь тайна может грызть изнутри сильнее, чем пренебрежение принципами и обещаниями.
Ринат Таштабанов, насколько мне известно, пока не планирует делать из своего цикла трилогию. Оглядываясь назад, могу согласиться: история рассказана до конца. И хотя остались кое-какие заделы на возможное продолжение, слишком многое произошло в сиквеле, чтобы оставался смысл в дополнениях. Но для фантазии границ нет, и переосмысление роли военной части в рамках «Вселенной Метро 2035» — самое малое, что приходит на ум.
Что-то я сильно отвлёкся на рассуждения и почти ничего не сказал о героях. В центре событий, конечно же, Сергей Сухов. В рецензии на «Обратный отсчёт» я заявлял, что видно его взросление более чем за пятнадцать лет. На этот раз юный Тень и зрелый мне показались почти одинаковыми. Он уже встал на основополагающую ступень своего развития, а вот к новому шагу он примеривается почти до финала. То есть герой претерпевает изменения, но уже не столь заметные, как в первой части. Может быть, это и хорошо, ведь Сухов уже стал Тенью и так просто отказаться от своей сути не может.
По-настоящему коробили диалоги. Нет, они вполне себе на уровне, реалистичные и живые, но больно уж грубые в большинстве своём. Чистильщики и Колесников, а иногда и не только они, говорят с таким презрением по отношению друг к другу, так часто зовут некоторых «тварями», что злость берёт на них. Хочется сунуться ненадолго в книгу и мучительно всех переубивать… Гм. Спокойствие, только спокойствие. Совершенно неприятные личности, короче. Даже те, кого автор выставляет положительными персонажами. Но антигерои и вообще сложные герои нравятся читателям, и мне тоже порой (хотя и не в данном случае), но мы забываем, что выписывать их авторам не так просто. То есть объективно плохих гадёнышей они зачастую любят и умеют в полпинка изобразить, а вот наделить их душой, дать тяжёлый выбор и оправдать принятые решения требует большого труда. И если абстрагироваться от собственных предпочтений, должен признать, что Ринат провёл серьёзную достойную работу. Тот же Батя злодействует не потому, что он просто конченый ублюдок, а потому, что видит в своей жестокости единственный способ спасти общину, чего бы это остальным не стоило.
Про сюжет и активную его часть сильно распространяться не буду. Скажу лишь, что всё выписано хорошо и впечатляюще. Разве что флэшбеки кажутся не слишком уместными в сиквеле, но я об этом уже говорил выше, как и о том, что написаны они ничуть не хуже «реального» времени. Поклонники жестокого, жуткого постапокалипсиса не столько уже в духе Дениса Шабалова, сколько ближе к Туллио Аволедо, полюбят эту книгу однозначно. Остаётся только пожелать автору дальнейших творческих успехов — хоть в рамках «Метро», хоть вне этой вселенной.
Ринат Таштабанов «Метро 2033: Обратный отсчёт»
Dobkachleo, 12 апреля 2016 г. 21:54
«Запускайте часы»
Рецензия на «Метро 2033: Обратный отсчёт» Рината Таштабанова
О том, что в марте выйдет «Обратный отсчёт», я узнал неожиданно. Вячеслав Бакулин намекнул, что намечается большая история, как, в своё время, у Дениса Шабалова. «Право на…» я оценил высоко, и решил, что «Обратный отсчёт» чем-то его напомнит.
Что ж, действительно. Напомнил. «Право на силу» отличалось тем, что подавалось как первый полноценный боевик, а выяснилось, что в нём ещё есть первые полноценные флэшбеки. «Обратный отсчёт» схож в этом отношении с дебютным романом Дениса. Только вот у Рината, по большому счёту, получился… роман-флэшбек. И это заставляет смотреть на мир по-другому.
Роман состоит из двух частей. Первая посвящена событиям через три года после ядерной войны, вторая происходит в привычном 2033 году. Таким образом, автор даёт нам представление, каким был главный герой в начале своего пути, и каким стал, когда вырос. Поначалу Сергей Сухов — будущий Тень — совсем молод, немного нагл и почти не опытен. Тут я, как раз соотнося сюжет мартовской новинки «Вселенной» и «Права на силу», решил, что читателя ждёт ещё одна интересная история обучения, закалки сталкера. Но нет. Героя вместе с читателем Ринат Таштабанов бросает в гущу событий, и все ассоциации с писком уходят на задний план.
Что особо удивило в первой части, так это беспилотник-убийца. Не спорю, такая технология, скорее всего, уже давно существует, но до сих пор их в книгах проекта не было. И, я считаю, автор правильно сделал, что добавил этот БПЛА в текст. Действие не только оживилось, но и стало более серьёзным, более жестоким. Ведь одно дело, когда воюешь против человека-снайпера, и совсем другое — выживаешь под боком у машины для убийств.
В итоге к середине романа мы получаем резко повзрослевшего подростка, у которого ничего не осталось, кроме «трёхлинейки». Друзья мертвы, ставшее домом Убежище не лучшее место для возвращения… И всё-таки он приходит туда, идёт в отряд чистильщиков, повинуясь приказу жестокого Бати, того ещё ублюдка. Действительно ублюдка — бывают разные злодеи в книгах, но такой тип неприятен больше всего, поскольку для него нет толком настоящих ценностей. И его решения приводят к появлению целой бесчеловечной враждебной общины.
Если остановиться на портрете Сухова, каким он был в пятнадцатилетнем возрасте, получится странно. С одной стороны, парень остёр на язык, а с другой, молчит, если спрашивают что-то неприятное. А если спросят, что он думает, то внезапно разрождается не по возрасту выверенными и серьёзными речами. И быстрым взрослением в условиях постъядера не объяснишь такое.
А потом действие резко переносится в 2033 год. Изменения налицо. Теперь Тень — бывший Сергей Сухов — ближе к образу Колесникова, нежели к себе юному. Главное отличие между ним и главой Убежища — любовь к ослепшей девушке, будущей матери его ребёнка. По сути, вся вторая часть основана на знакомом приёме: герой идёт против всех ради любви. Только тут против всех идти может быть чревато. Особенно если во главе их — см. выше — ублюдок, не скупящийся тратить чужие жизни.
Ещё одно изменение, которое выявилось только сейчас, при написании данной рецензии, — Тень не умничает, хотя порой продолжает шутить. (Нет, нет, юмора в книге мало, но он к месту.) Чувствуется, что он изменился, заматерел, посерьёзнел. И вообще, ему есть о ком заботиться, переживать. Если выразиться короче, видно, что автор смог (это не так просто сделать, особенно если пропустить семнадцать лет взросления!) описать, что его герой по-настоящему вырос почти за два десятка лет. Для меня одно из ключевых достоинств «Обратного отсчёта» — то, что ничего не стоит на месте, всё меняется, а люди взрослеют.
Так уж вышло, что в книге есть только один недостаток — местами чрезмерная натуралистичность, которая показывает, как медленно оскотинивается человеческое сообщество в экстремальной ситуации… Который перекрывается многими достоинствами — взрослением героя, яркими эмоциями, живыми диалогами и закрученным сюжетом. И ещё в первой части есть фраза, способная стать отменной цитатой. С позволения автора приведу её здесь, потому что она достойна внимания:
«Стрелку часов теперь заменяет электронное табло дозиметра, на котором постоянно бегут цифры гамма-излучения. Хронометр постапокалипсиса, отмеряющий время жизни и смерти».
Заставляет задуматься. В ней многое заключено. Мир, о котором мы читаем, не столь мил и беззаботен (с оглядкой на злодеев и тёрки), как, например, в книгах Андрея Буторина, и не так суров и мрачен, как у Дмитрия Манасыпова и Туллио Аволедо. Он просто — опасен. И надо быть осторожнее с фантазиями. Эта фраза лучше разных предупреждений характеризует постъядерный мир и все его ужасы.
Читать роман было интересно, и, судя по всему, нас ждёт ещё одно «Право на месть»! Ой, то есть продолжение «Обратного отсчёта», где герой будет мстить ублюдкам из-под Подольской ГКБ. А значит, будем ждать следующей главы этой новой грандиозной истории.
Ринат Таштабанов «Метро 2033: Обратный отсчёт»
Troy777, 3 апреля 2016 г. 21:34
Писательница серии Вселенная МЕТРО 2033 Анна Калинкина:
«После прочтения «Обратного отсчета» первым делом подумала: «Жесть!» Представьте себе стиль Дениса Шабалова, слегка приправленный мистикой и щедро разбавленный безысходностью – и вы получите некоторое представление о новом романе серии. Несмотря на то, что Ринат Таштабанов – дебютант и, что приятно – с портала, пишет он вполне зрелым слогом, а от того, что именно он пишет, то и дело кидает в дрожь.
Убежище в подвале одной из больниц Подольска. Нравы здесь царят самые жуткие. Но все же лучше внутри, чем снаружи, где гуляет ледяной ветер, бродят каннибалы и выродки, да еще кто-то упорно отстреливает сталкеров. Но вот наверх снаряжают нескольких щуплых подростков, никому особо не нужных. Казалось бы, их гибель неминуема, но одному из них очень хочется жить. Смерть грозит отовсюду – из черных провалов окон, из-под земли и даже с воздуха. Сумеет ли он выжить, и если да, то какой ценой? И во что потом превратится его жизнь? Не придется ли живому завидовать мертвым?
От романа невозможно оторваться – едва выбравшись из одной передряги, герой попадает в другую. Что такое обратный отсчет? Это когда люди, попав в невыносимые условия, забывают о цивилизации и вновь уподобляются зверям. Это когда до смерти остается десять секунд… девять… восемь… если, конечно, не случится чуда.
Всем читать обязательно!»