Оценка творчества писателя (даже если оценивает профессиональный критик), по-любому, субъективна. На мой взгляд, произведения Перумова – одно из самых достойных явлений в мире отечественного фэнтэзи (по крайней мере, на данный момент). <Сразу оговорюсь, цикл «Семь зверей Райлега» мне не знаком (пока не читал ни одну из книг)> На страницах данного форума была высказана мысль о том, что цикл собственно фэнтэзийных книг Н.П., описывающий т.н. Упорядоченное, слишком запутан, замысловат, представляет собой нагромождение переплетающихся сюжетных линий … А что, всё должно быть предельно просто, с типичным сюжетом: родился, вырос, предали (обидели), стал набираться опыта, всех замочил?.. Интересно, задавались ли вопросом, насколько просто (или, может быть, чуть ли не легкомысленно) было Н.П. проводить связи между своими произведениями, вплести нить из Средиземья (относительно того же Фолко) в повествование о новых богах (примеров можно приводить множество)? Думаю, «связать» между собой все свои фэнтэзийные произведения в некий единый мега-цикл, освещающий Упорядоченное, — дело, как минимум, непростое. А если это сделано «правдоподобно», и если этому «веришь», значит, автор талантлив. Была точка зрения, что успех Н.П. обусловлен тем лишь, что он как автор является раскрученным. Полагаю, очень многие тепло относятся, например, к Евгению Плющенко именно из-за того, какой он фигурист, а не потому, что Евровидение, Рудковская, Орифлэйм. То же и с Н.П. Обратил внимание, что на форуме есть негативные отзывы относительно штрихов сюжета книг Н.П., относящихся, в частности, к характеристике образов героев, исходя из замысла писателя. Например, почему Императора в его империи не называют по имени, и почему слово «Император» с большой буквы. Т.е., по сути, почему Н.П. написал не так, как хотелось бы в данном случае конкретному читателю?! На мой взгляд, подобная постановка вопроса совершенно несерьезна. К тому же, если разобраться, то получается, что персонаж Императора довольно сложный и объемный (в том числе благодаря тому, что у некоторых читателей составляет предмет упрека в адрес автора). Очевидно, что Император не может не испытывать гнёта своей обезличенности (он – Император, до него – Императоры, после него – Императоры), могущей доходить до того, что он – просто должность. Естественно, это так или иначе формирует характер, мотивы поведения. На мой взгляд, образ Императора, абсолютно оправдан, прежде всего, теми средствами и через ту обстановку развития персонажа, которые предлагает Н.П. Успешность автора, сдается, прямопропорциональна читаемости его книг. При этом не стоит смешивать успешность автора с качеством его литературного языка (с первым все просто: нравится / не нравится; со вторым сложнее: это, скорее, больше удел литераторов, филологов и т.п. братии). Творчеству Н.П., на мой взгляд, присущ баланс этих двух показателей. Не навязывая никому свою точку зрения, считаю Н.П. талантливым художником пера.
|