Сергей Кириенко «Гулы»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы | Боевик
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Роман «Гулы» был издан в 2 книгах, первая называется «Черный рассвет», вторая «Схватка», а сам автор был заявлен издателями, как русский Стивен Кинг. Исходя из разработанной автором мифологической концепции, гулы — это дети Ахримана, темного божества зороастризма, которых тот создал в противовес роду человеческому. Гулы не имеют души, они коварны, беспричинно злобны, кровожадны и практически бессмертны — их может уничтожить только огонь или морская вода. Рождаются эти чудовища из захороненных человеческих трупов. Согласно древним пророчествам, раз в несколько столетий в мире появляется Вассах Гул — могущественный вождь темного воинства, который устраивает локальный апокалипсис в одном отдельно взятом городке и, уничтожив все его население, выращивает из трупов армию гулов для апокалипсиса глобального. Именно такая ситуация и возникает в небольшом современном итальянском городе. И о борьбе жителей с гулами и рассказывает роман «Гулы».
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 27 апреля 2017 г.
Давным-давно я скачал этот роман, но никак не решался взяться за его чтение. Меня отпугивал огромный объём книги — больше 1700 страниц на читалке. Наверное, я ещё никогда не сталкивался с таким, прям-таки, монументальным хоррор-романом. В отзывах это произведение сравнивается с «Они жаждут» Маккаммона, тоже довольно большой книгой, но «Гулы» — прямо роман-эпопея. А ведь события этой истории разворачиваются в течении всего лишь нескольких дней. И в отличие от того же произведения Маккаммона, которое я проглотил за пару дней, творение С. Кириенко читается очень медленно, тягуче. Роман перегружен деталями, поэтому, тому кто захочет прочитать этот опус, придётся набраться терпения. Сходу одолеть книгу не удасться.
Наверное, читатель думает, что главная сюжетная линия романа — борьба с гулами.
Как у же было сказано в большинстве других отзывов, у автора просто мания к описанию мельчайших подробностей. Особенно, это относится к измерению времени и расстояний. У писателя какой-то «бзик» на цифры. По-началу, на это не особо обращаешь внимание, но примерно к середине романа, это начинает всерьёз раздражать. Ну нельзя же описывать все вподряд! И ещё делать это с указанием точного времени! «На часах было одиннадцать минут десятого», «я разговаривал с ним десять минут назад», «обратная дорога заняла восемнадцать минут«! «Чтобы осмотреться, комиссару хватило двух секунд», «Герои прошли через коридор за восемь секунд». Прям-таки хронометраж какой-то! В десять ноль-ноль герой сел в автомобиль, в десять ноль-одну закрыл дверь, в десять ноль-две завёл двигатель, и т. д. и т. п. Такое ощущение, что все персонажи ходят с секундомерами и шагомерами.Все-таки, это художественное произведение, а не документальный отчёт о произошедшем!
Но ко второй книге (роман в двух томах!) становится интереснее. Тут автор переходит непосредственно к войне с гулами. Сюжет кардинально меняется с криминального романа на боевик. Очень похоже на стиль Р. Маккаммона: взрывы, автоматные очереди, трупы на улицах. Только, в отличае от американского писателя, С. Кириенко верен себе — все описано очень неторопливо, с мельчайшими деталями. Вроде бы и динамично, а вместе с тем, все как-то очень вяло. Герои обсуждают каждый свой шаг, причём делают это неоднократно.
Действие романа разворачивается на протяжении пары дней, а если посчитать, сколько времени я затратил на прочтение книги, то эта величина несравненно большая первой. Столько ненужных мелочей, а вот описанию главных монстров — гулов, писатель не находит достаточного места.
Начинаешь читать роман с интересом, к середине я уже был равнодушен к происходящему, а финал откровенно домучивал.
Вот такой получился сумбурный отзыв, но и книга очень противоречивая.
У автора есть все задатки хорошего писателя: неплохой слог, довольно-таки оригинальные монстры, интересный сюжет. Тем более, что это дебют С. Кириенко. И роман написан в 2000 году, а в те времена русский хоррор был редким и неосвоенным жанром.
Если бы книгу доработать — сократить примерно наполовину, убрать многочисленные штампы, ляпы, вышел бы отличный хоррор- боевик, не хуже некоторых книг Р. Маккаммона, Б. Литтла, С. Кларка. Автор может писать ярко, образно. Некоторые места книги великолепны, зрелищны. Но, но...
А пока, вышел очень длинный, перенасыщенной ненужными деталями и потерявший всякий динамизм и интригу роман. Книга, меня заинтересовавшая, но не оправдавшая надежд.
cardinale79, 17 марта 2016 г.
Шикарный ужастик, держит в напряжении на протяжении всего действа, оторваться просто невозможно, затягивает. Язык хорошо, ляпов про которые тут писали я не замечал, хотя сам привык к хорошему слогу и книги, где у автора проблемы со стилистикой меня как правило с самого начала отталкивают, а тут наоборот все тип топ. Хотя, конечно, под впечатлением от общей кошмарной атмосферы и желания побыстрее узнать а что же там дальше будет мог и не замечать очевидного... Тем лучше для меня. В общем книгу рекомендую. Читается легко и быстро, никакой затянутости я не заметил, наоборот 2 тома прочитал на одном дыхании.
cadawr, 18 марта 2014 г.
Удивлён высокой оценке, потому что планка романа как бы совсем не высока. Не скажу, что лютая графомания, но – проба пера начинающего автора. Человек не владеет словом как инструментом. Человек имеет лишь общее представление о литературном языке. Масса корявостей, диалоги искусственны.
Человек незнаком с основами драматургии. Повествование безбожно затянуто. Сюжет бесконечно провисает. Выматывающие описания местности/города/зданий (полное ощущение, что автор описывает впечатление от тур.поездки), бесконечные повторения информации одними и теми же персонажами (автор опасается, что читатель забудет очевидное?), раздражающие повторения одних и тех же сцен глазами разных персонажей (хоть бы при этом новая информация появлялась! я уж не говорю о диаметрально противоположной оценке событий...), постоянные нудные описания абсолютно лишних действий (к примеру, сцена замены колеса: кто из какой дверцы вылез, кто в какую сторону горизонта посмотрел, откуда достал домкрат, сколько минут тот поднимал автомобиль, убедиться, закреплена ли машина, открутить гайки и, опаньки!, «а потом он поменял колесо»! Ладно, начал ты описание производственного процесса, так будь, блин, последователен! А лучше – вообще упомяни вскользь). Столь же велика масса лишних с точки зрения драматургии событий (та же пресловутая сцена с заменой простреленного колеса: герои обсуждают, насколько опасно менять колесо в условиях погони. Обсуждают в два раза дольше, чем длится сама замена колеса. При этом сидят, совершенно беспомощные, в поломанной машине!!! Ладно бы, вследствие всего этого идиотизма их нагнали бы гулы. Или они опоздали бы в точку рандеву. Так нет же! Зачем вообще эта сцена?!.. Автор делился своими знаниями в области устойчивости к повреждениям многокамерных колес легковых автомобилей?). Герои действуют не сообразно здравому смыслу, а согласуясь с интересами автора (сразу вспомнилась сцена, где полицейского подняли по тревоге, он сетует, что даже душа не успевает принять, но видя по дороге встречу двух людей, которые (по его мнению!) всего лишь не должны общаться, он игнорирует приказ, и едет за ними следить!). Биографии второстепенных персонажей подробнейшим образом детализированы (но эти герои чаще всего гибнут через пару десятков страниц, и остается непонятным, зачем грузили мой мозг? Чтоб я за умершим статистом увидел личность, ощутил ужас прервавшейся на взлете жизни? Не получилось. Не жалко этих картонных солдат. Жалко детей, которых краем глаза заметила пробегавшая мимо Паола, потому что самолеты были уже в воздухе…) Биографии главных героев поданы вскользь. И разумеется, главным героям всё всегда удается.
Позабавили клише: дело происходит в Италии, отсюда действующие лица: мафиозо и полицейские. Кому же еще в Италии-то? (Цезарь и гладиаторы ведь как бы уже вымерли). Разумеется – два католических священника. Но читая их, совсем не понимаешь, что это значит – быть католическим священником. Потому что автор не имеет об этом ни малейшего представления. Вот о мафии ему гид рассказывал, это – да. (А в итальянских библиотеках, кстати, работают исключительно писаные красавицы) Глотком реализма – циркониевый завод и американцы. Кстати, американка – единственный персонаж, обладающий хоть какой-то самобытностью среди однотипных клишированных остальных.
Философская основа удовлетворит разве что младшего школьника.
Думал, что брошу на первых пятиста электронных страницах. Потом увлекся. На середине второй книги снова устал. Дочитал только потому, что если бы отложил, то не вернулся бы к книге точно. Для меня это – нижняя планка читабельности. Особенно после читаных только что Прилепина и Кузнецова.
Почему все-таки прочитал? Сюжет в целом – ничего. Город, пусть излишне, но проработан, город — живой. И, главное, импонирует безжалостность автора: если герой должен умереть, он умирает.
Книгу не рекомендую.
Пол Атрейдес, 22 апреля 2016 г.
Почитал комментарии ниже, откровенно похохотал. На самом деле ругают и хвалят роман по делу. Сам прочитал его ещё в год выхода, оставлять в библиотеке не стал, но тем не менее запомнил, что уже плюс, т.к. из сотен прочитанных за последние 25 лет ужастиков и фантастики больше половины просто забылось. За стиль ругать не стоит, т.к. всё ж таки дебют (хотя на этом и закончил свою литкарьеру). Как тут один комментатор уже подметил ниже, герои почти на каждой странице «облизывают губы» (типа сухой климат у них), что в конце концов начинает раздражать. Но вот огромный объём романа всё же в минус, как говорится: краткость — сестра таланта, хоть и враг гонорара. Зато динамики и насыщенности событий хоть отбавляй. Жаль, что больше ничего автор не выдал, мог бы заткнуть за пояс многих отечественных раскрученных бездарей-писак. По старой памяти поставлю 7. К прочтению рекомендую любителям Кинга, Маккамона (хоть я его и не люблю), Грэма Мастертона и т.п.
Агроном, 27 июня 2012 г.
Очень хороший роман! И правда, для дебюта просто выше всяких похвал. Весьма много линий, но все проработаны тщательно. Герои также великолепно прорисованны, сопереживаешь им в любой перипетии, а внезапные и порой совершенно неожиданные повороты сюжета, держат в напряжении до последних страниц. Ну отдельно, конечно, хочется отметить самих гулов — занимательно, ново и даже жутковато. Если спросите, какое произведение напомнило, то скорее всего «Они жаждут» Маккаммона, но «Гулы» мне кажется лучше во всем: в сюжете, прорисовке мира, героях, в отсутствии банальностей. Из недостатков: оружейную тему не мешало бы лучше проработать или наоборот, задвинуть на третий план, иногда режет слух. Ну и некоторые «красивости» речи, что обычно присутстуют у молодых авторов для нагнетания обстановки, когда им отказывает чувство меры, тоже имеются, например: «На кладбище царила могильная тишина.» Но таких ляпов на весь роман очень не много и в принципе впечатления не портят. Короче, любителям мистики и хоррора с боевым элементом — рекомендую! Да и другим будет, думаю, интересно почитать добротное произведение.
SadBegemoth, 6 августа 2014 г.
К предыдущим рецензентам о добавить собственно нечего — с одной стороны роман хорош, история затягивает, и написано в принципе ровно все и читабельно, но с другой стороны автор просто нереально растянул повествование, перегрузив его огромным количеством бессмысленных описаний ненужным мелочей. Может быть, роман рассчитан на людей со слабым воображением, и поэтому книга пестрит такими элементами, как «левой рукой открыв дверь,он сел за руль, правой ногой надавил педаль сцепления, затем включил передачу и тд». Но стал бы человек без воображения читать книгу, которой можно оглушить лошадь ввиду ее большего размера?
В общем, мой вердикт — 7. История интересная, но чересчур длинная и растянутая.
tapok, 26 августа 2012 г.
Перед нами — объемный роман отечественного писателя. На удивление центром повествования становится не Россия\СССР\Киевская Русь\космическое пространство с уклоном в Родину, а Италия, вымышленный городок Террено. Отсюда множество слов, которые режут слух читателю. Что, собственно, может и отпугнуть.
Итак, в глаза сразу же бросается наличие множества героев, а, соответственно, и огромное количество персонажей. Признаюсь честно, немного меня автор запутал этим. Однако после 3-4 главы удается войти в темп смены персонажей, все становится ясно и понятно. И все же Кириенко любит порой по 30-40 страниц «забывать» о том или ином герое.
О чем же эта книга? Есть условные главные герои, которые сталкиваются с невиданным злом — гулами. Некоторые персонажы даже и не слышали о таковых, зато некоторые — знают много, как говорится — «плавали-знаем». Конечно же, сначала и сам читатель особо не знает об этим гулах. Исключение составляют те, кто в этой теме крутился. И хоть какое-то понимание приходит с героями, чей опыт в теме «гулы» обширен. А так — лишь догадки.
Зачин романа — появление гулов (гулей) в городе Террено. Сюжет — столкновение людей с этим порождением Зла. Особая добавка к роману — это итальянская мафия. С ней очень многое связано у героев. «Гулы» — некий шанс на проникновение в тему мафиози. В противовес миру краж, долгов и стволов поставлен комиссариат Террено. Небольшой бонус — легкая любовная история между молодой девушкой и «русским» красавцем.
Если вам понравился кто-то из героев, то будьте готовы к тому, что в начале\середине\финале романа вы можете с ним попрощаться. Кириенко безжалостно убивает действующих лиц с маниакальным стремлением к тенденции. Однако надо сказать, что почти тут же появляются новые образы, к которым быстро привыкаешь и не ощущаешь пустоты. Так же стоит приготовиться к тому, что «Гулы» очень затянуты. Я терпеливо до середины читал каждую страницу-абзац, но ближе ко второй части стал нервно скатывать к чтению по диагонали. Слишком много лишних слов, монотонность убивает. Середину романа тяжело преодолевать, но когда автор снова приходит к «разделению» сюжетных линий, то интерес прибавляет в напряженности. Здесь надо отдать должное Борзо, который действует очень вдумчиво и масштабно. Понравилась глава 48-ая. План будущий действий был очень четким, понятным. Только одно немного расстроило — отсутствие карты города Террено. Жаль, что автор не решился на подобное — с ней сюжетная линия стала бы много понятней, проще и интереснее.
Не обошлось и без курьезов в тексте. Так, пару раз за сотню страниц у разных людей по их внутренностям проносится какая-то «ледяная пурга». Смешно! Словно герои в Сибирь приехали и ходили по лесу с открытым ртом до тех пор, пока пурга не налетела.
alex1970, 4 мая 2011 г.
В небольшом городке Терено в Италии может произойти последняя битва добра и зла. Несколько героев должны противостоять вторжению потусторонних существ – гулов. Сражение будет упорным и жестоким.
Роман очень понравился, хотя напомнил «Салимов удел» Стивена Кинга.
Много сюжетных линий, но все по делу, а не просто потому, что автор добивает книгу до нужного объема. Интересная легенда о необычной нечисти, стремящейся к власти над миром. Герои менее оригинальны, но тоже запоминаются.
Написано хорошим языком, держит в напряжении.
josser, 20 января 2011 г.
Захватывающе, динамично, с лихими сюжетными поворотами! Автору удалось показать маленький армагеддон на примере одного взятого итальянского городишки, страдания и борьбу людей, и сделал он это настолько интересно, что книги хочется постоянно перечитывать...
Очень качественная работа, одна из лучших среди русских авторов в данном жанре, но к сожалению малоизвестная. Надеюсь, что у издательств дойдут руки до этого романа и мы увидим переиздание.
ФАНТОМ, 9 ноября 2009 г.
Панорамно ,тщательно в деталях и пугающе-правдоподобно расписано.
Единственное фантдопущение — сами гулы,в остальном — хороший экшен с элементами мелодрамы,приключений и детектива на фоне итальянского колорита.
Даже при наличии нескольких роялей сюжет захватывает и держит в напряжении до конца,поскольку за несомненной победой добра в финале не видно окончательных решений по судьбам героев романа,да и философские отступления в историю гулов и обыгрывание этих существ в контексте истории древнего мира доставляет удовольствие;автор гармонично вводит в пантеон нечистой силы новых персонажей и делает их по-настоящему живыми в своей книге.
Жаль,что автор не написал ничего более: думается, получилось бы не менее качественно.
Настоящий двухтомник давно стал букинистической редкостью (и более не переиздавался).
Mo3k, 27 декабря 2010 г.
Не дочитал страниц 80:) Самую развязку. Причина — надоело читать электронную версию:) Две недели после одного из Новых Годов читал не переставая. Сюжет, мафия, враждебные существа и множество интересных образов — все впечатляло и поражало. Может показаться затянутым, но я считаю, что все это разумные подводки к самому интересному и сочному.
Есть пару моментов, где думал, что вот конец романа и все, ан нет! Он все идет дальше и дальше... Интересней и интересней.
Безумно интересный роман:) Обычно не читаю электронные книги, для меня очень неудобно, а тут взахлеб, хотя до сих пор не знаю чем кончилось:) Оно и к лучшему — остался в подмешанном состоянии, и только через время, наверное, распрощаюсь с романом, с наслаждением и некоторым разочарованием прочитав концовку:)
curtrasselcrou, 2 августа 2009 г.
Отличные книги! Читал я их с захлёбом, нет воды, сплошные действия, динамика. Читаются легко без напрягов. Написаны книги, на мой взгляд очень грамотно. Единственное что напрягало так это постоянное «облизывание губ» всех героев в течении всех книг и повторяющееся сравнение зданий с «глазницами черепа». Да это можно списать на дебют. Но книга от этого не страдает-продукт качественный, грамотно написанный, в лучших традициях Стивина Кинга. Кстати для дебюта-высший бал!!!
favoritetoy, 4 апреля 2010 г.
Очень понравилось. Книга держит в напряжении от первой до последней строчки, двухтомник « проглотился « буквально за пару дней. По моему мнению, гораздо лучше многих произведений Кинга будет!
megido, 12 июля 2011 г.
Начал читать, втянулся моментально. Написано просто, понятно, а главное захватывает с первых страниц.:mad:
midgard, 25 апреля 2009 г.
Напрягает, что действие романа русского писателя происходит в «небольшом современном итальянском городе». Зачем это? Кинг ведь не пишет про Антонов и Алексеев из Гусь-Хрустального. Зачем Кириенко писал про итальянцев? Ему наши сограждане, что ли, не нравятся? Обидно как-то.