Переводы Шалвы Нуцубидзе

Переводчик — Шалва Нуцубидзе (შალვა ნუცუბიძე)

Шалва Нуцубидзе
Дата рождения: 14 декабря 1888 г.
Дата смерти: 6 января 1969 г. (80 лет)
Переводчик c: грузинского

Шалва Исаакович Нуцубидзе (14 декабря 1888 — 6 января 1969) — грузинский философ, литературовед, историк культуры. Создатель т. н. алетологического реализма (учения об истине). Крупнейший исследователь истории грузинской философии. Доктор философии (1926).

Родился в селе Парцханаканеби Самтредского района (Грузия). В 1910 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Занимался в семинарах А. И. Введенского, Н. О. Лосского, И. И. Лапшина. Некоторое время учился и работал за границей (1911—1914). В Лейпциге Нуцубидзе работал под руководством Вундта, Фолькельта и Барта.

Нуцубидзе является одним из основателей Тбилисского университета. В 1918 году он был избран профессором этого университета. Доктор философских наук (с 1926). Академик Академии наук Грузинской ССР (с 1944). Дважды (1925, 1928) находился в научных командировках в Берлинском университете. Долгие годы руководил Грузинским обществом культурных связей с заграницей. Перевёл на русский язык поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Был научным консультантом ряда переводов «Витязя в тигровой шкуре» на иностранные языки. По гипотезе Шалвы Нуцубидзе и бельгийского учёного Эрнеста Хонигмана (Ernest Honigmann), грузинский мыслитель Пётр Ивер (ок. 411—491) является автором знаменитых неоплатонических сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита.

Созданную им теорию алетологического реализма Шалва Нуцубидзе изложил в книгах «Основы алетологии» (Тбилиси, 1922, на грузинском языке); «Истина и структура познания» (1925); «Философия и мудрость» (1930). Две последние работы вышли в свет в Берлине на немецком языке. Позднее они были переведены на грузинский язык и помещены в собрание сочинений Ш. И. Нуцубидзе (1979). Согласно Ш. И. Нуцубидзе, должна быть создана фактически новая дисциплина, которая выйдет за пределы противоположности субъекта и объекта. Эта новая дисциплина и есть алетология (от греч. aletheia). Указывая на Ламберта, автора третьего после Аристотеля и Бэкона Органона, как на мыслителя, впервые выделившего алетологию в особую философскую отрасль, Нуцубидзе подчёркивал, что для него в отличие от Ламберта алетология является не вторичной философской дисциплиной, а основной. Одной из задач алетологического реализма является приближение философии к мудрости.

Умер в Тбилиси.

Библиография

Больцано и теория науки Вопросы философии и психологии. 1913. Кн. 116—117.

Введение в философию. Тбилиси, 1920 (на грузинском яз.).

Основы алетологии. Тбилиси, 1922 (на грузинском языке).

Wahrheit und Erkenntnisstruktur, Berlin, 1926.

Philosophie und Weisheit. Berlin-Koenigsberg, 1931.

Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942.

Руставели и Восточный Ренессанс. Тбилиси, 1947.

Диалектическая и формальная логика // Труды Тбилисского государственного университета. 1951. Т.43.

К происхождению греческого романа «Варлаам и Иосиф» Тбилиси, 1956.

История грузинской философии. Тбилиси, 1960. — 591 с.

Пётр Ивер и античное философское наследие. Тбилиси, 1963.

Критические очерки. Философия и культура. Тбилиси, 1965.

Бытие и истина // Историко-философский ежегодник 1991. М., 1991. С. 339—351.



Работы Шалвы Нуцубидзе


Сортировка: просмотр изданий




Переводы Шалвы Нуцубидзе

1949

⇑ Наверх