Все отзывы посетителя Sopor
Отзывы (всего: 8 шт.)
Рейтинг отзыва
Sopor, 28 июня 2022 г. 21:50
Цвет не только делает мир для людей ярким и прекрасным, но он еще и основа основ магии. По крайней мере, так обстоят дела в Семи Сатрапиях, где магия цвета, хроматургия, влияет на жизнь каждого, от аристократа до простолюдина. Сатрапии подчинены единому центру – Хромерии, которая не только регулирует отношения между странами, но и обеспечивает магическое равновесие в мире. Правителем-теократом Хромерии является Призма, рождающийся единожды в поколение маг, который в совершенстве может извлекать все цвета спектра.
Ныне титул Призмы носит Гэвин Гайл, чье правление нельзя назвать спокойным. Шестнадцать лет назад все Семь Сатрапий сотрясла война Ложного Призмы, когда младший брат Гэвина поднял мятеж, чтобы узурпировать титул. После тяжелой и горькой победы Гэвин прилагает усилия, чтобы сгладить последствия разрушительной войны. Но тревожные события грозят вновь пошатнуть равновесие в Семи Сатрапиях. Во-первых, король провинции Тирея, которая поддерживала мятежного брата Призмы, собирает силы для войны с наместниками, назначенными Хромерией. Во-вторых, все больше и больше в Семи Сатрапиях бесчинствуют цветодеи – те извлекатели, которые начинают терять контроль над магией и постепенно погружаются в безумие. Ну и в-третьих, Гэвин Гайл внезапно узнает, что со времен войны Ложной Призмы в Тирее у него остался незаконнорожденный сын.
Такова экспозиция, которой встречает читателя первый роман цикла «Светоносец» Брента Уикса. Писатель он, впрочем, для русскоязычных поклонников жанра не новый: кто-то наверняка помнит его первую трилогию «Ночной Ангел». Дебют Уикса, пусть и не лишенный драйва и множества интересных находок, пестрел, тем не менее, целым ворохом недостатков. В «Черной Призме» же автор продемонстрировал удивительно мощный прогресс.
Более всего первый роман «Светоносца» вызывает ассоциации с произведениями Брендона Сандерсона. Интересный и не самый типичный мир, подробно прописанная необычная магическая система, приверженность автора бодрому сюжету с классными твистам – эти аспекты будут хорошо знакомы поклонникам «Рожденного Туманом» и «Архива Штормсвета». А вот с персонажами Уикс работает лучше Сандерсона, и тон повествования заметно мрачнее.
Уикс уверенно выполняет основную программу по всем составляющим достойного фэнтезийного романа. При их сочетании получилось интересное и захватывающее повествование, которое в «Черной Призме» в упрощенном виде следует схеме «запутанное резкое начало – интригующая захватывающая середина – мощная эпическая концовка».
Стартует «Черная Призма» с места в карьер. Уикс не спешит до поры объяснять ни мироустройство, ни мотивы действующих лиц, потому поступки персонажей и логика мира сначала могут показаться странными. Зато темп повествования не даст заскучать: события буквально проносятся перед глазами читателя.
Как только схлынет первый событийный вал и история получит небольшую передышку, автор старательно наполняет повествование подробностями о прошлом героев и описанием реалий Семи Сатрапий. В этот момент история ощутимо набирает глубины. Интриги в Хромерии и сатрапиях, тайны прошедших дней и надвигающиеся угрозы – все это тот трамплин, с которого интерес к «Светоносцу» взмывает к небесам. На этом же этапе, к слову, Уикс использовал просто потрясающий сюжетный твист, переворачивающий восприятие событий с ног на голову. Внимательный читатель этот поворот вполне может предугадать, но от этого задумка не потеряет ни капли своего великолепия – можно аплодировать автору!
В последней трети книги читателя ждет традиционная для жанра подготовка к битве и само эпическое действо. Эта часть романа Уиксу тоже удалась. Сражение будет проходить в интересных условиях, а прописано оно достаточно умело и захватывающе. Не стоит забывать и о хроматургии, которая используется на полную и привносит в битву дополнительные обстоятельства и переменные. Те читатели, которые очень ценят в жанре именно сами фэнтезийные элементы, не должны остаться разочарованными. Ну, а в самом финале ждет привычная для эпических циклов промежуточная концовка с обязательным повышением ставок на будущие книги.
При удачной общей сюжетной канве с хитросплетением интриг и захватывающими приключениями героев, не стоит недооценивать и те, казалось бы, небольшие детали, которые придают повествованию насыщенности. Именно они порой превращают просто хорошую историю в отличную, а Уикс показал, что умеет их использовать. Будь то совсем маленький штрих с давним воспоминанием о том, как однажды девушке подмигнул Оролам, или тяжелый эпизод про самую печальную обязанность Призмы – все это усиливает впечатления от романа.
Образ Гэвина Гайла – несомненно, одна из главных удач книги. Призма – ось, вокруг которой существуют Семь Сатрапий и строится повествование. Сначала может показаться, что Гэвин – легкомысленный и пресыщенный жизнью правитель, но чем дальше, тем полнее будет раскрываться его характер. Особенно интересен в этом плане контраст глав от лица самого Гэвина и тех глав, где читатель видит его глазами других персонажей. По мере погружения в историю все больше будет известно о прошлом Гэвина, его планах и устремлениях. В итоге перед читателем предстанет замысловато деконструированный образ Обещанного Короля, который обещал себя сам себе.
«Черная Призма», впрочем, не смотря на центральную роль Гайла, это не Книга Одного Героя на манер «Саги о Видящих» или «Имени Ветра»; другие персонажи получат не меньше страниц для своих глав. Каррис из Черной Гвардии, которая была помолвлена с Гэвином, и Аливиана, дочь лучшего генерала мятежного Лжепризмы – примеры более стандартных для жанра, но уверенно созданных персонажей, удачно вписанных в русло сюжета и сеттинга. Их главы интересны не только событиями, но и их характерами и бэкграундом. Кип (тот самый неожиданный бастард Призмы) чуть необычнее: с одной стороны это привычный архетип «избранного паренька с фермы», с другой – часто ли в эпическом и героическом фэнтези подобные персонажи оказываются недотёпами с лишним весом и явно заниженной самооценкой? Главы Кипа подкупают забавной самоиронией и самокритикой. Правда, в эпизодах, когда герой необоснованно хамит влиятельным людям, Уикс, пожалуй, ради сомнительного юмора несколько переигрывает. Вполне возможно главы Кипа будут по ряду причин раздражать читателя, но стоит проявить к парню снисходительность. Он от начала и до конца романа будет пребывать в состоянии перманентной пришибленности: гибель родного города и всех, кого он знал, а также обескураживающая новость о том, что он незаконнорожденный сын правителя мира, не могли не пройти бесследно для душевного равновесия. Разумеется, кроме основных героев, будет и масса интересных второстепенных персонажей.
В итоге, «Черная Призма» – это образцовый первый том эпического цикла, который раскрывает перед читателем удивительный новый мир, знакомит с интересными персонажами и заставляет с нетерпением ждать продолжения.
Брайан Стейвли «Клинки императора»
Sopor, 15 июня 2022 г. 15:27
Жанр фэнтези может похвастаться славной историей. Толкин, Говард и прочие отцы-основатели, вероятно, и не предполагали, что закладывают фундамент целого культурного явления. Так, примерно с 80-ых и до 2010 года в жанре был настоящий расцвет: каждое десятилетие начинали свой творческий путь множество авторов, ряд из которых становились либо мастерами, либо достаточно заметным явлением. Во втором же десятилетии XXI века жанр будто вошел в период стагнации. Стало меньше появляться новых громких имен, а действительно хорошие тексты часто были не совсем тем, чего хотели опытные почитатели фэнтези. Возможно, это лишь самовнушение, вызванное более голубым небом и более зеленой травой, Что Были Прежде, но такое впечатление все же сложилось. Тем не менее, и в этом не самом урожайном десятилетии появились замечательные авторы, которые стали достойными продолжателями дела заслуженных мастеров. Брайан Стейвли – один из них.
В своем дебютном романе, открывающем трилогию «Хроники Нетёсаного Трона», Стейвли прибегает к достаточно знакомому мотиву в жанре фэнтези: правитель погибает, а его наследникам предстоит искать свой путь в недружелюбном мире. Стейвли этот сюжет удался чуть ли не лучше всех прочих авторов (если вынести за скобки историю Эддарда Старка и его детей).
Итак, закатилось солнце Аннурской империи – предательски убит император Санлитун Малкениан. Он будет похоронен со всеми почестями в долине Вечного Сна. Весь цвет воинства Аннура пройдет в траурной процессии, а носилки с телом правителя понесут двенадцать гвардейцев, что охраняли императора в день смерти; их правые кисти будут отсечены – зачем им держать мечи, если они не смогли защитить государя? А после пышной погребальной церемонии останутся опустевший Нетёсаный трон, осиротевшая империя и трое наследников: Каден, Валин и Адер. Им предстоит писать новые страницы истории Аннура, но прежде, чем трон снова будет занят, а убийц Санлитуна настигнет справедливое возмездие, детям императора нужно сохранить свои жизни, а также обрести те навыки, которые необходимы для предназначенной им роли.
Каден, как и все первые наследники до него, еще в детстве отправлен на ученичество в Ашк-лан – отдаленный горный монастырь Пустого Бога. Там Каден в роли простого послушника постигает духовные практики под руководством строгих наставников. Уважая вековую традицию, принц до поры даже не задумывается о том, почему именно наследник трона должен прозябать вдали от центра империи и трудиться, как монах-простолюдин. Понимание того, что учение Пустого Бога составляет чуть ли не основу Нетёсанного трона, настигнет старшего сына Санлитуна вместе с событиями, потрясшими империю. История об обучении в монастыре, как ей и положено, прямо-таки наполнена восточной философией и мироощущением, что добавляет ей и книге в целом яркости.
Валину, как это часто случается со вторыми сыновьями, предназначен путь воина. Он проходит обучение в элитном имперском воинском формировании Кеттрал. Небольшие, но смертоносные отряды, летающие на прирученных гигантских ястребах, используются империей там, где необходимо выполнить работу быстро, тихо и эффективно. Разумеется, быть принятыми в Кеттрал могут только лучшие из лучших; эту привилегию можно заслужить лишь через изнурительные тренировки и испытания, без каких-либо послаблений обладателям королевской крови. Тяжелые, но уже привычные будни Валина обретают остроту после известия о смерти императора. Вокруг будущего защитника империи начинает происходить много подозрительного, а сам Валин предполагает, что яд предательства проник не только в императорский дворец, но и в Кеттрал. Ну, и не обойдется без привычных для подобных сюжетов мотивов о сплочении отряда, где поначалу все друг-другу не доверяют.
Адер, дочь Санлитуна, в отличие от своих братьев живет в столице. С ранних лет её готовили чувствовать себя как рыба в воде посреди хитросплетений имперской политики, хотя занять трон ей и не суждено по традиции. Адер самая первая узнает о смерти отца и с отчаянием храбрых с головой погружается в задачу поиска убийцы. Разумеется, она наломает дров, но и добьется промежуточных успехов. Линия Адер ничем не уступает линиям братьев, но в ней (по крайней мере, в первой книге) до обидного мало глав, отчего, она, впрочем, и самая концентрированная. И в финале этой же линии есть твист, который если и не переворачивает сюжет с ног на голову, то основательно его встряхивает.
Ко всем троим младшим Малкенианам, разбросанным по разным уголкам мира, тянутся нити заговора. Героям очень быстро придется понять, что для выживания и сохранения династии им необходимо поддерживать друг друга, пусть до поры лишь на расстоянии.
Общая сюжетная канва первой книги трилогии довольно проста (хотя и без интересных сюрпризов не обойдется), а роман подкупает, прежде всего, тем, как высококлассно он написан, интересным миром и удачными персонажами.
«Клинки Императора» объединяют в себе настоящий дар рассказчика Стейвли с общей сбалансированностью. Текст романа действительно хорош: красивый и атмосферный, в воображении без каких-либо усилий рисуется яркая картина происходящих событий. Все элементы романа находятся на своем месте: персонажи, сюжет и сеттинг переплетены в единое целое, благодаря чему история по-настоящему получилась насыщенной и глубокой. Глобальная картина происходящего автору без сомнения удалась, но еще лучше вышли отдельные эпизоды: в общем-то, первая книга цикла и призвана показать локальные сюжеты переломного момента в жизни детей императора. Быт в монастыре Пустого Бога, будни Кеттрал, паутина интриг столицы – все это надолго врезается в память, и получилось по-настоящему зримым. Чего только стоит эпизод с финальным испытанием на звание полноправного Кеттрал – это одна из самых атмосферных и напряженных экшн-сцен в жанре. Те поклонники жанра, которые помнят, как родились Охотники за Костями, прогрызая себе путь к выживанию через пылающий И’гхатан, поймут, о чем речь – впечатления от этих сцен очень схожие.
Мир Аннурской империи – отличный пример того, как надо работать с сеттингом в жанре. Пусть глобальная картина в первом романе обрисована штрихами, у Стейвли получилось создать живой мир, не прибегая к большим объемам описательного текста. А монастырь Ашк-лан и база Кеттрал, где будут происходить основные события, вообще вышли, как живые. Кроме обязательного минимума для хороших сеттингов, Аннурская империя может похвастаться ощутимыми ориентальными нотками и интересным пантеоном. Ну и невозможно не упомянуть, как удачно Стейвли удалось намеками и оговорками обрисовать экзистенциальную угрозу, которая стоит куда выше политического кризиса в империи. Кшештрим, представители древней бессмертной расы, не могут не напомнить творения иных авторов фэнтези, у которых очень аккуратно получилось вступить на территорию хоррора («Князь Пустоты», «Берсерк», «Песнь Крови»).
Как несложно догадаться, история будет рассказываться через главы от лица трех основных персонажей. Каден, Валин и Адер получились достаточно фактурными, а их голоса звучат искренне и убедительно. Автору удалось удачно показать чувство растерянности и уязвимости героев в переломной точке истории империи, совершаемые ими по неопытности ошибки, постепенное обретение решимости бороться до конца за то, что принадлежит им по праву. Не отстают и второстепенные персонажи: будь то совершенно восхитительная жрица бога Смерти или товарищи Валина по оружию.
Дебютный роман Брайана Стейвли представляет собой прекрасный образец настоящего фэнтези, которое во всех аспектах исполнено на высоком уровне. Эту книгу легко можно поставить на одну полку с флагманами жанра. Более того, есть уверенность, что дальше будет еще лучше, что самое интересное Стейвли приберег для второго и третьего романа, где автор и раскроется во всей полноте.
Sopor, 2 июня 2022 г. 18:09
Джон Гвинн к моменту первой публикации на русском языке, успел написать восемь романов, последний из которых открыл читателям уже новый мир. Книги автора собрали массу положительных отзывов и рекомендаций, и ожидания от его дебюта были достаточно высокими. «Злоба» — первая книга тетралогии «Верные и Падшие», рассказывающая эпическую сагу о Землях Изгнанников. Ожидания от романа в целом оправдались: это хорошее классическое фэнтези, не лишенное, впрочем, недостатков.
В 2013 году роман получил премию Дэвида Геммела за лучший дебют. Пожалуй, справедливо. Хоть в целом подходы Гвинна и короля героики заметно отличаются, есть что-то общее в самом духе их книг, на страницах которых очень важное место отводится сражениям и воинскому ремеслу.
Сюжет романа изобилует привычными и знакомым многим составляющими: надвигающаяся война высших сил, пророчества, в основном молодые и юные герои, которым предстоит искать свое место в недружелюбном мире. И все это в сеттинге с ламповой атмосферой Британских островов времен короля Артура.
Итак, Земли Изгнанников – континент, который делят между собой с десяток людских королевств и пребывающие ныне в упадке кланы великанов. В далеком прошлом на этих землях разразился локальный апокалипсис в результате противостояния бога Элиона и его извечного врага (и, разумеется, сына) Азрота. Спустя тысячелетия мудрые люди обнаружили знамения, предвещающие возвращение Азрота. Кроме того, есть пророчество о пришествии защитника смертных, Яркой Звезды, и проводника злой воли Азрота, Черного Солнца. Аквилус, король Тенебрала, созывает всех правителей Земель Изгнанников на совет, где призывает их заключить союз, дабы подготовиться к надвигающейся угрозе, а также для поиска Яркой Звезды и Черного Солнца. Очевидно, одни короли решают поддержать союз, другие – нет, а третьи постараются использовать сложившееся положение для своей выгоды.
Таким образом, первый роман тетралогии будет во многом посвящен расстановке фигур и первым шагам по пути сплочения и (а как же иначе?) разобщения королевств. Ну и, разумеется, на фоне всего этого будут разворачиваться личные истории героев.
В книге достаточно много действующих лиц, а повествование ведется от лица нескольких персонажей, находящихся в гуще событий. Четырем из них уделено заметно больше страниц.
Юный Корбан живет в Дун-Карреге, столице королевства Ардан. Он мечтает стать воином в дружине короля Бренина. И вот, когда подходит время вступить на этот путь, вокруг молодого героя начинает происходить подозрительно много неординарных событий, и их обилие сложно считать лишь совпадением. Корбану отведена в повествовании роль архетипического «избранного паренька с фермы», а, следовательно, его будут ждать и тернистый путь становления, и мудрые наставники, и заклятые враги. Подобные истории Гвинн явно любит, и свою он прописал достаточно канонично и симпатично.
Кивен – сестра Корбана. Добрая и отважная девушка целиком и полностью довольна своей жизнью в Дун-Карреге. Однако нормальность её жизни начинает постоянно нарушаться странными, а порой и опасными событиями, происходящими вокруг ее младшего брата. В целом её линия идет бок о бок с линией Корбана, так как почти на всем протяжении романа они неразлучны. А в финале книги Кивен, пожалуй, оказывается в самом сложном положении из всех героев.
Верадис – сын одного из лордов Тенебрала. Он отправляется на службу ко двору короля Аквилуса и почти сразу получает предложение от принца Натаира вступить в его личную гвардию. Верадис чувствует, что нашел свое истинное место: служить в отряде принца – большая честь, а сам Натаир – амбициозный и располагающий к себе лидер, и многое указывает на то, что ему уготована особенная судьба. Планы и решения порывистого принца многие в королевском окружении находят сомнительными, однако Верадис демонстрирует безоговорочную преданность своему командиру. И очень интересно будет увидеть, куда заведет его эта верность: уже в первом томе она не раз подвергнется испытанию, пусть пока и не даст трещину.
Кастелл – племянник короля Изилтира. Будучи парией при дворе своего дяди (в большей степени герой сам так считает), Кастелл предпочитает находиться вдали от столицы. После цепочки событий лучшим выбором для него становится вступление в особый воинский отряд, который охраняет границы Изилтира от набегов великанов. По ощущениям для основного сюжета эта линия менее важна, но дает возможность посмотреть на события с еще одной стороны, кроме того, в нужных местах переплетается с линией Верадиса и Натаира.
Главное достоинство «Злобы» — бодрая и захватывающая история. Кто-то может сказать, что первый том представляет собой лишь многостраничный пролог перед основным действием. Так, Корбан, например, в конце книги даже и не осознал своей судьбоносной роли в наступивших и грядущих потрясениях (хотя она будет очевидна даже неопытному читателю). Тем не менее, ни на минуту не возникает ощущения того, что автор предложил читателю лишь необязательную экспозицию. С повествованием Гвинн справляется отлично. Роман прямо таки насыщен действием: небольшие по объему главы резко сменяют друг друга, и почти в каждой из них происходит что-то интересное. Скучать будет некогда, а последняя четверть книги вышла и вовсе просто таки ураганной.
Описываемые в первом томе события не всегда будут важными для магистрального сюжета, но почти всегда интересны и захватывающи. Конфликты, сюжетные ходы, взаимоотношения довольно просты и будут знакомы каждому поклоннику жанра, но у Гвинна получилось построить искреннее, логичное и последовательное повествование. Будет много яростных схваток и битв, загадочных событий и тяжелых решений для персонажей.
При всем общем положительном впечатлении от «Злобы», нельзя не отметить и недостатки книги. Главные из них кроются не в общем построении повествования и сюжетных ходов, что встречается, пожалуй, чаще всего. Не в инфантильности истории, коей часто расстраивают книги последнего десятилетия, когда, казалось бы, стыдно писать подобное спустя многие годы после публикации настоящих флагманов жанра.
Во-первых, сам текст в дебютном романе Гвинна заметно хромает. Авторский стиль достаточно прост – никаких красот и глубин ждать не стоит. Кроме того, у Гвинна довольно сыро выходят описания отдельных эпизодов: это касается как построения сцен, так и диалогов, подачи мировосприятия персонажей и ряда других моментов. Те же сцены знакомства героев обставлены на уровне очень средней компьютерной ролевой игры, в бюджет которой не вписался нормальный нарративщик. Ощущения от текста «Злобы» сходны с ранними романами Сандерсона, но и те были написаны более уверенно.
Во-вторых, несмотря на солидный объем романа, повествованию явно не хватает и описаний: бытовых мелочей, мироощущения персонажей, информации о сеттинге. Конечно, совсем не обязательно, чтобы описания в тексте разливались широкой щедрой рекой на манер Джордана, Уильямса или Хобб. Хороший писатель может пойти и другим путем: добавив деталь там и меткое замечание здесь, создать эффект погружения. Гвинну этого навыка недостает, возможно, лишь в дебютном романе. А как бы мог расцвести мир книги, удели Гвинн больше внимания обычаям и культуре народов, населяющих Земли Изгнанников! Но, увы, дебют Гвинна лишен той глубины, которая присуща лучшим эпикам, и для читателя королевства Изилтир и Гельвет не будут так же отличны и своеобразны, как, например, Темерия и Редания (описанию которых их создатель как раз и не отводил много места, но объемная картинка получилась).
Эти недостатки (в общем-то, весьма серьезные), тем не менее, не низводят «Злобу» до уровня необязательного чтения. Уж очень сильны оказались эмоции от истории, рассказанной Гвинном, очень интересно, как она будет развиваться дальше.
Для кого важна обязательная новизна, кто (уже или вообще) не переваривает классические эпики и героику, тем разумнее пройти мимо цикла Гвинна. Тем же, кто, напротив, любит истории о воинской доблести, об эпических противостояниях, о надвигающейся угрозе, на «Злобу» определенно стоит обратить внимание. Пожалуй, лучшей похвалой роману будет то, что продолжение хочется взять в руки сразу же после последней страницы первой книги.
Sopor, 18 декабря 2021 г. 21:21
«Закон Ордена» Петра Гурского – это мрачное и атмосферное повествование об охотнике за головами и его пленнице, которое из-под изначальной внешней простоты до самого финала раскрывает все более глубокие слои.
Пожалуй, самое примечательное в «Законе Ордена» то, что автор рассказывает одну из самых архетипических историй из всех возможных, но делает это настолько изобретательно, что читатель узнает старую добрую сказку только к середине романа, когда о сути и первопричинах происходящего будет сказано прямым текстом. Кроме удачной деконструкции и массы обманок для читателя, Гурский использует и не самую распространенную точку входа в повествование: события первой главы – это совсем не начало пути героя, а предфинальная часть истории. Причем, в данном случае это не прием с непоследовательной хронологией, когда автор сначала обрисовывает некоторые итоги, а потом подробно рассказывает, как все пришло к этому. Флешбэки есть, но они едва ли занимают десятую часть романа и дают лишь общее представление о предшествующих событиях.
Таким образом, очевидно, что в «Законе Ордена» рассказывается не обстоятельная история, где все разложено по полочкам. Подробности о мироустройстве и мотивах персонажей читатель поначалу будет вынужден собирать буквально по крупицам. Такой способ повествования отлично работает у Гурского: многочисленные умышленные недомолвки только подогревают интерес к сюжету. Что очень важно, те ответы, которые даются со временем, не разочаровывают. Вдобавок ко всему, многое из происходящего оказывается не тем, чем кажется поначалу, а почти все персонажи могут похвастаться вторым дном.
Разумеется, все эти приемы в полной мере заиграют, если хороша сама история, а она определенно удалась.
Итак, в первой главе романа, рассказывается, как ловчий Кестель Самран Нетса пленяет Алию Лов, печально известную разбойницу, сбежавшую из могущественного ордена Ама. По условиям контракта Кестель должен доставить Алию в город Арголан, где та будет биться с заказчиком на арене. Конвой пленницы оказывается отнюдь не простой задачей. Во-первых, не только Кестель хочет сорвать куш, который сулит поимка преступницы. Во-вторых, у Алии есть заступники, в том числе и некто таинственный, обладающий могущественной магией. Вдобавок героя преследует загадочное тряпичное существо – паяц Бомол, жаждущий заполучить труп Кестеля в свою коллекцию.
На своем пути Кестель заглянет в багровую корчму, где уставшие от горестей мира путники находят последний приют, а их потаенные желания исполняются. Пройдет через Живые лабиринты – мистические подземные пути, которые обладают собственной волей и характером. Осмотрит специфические достопримечательности славного города Арголана. А еще будет так или иначе предан или использован почти всеми встреченными персонажами. Невозможно не упомянуть и одного из самых колоритных героев книги – Дунтеля, который станет Кестелю временным попутчиком. Пугающе вежливый (как бы странно это не звучало) эстет держит путь в Арголан, чтобы простить убийцу своих родичей, приговоренного к казни. Стоит ли говорить, что прощение будет не таким, какого можно было бы ожидать, как и многое в этой истории?
Повествование хорошо выверено и сбалансированно. Первая треть романа динамичная: путь в Арголан пестрит препятствиями и резко сменяющимися условиями. В самом же Арголане темп несколько замедляется; именно в этой части будут даны важные пояснения, выводящие сюжет на новый уровень. Ну, а после того, как конфликты будут до конца оформлены, а ставки подняты, следует ударная концовка.
Мир «Закона Ордена» удался. Он мрачен, он странен, он прямо таки пронизан недобрым волшебством. При всем при этом сеттинг подан довольно грубыми штрихами. Так, например, даже в самом конце романа сложится лишь смутное представление о мироустройстве, географии и раскладе сил. Но это совсем не тот случай, когда мир выступает лишь фоном, позволяющим отнести произведение к жанру фэнтези, когда та же история могла бы быть рассказана в любых иных декорациях. Пусть мироописанию уделено немного внимания, в «Законе Ордена» особенности мира действительно влияют на сюжет и ход повествования, что для жанра очень важно.
Кроме того, автор насыщает свой мир многочисленными мелкими деталями, которые создают атмосферу. Так, например, здесь в трактирах, чтящих старые традиции, всегда есть отдельный треугольный стол для чудовищ; треугольный потому, как нелюдь очень не любит одну из сторон света – восток: ведь рассвет дарует смертным надежду. Момент для повествования буквально крохотный и незначительный, зато отлично работает на общее впечатление.
То, как подано описание мира, в корне отличает роман Гурского от иных фэнтезийных вселенных, жестко структурированных и подробно прописанных. В мире «Закона Ордена» читатель никогда не знает, что ждет за очередным поворотом дороги, а происходящее постоянно удивляет и захватывает. Такой подход при хорошей реализации может быть таким же занимательным, как и истории в подробно прописанных сеттингах.
А если позволить мысли вильнуть немного в сторону, то можно порассуждать о том, что хорошая фэнтезийная история хороша, кроме всего прочего, тем, что про нее можно многое рассказать: о деталях мироустройства, перипетиях сюжета, ярких персонажах, интересных концепциях. Про совсем небольшой «Закон Ордена» выше сказано уже изрядно. Но ничего не было сказано, например, про таинственную мозаику, о которой известно немногим, но на судьбы многих способной повлиять. Ничего не было сказано о драконах, тех самых — величественных, гордых и завораживающих. Ничего не было сказано о нечеловеческом народе, побежденном, но жаждущем реванша. Ничего не было сказано о птицах амвари, чье пение столь же прекрасно, сколь ужасна судьба, которую они несут несчастным смертным. И, главное, все это, пусть и описано автором относительно скупо, стянуто в единый узел взаимовлияния мира, сюжета и персонажей, что и делает книгу увлекательной.
Прямые аналоги к роману Гурского подобрать сходу сложно. По ощущениям от повествования могут возникнуть ассоциации со Стивеном Эриксоном, если из величественного малазанского гобелена вытянуть одну единственную нить. Сходство заключается в удивительных событиях в удивительном мире, подробности о которых намеренно замалчиваются. Подход к фабуле с использованием деконструкции может напомнить то, что творил Анджей Сапковский со старыми, как мир, историями в первых двух книгах про Геральта. По формальным внешним признакам «Закон Ордена» можно сравнить с «Тенеграфом» Кшиштофа Пискорского: такой же небольшой по объему роман с завершенным сюжетом, бодрым повествованием, интересным мироустройством и хорошими сюжетными твистами.
В итоге дебютный фэнтезийный роман Петра Гурского производит приятное впечатление и оставляет интерес к продолжению. В том числе и потому, что во второй книге автору надо будет придумывать что-то новое в плане способа повествования и раскрытия сюжета, поскольку так же написать уже не получится.
P.S. Рассказы, изданные в одном томе с романом в серии «Шедевры Фэнтези» отлично дополняют мир «Закона Ордена», и хороши они как сами по себе, так и в контексте цикла.
Гарет Ханрахан «Святой из тени»
Sopor, 15 октября 2021 г. 03:36
Гвердон – город, который был всегда. Говорят, под землей, где протянулись бесчисленные тоннели владений упырей, Гвердон куда больше, чем он есть на поверхности. А там, где светит солнце, любой путешественник может насладиться многообразием города: Священный Холм, Дол Блестки, Мойка, Пять Ножей, Мыс Королевы – районы, которые являют собой лишь часть его граней. Удивительный и многоликий – это то, что в первую очередь следует сказать о Гвердоне. Здесь на одной улице встречаются блеск и нищета, шпили величественных соборов загораживают небо для жителей кварталов бедноты, а сточные канавы соседствуют с чудесами алхимического и магического технического прогресса.
Именно Гвердон и фантазия, с которой он прописан, были одними из главных составляющих успеха дебютной книги Гарета Ханрахана. Многие читатели ожидаемо сравнивали этот фантастический город с Нью-Кробюзоном Чайны Мьевиля, а кому-то вспоминался и неподражаемый Сигил из «Planescape: Torment» (даже финальный твист первого романа будто создан под впечатлением от одного из эпизодов этой великой игры). Но не одним Гвердоном была хороша «Молитва из сточной канавы»: там было удачно придуманное общее мироустройство вне города, множество интересных концепций и задумок, а также бодрая история с хорошими твистами. «Святой из тени», вторая книга цикла «Наследие Черного Железа», получилась у Ханрахана заметно лучше, причем во всех аспектах.
После Кризиса (так стали называть финальные события первого романа) прошло чуть меньше года, и Гвердон постепенно возвращается к нормальной жизни. Разумеется, под нормальной жизнью этого города подразумевается не всеобщее спокойствие и умиротворение, конфликты и противоречия никуда не делись. В городе очень сильно накаляется политическая обстановка: намечаются выборы в парламент, и ведущие партии борются за право определять будущее Гвердона. Эладора Даттин, старая знакомая по первой книге, примет в этой политической борьбе непосредственное участие, выступая на стороне временного номинального главы города Эфро Келкина. Эладора – первый из трех основных пов-персонажей романа.
Но не только внутренние проблемы угрожают Гвердону. Божья Война, которая в первой книге происходила где-то далеко и на фоне, охватывает все новые и новые земли, а Гвердон вряд ли сможет и дальше поддерживать статус нейтрального города. Ведь ходят слухи, что там скрывают страшное оружие – божью бомбу, которая способна уничтожить самих богов и тем самым принципиально поменять расклад сил на войне. Ничего удивительного, что Гвердон попадает в сферу интересов ведущих мировых держав. Представители двух таких стран также получат свое место в истории в роли главных героев.
Ишмира, возглавляемая воинственным пантеоном безумных богов, одерживает победу за победой на полях Божьей войны. Уже захвачены Маттаур и Севераст, завоеваны ряд территорий Хайтской империи. Кажется, уже никто и ничто не сможет остановить Ишмиру с таким сильным пантеоном… кроме оружия, которое способно сразить самих небожителей. Отсюда и повышенный интерес к нейтральному городу, производящему алхимическое оружие. Командование отправляет в Гвердон шпиона под кодовым именем Икс-84. Его задача сопроводить в город юного святого бога-паука Ткача Судеб и установить связь с ячейкой ишмирского разведкорпуса. Но с этим шпионом не все так просто: с самого начала в его главах читателю дается понять, что он преследует свои цели, которые могут быть далеки от желаний богов.
В Хайтской Империи, где некромантия не просто почитаемое искусство, а основа культуры и образа (не)жизни общества, наступают тяжелые времена. Империя увядает, и пусть это во многом остается за кадром, воображение прямо таки рисует картины этакого некро-декаданса. Там, где Ишмира действует путем шпионажа, Хайт избирает дипломатию и интриги. Теревант Эревешич — младший наследник одного из великих домов империи. Почти всю свою жизнь он пребывает в тени своего блистательного старшего брата и уже смирился с ролью белой вороны в своем семействе. Тем неожиданней для него становится назначение на дипломатическую миссию в гвердонское посольство Хайта. И если оказаться посреди паутины интриг Гвердона он готов, то об уготованной ему роли пешки в игре сил, стоящих за империей, Тереванту только предстоит узнать.
Сюжет «Святого из тени» если и не интереснее, чем в «Молитве» (там история была все же очень хороша), то определенно лучше прописан, более зрелый, с более выверенной композицией. Из сказанного парой абзацев выше, очевидно, что акцент в истории сместился на политику и интриги, но и авантюрный дух не пропал: будут и схватки, и погони, и тайные проникновения. Сюжетные эпизоды очень грамотно чередуются: от красивых элегичных моментов до эпика, от интриг и откровений до буйства местной фантасмагории. В целом сюжет романа можно разделить на две части: первая, более спокойная, где происходит расстановка фигур, и вторая, где действие заметно ускоряется, а обозначенные конфликты обостряются до точки невозврата. Интересными получились обе части истории, сложно отдать предпочтение какой-то одной. Особо стоит отметить, как Ханрахану удалось прописать с особым чувством переход между двумя частями: судьбоносность этих эпизодов ощутима и для читателя, и для персонажей, становится очевидно, что последующие события станут роковыми для всего мира.
После того, как Ханрахан познакомил читателя с интересным миром в первой книге, он продолжает его развивать во втором романе. Гвердона стало больше территориально. Новый Город, который появился благодаря «чуду из канавы», стал очередным дополнением к лоскутному гвердонскому полотну. Когда речь заходит о книге, действие которой разворачивается в каком-нибудь фэнтезийном мегаполисе и сильно завязано на нём, часто можно услышать от читателей фразу вроде «Сам город является одним из главных героев романа». Что ж, Ханрахан сочинил так, что эту фразу в контексте Нового Города следует понимать буквально.
Пусть действие второй книги, как и первой, разворачивается почти исключительно в Гвердоне, нарастание масштаба истории определило и большее количество информации о мироустройстве. Читатель узнает новое о других землях: прежде всего об Ишмире и Хайте, немного о Лириксе, Северасте и Кхебеше. Продолжает развивать Ханрахан и концепции, заложенные в «Молитве»: о сути богов, о взаимодействии их со смертными, о святости.
По части персонажей у Ханрахана также заметен явный прогресс. В первой книге с этим были некоторые проблемы: герои, хоть и интересные, вышли в целом плосковатыми и в большей степени выполняли функции продвижения сюжета и ознакомления читателя с миром. Да, в «Святом из тени» нет потрясающих глав от Крыса, в которых у автора отлично получилось показать нечеловеческое мироощущение, но в целом и главные и второстепенные герои получились более убедительными, а их образы способны выйти за рамки всего лишь движителей сюжета. Эладора заметно интереснее Карильон, а Теревант гораздо интереснее Шпата; младший Эревешич, к слову, вполне мог бы потянуть и свою отдельную сольную историю. Правда, стоит отметить, что именно финал его линии слегка разочаровывает: в кульминации на страницы книги прямо таки просилась эпическая красота, но автор по непонятной причине решил оставить её за кадром и сообщает о важном моменте постфактум. Не то чтобы недостаток, но определенно упущенная возможность. Последний из троицы главных персонажей, Икс-84 — вообще несомненная удача автора: шпион, скрывающий личину под личиной, сам по себе оказывается лишь маской, а истинная суть персонажа, которая раскроется к финалу истории, представляет собой интересный сюжетный твист.
Если первая книга цикла была крепкой и ладной историей, которая прочно занимала место во втором ряду жанра, то вторая — вполне себе заявка на место в высшей лиге. Что еще более важно, Ханрахан доказал, что сможет написать еще не одну книгу в этом мире так, что истории не будет тесно в созданном сеттинге. Третья же книга предложит читателю дальнейшее расширение географии (точно будут Лирикс и Кхебеш) и новых героев. Будет интересно.
Девин Мэдсон «Мы оседлаем бурю»
Sopor, 16 сентября 2021 г. 20:19
«Мы оседлаем бурю» — первая книга австралийской писательницы Дэвин Мэдсон, вышедшая на русском языке, и первая же, вышедшая в крупном зарубежном издательстве, но не первая её книга вообще. До этого автором была написана трилогия, события которой разворачиваются за полтора десятка лет до цикла «Возрожденная Империя». Читать, впрочем, без ущерба можно начинать и с «Мы оседлаем бурю», о чем говорит и сама Мэдсон, и факт того, что издавать её за рубежом тоже начали именно с этой книги.
В центре сюжета очередная война между извечными государствами-соперниками, Чилтеем и Кисией. История рассказывается тремя основными персонажами от первого лица. Каждая из линий получилась разной и по-своему интересной.
Принцесса Мико Ц’ай хочет признания, власти и блага для Кисианской империи, но прежде всего ей нужно суметь выжить. Она и её брат-близнец Танака, не смотря на свое высокое положение, пленники в золотой клетке. Дело в том, что лишь по официальной версии они дети и возможные наследники нынешнего императора, а на самом же деле их отец Катаси Отако, крайне неоднозначный представитель предыдущей правящей династии. Брат с сестрой с самого раннего детства оказались в центре заговоров и дворцовых интриг, а мать готовила их к тому моменту, когда Мико и Танака смогут занять предназначенное им место. Разум и терпение – прежде всего. Мико неукоснительно выполняла материнские наставления, Танака же оказался куда более порывист.
Первые порывы бури заставят содрогнуться древний кисианский замок Кой, когда Танака решится на опрометчивый поступок, который потребует от императора Кина Ц’ая решительных ответных действий.
Капитан Рах э’Торин ведет своих воинов на поиски нового места в мире. Изгнанные со своей родины, далеких Левантийских степей, они будут вынуждены сражаться за чужаков на чужой войне. На чашах весов для левантийцев окажется верность традициям и выживание народа, что для многих из них одно и то же.
Предвестия бури воины-кочевники почувствуют на чужой земле, и эта буря может стать, как погребальной песней для их народа, так и грозным гимном нового начала.
Кассандра Мариус живет очень странной жизнью в столице Чилтея, сочетая древнейшую профессию с ремеслом наёмного убийцы. А еще она слышит голоса мертвых, и в ее теле живет некая вторая таинственная душа.
Признаки надвигающейся бури Кассандра могла бы распознать, когда принимала заказ, выполнение которого может перевернуть с ног на голову положение дел и в Чилтее, и в Кисии. Могла бы, но не распознала, а дальше было уже поздно.
Итак, все три главных героя книги оседлали бурю, оседлали без удил и стремян, и наблюдать, куда в конечном итоге принесет их стихия, настоящее удовольствие
И буря вышла, что надо. Книга, которая поначалу читалась как неплохой, но невыдающийся роман уровня чуть выше среднего, быстро превратилась в захватывающую и зрелую историю. Сцена с шахматной партией Мико и императора Кина и глава со скрывающимися в лесу Кассандрой и Лео Виллиусом уже заставляют хвалить роман. А это только первая четверть книги, и дальше история только набирает обороты. Будет много честного эмоционального надрыва, много острых конфликтов и интриг. Герои часто будут оказываться в сложнейших ситуациях, которые в принципе невозможно разрешить без ущерба, а эмоциональное напряжение будет нарастать после первой сотни страниц до самого финала.
Интрига, сложные конфликты и эмоциональное напряжение — это три главные составляющие всех сюжетных линий. В главах Мико сначала будет много бессильной злобы, а затем череда сложнейших выборов и внутренний рост персонажа сквозь тернии. Линия Кассандры, учитывая, что в шкафу у нее спрятан не какой-нибудь привычный струнный квартет скелетов, а целый симфонический оркестр, напоминает этакий фэнтезийный триллер. Линия же капитана Раха вообще способна разорвать душу читателя в клочья.
В повествовании диалоги, поступки и решения играют куда большую роль, чем экшн-сцены, хотя и без захватывающих схваток не обойдется. А вот масштабные батальные сцены явно не конёк Мэдсон: большинство сражений показаны фоном, а те, что есть, описаны довольно скупо. И, в общем-то, если у автора нет большого интереса к живописанию битв, вполне логично оставить их на периферии основного повествования. Подобное было в книге Дэниела Абрахама «Война среди осени»: роман, как ясно из названия, тоже про войну, но сражения почти не описываются, что ни в коем случае не помешало автору написать отличную историю.
Пером Дэвин Мэдсон владеет уверенно. Насыщая повествование деталями окружения, толикой мироустройства, умело прописывая состояние героев, события и обстоятельства вокруг них, автору удалось создать достаточно глубокую историю. Все это помогло и персонажам звучать убедительно: их ощущения, печали, разочарования и редкие триумфы ни на секунду не кажутся наигранными или пустыми. Причем, удались не только главные герои, второстепенные также разноплановы, убедительны и интересны. Особенно удались образы грозного императора Кина Ц’ая, загадочного доминуса Лео Виллиуса и главного левантийца за пределами степей Гидеона.
Недостатки романа (если вынести за скобки мелочи, не играющие особой роли) не хочется даже называть таковыми. Скорее, особенности текста.
Во-первых, любителей красочных и продолжительных сражений может разочаровать описание войны в «Мы оседлаем бурю». Как выше упоминалось, в этой книге масштабного батального полотна не будет.
Также стоит отметить несколько странную манеру Мэдсон подавать информацию в некоторых моментах. Очевидно, что автор в начале произведения не обязан выдавать всю вводную персонажа или подноготную сюжета: какая-то часть таких сведений умышленно умалчивается, чтобы ярко сыграть впоследствии, либо, чтобы на ее основе прописать какой-нибудь ошеломительный сюжетный твист. Так часто делают, и нередко это получается просто великолепно. Мэдсон же, может показаться, несколько бессмысленно обходит вниманием совсем уж базовые моменты, связанные с мотивациями или целями персонажей, которые, будь они прописаны, сделали бы чтение попросту более комфортным. Так, например, у читателя вполне может сложиться ощущение, что про левантийцев уже написана книга, а то и трилогия, которую стоило бы прочитать перед «Мы оседлаем бурю». Но это не так, да и по мере развития повествования все более-менее становится на свои места. Эта особенность, впрочем, чтению не мешает, да и встречается нечасто.
Ну и, как всегда, впечатления от книги могут испортить завышенные ожидания. Как бы ни была хороша книга Мэдсон, надо четко понимать, что Эталону, выкованному во Льду и Пламени, она заметно уступает. Впрочем, Эталонов единицы, а такие сильные книги, как «Мы оседлаем бурю», пусть они стоят на некотором отдалении от пьедестала, очень нужны жанру.
В итоге в лице Дэвин Мэдсон поклонники фэнтези получили очень перспективного автора. Даже если её другие книги и проседают в разумных пределах по качеству, цикл все равно получится стоящим. Как бы то ни было, первый роман тетралогии «Возрожденная Империя» определенно удался. Вполне возможно, «Мы оседлаем бурю» — лучший переводной дебют после Роберта Вегнера. А ведь уже пять лет прошло.
Брайан Наслунд «Кровь изгнанника»
Sopor, 10 сентября 2021 г. 19:15
«Кровь Изгнанника» — дебютный роман молодого писателя Брайана Наслунда, открывающий трилогию «Драконы Терры». Для меня в последнее время любой дебют представляет собой подобие лотереи: в лучшем случае половина произведений понравятся в достаточной степени, чтобы захотелось их перечитать. И «Кровь Изгнанника» как раз таки попадает в эту категорию. Это, если кратко, динамичная и приятно написанная героика в low-magic сеттинге. Если подлиннее, то ниже расскажу о произведении и поделюсь впечатлениями.
Драконы в название цикла вынесены отнюдь не случайно: их в мире Терры обитает огромное количество самых разнообразных видов. Они здесь лишены какого-либо мифического и магического ореола (по крайней мере, так это подается в первом романе цикла), а являются по сути своей просто животными — большими, опасными, завораживающими, но вполне обыденными для жителей Терры. Тем не менее, значение их достаточно велико: ведущие ученые мира приходят к выводам, что драконы являются важнейшим элементом всех биомов, где они обитают, а кроме того из их тел добывают особое масло, которое является аналогом нефти.
Очевидно из вышесказанного, что одной из центральных тем романа будет экология. Тема подана несколько поверхностно и, пожалуй, местами нарочито, но последовательно: не только для простого и пустого заявления по важной теме – драконья экология влияет и на сюжет, и на сеттинг.
Для охоты на тех драконов, которые обосновались рядом с людскими поселениями, таскают скот и доставляют прочие проблемы, существуют драконьеры. Это не какой-то элитный орден, напротив: драконьерами становятся пожизненно за какие-либо прегрешения. Обычно послужной список драконьеров, учитывая возможности объектов их охоты, короток, а век недолог, но главный герой романа, Сайлас Бершад, исключение. Бывший наследник крупного и влиятельного баронства, за измену короне приговоренный к драконьерству, он настоящая легенда как своей родной Альмиры, так и всей Терры, а его руки украшают около шести десятка татуировок, символизирующих побежденных драконов. С этим же, к слову, связана и первая интрига книги: в первой же главе автор дает намек, что таким внушительным победам Бершад в большей мере обязан не своей исключительной удачливости или воинским навыкам.
Сюжет стартует довольно бодро: во время очередной охоты Бершаду приходит сообщение от короля с требованием немедленно прибыть в столицу. Там выясняется, что делегаты из враждебной страны Баларии во время своего дипломатического визита в Альмиру похитили младшую дочь короля. Бершаду предлагают миссию по возвращению принцессы, наградой за которую станет помилование и избавление от участи драконьера. Вдобавок к этому старшая дочь и наследница, принцесса Эшлин (с которой Бершада в далеком прошлом связывала влюбленность и вероятная помолвка) просит героя убить императора Баларии. Дело в том, что Эшлин как раз из тех исследователей, которые пришли к выводу о крайней важности драконов для экосистем Терры, а император Баларии, как узнала принцесса во время визита баларского посольства, вынашивает планы об истреблении драконов ради получения монополии на драконье масло.
Сюжетных линий в книге три, они взаимовлияют друг на друга и, как это заведено, в определенный момент сойдутся воедино. Кратко о них в порядке важности.
Первая линия — это, собственно, квест Бершада по спасению принцессы, которого будет сопровождать группа разномастных персонажей: его треклятый щит (титул оруженосцев драконьеров) Роуэн, телохранительница похищенной принцессы Вира, баларский вор Фельгор и аристократ Йонмар Греалор (как раз из того рода, которому перешли владения Бершадов). Ну и невозможно переоценить важность для отряда вьючного ослика Альфонсо, который читателям жанра со стажем, наверняка, напомнит ветерана многих военных компаний осла Чушку из «Орудий Ночи» Глена Кука.
Путешествие отряда героев к особой цели – это та фэнтезийная классика (известная нам всем по высеченной в камне истории содружества кольца), которая мне в принципе не может надоесть, если хорошо исполнена автором. У Наслунда получилось. За стремительным путешествием отряда следить было интересно, как и за развитием взаимоотношений: от недоверия и пренебрежения до крепкой дружбы. Ну, и как уж повелось, не все герои смогут пройти путь до конца, и не все закончат его так, как предполагалось.
Вторая линия – это злоключения принцессы Эшлин в альмирской столице: сплочение страны, подготовка к возможной войне с Баларией, интриги, заговоры, предательства. Тут, конечно, напряжения «Песни Льда и Пламени» ждать не стоит, но и эта линия удалась автору. Отдельно отмечу ему в заслугу то, что он из Эшлин не делает очередной непогрешимый идеал, обогащенный всевозможными талантами, чем нередко в подобных линиях грешит ряд иных авторов. Принцесса Эшлин сама осознает, что не рождена для управления королевством, и не удивительно, что ею будет совершено немало ошибок (одна сплошная катастрофа, если прямо сказать).
Третья же линия повествует о наемном убийце Гаррете, который, выполняя заказ неизвестного до поры до времени нанимателя (довольно легко угадывающегося опытным читателем), убивает высокопоставленных вельмож Альмиры, что делает обстановку в феодальной стране напряженной (и, ожидаемо, сильно осложняет жизнь принцессе Эшлин).
Если говорить о плюсах книги, то надо сказать, что все основные составляющие исполнены пусть и без особых затей, но складно и как-то искренне. История динамичная и увлекательная, а сюжет стройный, логика повествования почти не вызывает вопросов. Персонажи для жанра околоклассической героики автору тоже удались: образы поверхностные, но привязчивые и симпатичные. Все это написано простым и легким слогом, благодаря чему читается роман влёт.
Недостатки, которые я бы выделил, в большей степени основываются на том, каким лично я предпочитаю видеть жанр фэнтези, то есть, не исключено, что для кого-то это будут наоборот положительные моменты.
Во-первых, сеттинг. Он есть, и автор с ним работал. Есть мир Терры, представлены несколько стран, есть драконы. «Кровь Изгнанника» — это тот случай, когда сеттинг играет исключительно подчиненную роль для сюжета, особо не стремясь выйти за рамки этого, и, в принципе, для приключенческого по сути романа ворлдбилдинг свою функцию выполняет. Такой подход в жанре существует и имеет право на жизнь. Но вот в повествовании постоянно встречались моменты, когда то тут, то там хотелось бы чуть больше бэкграунда: чуть больше сведений о дикарях скожитах, немного описаний Баларии вне столицы, возможно, шире осветить историю стран и так далее. Иначе говоря, хотелось бы того, что сделало бы мир книги более живым и позволило бы еще больше погрузится в историю. Недостаток относительный: то, как исполнено Наслундом миропостроение, это не плохо, комфортный пробег по сюжету гарантирован, но можно было лучше без значимого прибавления в объеме.
Далее, как бы это странно ни звучало, к относительным недостаткам я бы отнес то, что Наслунд излишне старался, чтобы читатель не заскучал, взявшись за его первый роман. Вполне логично, что авторы-дебютанты, особенно если масштабное эпическое полотно ими и не планировалось, опасаются глубоко прописывать подоплеку сюжета, причинно-следственные связи, предыстории персонажей. Читатель вполне может заскучать, разбираясь в обстоятельствах и причинах происходящих событий. Да и не все, решившие на досуге почитать фэнтезийную книжку, готовы с головой погрузиться в обширный мир Малазана, философские построения Бэккера или запутанные генеалогии благородных домов Вестероса. Тот же Брэндон Сандерсон говорил о том, что шел на сознательный риск, создавая пространную экспозицию в «Пути Королей» (как показало время, переживал он абсолютно зря, но это уже другая история). У Наслунда не масштабный эпик, ему можно и нужно вводить в повествование читателя проще и быстрее, но, на мой взгляд, он даже переусердствовал, спеша поставить повествование на основные сюжетные рельсы. С одной стороны все замечательно: автор быстро берет быка за рога, и сюжет, по сути, ныряет с места в карьер с самой первой главы и быстро и динамично развивается. Но, тем не менее, мне отчетливо были видны моменты, где событиям нужно было бы больше фона, обстоятельствам обоснований, чуть больше объяснения причинно-следственных связей, а персонажам мотивации. В целом ничего критичного, и, повторюсь, для кого-то это все будет даже плюс.
Всё вышесказанное звучит так, будто Брайан Наслунд представил на суд читателя стандартное фэнтези, без какой-либо оригинальности, если не считать важное место в истории для экологических мотивов, тесно переплетенных с драконами. И это, пожалуй, действительно так. Более того, я уверен, Наслунд не пытался сказать новое слово в жанре и тем более даже не мечтал претендовать на уровень признанных флагманов. А вот искренне рассказать интересную историю он хотел, и, что более важно, у него это хорошо получилось.
Крис Вудинг «Пламенный клинок»
Sopor, 6 сентября 2021 г. 07:39
«Пламенный Клинок» — первый роман цикла «Наследие Темных Вод», это вполне традиционное классическое фэнтези, но…
И тут у меня мысль немного свернет в сторону, и следующие два абзаца можно не читать.
Сколько раз я видел подобную формулировку: «классическое фэнтези, но...«! Давно уже замечаю, как во многих анонсах, обзорах, отзывах и рецензиях, когда речь идет о классическом фэнтези, всегда есть это «но», как будто этот поджанр нуждается в каких-то оправданиях: «классическое фэнтези, но автор обыгрывает штампы», «классическое фэнтези, но классно и по-современному написанное». На мой взгляд, это «но» не уместно совсем, т.к. не вижу в поджанре никаких недостатков, все зависит, в конечном счете, от произведения: «Властелин Колец», «Остен Ард» и «Колесо Времени» такие же вершины жанра, как и «Князь Пустоты», «ПЛиО» и «Малазан».
Я понимаю, что сложилось расхожее мнение (в первую очередь благодаря не лучшим представителям), что классическое фэнтези как поджанр довольно закосневшее, а тут рядом есть всеми любимый гримдарк, который гораздо лучше и прогрессивнее… На самом деле, нет. Все те же штампы, а произведений среднего и слабого уровня даже больше в процентном исчислении. Да, тут важно не путать собственно гримдарк и мрачные и темные эпики вроде книг Эриксона, Бэккера и Вегнера – это уже совсем другая история. Гримдарка я почитал изрядно и могу сказать, что любая книга Джордана или Уильямса превосходит большинство книг этого поджанра.
Таким образом, я считаю, что никаких «но» в контексте разговора о книгах в поджанре классического фэнтези не нужно.
Ну, и вернемся к Вудингу.
Итак, «Пламенный Клинок» — это классическое фэнтези. У Вудинга такого раньше не было, но, кажется, что этот поджанр он любит. Автор очень трепетно отнесся к традициям жанра, и получилось в итоге очень хорошо, ну и то самое обыгрывание троппов тоже присутствует. Первый том трилогии, не смотря на солидный объем, не эпик, это, скорее, приключенческая героика.
Вообще, я точно не скажу, что в этой книге есть что-то такое особенное, чего вы раньше точно не встречали, что какая-то из составляющих на каком-то особо высоком уровне выполнена, нет, такого не будет. Книга подкупает общим хорошим качеством истории, гармоничностью и некой искренностью.
Упомянутое уже трепетное отношение к традициям кто-то наверняка примет за использование старых уже навязших на зубах штампов, мне же это видится хорошо удавшимся оммажем на классику, который никак не мешает истории быть живой и особенной, а не очередной из сонма. В книге есть свои Фродо и Сэм, свои Назгулы, своя Мория. И это не безыдейное переписывание Толкина в духе «Шаннары» Брукса. Да, молодой герой-простак с фермы отправляется в путешествие, снедаемый чувством праведного возмездия за убитого отца — все так, да не совсем. Местных назгулов будто писал Бэккер. А «Морию» (в данном случае не подземелье, а огромный замок-город на озерных островах) я вообще без раздумий занесу в топ лучших локаций жанра. А еще трагической историей одного из персонажей Вудинг вообще решил порвать в клочья души читателей. В общем, интересного будет много.
Ну, а дальше по трем главным составляющим – сюжет/герои/мир.
Сюжет тоже достаточно традиционный. Есть страна Оссия (условные кельты), которую за тридцать лет до начала повествования захватила более развитая Кроданская империя (условный Рим). Главный герой, Арен, живет в небольшом городе и никакого гнета захватчиков не испытывает, даже наоборот: считает, что кроданцы несут прогресс более отсталым оссианам, любит их культуру и видит свое будущее в лоне империи (разумеется, так считают не все Оссиане). Все меняется, когда служители кроданского аналога инквизиции во время ареста (причины которого для героя поначалу непонятны) убивают отца Арена, а самого героя и его друга отправляют на каторгу. Ну а дальше будет быт на рудниках, побег, знакомство с повстанцами, мечтающими сбросить кроданское иго и много всего другого.
Сюжет в целом линейный и гармоничный, провисаний я нигде не почувствовал. В каждом эпизоде есть свои напряженные и более спокойные описательные моменты, благодаря чему повествование получается насыщенным. Пожалуй, мне последняя часть истории, разворачивающаяся в столице Оссии и твердыне в её окрестностях, понравилась чуть меньше, чем начало и середина, хотя она же и самая динамичная, и, думаю, у многих эта часть наоборот станет любимой.
Герои такие, каких ждешь от автора «Историй Кэтти-Джей». Их довольно много для приключенческой истории, и не сказать, что автор их особенно бережет. Надо отметить, что двое самых главных героев (Арен и его друг Кейд) вышли не такими интересными, как остальные персонажи, но свою главную функцию – быть основными репортерами истории на фоне своего становления – выполняют. А будут еще друидка Вика со своей верной собакой Скирдой, таинственный и непримиримый борец с кроданским владычеством Гаррик, странствующая девушка-менестрель Орика со своим рыцарем-защитником Харадом, исполнительный карьерист из Железной Длани (та самая упомянутая «инквизиция») Клиссен и многие другие. Все они без погружения в глубины психологии получились довольно живыми, со своими характерами и скелетами в шкафу.
Сеттинг мне тоже очень понравился. Действие первой книги за пределы Оссии не выходит, поэтому именно о ней будет известно больше всего. Разумеется, также много будет сказано о Кроданской империи. О других землях и народах ненавязчиво и дозированно рассказывается на всем протяжении книги, и картина мира становится довольно сочной, прописанной как вширь, так и вглубь. Стоит отметить одну особенность историй Вудинга, которая мне запомнилась еще по Кэтти-Джей. Вудинг ни разу не любитель длинных описаний и пространных пейзажных зарисовок, но у него получается вдохнуть жизнь в каждое место действия так, что кажется, будто для всех локаций в книге есть красочные иллюстрации. Очень четко они в воображении рисуются.
Из относительно недавнего сравнить можно с Айлингтоном – так же увлекательно. «Тень Ушедшего» будет, пожалуй, подинамичнее, но «Пламенный Клинок» лучше написан, более гармоничный, ну и нужных описаний побольше.
В общем и целом книгой очень доволен, рекомендую и жду, когда автор напишет продолжение.