Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Брайана Эвенсона (Brian Evenson)

Отзывы (всего: 100 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Павшие кони»

alexalansmith14, 22 ноября 13:30

Пожалуй, лучше всего этому сборнику подходит определение «специфичный». Это не хорошо и не плохо само по себе, просто так есть — данный набор историй сильно выбивается из... всех возможных рядов — из серии «Мастера ужасов», из формата «собрание рассказов-ужастиков», да даже из выходивших в той же МУ работ коллег Эвенсона по «странному» цеху — Лэнгана, Баррона, Ходжа. Тем не менее, если бы мне нужно было причислить Эвенсона к какому-нибудь ряду, я бы назвал именно эти имена. Ну, и Лиготти, конечно же, куда ж без него.

Это weird fiction, в котором weird часть выкручена на максимум, а остальное местами скручено буквально в ноль, низведено до схематичных набросков, карандашных линий и картонных фигур-силуэтов, на которых маркером написано «персонаж А», «сюжетная функция», «финальный твист». Повторюсь — само по себе это не хорошо и не плохо, просто так есть.

Сверху всё приправлено необычным (для жанра) языком. Авторы weird fiction (Лиготти, Лэнган, et al) обычно любят сложные витиеватые конструкции и длинные предложения. Сложные концепции. Замысловатые идеи. Эвенсон избрал иной путь — он намеренно упрощает всё, чтобы не отвлекать читателя от главного. Он не прячет «странность» своих работ за фасадом видимой нормальности (чтобы потом странность выпрыгнула и сделала «бу!» по заветам дедушки Лавкрафта), о, нет. Предложения — короткие. Имена — не нужны. Иногда даже описания пейзажей и сеттинга не нужны. Долой всё, что отвлекает от главного, от центральной идеи.

(Мне эта схематичность изложения напомнила дебютный сборник Борхеса, кстати, в котором тоже были как будто бы не рассказы, а «рисунки рассказов», как сказал бы один всем известный капитан.)

Как уже было подмечено в других отзывах, центральная идея здесь — увечья, но не обязательно физические. Самые крутые истории (имхо) здесь посвящены увечьям ментальным — безумию, паранойе, психозу, травмам и грузу прошлого. «Павшие кони», «Секта», «Щелчок», «Пыль» — эти рассказы понравились больше всего, потому что они дают реалистичное ощущение погружения в голову больного человека.

Очевидно, это рискованный подход. Далеко не каждый читатель готов на диалог с автором. Автор же совершенно не настроен что-то объяснять, напротив — он задаёт вопросы и удаляется, оставив читателя наедине с озадаченностью. Если читатель к подобному не готов, это может вызвать отторжение и реакции формата «бред», «бессмыслица», «наркомания» — да просто пройдитесь по рассказам по отдельности и почитайте отзывы. У меня самого первой реакцией на Эвенсона было отторжение — я просто не понимал, куда смотреть и что думать.

Только вернувшись к этому сборнику с солидным багажом начитанности, я понял, в чём его прелесть. Сюрприз — в пресловутой недосказанности, схематичности и гротескности. Всё это — не хорошо и не плохо, помните? Это просто черты, делающие данный сборник и данного автора весьма необычными.

Хорошо или плохо — это уже решать лично вам. Но сможете ли вы сделать этот выбор? Готовы ли вы вообще к тому, чтобы перед вами ставили выбор, или вам нужно, чтобы его делали за вас? Вели под ручку, сажали в комнату и приносили еду, крепко запирая за собой дверь?

Готовы ли вы к осознанию, что на самом деле дверь не заперта и никогда не была?..

Оценка: 8
[  4  ]

Брайан Эвенсон «Павшие кони»

Wongraven, 15 января 00:03

Просто гениальный рассказ. Как и большинство рассказов из одноименного сборника, он описывает состояние человека, который не может разобрать, что из происходящего реально, а что является его воображением или бредом. Нам сразу сообщают о том, что главный герой перенес серьезную травму головы, но в мире Эвенсона все не может быть так просто, и представлять все как галлюцинации поврежденного мозга — лишь одна из версий, а истина может лежать гораздо глубже. Или дальше, за пределами мира реального.

Если бы Эвенсон ограничился описанием перемен, происходящих с домом, с семьей ГГ, даже с учетом неоднозначного, пугающего финала, рассказ был бы просто крепким середнячком. Но автор вводит в сюжет историю с «конями Шредингера». Живы или мертвы неподвижно лежащие в загоне кони, которых увидел, совершая прогулку по окрестностям, герой? Для этого нужно подойти или как-то потревожить их, но он боится узнать правду и убегает оттуда. И получается, что для него эти кони, как и знаменитый кот, одновременно живы и мертвы. Позднее ГГ догадывается, что увидел он коней неспроста (кстати, реальны вообще они были, или же это была игра воображения — так же непонятно), и что, выяснив истину о конях, он сможет разгадать загадку происходящего с ним самим и вокруг него. Но сколько он ни ищет, загона снова найти не может и решается на радикальный шаг, который приводит к самым трагическим последствиям.

Вот только приводит ли? Или же все закончилось хорошо (не считая факта безнадежного сумасшествия героя)? Ответа на этот вопрос Эвенсон не дает, и это прекрасно.

10/10

Оценка: 10
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Тело»

Frogman, 18 декабря 2024 г. 19:22

В этом весь Эвенсон. Все его рассказы, где у главного героя даже нет имени являются головоломной подсознательной установкой.

Туфля и женщина. Тело.

О душе и чувствах ноль разговоров.

Преступник раз за разом повторяет свою ужасную процедуру. Как только свободен- рвёт туфлю, женщину и всё сначала.

Намёка на перемены нет. На мораль тоже.

Оценка: 9
[  1  ]

Брайан Эвенсон «Приморский город»

Wongraven, 11 декабря 2024 г. 00:01

Мрачная фантасмагория с пугающей лавкрафтианской атмосферой. Как и в большинстве рассказов Эвенсона, непонятно до конца, что же в самом деле происходило в безымянном приморском городке и какое зло в итоге приняло облик главного героя, но все очень мрачно и тревожно.

И ещё умилил переводчик таким перлом: «он порвал колено на штанах»))). А еще, оказывается у лошадей есть мех! Ну тут, возможно, и у самого автора нелады с зоологией))

Но в общем, достойный рассказ.

Оценка: 8
[  3  ]

Брайан Эвенсон «Тело»

Prosto_Chitatel, 11 ноября 2024 г. 18:01

Странный садо-мазохистский рассказ без начала и конца, где скованного во всех местах мужчину явно маньячного склада характера водят по разным комнтам и пытают различными способами (что характероно — так же мужчины), пытаясь измнеть его внутреннюю суть, что приводит только к тому, что как только он чувствует малейшие признаки свободы от пут, то тут же набрасывается на ближайшего сопровождающего с целью сделать ему как можно больней.

Насколько хоть что-то можно понять, герой-мужчина в жизни ДО специализировался на убийствах женщин, и под конец ему создают собственного клона, в котором он и должен увидеть ту самую женщину, которую все время пытается убить в других человеческих самках. Такое вот самопознание через боль и страдания. Рассмотреть злость на собственное «я», выплескиваемую на противоположный пол. Что-то близкое к классическому: презираешь женщину, потому что боишься женщину. Возможно, в себе. Здесь чуть глубже (если я правильно понял, а это было ой как нелегко): пытаешься уничтожить в себе женскую половину путем уничтожения окружающих тебя женщин. Ну, или что-то фрейдовское про желание собственной матери и кормление грудью до неадекватного возраста — кто знает этих сюрриалистов.

Короткая, но тяжеловесная вещица. Вроде бы опять про то, какое нехорошее в мужиках животное разрушительное начало. И что с этим надо бороться. Но по факту — как будто прочитал несколько страниц пыточного гей-порно.

Оценка: 2
[  2  ]

Брайан Эвенсон «The Tomb of Tal Rasha»

Dem_2842, 28 июля 2024 г. 07:31

Неплохой рассказ от Брайна Эвэнса, успевшего потрудиться в рамках таких франшиз как: «Dead Space» («Martyr», «Catalyst»), «Halo», «Song for the Unraveling of the World», «Last Days» и д.р.

Как и следует из названия, произведение целиком и полностью посвящёно противостоянию бывшего лидера хорадримов с Владыкой Разрушения, Баалом. И в нём есть несколько любопытных моментов. Во-первых, стоит отметить сам формат противостояния парочки, представляющий собой нечто вроде поединка умов. Во-вторых, отдельного упоминания заслуживает избранная Баалом стратегия.

Манипулируя памятью прославленного волшебника, и расставляя акценты в необходимых ему местах, Владыка Разрушения насылает очень убедительные видения. Поэтому с каждым разом Тал Раши становится всё сложнее отличить ложь от правды.

Что в итоге?

● Мы узнаём, как именно, находясь в плену, Баал пытался навязать свою волю, и подчинить себе тело мага.

● Рассказ подтверждает версию происхождения Тал Раши, в которой он является выходцем из клана Аммуит и величайшим магом иллюзий. Вместе с тем, возможно, раскрывая подлинную причину одобрения кандидатуры хорадрима самим Тираэлем.

Оценка: 8
[  1  ]

Брайан Эвенсон «The Tomb of Tal Rasha»

bobchik.ghost, 24 июля 2024 г. 21:32

Этот рассказ меня порадовал — на 8/10. Сначала я скептически к нему относился, но ближе к концовке градус интереса повысился, а сама концовка оказалась классной, не ожидал. Борьба демона и человека сначала казалась банальщиной, что круть-верть, круть-верть, галюны, что человек жертва, но Тал Раша оказался не так прост. Ну и вообще хороший мужик, подвиг реально совершил. =)

Оценка: 8
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Неликвид Уилкокса»

Frogman, 6 марта 2023 г. 14:57

Человек навещает тетушку в Батлеровской психиатрической лечебнице. Его хватает за пуговицу пациент Генри и рассказывает, что некая вещь хочет размножиться. Санитары уводят этого пациента, а ГГ остаётся один в кабинете директора. И тут он видит за стеклом в шкафу непонятную статуэтку..

Он непонятно зачем выкрадывает её. А директор клиники Уилкокс не останавливает. Но ирония в том, что ничего этого не было на самом деле. А от статуэтки теперь не избавиться. Ужаса особого нет, ГГ просто боится оказаться в этой же лечебнице.

Оценка: 7
[  3  ]

Брайан Эвенсон «Очки»

Isha Bhikshu, 27 марта 2021 г. 02:32

Весьма забавный рассказ. Женщина села не на тот поезд, оказалась в пригороде и в тамошней аптеке решила купить очки — аптекарь собрал в подсобке линзы и оправы, даже не попросив денег, но предупредил: вы будете видеть в этих очках нечто необычное, но и вас будут видеть. Здесь мы видим отсылку к рассказу Г.Ф. Лавкрафта «Извне» (но не к фантастическому фильму «Они живут»). Ну, и конечно, очки эти привели к ужасному финалу. За что женщине достался такой подарок, непонятно, но это и не важно. Значит, судьба такая.

Оценка: 9
[  3  ]

Брайан Эвенсон «Song for the Unraveling of the World»

GR0SS, 27 февраля 2021 г. 22:06

Имея опыт знакомства с шедевральным сборником Брайана Эвенсона «Павшие кони», во время прочтения его нового сборника «Song for the Unraveling of the World» трудно отделаться от постоянных сравнений. И эти сравнения, к сожалению, заканчиваются часто не в пользу более нового сборника. Куда больше скучных рассказов, старающихся играть по правилам и не способных тебя как-то сильно удивить (и это в жанре «странной прозы»!). Всплывают сюжеты и трюки из предыдущих произведений, что поднимает вопрос — не исчерпал ли писатель свой запас оригинальных идей?

Но у сборника есть свои особенности и фишки, за которые можно простить многие недостатки. Во-первых, в нем гораздо шире представлена научная фантастика. Все научно-фантастические и пост-апокалиптические рассказы («Smear», «The Hole», «Lord of the Vats», «The Tower», «Kindred Spirit») — светлые пятна сборника.

Во-вторых, Эвенсон решил более глубоко и тонко подойти к «склеиванию» рассказов между собой. Если в сборнике «Павшие кони» единственным скрепляющим элементом между историями являлась мистическая связь между событиями первого и последнего рассказа, то в данной книге все гораздо сложнее. Ключевым рассказом здесь является «Leaking Out», где нам представляют монстра, способного лишать людей воли и манипулировать реальностью. Эвенсон решил, что странным и неожиданным решением было бы распространить власть монстра на события других рассказов. Это проявляется прежде всего в языке. Единственные два рассказа, где употребляется слово leak — это ключевой рассказ «Leaking Out» и финальный рассказ «Lather of Flies», и в обоих произведениях мы встречаем одного и того же монстра. Но и в прочих рассказах можно встретить постоянное использование созвучных слов — lick, flick, возможно и других. Таким образом, монстр как бы свободно «втекает» в рассказы и «вытекает» из них.

С этим связана еще одна повторяющаяся тема сборника — фильмы («Line of Sight», «Room Tone», «Lather of Flies»). В последнем рассказе мы встречаем описанного выше мета-монстра в образе загадочного режиссера, снявшего такие фильмы как «Angel of Death», «River of Blood», «Slow Orchids» и «Lather of Flies». И действительно, монстр, манипулирующий реальностью, по сути является режиссером рассказов, лишая воли персонажей, гоняя их по лабиринту и загоняя в ловушки.

Постойте. «Angel of Death» — это ведь также название одного из рассказов Эвенсона, а «Lather of Flies» — это очевидная отсылка к первому роману писателя «Father of Lies». «River of Blood» и «Slow Orchids» могут быть отсылками к старым рассказам Эвенсона «Blood Drip» и «A Slow Death» соответственно. Неужели этим всесильным монстром-режиссером является сам Брайан Эвенсон?! Не хочет ли Эвенсон сказать, что в «странной прозе» неведомой силой, которая там постоянно фигурирует, является прежде всего воображение писателя? Выглядит правдоподобно.

Получается, многие из плохих рассказов сборника были добавлены прежде всего ради поддержания общей концепции. Стоило ли это того? Могу только сказать, что если сборник «Павшие кони» хорош прежде всего как набор отдельных рассказов, то книга «Song for the Unraveling of the World» хороша прежде всего как единое целое. И та, и другая книги достойны, чтобы с ними познакомиться любителям странного... и мета-странного.

Оценка: 8
[  -2  ]

Брайан Эвенсон «Leaking Out»

GR0SS, 27 февраля 2021 г. 20:35

На первый взгляд перед нами довольно стандартный мистический хоррор про таинственный дом и жуткого монстра. Но настоящую силу монстра читатель, как ни странно, узнает уже после того как перелистнет последнюю страницу рассказа...

Оценка: 7
[  1  ]

Брайан Эвенсон «Lather of Flies»

GR0SS, 27 февраля 2021 г. 20:28

По старой традиции, финальный рассказ у Эвенсона имеет связь с другими новеллами сборника. На этот раз в завершающем рассказе есть отсылки к «Leaking Out». Наиболее забавная из них — упоминание словосочетания «leak out», которое на протяжении сборника использовалось исключительно в рассказе «Leaking Out» (как и само слово leak). Данное упоминание должно как громом поразить читателя, заставляя его вдруг понять в какой мир привел его писатель. И действительно, мы опять, кажется, встречаем знакомого монстра из рассказа, которого успели позабыть. Все действие оказалось лишь игрой этого всесильного дьявола.

P.S. Еще одна отсылка в рассказе — это само название, являющееся анаграммой к названию первого романа Эвенсона «Father of Lies».

Оценка: 7
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Kindred Spirit»

GR0SS, 27 февраля 2021 г. 19:46

Еще один отличный пример мрачной и странной научной фантастики, которая не вдается в технические детали, а концентрируется на жути субъективного и межличностного. Находчиво в этом плане использован взгляд от лица искусственного интеллекта, старающегося понять свою миссию и место в мире. Несовершенный, неотрефлексированный, он понимает мир вокруг себя не лучше, чем протагонисты-люди в других рассказах Эвенсона.

Оценка: 8
[  1  ]

Брайан Эвенсон «Trigger Warnings»

GR0SS, 27 февраля 2021 г. 13:04

Зная Эвенсона по рассказам и интервью, трудно представить, что он мог написать подобный рассказ. Он странный, но не в эвенсоновском смысле. Возможно, это какой-то комментарий по поводу удушающей писателя политкорректности (в молодости он стал жертвой «цензуры»). Но я рад, что встретил в этом сборнике «что-то совершенно иное».

Завершить отзыв хотелось бы цитатой из рассказа: «армия республиканских мексиканских карликов-рестлеров, возглавляемая Колином Хэнксом сталкивается с пылающими мормонскими призраками-психиатрами-ампутантами в моем рассказе «Распевание псалмов», в котором каждая армия старается петь псалмы лучше другой, а судит все это Бог-транс».

Оценка: 7
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Line of Sight»

GR0SS, 27 февраля 2021 г. 12:43

Перекликающиеся друг с другом рассказы в сборниках Эвенсона — не новость. В сборнике «Павшие кони» мы имеем восхитительную ленту Мёбиуса в виде первого и последнего рассказов «Черная кора» и «Кровавая капель». В данном сборнике, «Song for the Unraveling of the World», мы уже видели поразительно похожие друг на друга по завязке «Smear» и «Lord of the Vats», правда никакой глубокой связи между ними мне найти не удалось. Совсем другое дело данный рассказ, «Line of Sight» на фоне другого рассказа сборника «Room Tone». Последний показывал перфекционизм одержимого творца, который наверняка потерял связь с реальностью в погоне за искоренением мельчайших (и наверняка выдуманных) недостатков произведения. «Line of Sight» также показывает кинодеятеля, одержимого искоренением неуловимого чувства неправильности, которое осталось в на первый взгляд идеальной картине. Вопреки нашим ожиданиям, сформировавшимся после «Room Tone», оказывается, что в картине и правда было кое-что странное и потустороннее.

С помощью мета-техник писатель опять добился своей цели — оставить читателя потерянным между объективностью и субъективностью странного. Зная функциональное значение в целом скучного рассказа «Room Tone», можно несколько более снисходительно к нему отнестись.

Оценка: 8
[  0  ]

Брайан Эвенсон «Menno»

GR0SS, 27 февраля 2021 г. 12:09

Неплохая история про паранойю, в которой в традиционном для Эвенсона стиле мы не знаем — либо герой сошел с ума, поэтому видит странные вещи, либо странные вещи постепенно сводят героя с ума. Рассказ относится к группе «бытовых» историй Эвенсона, эксплуатирующих повседневные странности, с которыми встречаются люди.

Оценка: 7
[  1  ]

Брайан Эвенсон «Очки»

GR0SS, 26 февраля 2021 г. 22:04

Перед нами довольно обычная страшилка про очки, и получаем от нее ровно то, что ожидаем, когда слышим это словосочетание. Новелла будто бы создана чтобы быть филлером для лавкрафтианского сборника, но совсем не того ожидаешь от автора «Павших коней», «Щелчка» и «Кровавой капели».

Оценка: 6
[  1  ]

Брайан Эвенсон «Lord of the Vats»

GR0SS, 26 февраля 2021 г. 19:11

Объективно хороший рассказ, выделяющийся из всего сборника. Настоящий космический хоррор (space horror, а не cosmic horror) с элементами мистики. Жуткий рассказ, еще раз напоминающий людям будущего ни за что не соглашаться лететь в капсулах для криосна на дальние расстояния в космосе.

Оценка: 8
[  1  ]

Брайан Эвенсон «Wanderlust»

GR0SS, 26 февраля 2021 г. 11:56

Героя поражает мания, которая вынуждает его скитаться по городам. Конечное место назначения героя вызовет удивление даже у подготовленного читателя.

Редкая попытка Эвенсона описать странное не как отдельные события, а как некую мировую закономерность. То есть перед нами настоящая спекулятивная фантастика. Обидно, что Эвенсон от 2016 г. явно справился бы с задачей лучше.

Оценка: 7
[  3  ]

Брайан Эвенсон «The Glistening World»

GR0SS, 25 февраля 2021 г. 22:44

Эвенсон гиперболизирует наши паранойи — секундное сомнение в рациональности нашего мира, которое обычные люди периодически испытывают, писатель разворачивает до масштабов рассказа. Так, если последовать за странным чуваком, который весь вечер попадается тебе на глаза, то найдешь что-то странное, что может изменить твою жизнь в лучшую или худшую сторону.

К сожалению, хоть и рассказ довольно жуткий, но он ощущается невдохновленным. Все то же самое у писателя получалось намного лучше в других произведениях.

Оценка: 6
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Smear»

GR0SS, 25 февраля 2021 г. 22:30

Специалист по странному и жуткому Эвенсон опять взялся за научную фантастику. Что может быть странного и жуткого в научной фантастике? Да вообще много что. Например, из-за ошибки в системе корабля проснуться во время межзвездного перелета и годами быть запертым в одном помещении с ненадежным искусственным интеллектом и странным пятном на стене. Почему ИИ не видит пятно? Почему с телом происходят странные изменения? Почему, в конце концов, интерфейс называется интерфейсом; как это — «между лицом»? Странную и жуткую научную фантастику создать можно, но в данном произведении потенциал не раскрыт полностью.

Оценка: 7
[  1  ]

Брайан Эвенсон «The Cardiacs»

GR0SS, 24 февраля 2021 г. 20:07

Рассказ про фокусника, который оказался больше, чем просто фокусником.

Из всех рассказов Эвенсона, что я прочитал к этому моменту, этот — самый короткий и самый худший. В отличие от более удачных рассказов-огрызков, этому не удается ни создать атмосферу, ни предложить интересную идею, ни представить интригующую недосказанность.

Оценка: 4
[  0  ]

Брайан Эвенсон «A Disappearance»

GR0SS, 24 февраля 2021 г. 20:02

Мрачная криминальная новелла про отношения. То немногое, что сближает ее с остальными произведениями Эвенсона — тема судьбы и минималистичный стиль письма. Последнее, однако, не идет на пользу произведениям такого жанра.

Оценка: 5
[  1  ]

Брайан Эвенсон «The Tower»

GR0SS, 24 февраля 2021 г. 15:34

Рассказ в жанре странного пост-апокалипсиса. Жизнь в разрушенном мире сложна, и когда надежды не остается, нужно рискнуть — отправиться в неведомую башню (разрушенный небоскреб?), из которой еще никто не возвращался. В рассказе присутствует традиционная для писателя тема «странных живых мертвецов» — существ с паранормальными способностями, в которых персонажи превращаются после смерти. Но разве в таком обреченном мире не лучше быть ими, чем жалкими людишками?

Оценка: 7
[  2  ]

Брайан Эвенсон «The Hole»

GR0SS, 24 февраля 2021 г. 15:27

На этот раз через эвенсонову машину странного пропустили научную фантастику. Протагонист отправляется прочёсывать неведомую местность в поисках пропавшего товарища. В процессе поиска он случайно проваливается в дыру и обнаруживает там своего друга в состоянии, которое можно проще всего описать как нежить. Неживой товарищ, как и сам герой, хочет выбраться из дыры, но с помощью обычных человеческих средств это, кажется невозможно...

Артхаусный минималистический стиль повествования как всегда не дает понять где, когда и что происходит. Странно все вокруг: местность по которой идет герой (другая планета?), дыра, в которую персонажи проваливаются (не выглядит как естественный объект), состояние пропавшего товарища (какие силы его оживили?), онтологический статус происходящих событий (все это приснилось герою во время ночевки или может быть причудилось от удара головой во время падения?), а также абсолютно все, что происходит в рассказе после падения героя в дыру.

Оценка: 8
[  0  ]

Брайан Эвенсон «Shirts and Skins»

GR0SS, 22 февраля 2021 г. 10:18

Мы имеем повторяющийся мотив в творчестве автора или сборник задуман чтобы быть зеркальным отражением сборника «Павшие кони»? Как бы то ни было, в данном рассказе, как и в новелле «Секта» («Культ»), мы имеем протагониста, застрявшего в токсичных отношениях с властной и манипулятивной особой. Герой и рад бы выбраться, но что-то не позволяет ему, будто бы девушка выкачивает из него всю волю к сопротивлению. Эвенсон опять исследует фатализм и беззащитность, на этот раз обходится почти без вмешательства потусторонних сил.

Оценка: 6
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Room Tone»

GR0SS, 21 февраля 2021 г. 14:41

Триллер про артистическую одержимость без каких-либо фантастических элементов. Желание добавить разнообразие в сборник понятно, но проблема заключается в том, что рассказ сам по себе незамысловатый и раскусывается уже к середине. Я, правда, ожидал, что в конце история примет немного странный оборот, но не дождался.

P.S. После прочтения дальнейших новелл сборника станет понятно зачем был нужен этот в целом скучный рассказ.

Оценка: 6
[  2  ]

Брайан Эвенсон «The Second Door»

GR0SS, 21 февраля 2021 г. 12:53

Рассказ представляет один из самых загадочных миров из тех, которые писатель создавал. Брат и сестра, то ли люди, то ли куклы, живут в доме, который и не совсем дом. Жилище располагается где-то на границе между реальностями, а внешний мир постоянно угрожает смертью тем, кто осмелится туда выбраться. В один момент сестра начинает говорить на языке, который брат не понимает, и тот начинает предполагать, что его сестра уже не совсем и сестра.

Всегда приятно видеть, что писатель хоть и все чаще склоняется ко вполне «понятной» литературе и классическим жанрам, все еще способен создать, как бы кто-нибудь сказал, «что-то совсем невнятное», радуя нас, любителей «странной литературы».

Оценка: 8
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Сёстры»

GR0SS, 21 февраля 2021 г. 12:07

Что ни говори, рассказы в сборниках Эвенсона отличаются разнообразием. В данной новелле мы имеем не характерный для Эвенсона «обратный» хоррор, где протагонистами являются те самые странные существа, которые обычно у автора не дают покоя людям-протагонистам. Рассказ отличает также немного ироничный тон. В остальном ничего примечательного в рассказе нет, ничего не «взрывает мозг». Пойдет как «филлер», но хотелось бы побольше «киллеров».

Оценка: 7
[  0  ]

Брайан Эвенсон «Song for the Unravelling of the World»

GR0SS, 19 февраля 2021 г. 11:48

История про психически нестабильного человека, как и в другом рассказе Эвенсона «Щелчок», поднимает вопрос — может ли человек нести ответственность за поступки, о которых он не помнит и которые были совершены, кажется, альтернативной личностью человека? Неплохая психологическая драма-триллер, приправленная странностью.

Оценка: 7
[  5  ]

Брайан Эвенсон «Неликвид Уилкокса»

Isha Bhikshu, 19 февраля 2021 г. 01:35

Вот наконец-то в сборнике «Чёрные крылья Ктулху 2» мне попался рассказ с интересным сюжетом и продуманной концовкой. Один человек приходит в сумасшедший дом, чтобы навестить свою тётю, и странный пациент, прятавший в руке осколок стекла, предупреждает его, что некая статуэтка может размножиться. Главный герой увидел эту статуэтку в кабинете главного врача и зачем-то украл её. Далее происходят странные явления — статуэтка каждое утро оказывается возле его кровати, куда бы он её не выбрасывал. Наконец, главный герой придумал, как от неё избавиться. Не буду раскрывать сюжет, добавлю лишь, что Уилкокс — это тот скульптор из повести Г.Ф. Лавкрафта «Зов Ктулху», что вылепил зловещий барельеф, пребывая в состоянии сомнамбулизма. А в этом рассказе мы имеем дело с неудачной скульптурой Уилкокса.

Оценка: 10
[  1  ]

Брайан Эвенсон «No Matter Which Way We Turned»

GR0SS, 18 февраля 2021 г. 20:08

Кто-то бы написал, что этот рассказ — жалкий огрызок непонятно чего. Но для меня это идеальный рассказ. Это настоящее определение странной литературы. Нет никаких намеков на то, что происходящее кому-то причудилось, или что действие происходит в фэнтези-мире; нет попыток логически обосновать происходящее. Просто странные вещи творятся в нашем мире без каких-либо причин. «Как бы мы не поворачивали девочку, у нее не было лица». Без предисловий и раскачки, сразу в бой — идеальное начало для сборника weird fiction.

Оценка: 8
[  0  ]

Брайан Эвенсон «Born Stillborn»

GR0SS, 18 февраля 2021 г. 19:54

Перед нами классическая «шиза», напоминающая предыдущий рассказ Эвенсона «Павшие кони». Эвенсон играет в известную ему игру на знакомом поле. Как получается? Как всегда хорошо. Но сколько еще мы сможем прочитать одного и того же, прежде чем начнет надоедать?

Оценка: 7
[  4  ]

Брайан Эвенсон «Кровавая капель»

GR0SS, 17 февраля 2021 г. 01:47

Безумие — разве не ради этого мы читаем Эвенсона? Последний рассказ сборника предоставляет достаточно безумия читателю на дорожку. «Кровавая капель» — это кислотный вестерн в стиле «Мертвеца», в котором двое разбойников совершают неудачное нападение на город. Один из них умирает, но не покидает мир живых, так как не осознал свою смерть. Мертвый разбойник — главный источник странности в рассказе и, пожалуй, наиболее странный персонаж в сборнике. Он пересказывает сон своего товарища, а этот сон одновременно является первым рассказом сборника, в котором они оба являются другими персонажами. Тем самым последний рассказ сборника психоделически переходит в первый, как стороны ленты Мёбиуса.

Как и «странный» персонаж первой новеллы, мертвый разбойник любит рассказывать истории перед костром, и имеет мистическую связь с читателем. Если первый подготовил читателя к литературному приключению, то последнему выпала миссия потушить костер. «Могу ли я закончить свой рассказ?» — спрашивает мертвец напарника, а также читателя. Не дождавшись ответа, он похищает душу первого, а также, возможно, и второго.

Оценка: 9
[  3  ]

Брайан Эвенсон «Щелчок»

GR0SS, 16 февраля 2021 г. 23:03

Потеря памяти — стандартный художественный прием, но также и удачная стартовая основа для рассказа о том, как мир вокруг героя стал странным. Травма головы напрочь выбивает у героя воспоминания о том, что он совершил что-то ужасное. Данный рассказ — это записки героя, пытающегося хоть что-то вспомнить. Но записи получаются нестабильными, в них перемешиваются прошлое и настоящее, герой не знает какие воспоминания являются правдой, какие персонажи реальны, является ли он собой или кем-то другим, сходит ли он с ума, или же это мир распадается.

Эвенсон смог убедительно погрузить читателя в происходящее, заставить его чувствовать себя на месте протагониста. И здесь любимый автором прием обрывков ощущений играет большую роль. Вместо того, чтобы написать «герой был в больнице; над ним склонились врачи в хирургических масках; в его горле была эндотрахеальная трубка», он пишет «герой лежал в кровати, но это не была его кровать; над ним склонились люди без нижней половины лица; когда он пытался сглотнуть, что-то ему мешало».

Убедительно передано известное многим чувство невластности над собой как результат болезни: запутанность мыслей, вата в голове, непослушность тела, ощущение слабости и постоянное нахождение на границе сна и бодрствования.

Я обожаю короткие треш-рассказы Эвенсона типа «Оцепенение», «Эрозия», «Три унижения» и «Стоны», и совершенно понятно почему они кому-то могут не понравиться. В отличие от них «Щелчок» — небольшой шедевр, с которым даже скептикам придется считаться. Если «Эрозия» — это хаос, то «Щелчок» — это управляемый хаос. Когда Эвенсон уснул, думая о своих рассказах, «Щелчок» — это то, что сложилось из них под утро. Это всё лучшее из его остальных рассказов: здесь и кафкианский страх наказания за неизвестный тебе проступок («Отчет»), и психическое расстройство как результат некоего происшествия («Павшие кони»), и боязнь остаться беззащитным («Эрозия»). И хоть я предпочитаю короткие, но эффектные рассказы-обрывки, «Щелчок» объективно возвышается над всеми ними.

Оценка: 9
[  1  ]

Брайан Эвенсон «Окно»

GR0SS, 16 февраля 2021 г. 15:11

Довольно простая «квартирная» страшилка о том, как герой в темноте ночью увидел нечто. Рассказ не заслуживал бы того, чтобы быть в этом сборнике, если бы «нечто» не было немного «странным». Подобный страх знаком многим, и возможно, писатель хотел передать именно свой опыт. Но на фоне других рассказов этот выглядит блекло и, кажется, плохо продуман. Почему протагонист не сфотографировал существо или оставшиеся после него следы? Куда делся кусок существа, оставшийся в квартире? Да, герои Эвенсона очень трусливые, но сводящий с ума страх мести от существа, не демонстрировавшего никакой агрессии, выглядит несколько преувеличенным.

Оценка: 6
[  0  ]

Брайан Эвенсон «Стоны»

GR0SS, 16 февраля 2021 г. 13:25

Еще один рассказ про измененные состояния сознания. Мы уже видели у Эвенсона как сознание меняется под влиянием паранойи («Приморский город», «Дальше Рино»), шизофрении («Павшие кони») и инопланетных субстанций («Пыль»). Логичным продолжением этого списка является тема психоделических наркотиков, и в данном рассказе она с лихвой раскрывается.

В общине хиппи герой пробует ЛСД, но кислота почему-то оказывается особенно сильной, и герой попадает в больницу. После этого восприятие мира у героя радикально меняется, к нему постоянно возвращается трип и, кажется, в итоге даже сводит с ума.

Любители реалистического подхода в стиле «Пыли» будут разочарованы, но ценители настоящего Эвенсона по достоинству оценят авторскую чувствительность к странному и убедительное психоделическое воображение.

Оценка: 8
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Любой труп»

GR0SS, 16 февраля 2021 г. 00:33

Рассказ переносит нас в фэнтезийный мир, странность которого можно ощутить, суммировав происходящее: временами там с неба падают куски мяса, которые потом подбирают гуманоидные создания, зовущиеся «меблировщиками», и пытаются продать их людям в пещерах в обмен на бусы. Люди же не хотят мяса, а хотят достать целые трупы людей, которые потом можно будет оживить с помощью особого ритуала на неких «табулатурах» и расспросить об их секретах.

Учитывая описание «экономической системы» этого мира и присутствие черного юмора, можно предположить, что рассказ является сатирой на современное общество. Однако это противоречит кредо сборника, сформулированному в рассказе «Черная кора»: воспринимайте все буквально и не пытайтесь ничего додумывать.

С другой стороны, это первый рассказ из сборника, который все же оставляет желание додумывать оставленное за скобками и узнать больше об этом странном мире (эффект Хидэтаки Миядзаки).

Оценка: 8
[  1  ]

Брайан Эвенсон «Медвежье Сердце™»

GR0SS, 15 февраля 2021 г. 20:39

Очень средненький мистический рассказ про плюшевого мишку, ожившего из-за того, что на проигрыватель внутри него записали сердцебиение еще не родившегося ребенка. Мишка ведет себя как типичный одержимый неодушевленный предмет в сотнях других мистических произведений: появляется где его не ждут, возвращается, когда его выкидывают, загадочно посматривает на героев.

Оценка: 5
[  5  ]

Брайан Эвенсон «Секта»

GR0SS, 15 февраля 2021 г. 19:03

В этом рассказе Эвенсон показывает протагониста в совершенно нормальном мире, но в отношениях со «странной» девушкой. Ад — это другие, говорил Сартр. Особенно если эти другие — это нестабильная влюбленная в тебя по уши социопатка с ножом. Нельзя победить странное, не поняв его сути, а понять суть странного невозможно. Вот и протагонист, подобно героям других рассказов сборника, кажется, смиряется со своей долей.

Интерпретация названия как «культ женщины» выглядит интересной, но мне кажется, все намного проще. Рассказ называется «Культ» по той же причине, по которой рассказ про измену героини с двуруким мужчиной называется «Оцепенение». То есть без всякой причины. Просто потому что данные слова встречаются в рассказе.

Оценка: 7
[  5  ]

Брайан Эвенсон «Павшие кони»

GR0SS, 15 февраля 2021 г. 18:13

Рассказ ведется от лица человека, пережившего некое происшествие, после чего мир вокруг становится странным. В отличие прочих рассказов сборника, в этом гораздо больше намеков на то, что герой попросту сошел с ума. Один из его многочисленных глюков, ставший символом всего сборника — кони, которых герой видит одновременно и живыми, и мертвыми («павшими»). Никто кроме Эвенсона лучше бы не смог показать восприятие, мышление и логику людей, больных шизофренией.

Оценка: 8
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Карание»

GR0SS, 15 февраля 2021 г. 17:46

А что если бы детские забавы были более странными, подумал писатель. В рассказе дети придумали трансгрессивную игру со всё возрастающими ставками: они по очереди должны «карать» друг друга разными способами, один неприятней другого. Один оттяпал другому палец, после чего мальцов развели родители. Но пострадавший все ждет, когда настанет его ход...

Оценка: 6
[  5  ]

Брайан Эвенсон «Чёрная кора»

GR0SS, 15 февраля 2021 г. 17:24

Мне нравится идея о том, что данный рассказ следует воспринимать как введение или даже инструкцию ко всему сборнику. В «Черной коре» «странный» ковбой рассказывает «обычному» ковбою очень короткую и странную историю. На недоумение последнего первый отвечает, что не стоит искать в этой истории скрытые смыслы и логику, ее нужно воспринимать как она есть, ничего не привнося извне. Именно это и является посылом читателю. Эвенсон понимает, что не всем читателям придутся по душе его рассказы, вот и «обычный» ковбой не желает больше слушать странные истории «странного» ковбоя. Но тем не менее тот начинает рассказывать новую историю, и читателя ждет следующий рассказ...

Оценка: 9
[  2  ]

Брайан Эвенсон «Отчёт»

GR0SS, 15 февраля 2021 г. 17:21

В этом рассказе автор наиболее близко подходит к «Процессу» Кафки. Традиционные для автора неведомые внешние силы здесь приобретают вид государственно-политической власти, настолько необузданной и всесильной, что ее жертвам остается только гадать, что же они сделали не так и что теперь с ними будет.

Оценка: 7
[  4  ]

Брайан Эвенсон «Дальше Рино»

GR0SS, 15 февраля 2021 г. 15:04

В мирах Эвенсона героям только и остается что надеяться, что их путь не будет слишком «странным». Если в дороге ты замечаешь, что солнце уже несколько часов не сдвигается с места, куда-то делись дорожные знаки, а сигнал на мобильном телефоне отсутствует без видимых на то причин, то самое время развернуться и отправиться назад: дальше будет только хуже.

Эвенсона критикуют за туманность и недосказанность. Но ведь его рассказы как раз и созданы для того, чтобы передать ощущение недопонимания и потери контроля над своей жизнью. Лавкрафт и есть в первую очередь об этом, а не о тысячелетних монстрах на дне океана (к вопросу о том, что этот рассказ делает в лавкравтианском сборнике).

Оценка: 8
[  1  ]

Брайан Эвенсон «Пыль»

GR0SS, 14 февраля 2021 г. 12:07

В данном рассказе автор променял вирд на посредственную, безжизненную, предсказуемую детективную историю. Автор, пожалуйста, не слушай российских рецензентов и возвращайся к тому, что у тебя хорошо получается.

Оценка: 5
[  6  ]

Брайан Эвенсон «Приморский город»

GR0SS, 13 февраля 2021 г. 14:30

Обращаясь к образу домоседа, вынужденного наконец отправиться за границу, Эвенсон иллюстрирует страх чужого, незнакомого, чувство брошенности, оставленности наедине с тем, что ты не понимаешь. В воспаленном страхом и изоляцией воображении странные вещи кажутся еще страннее, совпадения видятся как заговоры, а на периферии сознания в тенях мерещатся монстры. Но скоро все это закончится и всему найдется логичное объяснение. Или не найдется.

Оценка: 7
[  6  ]

Брайан Эвенсон «Три унижения»

GR0SS, 13 февраля 2021 г. 00:34

В отличие от большинства прочитавших здесь этот рассказ, я считаю что он отлично вписывается в сборник, ведь это сборник «странной литературы», старающийся удивить нас все более неожиданными способами. Без этого рассказа он не был бы полным — без этого короткого, простого, грубо реалистичного медицинского рассказа с оттенком сюрреализма в стиле кроненбергского фильма «Связанные насмерть». Никакого скрытого смысла, никаких метафор, только мрак, страдание и унижение, на этот раз не такие уж и фантастические.

Оценка: 7
[  8  ]

Брайан Эвенсон «Павшие кони»

GR0SS, 12 февраля 2021 г. 13:51

В случае, если вам интересы нестандартные произведения и новые западные литературные течения, низкие оценки на российских литературных сайтах могут быть хорошим знаком. В данном случае это именно так. Российский читатель пока плохо понимает суть «странной литературы», особенно вдохновленной постмодернистской философией, и при ее оценке оперирует выражениями, которые в системе координат жанра не имеют никакой ценности: «лютый и невменяемый бред», «скрытый смысл», «отсутствие сюжета».

Можно было бы предположить, что такие читатели будут также негодовать от «бессмысленной» прозы Кафки, влияние которого отчетливо прослеживается у Эвенсона. Но к счастью область легитимного для российской читающей аудитории уже более или менее распространилась на классиков модернизма.

Культура отражает условия существования общества, и хочется надеяться, что постепенно в российской зоне легитимного окажутся и такие писатели как Эвенсон, а бредятиной будут называть уже другие, еще более «странные» произведения.

Оценка: 9
[  5  ]

Брайан Эвенсон «Мученик»

EagleSky, 15 августа 2020 г. 14:42

Dead Space: Мученик проливает свет на события, произошедшие задолго до первой части одноименной игры. Книга расскажет, кем был Майкл Альтман, как он открыл религию Юнитологию и кто создал второй обелиск.

Автор Брайан Эвенсон, судя по рейтингам других его произведений (сам, признаюсь, не читал), не является писателем, радующим публику какими то запоминающимися книгами. Следовательно и Dead Space: Мученик не может похвастаться взрывающими мозг поворотами сюжета, изобретательными речевыми оборотами, хорошо прописанными персонажами или другими аспектами, делающие эту книгу чем то особенным.

Тем не менее, это не делает её плохой. Свою работу она выполняет — знакомит нас чуточку больше с миром Мертвого Космоса и при этом легко читается.

И все же, после прочтения остаются вопросы, ответы на которые, возможно, уже есть в следующих играх. К примеру — откуда же взялся первый обелиск? Чего он действительно хочет? Как построили его копию? И так далее.

Людям, желающим углубиться во вселенную Мертвого Космоса книга будет скорее полезна, чем нет. Остальным же посоветую сперва сыграть в первую часть игры, и только потом, если эта вселенная вас заинтересует, ознакомиться с данной книгой. В иных случаях — есть много фантастики или ужасов, смотря зачем вы сюда пришли, гораздо лучше, чем Dead Space: Мученик.

P. S. Не знаю как сейчас, но когда я читал книгу, не смог найти нормальный перевод. Читал любительский, сделанный энтузиастами, со всеми вытекающими очепятками. К примеру, там фигурировало не безизвестное «ихний». И я думаю, речь вряд-ли шла о новом химическом элементе ;)

Оценка: 7
⇑ Наверх