fantlab ru

Все отзывы на произведения Игоря Илюшина

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Игорь Илюшин «След небес»

Dobkachleo, 17 июня 21:15

«Метка богов»

Рецензия на «След небес» Игоря Илюшина

(Написана в апреле 2021 года, но страница романа появилась только вчера.)

Нынче трудно представить новый жанр, с изобретёнными буквально с нуля правилами, однако литература потихоньку обрастает новыми сборными направлениями, вбирающими в себя всё лучшее, а порой и худшее, чем давным-давно располагали другие жанры.

Возьмём, например, фэнтези. «Генетически» это самая что ни на есть ненаучная фантастика с большим количеством невообразимых фантастических допущений. Сейчас жанр претерпевает ведущие к мрачности изменения: детские сказки превращаются в безумные ужастики, а эпические полотна — в драмы вселенского масштаба. И всё больше элементов именно фантастики, точнее, псевдореалистичности, проникает в область литературы, где спокойно уживаются орки, эльфы, средневековый антураж и магия.

«След небес» — представитель именно что современного фантастического фэнтези. Фэнтези, где эхом отзываются элементы научной и, пусть такое выделение несколько коряво, но ещё и космической фантастики. Действие романа разворачивается явно на какой-то планете, которую люди колонизировали много лет назад, но что-то пошло не так, и от той поры, называемой Небесной эпохой, остались лишь поверья и кое-какие технические достижения.

Главное из устройств будущего — это, конечно, дешифратор реальности. Забавно, что слово «дешифратор» употребляется аккурат по назначению, ведь в русской традиции дешифрация — это буквально взлом кода, в то время как расшифрование — законное его раскрытие. К большому сожалению, принципы работы дешифратора реальности описаны урывками, однако серьёзным недостатком я это не назову. Напротив, отмечу, что в условиях технофэнтези это выглядит приемлемым, а по сюжету даже пользователи этих устройств разбираются в них не слишком хорошо, сказываются века технического регресса.

Технический регресс сказался и на оружии. Всегда одновременно раздражало и восхищало, как создатели книг и фильмов раз за разом прибегают к мечам, булавам, цепам и прочему холодному оружию там, где ожидаешь чего-то более навороченного. И как бы в ответ на эти ожидания мечи оказываются заговорёнными или скрывающими лазеры, цепы начинают светиться разрушительными потоками энергии, а бои строятся так, что ни в славном прошлом, ни в сером настоящем они не были бы возможны просто потому, что оружие гораздо более отсталое, чем в образцах фэнтези.

Главный герой как раз мечник, хотя меч его самый обычный. Волшебное оружие ему достаётся лишь, условно говоря, полтора раза, один из которых и вовсе происходил не совсем в реальности. Образ Эриса Грэя получился колоритный, но всё же несколько блёклый. Он как будто слегка выбивается из окружающего мира, на который взирает с долей скепсиса, однако продолжает его постигать. При этом он страдает амнезией (а может, он и вовсе результат какого-то забытого и мутного эксперимента), что, впрочем, на сюжете почти не отражается, а следовательно, этой причиной его трансцендентность не объяснишь.

Друг Грэя, Альгол Камио, выглядит гораздо более вписывающимся в картину мира, при этом обладает юмором и взглядами, порой чересчур похожими на Эриса. Если бы автор решил вести сюжетные линии от обоих персонажей, боюсь, я бы в них путался, хоть один из них — рубака-парень, а другой — умник с чудным устройством. Кстати, то, как быстро герои становятся друзьями, забавляет, ведь через пару-тройку глав после их знакомства создаётся ощущение, будто они знакомы уже много лет и, от силы, давно не виделись.

Сюжет, который строится вокруг Эриса и Альгола, достаточно прост. Похождения героев в джунглях с кучей древних опасностей, приправленные магией, преданиями и тайнами прошлого, в принципе, читаются неплохо, язык выверен сносно (хотя к отдельным словам и фразам хотелось придраться, песка на зубах не ощущал при чтении), но две вещи портили впечатление.

Во-первых, зачастую картинка возникала слишком уж рваная, а все попытки поместить события в какое-то более-менее ясное пространство (типа описания планеты с Круговым материком и всякими островами) казались не проясняющими ситуацию, а ещё более затуманивающими образ вселенной.

Во-вторых, не покидало ощущение, что я банально опоздал с прочтением подобного романа. Вроде и неплохо, но восторга от приключений на пережившем тысячу лет назад острове я не испытал. Вместо того, чтобы переживать за героев, я стремился узнать больше о месте планеты в космосе, об истории колонизации и последовавшем за ней упадке. Это не говорит о том, что Игорь написал слабое произведение, напротив, более молодые читатели найдут его занимательным и увлекательным, но лично мне сейчас интересны менее локальные истории.

Ещё раз отмечу хороший слог Игоря Илюшина, яркую (пусть и не всегда целостную) картинку и колоритных героев и пожелаю автору дальнейшего совершенствования своего творчества, в частности на ниве мироустройства и углубления сюжета.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Игорь Илюшин «Плакальщик»

Miromarh, 10 января 2020 г. 13:49

Старую версию этого рассказа я читал где-то с год назад, когда только познакомился с Игорем. Уже тогда «Плакальщик» мне очень понравился. Сегодня же я прочитал новую версию у Игоря на АТ, которая и должна была быть в сборнике. Но из-за какой-то ошибки в ХПЖ попала старая версия рассказа.

Сюжет рассказа вроде бы прост и незамысловат, но лишь на первый взгляд. Если же копнуть глубже, то под ширмой боевика скрывается история человека, потерявшего в жизни всё. Это история о ненависти и мести об относительности добра и зла и об настоящей искренней любви — той самой, о которой говорил Аристарх:

«Вы как... Журавли с Хоккайдо. Один единственный партнёр на всю жизнь. Единственный и неповторимый. Я прав?»

И что же всё-таки истинная любовь — счастье или проклятие? — у Алексея и Аристарха на этот счёт противоположные мнения.

Алексей — главный герой рассказа — раскрыт просто великолепно:

«От молчаливой фигуры в броне веяло пустотой и тьмой, притаившейся на дне растерзанной души. Не осталось ничего, что распаляло её огонь. Человек исчез, растворился, осталась оболочка, живая, но мёртвая»

Вот таким предстаёт перед нами Алексей. Ты вместе с ним чувствуешь ту боль, те страдания, что пришлось ему пережить. Его прошлое — не загадка, Игорь посвящает этому почти половину рассказа. И благодаря этому герой и его поступок в настоящем становятся ещё более понятны. Персонажем и его историей проникаешься, переживаешь за него. Такие герои остаются в душе и не забываются.

Также хорошо раскрыт и Аристарх — командир Ордена Черных Рогов. Безумен ли он? Хороший вопрос. Я был до самого конца уверен, что да, но его разговор с Алексеем в самом конце рассказа заставил меня призадуматься. Это не обычный злодей, который плохой, потому что плохой. Игорь показывает его позицию и взгляд на мир. И хотя никакого сочувствия Аристарх не вызывает, тем не менее как персонаж он получился очень интересным.

Оружейник Сергей Николаевич появляется лишь в самом начале. Но одна фраза, которую он произносит, показывает, какой он человек: «- Просто выживи, Лёш... И перебей всех этих мразей. Без пощады, пусть заплатят за всё. За каждую отобранную жизнь и пролитую кровь.Есть вещи, простить которые не могут даже святые, а мы всего лишь люди. Одно жаль, что выпало нелёгкое дело на твою долю.» Думаю, этим всё сказано.

В заключение скажу, что «Плакальщик» — очень сильный и глубокий рассказ. Автор смог рассказать историю, в которую я поверил от начала и до конца, которая взяла меня за живое и не отпускала до самого конца. Великолепный рассказ! Огромное спасибо Игорю за эмоции при чтении.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Игорь Илюшин «Плакальщик»

Dobkachleo, 22 декабря 2018 г. 19:44

«Чернорог»

Мини-рецензия на «Плакальщика» Игоря Илюшина

Вот я и добрался до рассказа единственного дебютанта «Холодного пламени жизни». На самом деле мне довелось читать это произведение ещё с год назад, но за это время, как это часто бывает, когда много читаешь и много занимаешься различными важными делами, сюжет напрочь выветрился из головы, за исключением введённого автором жестокого сообщества.

Орден Чёрных Рогов — влиятельная и жестокая организация, управляемая, если верно понял, пятёркой Воителей. Чем-то напоминает секту, а чем-то — приют забытых душ из одноимённого романа Юрия Харитонова. Такое ощущение, что автор задумал больше, чем на один рассказ, но, по крайней мере, в ближайшее время он реализует другую свою идею, хотя узнать больше об Ордене весьма хотелось бы. Отдельно хочу восхититься словом «чернорог» — логичное наименование приспешников Ордена, просто мне нравится, как оно звучит и смотрится.

Автор нас всячески убеждает в том, что Орден — прибежище редкостных мерзавцев. Вот вам гибель лучшего друга главного героя. Вот вам пытки и расстрелы. А вот вам главный в этой части расширяющихся владений чернорогов. И вот здесь что-то пошло не так. То есть всё так, эта линия мне понравилась даже больше той, что предлагает Игорь в качестве основной, тем не менее, поведение Аристарха не похоже на замашки редкостного гада с чёрным сердцем. Напротив, это живой человек, да, жестокий, но не лишённый сострадания и даже, если так можно сказать, своеобразного участия. Этакий Танос от мира «Метро». Или Волан-де-Морт, внезапно проявляющий себя джентльменом.

В общем, так получилось, что главный злодей оказался для меня главным достоинством всего рассказа. Плакальщику я сопереживал, но как-то дежурно. Автор указал, что Алексей страдает и будет мстить, значит, сопереживаем и ждём расправы над подонком. Тут можно подумать, что Игорю не удалось выписать душевные порывы протагониста, но это вовсе не так! Автор последователен и убедителен, просто он оказался настолько убедителен, что моральный компас в какой-то момент внезапно сбился. Поскольку моя точка зрения — всего лишь одна из многих возможных, вполне допускаю, что другие воспримут «Плакальщика» более однозначно. Однако позвольте: если и герой, и злодей неоднозначны, разве это плохо? Особенно сейчас, когда «серых» антигероев и антагонистов с непростой судьбой пруд пруди. По моему мнению, Игорь Илюшин представил необычный (ведь он ещё чем-то напоминает фэнтези, хотя магией здесь и не пахнет) мирок — часть одной большой вселенной, который достоин дальнейшего раскрытия.

Оценка: 9
⇑ Наверх