Посмотрел финал Вышки сезона 2017 года. И да, я прекрасно знаю, что на протяжении последних нескольких лет у поклонников КВН уже своеобразным трендом стало называть очередной финал худшей игрой за всю историю Клуба — сперва так называли финал 2014, затем — 2015 и 2016, и я согласен с тем, что это были действительно плохие игры, но по моему субъективному мнению, финалу 2017 удалось пробить дно.
Первое, что бросается в глаза — крайне неравномерный подход к распределению хронометража между командами. Скажем, у "Плюшек" хронометраж каждого из их выступлений не превышает пары минут, в то время, как визитка "Раис" кажется просто бесконечной. Очень долгие загоны про "Что? Где? Когда?", длиннющий номер с поздравлениями членов жюри + столь же затянутый "выпускной" с ними же. У меня при просмотре был всего один вопрос: когда же это все закончится?
Второе — тотальная передозировка звезд и различных медийных личностей. После выступлений Цирка многие жалуются, что Сборная Цирка без шуток выводят на сцену то тигров, то обезьян. Ну и чему тут удивляться, если остальные команды по сути занимаются тем же самым, вытаскивая на сцену потасканных звезд? За два часа трансляции передачи, которая почему-то до сих пор называется "юмористической" зрителям показали мать фигуристки Навки, Аскольда Запашного, Аниту Цой, Влада Сташевского, Дарью Донцову, Трофима, Олега Митяева, причем хоть какие-то шутки были написаны лишь на Сташевского и Донцову, в то время как остальных выводили на сцену просто так. Цирк выводит на сцену животных просто потому, что может — тем самым он демонстрирует зрителям и жюри величину своих возможностей и обширную материальную базу. И выводя на сцену подзабытых звезд другие команды по сути демонстрируют тоже самое — не смотрите какие мы здесь все веселые и находчивые, а глядите, сколько денег было вбухано спонсорами в нашу финальную игру, раз мы можем вытащить на сцену не одного известного человека, а целый взвод. Из соревнования между талантливыми актерами и самыми остроумными авторами КВН постепенно превращается в состязание на лучшего администратора.
Теперь коротко о каждой команде. "Раисы" — сверхзатянутая визитка + никакущая разминка. СТЭМ — типичный номер, какие мои друзья-бывшие квнщики пачками показывают на свадьбах. Музномер — одна большая сопля, размазанная почти на три минуты телевизионного эфира. И когда великовозрастные участницы, которые за последние 6 лет ухитрились полностью растерять весь свой юношеский задор начинают причитать, что дескать, это наша последняя игра, и мы больше никогда не выйдем на сцену, хочется им ответить "И слава Богу! "Цирк" — сверхзаятнутая визитка, полностью построенная вокруг выведения на сцену тигра + никакущая разминка + совершенно убогий стэм + ужасный музномер, сочетающий в себе сразу два одинаково убогих квновских тренда — сопливая песня на тему "ну дайте же нам медали" и возвеличивание людей из жюри. Хочется верить в то, что это их последнее выступление в Вышке, но мы то с вами прекрасно понимаем, что таких чудес не бывает. "Плюшки" — средняя визитка + отличная разрывная разминка + ровный, но очень скоротечный стэм + вполне приличный, но столь же скоротечный музномер. Как пела сама команда в финальном номере "Мы здесь не ради участия, а лишь для того, чтобы создать интригу". И надо сказать, что несмотря на столь урезанный хронометраж, они смотрелись вполне достойно. Надеюсь увидеть "Плюшек" в следующем сезоне Высшей Лиги. "Радио Свобода" — очень неровная визитка (выход и Сташеввский — гуд, номер про ВАДУ и ютубовские мемечики из советских фильмов — сжечь) + вполне достойная разминка + более или менее удобаваримый стэм + совершенно отвратный музномер, в котором команда тоже попыталась совместить сразу два одинаково убогих квновских тренда: длиннющая сопля про то, почему именно они должны стать чемпионами и участие огромного количества медийных лиц разной степени узнаваемости, дабы жюри оценило по принципу "заморочились, потратились — получите заслуженные 5 баллов". Я никогда не любил эту команду за ее ужасный околополитический юмор, но в отличие от двух предыдущих финалов здесь было видно, что они реально пытались выиграть. Другое дело, что вместо того, чтобы подойти к вопросу с долей креатива, они просто решили выехать на узнаваемых медийных лицах. Тот же стэм с переписыванием романа — это очень старый ход, который эксплуатировался сотни раз, начиная еще со старой французской комедии "Великолепный", но команда решила, что если вместо какого-нибудь актера, играющего автора вывести на сцену реальную писательницу, то ни у кого из жюри не поднимется рука выставить им низкие баллы — ну как же, они же первыми вытащили на сцену КВН САМУ Донцову! По сути все выступление "Радио" было искусно просчитанным. Вместо того, чтобы просто играть в любимую игру они просто выстраивали свои номера таким образом, чтобы сорвать за них высшие баллы и при этом... все равно проиграли. Кто-то говорит, что их засудили, но есть версия гораздо проще и убедительнее: когда вся игра превращается в сеанс дешевой манипуляции чувствами и мыслями членов жюри нужно быть всегда готовым к тому, что конкуренты станут играть по тем же правилам и переиграют вас на вашем же поле. "Спарта" — я даже не буду расписывать свои впечатления по каждому отдельному конкурсу, потому что, начиная с 1\8 все выступления "Спарты" по сути слились в один единственный номер из серии "а мы уже сегодня напоминали вам, что казахские команды играли в КВН на протяжении 17 лет, но так и не стали чемпионами? Да? Ну тогда напомним вам еще один раз!". И как и в случае с "Радио"" все выступление "Спарты" было насквозь просчитанным и манипулятивным, только в отличие от команды из Ярославля, они на этом поле начали играть намного раньше и у них просто оказалось гораздо больше козырей. О том, что в финальной игре за "Спарту" выйдут участники старой сборной "Астана KZ" поклонники начали говорить еще после первой восьмушки и не ошиблись. Поэтому поединок между "Радио" и "Спартой" вылился в противостояние Олега Митяева и Трофима — людей, которые не имели никакого отношения к КВН с Нурланом — человеком, имя и лицо которого знает любой зритель, смотревший игры Вышки в нулевых. Плюс дружба народов, национальный колорит, выставление целого народа смешными дурачками на фоне более могущественного российского брата. С самого начала было очевидно, чем закончится эта битва, и предчувствие не обмануло. Только вот к юмору это никакого отношения не имело — в финальных конкурсах "Радио" и "Спарты" его было ноль целых ноль десятых. По сути, за исключением одних "Плюшек", которые честно пытались шутить, все остальные команды (включая не только "Спарту" и "Радио", но и ЦИРК с "Раисами") растянули перед зрителями ЦАТРЫ одну большую соплю под названием "ну дайте же нам наконец это чертово золото!". После просмотра музномеров трудно было отделаться от мысли, что не только финальное нытье Цирка и "Раис", но и музыкальные номера "Спарты" и "Радио" были написаны вездесущим Агафоном.
Какое будущее КВН рисует нам Финал Высшей Лиги образца 2017 года? Давайте выкинем все команды со сцены и полностью заменим их вышедшими в тираж звездами. Пусть какой-нибудь Малежик читает несмешные шутки на биатлоне, а Лоза отжимается на турнике в музыкальном домашнем задании — огромные телевизионные рейтинги и наивысшие оценки жюри обеспечены. Пусть команда из Айзербайджана вспомнит о том, что первая их сборная выступала в КВН еще в 60-х и выстроит весь сезон вокруг этого события. Не нужно придумывать разрывных шуток или оригинальных номеров, достаточно просто постоянно упоминать о том, что их предшественники играли в КВН 50 лет назад и в финале вывезти на сцену какого-нибудь участника той самой сборной, можно даже на инвалидной коляске, чем спровоцировать неминуемый инфаркт у Гусмана и получить свое честно заработанное золото. А как же текстовый юмор и гэги, а какже шутки? — вероятно спросите Вы. На этот вопрос отвечу словами поклонников Сборной Большого Московского Государственного Цирка: "Покажите, где в названии КВН содержится указание на то, что в выступлениях обязательно должен фигурировать юмор?".
За КВН, не чокаясь.
|