Все отзывы посетителя Ясен-Красен
Отзывы (всего: 6 шт.)
Рейтинг отзыва
Алексей Иванов «Невьянская башня»
Ясен-Красен, 26 ноября 09:33
Повествование начинается с экскурсии школьников на Невьянскую башню. Как будто автор сразу предъявляет доказательство своего права на то, чтобы рассказать нам эту историю, как будто говорит:
— Вот, посмотрите, дальше речь пойдёт о были, а не о небылицах. Вот он, осколок тех сказочных времён – по-прежнему крив, калечен , но по-прежнему прекрасен.
И тут же от были убегает, ухает в ещё жидкий, пышущий жаром сплав добрых, напевных, полных нежности к природе и жителям Урала сказов Бажова и горьких очерков о жизни рабочего люда Мамина-Сибиряка с беспощадно запечатляющими обыденность зла рассказами Чехова, со страшными старообрядческими «сагами скитаний» Мельникова.
Первое знакомство с огненным демоном, который станет одолевать невьянских заводчан – это почти буквальный пересказ чеховского «Спать хочется». Только нянька-сиротка тут ещё младше, а младенец не задушен подушкой, а отдан в нежные пламенные руки, неведомо откуда взявшиеся ночью в печи.
А дальше? Дальше ещё страшнее. Ещё безумнее. Дальше сюжет всё плотнее набивается горем и обидой, жаждой власти и наживы, гордыней, равнодушием. Как переполненная углем заводская печь, готовая вот-вот перегреться, оставить в стенах прогары, выпустить огонь наружу и в конце концов рухнуть во всё пожирающем пожаре кровной, родственной вражды внутри «порченного» рода Демидовых. И в пожаре бунта доведенных до отчаяния «мелких людишек». Устоит ли домна? А если устоит, то какой ценой и надолго ли?
И спасение от пожара только одно – мастерство, труд и личная совесть, готовность жертвовать собой не демону или Богу, а во имя людей – пусть бы и плохих, лишних, злых и глупых. Потому что даже на Бога уповать — тщета. Потому что на Демидовских заводах Бог один – прогресс:
«Акинфий Никитич улавливал сходство завода и храма. Просто в храме, в каждой его мелочи, в каждом иконном лике, в каждой цате, подвешенной к окладу, ощущался Святой Дух. А на заводе в каждой вещи, в каждом её положении и в каждой взаимосвязи заключались мысль, расчёт и опыт».
«Завод – он безжалостен. Даже в любви безжалостен. Савватий испытал это на своей судьбе. На заводе милосердию места нет. Тут другой закон, не Божий».
А аннотация врёт 😁😁😁
В общем, книга местами увлекательная, местами тоскливая и корябающая, местами баюкающая красотой и силой Урала. Однозначно рекомендую к прочтению.
Единственный минус для меня – опять картонные, прикладные женские персонажи. Старообрядская проповедница-нимфоманка Лепестинья и содержанка старшего Демидова (в этот раз умыкнутая у Бажова из его «Малахитовой шкатулки») Татьяна-Невьяна абсолютно неживые, чужеродные.
Но тут уж давно пора было привыкнуть. Иванов не умеет населять свои книги женщинами, они у него всегда и везде набор функций для озвучивания мыслей автора и реквизит в помощь и в награду настоящим его героям – сильным, отчаянным, полным жизни мужчинам 😏
Сандроне Дациери «Убить Ангела»
Ясен-Красен, 26 ноября 06:31
Адская клюква про наследников злобного академика Павлова, в тайных тюрьмах с помощью условных рефлексов превращающих детей в супер-солдат.
Но среди всей неперевариваемой каши есть и полезное зерно. Впервые узнала, что лояльные к советским освободителям немцы, да и вообще антифашисты считаются в современном Евросоюзе коллаборантами. Однако 🤭😏
В целом, читается легко. Книга наполнена экзотическими мозговыми вывертами вроде сильнейшей формы клаустрофобии, синдрома Котара, расстройства принудительного сексуального садизма и прочими радостями для любителей чтива о маньяках-психопатах. Но тупость как бы гениальных главных героев и их полная неубиваемость при обилии трупов вокруг всё портят.
Анджей Сапковский «Сага о Рейневане»
Ясен-Красен, 24 ноября 08:00
Сага о Рейневане – случайном и довольно беспомощном участнике Гуситских войн и вечном предателе всех хозяев (потому как хозяева иного и не заслуживают) – это, с моей точки зрения, совершенно особые книги Сапковского. Его переход на другой, более высокий уровень писательского мастерства.
Читается очень легко, сюжет лихой и захватывающий, как в настоящем приключенческом романе. Магии и нечисти разной-безобразной выдано щедро, как в настоящем фэнтези. Исторический контекст восстановлен очень бережно. В максимально возможном для худлита соответствии с реалиями 600летней давности. В общем, приходи к нам в гости всяк, каждому дадим колпак 🤗
Видела, что многие жалуются на обилие латыни и немецких слов – для меня это плюс, а не минус. Селезия того времени – часть Священной Римской Империи. Там вся знать говорит по-немецки и большая её часть имеет немецкие корни. А любой мало-мальски образованный человек свободно говорит и пишет на латыни. Даже само прозвище Рейнмара с Белявы – Рейневан – это искаженное немецкое rainfarn, то есть «пижма». В контексте саги, кстати, очень «говорящее». Рейнмар, как и травка пижма, обладает многими полезными свойствами, но только в малых дозах, лекарство легко превращается в яд. И Рейневан действительно отравляет жизни тех, кто ему самому дорог.
И как пижма прорастает, не сдается даже на самой дурной почве. Вокруг и раубриттеры (рыцари, решившие, что на дорогах разбойничать не зазорно, ведь чернь бесславная им обязана безропотно и мошну, и живот отдать), и инквизиция, да и вообще добрые католики, и еретики гуситы (борющиеся за светлые идеалы равенства, братства, свободы, почти коммунисты, только в Бога верующе) – все интригуют, жгут, грабят и убивают ужасающе мучительными способами «в назидание» абсолютно невиновных, ненавидят и за людей не считают противников. А Рейневан и среди них находит вполне достойных людей, среди них находит порядочность, искренность, человечность, и сам человеком остаётся. Как может. Неблаговидное творить и ему приходится, но лекарь-магик умудряется не доходить до края, проявлять твердость, сохранять верность принципам, желать и искать для себя и людей вообще хорошего, правильного пути.
Единственная моя претензия к саге – это, как ни странно, коронные сапковские магия и нечисть. Они тут в большинстве своём как будто бы инородные, совсем лишние. Конечно, это моя личная вкусовщина, но как же здорово было бы, чтобы представления главного героя о собственных магических способностях оказались только самообманом. Подпольные общества алхимиков и магов – сборищем отравителей, лекарей, «нормальных» химиков, шарлатанов и сектантов, уверовавших в свои суперспособности, но остающихся обычными людьми. Все мамуны и дриады, цверги и альпы, ведьминские шабаши и некромантские обряды – суеверными россказнями, молвой, наделяющих реальных негодяев, преступников, просто непонятных и странных людей потусторонней силой.
И только Стенолаз и Самсон Медок остались бы теми, кто они в саге и есть. Непознаваемыми осколками чего-то совсем неясного, смутного, чужого, пугающими даже на фоне ужасной реальности религиозных войн, мора и глада.
Ну и еврейскую шпионку-диверсантку-спецназовку на службе католической церкви я бы из книги вычеркнула совсем. Как лишнюю для развития сюжета и при этом слишком фантастическую даже на фоне летающих на метле ведьм и обращающихся птичками чернокнижников фигуру 😁
Ульяна Черкасова «Золотые земли»
Ясен-Красен, 20 ноября 17:02
В каком-то из отзывов на фантлабе на одну из книг этой серии видела высказывание «это не псевдославянский лубок».
Ну так вот, вся трилогия «Сокол и ворон» – это и псевдославянский, и лубок.
Бедный язык повествования, в который то тут, то там не к месту вставляются экзотические для авторки словечки. Особенно мне в душу запали горящее сотнями свечей в богатом доме красивое паникадило (так-то, предмет церковной утвари, специальная церковная люстра) и накинутая сверху наспех панева (нижняя юбка). И тут такого много.
Да и в целом книги пропитаны полным пренебрежением историческим контекстом («историческое время» в книге плюс-минус соответствует XIII-XV векам нашей эры). Книжная Ратиславия – Русские княжества. А вот Рдзения – это такой кадавр из всех остальных славянских земель скопом, сплавленный в общую серую массу из отсылок и к Украине (тогда ещё не существовавшей), и к Великому княжеству Литовскому, и к Моравии (к тому времени уже благополучно кончившейся), и к Чехии. Сборная солянка всех времён и народов, очень условные «славяне, но не русские». Прикольно, если название Рдзения придумано от польского rdzeń – ядро, сердцевина, источник происхождения. Тогда это буквально Срединия, нечто усреднённое и обобщённое 🤗😁
Ещё более существенным минусом для меня стали максимально мерзкие герои, которые максимально мерзко на протяжении всего развития сюжета деградируют. Равнодушные, злобные, беспринципные, часто просто страшные своим желанием выгадать себе ништячков, пожертвовав судьбами и жизнями вроде бы близких людей, своим полным отсутствием эмпатии к окружающим. И связывают их всех в колышащийся и подрагивающий клубок постоянный беспорядочный промискуитет всех со всеми, бесконечные больные/кривые «любовные линии», густо насыпанные взаимные предательства и мучительства. Такое чувство, что авторка решила скрестить «Песнь льда и пламени» Мартина с дамскими романами. По духу повествование напомнило анекдот:
– Почему блондинки всегда смотрят порн-видео до самого конца?
– Весь фильм надеются, что в конце будет свадьба.
Так вот. Свадьбы (зачеркнуто) внятной концовки не будет. Все, буквально все основные сюжетные линии к концу третьей книги просто повисают в воздухе (некоторые повисают и теряются ещё во второй). А их там спрядено и затейливо переплетено немало.
Впрочем, помимо жирных минусов в книге есть и крепенькие такие плюсы – довольно оригинальное и неплохое переложение истории «съедания» монотеизмом язычества в религиозном ЛОРе книжного мира. Вместо обычной борьбы конфессий вокруг трактовок изначального священного текста (в нашем мире иудаизм, христианство и ислам – это почитание одного и того же Бога, только с разделением от общего ствола на разные более поздние ветви), тут взгляд на историю Отца и Матери или Брата и Сестры с двух разных сторон. И буквально тот, кто Сатана для одних, для других Бог. Та, кто для одних Дьяволица, для других Богиня.
Ещё мне очень понравилось бережное, в хорошем смысле кропотливое описание пантеона нечисти. Она достовернее и живее, чем населяющие Златоборье и прилегающие территории люди. Нечисть тут с понятными мотивами, развитием характеров, тщательно выписанными взаимоотношениями с окружающими. Чего не скажешь о прочих и вроде бы главных «жителях» книг.
В плюсы, ну или плюс-минусы (?) можно записать и обилие «фишечек» – интересных локаций, сюжетных поворотов, оригинальных персонажей. Отдельный респект за линию «чуди белоглазой». Сорока (при всей её жути и чуждости нормальному, человечному, тёплому, при всей инаковости), пожалуй, единственный цельный герой. Наверное, потому что и она в каком-то смысле нечисть.
Но это сверхизобилие «фишечек» топит читателя, книги ими перенасыщены. Получается такая клиповая нарезка, мелькание ярких кадров. Винегрет отдельных коротких и необязательных для сюжета зарисовок без начала и конца. И сюжет целиком тоже без начала и конца, тоже похож на огромный трёхтомный набросок, зарисовку.
В итоге меня хватило на первую трилогию, и на этом моё знакомство с Золотыми землями завершилось.
А тут ответ на один из вопросов Nalia, спрятанных ею под спойлер:
Вера Огнева «Семь способов засолки душ»
Ясен-Красен, 20 ноября 04:05
Книга, по сути, художественный, но почти дословный пересказ истории секты Ашрам Шамбалы. Вплоть до цитат из статей о ней (в том числе прямо из Википедии), с минимальной обработкой.
Только действие перенесено из Новосибирска в условный вымышленный Староалтайск. Но даже этот Староалтайск – не вымышлен, это просто бессмысленное переименование Барнаула, с сохранением всей географии и топонимов (Поток, Власиха, парк Юбилейный, Октябрьский район, Ленточный бор, Трасса здоровья и т.д.). Но полным незнанием местных самоназваний, разговорной специфики. Например, везде и всюду настойчиво втыкается «Алтайский край» и «Республика Алтай» вместо «Алтай» и «Горный».
Вся книга – это такая куча кривых, неряшливых переделок реальной истории реальной секты. Настолько неряшливых, что развернув действие книги в Алтайском КРАЕ и постоянно его упоминая, авторка всё равно упорно все газеты, органы власти, НКО называет ОБЛАСТНЫМИ (списывая с Новосибирской области), слово «краевой» в книге вообще ни разу не встречается, кажется 😁 Зато иногда мелькает Староалтайская область. Одновременно с краем и взаимозаменяемо 😏
Сам сюжет вялый, неживой. С кучей дыр. Многообещающая идея рассказа от имени душевнобольной (или нет?) повзрослевшей дочери лидера культа, которую воспитывали как будущее воплощение божества и великого (великую?) мессию, сведена к набору плоских шаблонов.
Короче, тяп-ляп итаксойдётка в погоне за хайпом на модной нынче теме трукрайма
Алексей Иванов «Бронепароходы»
Ясен-Красен, 23 марта 2023 г. 08:56
Когда искала свежий худлит о Гражданской войне, повелась на рецензии в духе: «Реальная атмосфера улиц и архитектуры начала 20 века, воспроизведенная с краеведческой точностью. Реальные герои эпохи с их амбициями, характерами и привязанностями. За видимой легкостью каждой главы, за каждым ярким и поэтическим описанием — большое исследование. За каждой фразой — мегабайты научных статей. Нереальная увлеченность, мастерство и терпение.» ©
Иванов здесь действительно очень «вкусно» описывает городки нефтедобытчиков, быт параходной ватаги, погоду, природу, речные баталии. Короче, мастерски создаёт декорации. И... и всё. Никаких «амбиций, характеров и привязанностей», никакого столкновения идей и надежд. Те самые «реальные герои эпохи» превращаются в картонных персонажей: экзальтированную и пресыщенную нарцисску Рейснер, туповатого садиста Мясникова, безумного фанатика Троцкого, нерешительного нюню великого князя Михаила,
Пожалуй, я впервые сталкиваюсь с настолько пустой и поверхностной книгой, написанной настолько хорошим языком и использующей настолько много реального исторического материала. Не то что когнитивный диссонанс года, а целый диссонанс века!