fantlab ru

Все отзывы посетителя shtormi

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Янн Мартел «Жизнь Пи»

shtormi, 28 февраля 2012 г. 18:18

Для меня книга рассыпалась на три части. Жизнь Пи в Индии — в описании нет Индии, такой как у Рушди, нет животных таких, как у Даррелла. Все, с горем пополам, скомкано, и, как мне показалось, навязано автором, чтобы на таком вот фундаменте построить вторую часть. Жизнь Пи в лодке с животными — приключенческая история, которая, соглашусь, поначалу захватывает, хоть и понятна вся задумка «истории с животными» практически сразу. И даже не смотря на прямо таки цитаты из Кинга «Оставшийся в живых» в описании всех пиршеств, злоключений и борьбы эта часть медленно угасает, шлюпка с героем все отдаляется и отдаляется. Признаюсь, я все время боялась потерять нить сопереживания, все время казалось, что вот сейчас история ускользнет. Сложно сказать, кто из нас больше старался выжить — я в роли читателя или Пи. Ну и ожидаемая третья часть. Для меня она стала слишком предсказуемой. Ужаснуться, удивиться или испытать хоть какую-то яркую эмоцию мне в концовке не удалось. Отдельно хочется коснуться религиозной составляющей книги. Размышления о Боге и трех религиях (а почему, кстати, только об авраамических религиях?) и выводы мне показались где-то на уровне «глубокой философии» Паоло Коэльо.

Ну и не поленилась я все же почитать о зооморфизме (антропоморфизме), упоминаемом автором: «There are many examples of animals coming to surprising living arrangements. All are instances of that animal equivalent of anthropomorphism: zoomorphism, where an animal takes a human being, or another animal, to be one of its kind» — «Известно множество случаев, когда животные устраиваются в жизни удивительнейшим образом. Звери тоже не чужды антропоморфизму – точнее, зооморфизму: это когда животное принимает человека или другое животное за представителя своего же вида.». Странно, что Мартел использует это понятие, учитывая, что «Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий. Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка, изобразительных искусств и т. п. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия».

п.с возвращаюсь к уже полюбившемуся Нилу Стивенсону от сомнений и разочарований истории Яна Мартела, которая, по заслугам мне увы не ведомым, награждена Букером.

Оценка: 6
⇑ Наверх