|
Закончил читать сборники Тессье и Майкла Ши в ЛХ, поделюсь некоторыми впечатлениями.
"Фантом" Тессье мне понравился очень. Даже, можно сказать, очаровал. Хотя с самого начала, прочитав, что главный герой — мальчик в маленьком городке, я уж было приуныл, "ну вот, мол, опять мальчик со сверхъестественными способностями, задолбали". А ничего подобного: и мальчик самый обычный, не замечательный ничем, кроме редких припадков как бы сонного оцепенения, и родители его совершенно обычные, только мама астмой болеет, и пара старых рыбаков, с которыми мальчик подружился, тоже вполне обычные, только колоритные в таком олдскульном, диккенсовском стиле. Я бы сказал, что любителям действия, интриги в "Фантоме" не понравится ничего: это и не хоррор как таковой, а лирическое размышление о взрослении, жизни, смерти (тема смерти тут магистральная, но поданная к финалу не как ужас, а как светлая печаль), оформленное в очень здорово написанных, но вполне условных реалистических декорациях. Есть хорошо написанные страшные моменты, когда за героя искренне переживаешь (например, когда мальчик блуждает по заброшенному санаторию), но все-таки роман (скорее, даже, повесть) совсем не об этом. Закончил читать в состоянии тихого, светлого катарсиса. Подумалось даже, что "Фантом" годится и как детское чтение: если выстричь оттуда неинтересные детям разговоры родителей мальчика, то получится полу-сказка, полу-быль, местами страшноватая и грустная, но с хорошим, в сущности, концом. 9 из 10 "Фантому" от меня, хотя, опять же, понимаю, что очень многим эта вещь совсем не глянется или уже не приглянулась.
"Последние штрихи" понравились меньше, хотя сам по себе роман хорош. Вначале он мне живо напомнил модные в конце 80-х-начале 90-х эротические триллеры типа "Основного инстинкта", "Рокового влечения" или "Девяти с половиной недель". То есть первую треть романа я читал как историю о постепенном погружении обычного человека в дотоле неведомые ему пучины страсти, ибо все составляющие налицо: таинственная фам фаталь, таинственный "наставник", приглашающий ГГ заглянуть в бездны порока, "обычная" девушка, которую ГГ отвергает, потому что ему, познающему эротическое инферно ночного Лондона, она начинает казаться слишком пресной и скучной... А потом роман резко выруливает к "Автокатастрофе" Балларда/ Кроненберга, когда сильные, но вполне естественные страсти начинают замещаться все более и более извращенными и изощренными. В целом, захватывает, хотя хоррорные допущения в "Последних штрихах", скажем так, на любителя. Напомнило некоторые схожие по настроению вещи Страуба, только компактнее написано, потому и лучше. 8 из 10.
Сборник Ши мне понравился тоже, хотя и совсем иначе, чем проза Тессье, которая все-таки следует жанровым канонам. Ши же в этом плане совершенно безбашенный; он меня заворожил именно вот этим своим наплевательским отношением ко вкусам широкой публики, мол, "буду писать хоррор, но свой, глубоко свой, а кому не понравится — ну, разлука будет без печали". Ши не боится длиннот (какой-нибудь мастеровитый ремесленник сделал бы из "Вскрытия" крепко сбитый рассказ и с профитом бы его продал; но Ши не таков, он все распишет, как его душа желает), не боится болезненных некондиционных вывертов сюжета, от которых иные читатели задымятся ("Полифем" или "Кошмар в тридцать третьем автобусе"), не боится приправлять рассказы чернющим, на грани безумия, юморком, от которого не хмыкаешь, а зябко ёжищься ("Теcт-драйв «Гранта-12»). Его фэнтези эксперимент, "Жемчужины Королевы-вампира", напомнил мне то ли К.Э. Смита, то ли Вэнса, но с авторской долей черной жестокости и безумоватой усмешкой на заднем фоне. В общем, Ши автор неудобный, вне рамок, часто неаппетитный и колючий. Видно, что он мог бы с легкостью писать вполне конвенциональные хорроры, и хорошо писать — но он честно высказывает себя, а уж потом приходит форма, и ему так кайфово. Со мной он срезонировал; настоящий панк от мира хоррора, причем не в смысле внешнего эпатажа, а в смысле удивительной внутренней раскрепощенности и дерзости. При этом, в отличие от Баркера, он не попадает в плен к собственным образам, а всегда распоряжается ими как полновластный хозяин. 8 из 10 сборнику по совокупности. Это очень на любителя, но это хорошо.
|