Все отзывы на автора

Все отзывы на произведения Дмитрия Блинова

Отзывы (всего: 2 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Дмитрий Блинов «Тёмная материя Ориона»

Dobkachleo, 29 сентября 12:17

«Эффект зловещей долины»

Рецензия на «Тёмную материю Ориона» Дмитрия Блинова

Люди скептически относятся к тому, что не могут пронаблюдать непосредственно. С тех пор, как перевернулись наши представления о макро- и микромире, стала развиваться квантовая физика, заявили об открытии тёмной материи и тёмной энергии, возник закономерный вопрос: не повторяем ли мы ошибочный путь науки Просвещения, когда верили в эфир, теплород и прочие ныне отринутые субстанции?

Если к квантовой физике вопросов мало, свидетельств тому, что она работает, море, то с тёмной материей, напротив, не всё так прозрачно. Безусловно, ей неплохо можно объяснить, почему галактики вращаются не так, как если бы в них не было бы лишней массы, и есть скопления звёзд, где как будто бы невидимой массы вовсе нет. Однако мы по-прежнему далеки от понимания, из чего состоит это дополнительное вещество и как его поставить на службу человечеству.

Я не буду сильно вдаваться в собственные рассуждения, существует ли тёмная материя или нет, но отмечу, что модифицированная теория Ньютона (МОНД) выглядит симпатичнее. Впрочем, в рамках «Тёмной материи Ориона» Дмитрия Блинова сомнению наличие этой самой материи не подвергается, а напротив, ей наконец-то научились пользоваться!

Периодически меня смущало то, как интерпретирует свойства данного вида вещества автор. Тем не менее, пару раз Дмитрий ссылается на современные представления о нём, поэтому допустить, что речь идёт о какой-то другой «тёмной материи», к чему назойливо подталкивают излишние кавычки, не выходит. Просто здесь это такая палочка-выручалочка, которая и между звёздами позволяет перемещаться, и от воздействия всяких гадостей защищает.

Справедливости ради, если допустить, что тёмную материю однажды приручат, то в силу её колоссального гравитационного влияния в теории действительно можно комкать пространство-время так, чтобы сворачивать пустоту между звёздами. Абсолютной силой Дмитрий вещество не наделяет, поэтому человечество XXII века пока далеко от родной планеты не забралось.

Немного расстроило, что прогресс в очередном фантастическом романе подстегнули высокие технологии давно погибшей цивилизации. Ладно ещё она имеет схожий с нами генетический код, такое тоже часто встречается — у того же Сергея Лукьяненко во многих циклах это становится традиционным и нередко достаточно элегантным сюжетным поворотом. В «Тёмной материи Ориона» из других человеческих цивилизаций тайны не делается, но то, что Галактику земляне смогут покорять только благодаря разбившемуся в XVII веке на Марсе кораблю пришельцев — это как-то несолидно для нашего вида.

Другое дело, что человечество успешно проявляет себя в постоянных конфликтах, и автор, некогда дебютировавший в постъядерной серии, ухитряется даже в космический роман вплести Третью мировую войну. С тех пор проходят десятки лет, последствия ещё ощущаются, но цивилизация добралась как до Марса, так и до Проксимы Центавра. Жизнь на Земле совсем не радужна, даже воздух заражён, что немного роднит роман Блинова с франшизой «Аватар», где землянам тоже приходится ходить в масках даже на родной планете.

Впрочем, Земли в «Тёмной материи Ориона» немного. Хотя ограничиваться только Москвой считаю не самым лучшим решением. Правда, здесь Дмитрий позволяет себе лёгкую шутку про жильё в черте города, всего в двухстах километрах от центра, что мне безмерно зашло, поскольку в остальном роман не богат на юмор, а таких то ли случайных, то ли намеренных пассажей на весь текст единицы.

Остальной сюжет разворачивается на космических станциях и другой Земле. Параллельно чтению этого романа Блинова я спустя три года занялся вычиткой его «Аркаима-2», который не успел выйти на бумаге, и не могу не отметить определённые схожести между двумя произведениями автора. И там, и там одного из главных героев зовут Алексеем, поначалу есть Алиса, которая по ходу сюжета довольно сильно меняется. Отмечаю и общую камерность повествования. Это не космоопера, скачков по всей Галактике здесь ждать не стоит, большинство событий разворачивается на космических кораблях и станциях, а позже буквально в двух местах одной планеты. «Сказочная деревня» слегка напоминает Аркаим, вплоть до угрозы ей со стороны жутких созданий.

Выше я упомянул другую Землю. Тут мы подходим ещё к одной теории, любопытным образом вплетённой Дмитрием Блиновым в его сюжет. Бытует мнение, что за пределами обозримой Вселенной она может повторяться. И где-то там, далеко-далеко, есть такая же Солнечная система, где есть такая же планета Земля, где сидит такой же я и пишет рецензию на какую-нибудь «Светлую энергию Лебедя». Разница лишь в том, что Дмитрий решил не удалять другую Солнечную систему на 50 млрд световых лет, а ограничился 1600-ами, прикрывшись в прямом и переносном смысле туманностью Ориона. Модификация теории приемлемая и даже отчасти перекликается с той же камерностью повествования.

Ещё одно достижение науки и техники, затронутое в сюжете, касается андроидов, киборгов и, конечно, искусственного интеллекта. После 2022 года эта тема вновь на слуху, ей придают столько значения, будто у нас и впрямь появился рукотворный разум. Нет, конечно, до этого ещё далеко! Автор, мне кажется, не поддался на всеобщую эйфорию и столь актуальную тему развивает скромно и даже, можно сказать, классически. Его системы ИИ достаточно развиты, но всё же ограничены. Военные ставят перед учёными задачу совместить естественный человеческий разум с искусственным интеллектом. Вроде бы похоже на штамп, но в современном контексте воспринимается как признание грядущей конвергенции живого и цифрового. А уж как это подкрепляется сюжетом, так и подавно всё встаёт на свои места. Разве что андроид Сэма (в честь маскота Самсунга переименовали, что ли?), скорее, должна именоваться киборгом, но это мелочи.

Достаётся в романе отчасти и политической ситуации далёкого будущего. Как я уже выше отметил, случилась Третья мировая война. Россия вышла из неё с небольшими повреждениями и смогла вобрать уцелевшие страны Европы и Азии в объединённые республики Евразии. Русский язык становится одним из главных языков Земли, но почему-то космонавтов упорно называют астронавтами, а когда андроиду придумывают фамилию, опираются на английское слово. Но это ладно. Ключевая интрига в романе связана с приходом к власти оппозиции от партии «зелёных». Они и сейчас-то в тех странах, где входят в правительства, ведут себя слишком сумасбродно для сторонников экологии, а в 2111 году и вовсе превращаются в каких-то неолуддитов. С оговорками, правда.

При этом удивительно, как трагедия на космической станции «Туманность Ориона», которую можно считать кульминацией романа, разворачивается, несмотря на то, что герои романа подвержены той же проблеме, что и в «Аркаиме». Кажется, что все друг другу готовы поведать сокровенные мысли, однако каждый раз это не помогает и не спасает их от тяжёлых потерь. И я, кажется, понял ещё одну проблему диалогов в творчестве Дмитрия Блинова: персонажи слишком часто перескакивают с одной темы на другую, буквально посреди реплики могут зацепиться за какую-то оговорку и выудить из собеседника сюжетно важную информацию. Говорят же, что надо показывать, а не рассказывать! Вот поэтому битва за «Туманность Ориона» смотрится лучше, чем, скажем, финальный скачок. В ней есть даже что-то от бойни из «Тёмного леса» Лю Цысиня, только в значительно меньшем масштабе и, пожалуй, с меньшей жестокостью.

Как итог, роман «Тёмная материя Ориона» вобрал в себя множество современных и актуальных теорий, тем самым претендуя на звание твёрдой научной фантастики. Сюжет получился немного мудрёным, но каким-то непостижимым для меня образом автор ухитрился весь клубок фактов и событий расплести так, что каждая ниточка блистает в нужном месте. Главным и значительным недостатком романа стали персонажи и особенно диалоги между ними, которые всё ещё оставляют желать лучшего. Тем не менее, по сравнению с «Аркаимом», чувствуется, что автор старается совершенствоваться.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Дмитрий Блинов «Метро 2033: Аркаим»

Dobkachleo, 22 февраля 2020 г. 10:23

«Таганай»

Рецензия на «Метро 2033: Аркаим» Дмитрия Блинова

Долго добирался роман о «самом суровом городе России» до читателя. Он уходил на тщательную доработку, прошёл сито не одного редактора, да и автор пересмотрел текст, улучшил его. Когда фильм уходит на масштабные пересъёмки, почти всегда это значит неминуемый провал, а потом разъярённые фанаты требуют переснять ещё раз, вернуть как было и т.д. Что ж, давайте разбираться.

«Аркаим» написан военным, это мужской роман для мужчин. Для юношей уж точно. Здесь полно оружия, драк, схваток, перестрелок. Как ни странно, вы не найдёте здесь пространные экскурсы в классификацию огнестрела, защитных костюмов, военной техники или лекции о ведении тактики и стратегиях, это всё в большей или меньшей мере встречалось раньше. Наконец перед нами роман не о романтике войны, а об отношениях между военными.

Настольная библия любого военнослужащего — Устав Вооружённых сил. С ним можно не соглашаться, но пока вы отдаёте долг Родине, вам придётся следовать его положениям. Это проявляется как в линии поведения, так и в устной речи героев. Диалоги — неотъемлемая часть практически любого художественного произведения. «Аркаим» не исключение, и здесь мы как раз выкатываемся на перепутье. Уставная речь далека от литературной, а чем дольше ей пользуешься, тем привычнее становится канцелярит.

Но как вытравить сухие обороты где надо и сохранить где нужно, чтобы роман остался достоверным в плане передачи чётких реплик солдат и офицеров? Редакторы и сам автор последние два года искали «золотую» середину, и, памятуя некоторые ранние ознакомительные фрагменты, должен отметить, что проделанная работа прошла успешно и, конечно, стала поистине колоссальной.

Что ещё может предложить «Аркаим» искушённым читателям, особенно тем, кто знаком с большинством книг «Вселенной», где хватает романов и от военных, и от людей, просто когда-то служивших и знающих армию изнутри. Местами роман напоминал «Реактор», хотя роман Валерия Желнова мне нравится всё-таки больше. Местами есть кое-какие сходства со «Спящим Стражем» от Сергея Чехина — и дело вовсе не в присутствии военизированной группы «Страж»! Мистические эпизоды подмигивают «Ниже ада» Андрея Гребенщикова, а «мёртвые» чем-то напоминают Потрошителей из «Обратного отсчёта» Рината Таштабанова. Явных отсылок почти нет, только маленькие кивки в сторону «За горизонт» Андрея Дьякова и опять же «Ниже ада», в остальном же история самостоятельна и происходит… в несуществующем метро.

Помните «Муранчу»? Забейте. Никакого сходства. Ростовское метро, вымышленное настолько, что до сих пор никто не почесался его строить, казалось убедительным, живым и по-своему близким, но всё же лишь плодом воображения. Челябинские станции, может, и не все существуют в реальности, но какие-то действительно построены в конструкциях. Что гораздо любопытнее — Дмитрий Блинов по долгу службы там действительно был! Конечно, посетить подземный объект не даёт сверхспособности знать о нём досконально всё, да и повторю высказанное наблюдение о том, что роман не скатывается в лекцию о чём-либо… Но во всех сценах в метро есть что-то настолько естественное, умноженное на незавершённость грандиозного проекта и общую постъядерную безнадёгу, что веришь написанному не меньше, чем романам о Москве, Киеве или Риме.

Что удивило и что не принял я, так это минимальную заботу о секретности, точнее, таинственности. Военные «Стража», да и республиканцы с анархистами (и даже ещё одна сила) — вообще все от главных героев романа не скрывают практически ничего. Такой доверительности даётся какое-никакое обоснование, но меня оно не убедило. Может, я не так хорошо знаю представителей армии, может, выдающийся оперативник и его девушка и впрямь нуждались в предоставлении всей доступной информации, но ощущение складывается, что автор просто спешил донести до читателя все хитросплетения, которые он придумал, но почему-то решил, что в диалогах (вспоминаем про отредактированную уставную речь) эти сведения подать будет лучше, чем обычным повествованием.

Несмотря на масштабные доработки и приведённые выше странности, роман читать интересно, местами легко, а кое-где есть прямо замечательно поданные сцены. А главное, явственно видно, что Дмитрий Блинов любит свой край и при каждом удобном случае восхищается устами героев суровой красотой уральской природы.

Под конец исправлю сам себя. Прочитал я всё-таки не роман, а лишь его половину. Вторая часть тоже редактируется, и буду надеяться, что она не заставит себя так долго ждать. Не все вопросы закрыты в первом томе, и надо как-то оправдать первую главу, ставшую внезапным прыжком в относительное будущее и закончившуюся первым клиффхангером, какие позже в аналогичных формах случались с героями несколько раз — будто привет из далёких портальных времён, когда авторы, чтобы привлечь внимание к продолжению, обрывали повествование на самом интересном месте. Впрочем, «Аркаим» действительно когда-то очень давно публиковался там, но с тех пор он претерпел разительные перемены. Пожалуй, в лучшую сторону, что вселяет надежду на достойный финал всего романа.

Оценка: 8
⇑ Наверх