Виктор Колюжняк «Эль Пунто»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Семейно-бытовое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания | Становление/взросление героя | Двойники и раздвоение личности
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Мудрецы утверждают: сон — это маленькая смерть. Кристина слышала об этом, но не придавала значения. Жила, как ей нравилось, и делала, что хотела. Но однажды наступил переломный момент — две странные девочки и таинственный город Эль Пунто явились ей во снах и не пожелали уходить оттуда. Пытаясь их прогнать, Кристина вступила на скользкую дорожку из предположений, тайн и неслучайных совпадений, обрушившихся со всех сторон. И с каждым прожитым днём и увиденным сном Кристине всё чаще кажется, что в словах мудрецов скрыто зерно истины…
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 272
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2648 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги - Магический реализм года | |
номинант |
Интерпресскон, 2021 // Крупная форма (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Green_Bear, 30 января 2019 г.
Когда в рутинную явь просочатся странные сны, когда совпадения встанут в расплывчатый ряд, то ты не кричи и не бойся, пощады не жди от судьбы, но упрямо шагай вперед. Вряд ли жизнерадостная и беззаботная Кристина, главная героиня романа «Эль Пунто», могла заподозрить, чем обернется для нее работа фотографом в рядовой строительной компании ООО «СтройДом». Да и не было никакой прямой взаимосвязи между убийственно яркими снами и офисными буднями с периодическими выездами на объекты. Будто бы не было.
Погружение в книгу происходит на удивление легко, но вскоре появляется ощущение, что тебя намеренно держат на мелководье, настолько поверхностно скользишь по страницам романа. Украдкой подброшенные автором мелочи – стопка книжек на лавочке, путаница с фотографией – лишь разжигают интерес. И тогда сны один за другим обволакивают тебя и плавно уводят все глубже и глубже, пока в толще повествования не начнут проплывать зыбкие тени архетипов и прамифов.
Первое время сюжетные линии реальности и снов выглядят едва пересекающимися, но чем дальше, тем сильнее они переплетаются, смешиваются, пока грань не станет обманчиво тонкой и зависящей лишь от точки зрения смотрящего. Именно сны служат ключом к разрастающемуся шару загадок. Во многом они похожи на артхаусные короткометражки, пестрый фестиваль разномастных историй, которые объединены несколькими обязательными элементами. Местом – провинциальным городком El Punto, а также рядом персонажей – самой Кристиной и таинственной парочкой Х&М, предстающими то в образе девочек, то мужчин, то зрелых женщин.
Каждый сон – своеобразная притча с моралью и одновременно зарисовка о психологической проблеме или травме, об угрозе, которую нужно преодолеть. Муж-тиран, подавляющий и унижающий близких. Муки неразделенной любви. Толпа, обезумевшая от засухи и потому жаждущая крови уже смирившейся жертвы. Отец, отдавший дочери все, что имел, а получивший в ответ лишь досаду и злость. А еще каждый сон – это своеобразный квест, шарада из символов, психологический ребус взаимоотношений и самооценки.
В реальности же героиня колеблется от паники или депрессии до азарта или рвения, от попытки раствориться в буднях, идеально подстроившись под окружение, до рьяного самоотречения в стремлении достичь цели. И порой оба варианта кажутся лишь разными сторонами одной монеты. Тем временем, вокруг Кристины течет жизнь, вертится круговорот работников «СтройДома». С кем-то из них она дружит, с кем-то старается больше не пересекаться. Внезапной вспышкой ворвется в ее мир немного странный, но забавный и милый сомнолог Иоанн, которого Кристина будет звать просто Ио.
По большому счету, перед нами гигантская игра, собранная из маленьких игр. Во снах Кристина ищет ключ, размыкающий тусклый и давящий купол над Эль Пунто, и для этого нащупывает нужную роль. В реальности она подстраивается под окружение, а заодно пытается понять, в каком сверхъестественном и таинственном театре оказалась марионеткой, и что нужно сделать, чтобы все это остановить. Одновременно автор ненавязчиво играет с читателем как на уровне прямых цитат из классиков магического реализма, так и аллюзий на уровне стиля. Впрочем, для того чтобы получить удовольствие от книги, опознавать все отсылки вовсе не обязательно. Это литературная игра для поклонников жанра и единомышленников.
Виктор Колюжняк давно и уверенно отмечается на литературном конкурсе «Рваная Грелка», что не могло не наложить отпечаток на его стиль в виде любви к коротким и ярким зарисовкам. На фоне напряженных и камерных снов основное повествование часто кажется ровной и гладкой рекой, которая забурлит лишь ближе к финалу. Однако не стоит обольщаться. Сюжетный пазл сложится из разрозненных деталей в многослойную картину далеко не сразу, зато потом можно лишь удивляться – как же мы так долго ничего не замечали?! И затаив дыхание, ждать ответа, который две девочки, два Оле Лукойе, снова и снова требуют от героини «Ты нам скажешь». Требуют, тем самым выворачивая наизнанку внутренний конфликт между естественным и навязанным, между свободой и гетто, между выбором и покорностью, который коренится, наверное, в каждом из нас.
Итог: яркие краски магии, сшитой из снов и совпадений, проступающие сквозь серые будни реальности.
Kons, 29 декабря 2018 г.
Новая серия «Сломанный миф» открывается романом Виктора Колюжняка. По заверениям создателей серии в ней будут печататься в ней планируются к изданию нестандартные вещи. И первая книга в этой серии полностью попадает под это определение.
Не скажу, что идея книга нова. История взаимопроникновения снов и реальности штука не новая, хотя и нечасто сейчас встречающаяся. Уже само название произведение отсылает нас к основам — латиноамериканскому магическому реализму. Неважно, кого вы читали — Хорхе Луиса Борхеса, Габриэля Гарсия Маркеса, Хулио Кортасара, Мигеля Анхеля Астуриаса или других авторов, вы легко уловите авторский оммаж (ну а в благодарностях вы найдете и других вдохновителей). И вот тут, на мой взгляд, кроется один из подводных камней. Читая части романа, посвященные городку Эль Пунто вы невольно понимаете, что что-то подобное вы уже где-то читали и пытаетесь вспомнить у кого же из авторов это было.
Перед нами история фотографа-фрилансера, которая волей случая попадает на хорошо оплачиваемую постоянную работу, которая связана со строительством. Наверное первые страниц сто я сдерживал себя на мысли, что читаю новое произведение Лукьяненко. Очень уж стандартно и четко все выстроено. И только к середине книги действие стало все более и более уходить от привычного и образовывать завихрения. Именно сны девушки добавляют книге необходимую безуминку и заставляют держать в голове сюжетные линии, которые под конец автор сплетает в тугой клубок. В этих снах девушка попадает в странный город Эль Пунто — этакую «отправную точку», где по ходу действия она должна принимать те или иные решения. Но постепенно героиня замечает, что то, что происходит во снах, постепенно начинает вторгаться в реальную жизнь. По сути это некий плод, который вызревает по ходу книги в нечто в реальности (и в принципе напрашивается достаточно очевидная аналогия, что Кристина вынашивает беременность). А параллельно происходящему во снах бывший фотограф становится директором строительной компании, которая должна построить в Подмосковье этот самый городок. Ну и основная интрига конечно кроется в вопросах «кто стоит за этим?», «зачем все это?» и «что это за божественные игры, в которые вляпалась героиня?». Не беспокойтесь — автор благополучно довёдет вас до конца истории. Однако, это совсем не значит, что этот путь будет постой и прямой. Мне не совсем остался понятен финал произведения, но автор видит окончание этой истории так.
Для открытия серии это хорошая книга, необычная и вполне в рамках заявленного проекта. Однако, меня не оставляло впечатление, что это добротно сделанная компиляция из разных авторских стилей, которые автор умело связал в единое произведение. Нет, это не сырая вещь, а вполне завершенная, но требующая, наверное, любви к магическому реализму, которой мне не хватило в полной мере.
Deliann, 11 марта 2019 г.
Нежданно-негаданно в российской фантастике появилась серия «Сломанный миф», в описании которой сказано следующее:
«Романы на стыке жанров, постмодернизм, оригинальные герои и сложная композиция. Мы строим удивительные миры, любим странные совпадения и творим волшебство. И всегда рады поделиться им с читателями.»
Звучит очень заманчиво, более того, в рамках серии уже вышли две книги, очень непохожие друг на друга. Сегодня речь пойдет о первой из них – «Эль Пунто» Виктора Колюжняка.
«Эль Пунто» – это своеобразная дань уважения латиноамериканскому магическому реализму. Роман достаточно простой по своему сюжету, но замысловатый по структуре. По сути, перед читателем сборник рассказов внутри романа.
Итак, Кристина неожиданно для себя получает предложение работы штатным фотографом в небольшой строительной фирме. Предложение поступило очень своевременно, так как девушка буквально на днях потеряла работу, и вопрос трудоустройства встал очень остро. Вот только помимо новой работы Кристина получает еще и загадочные, и до ужаса реалистичные сны про место под названием Эль Пунто. Сюжеты снов всегда разные, а ощущения от них сильно мешают реальной жизни…
Первое, за что хочется похвалить автора, так это за отличный слог повествования. Роман читается очень легко, и если в тексте и есть шероховатости, то я их не заметил.
Второй приятный момент – персонажи. Достаточно реалистичные, чтобы напоминать живых людей и достаточно разнообразные, чтобы вызывать интерес. В этом плане лучше всех получилась, конечно, Кристина, чей образ мышления не только развивался на протяжении всей книги, но и претерпевал изменения в каждом сне.
Ну а теперь немножко про плохое. К сожалению, автору не удалось выстроить глобальную интригу так, чтобы она меня захватила. При этом сны Кристины получились очень даже ничего, но магистральный сюжет слишком вязнет в бытовухе и завершается несколько странной концовкой. Но это все вкусовщина.
Ах да, чуть не забыл: в романе огромное количество интересных отсылок и присутствует неплохой юмор. Мне особенно понравилась отсылка на «Темную башню», прямо очень позабавила. Ну а про песню «Мария и Хуана» группы Сплин я вообще молчу.
Роман рекомендую всем любителем магического реализма, особенно если вам хочется чего-то особенного, но не сильно нагружающего мозг.
Вторая книга серии называется «Золотая пуля» и она уже попала в цель моего читательского интереса.
Somesin, 23 января 2019 г.
Говорят, случается, что с человеком сразу хочется пойти в поход. Петь под гитару, обниматься под звездами, мечтать, строить и просыпаться рядом.
Точно известно, что подчас знакомство начинается с хрестоматийного учебником по макушке и пинка по портфелю, чтобы закончиться стылой горечью утраты после полувека немеркнущего жара в груди, семейного гнездышка и мира, который несли вместе и подарили детям, внукам…
Я помню, о чем говорю, не спешите. Не перебивайте.
Я говорю о книге Виктора Колюжняка «Эль Пунто».
Что скрывать: для меня знакомство с ней началось в классическом стиле — захотелось здорово пнуть текст за типичный для нынешних креативов фронт трудоустройства героя, рекламу. Да, на сей раз у нас свадебный фотограф, и буклеты для фирмы, и все убедительное, но пресное, пустое, растворенное в неуловимо-зыбкой пастельности.
На самом деле каждая свадьба, при всей однотипности, — настоящий срез реальности, и многие в курсе, сколько всего вкусного, смачного, раблезианского можно открыть в элементарных вещах, в стандартных-заученных позах и ракурсах, отрабатываемых свадебным фотографом. Не отведав терпкого зелья этой самой жизни в ее густоте, я заподозрил, что это условная профессия, условная графа в анкете, условное все, и только мужское имя на обложке спасает от яростного негодования: ромфант, ми-зе-рабль!
Ох уж, эти учебники по макушке…
А вот потом начинается трудное.
Потом ты долго умещаешь в себя настоящий латиноамериканский магический реализм про затерянный в нигде городок Эль Пунто, про то, какие занятные истории в нем разворачиваются, про то… впрочем, зачем портить сюрприз, верно?
Странным образом мешает чтению еще и то, что истории Эль Пунто – истории вполне себе в духе Кортасара, Борхеса или Маркеса, — постоянно смещаются, смешиваются с историей героини в реальном мире в духе Пелевина… снится ли мудрец бабочке, как говорится.
История, рассказанная автором, — все эти эпизоды, каждый из которых по отдельности иллюстрирует ту или иную проблемную зону внутреннего мира современной женщины, является картой очередной улочки в человеческой душе: будь то брошенные дети, захолустный городок, не позволяющий вырваться из себя, муж, которого нельзя бросить из-за детей, отец, мнящий себя обузой… несть числа этим испытаниям на прочность, на человечность, на… история Эль Пунто есть история пробуждения человека. Она своеобразна и, как и положено штучной вещи, не сводима к какой-либо другой, или даже сумме других историй.
В конечном итоге героиня находит свой мир и собственное место (ах, как хочется написать: счастье, и как бессовестно рвется рука дописать: женское… но не все так просто!), а мы… остаемся у последней страницы, познакомившись с автором, имеющим собственный характер, слог и манеру.
И ждем новой встречи.
rada_sl, 30 декабря 2018 г.
Загадки в этой книге начались с обложки, которая художнику явно удалась. Чьи руки держат камеру? Что мы видим в зрачке объектива? (А там явно что-то есть!)
Потом название задало свой вопрос — что такое «Эль Пунто»? Благо переводчиков теперь полно, а частичка «Эль» дало подсказку «ищи в испанском».
Испания и её провинциальный городок Эль Пунто становится сценой для второй «сонной» реальности, в которой героиня Кристина проживает множество жизней и должна ответить на множество вопросов. Найти выход и правильный ответ. В нашем мире, в наше время живёт та же Кристина, фотограф-фрилансер, от лица которой ведётся повествование. Ей снятся странные сны и странные люди знакомятся с ней.
Книга разделена на главы по месяцам, в каждой главе разное количество частей, но обязательно есть история из мира снов. Сначала я хотела эти названия как-то связать друг с другом, вдруг в них есть своя логика и мини-история, но увлеклась сюжетом и не стала. А вдруг автор и там спрятал загадку? Хотя и без этого в тексте загадок предостаточно. Кто организовал эти сны для Кристины? Кто такие Хуана и Мария? Зачем и кому нужен этот ритуал с фотографиями? Реализм к середине книги уверенно переходит в мистический реализм, да и у героини сон и действительность явно поменялись местами.
Финальная битва героини понятна как сюжетный ход, но история этим не заканчивается. А заканчивается она странной наградой героини, и это её новое состояние позволяет надеяться на продолжение истории, если не тем же автором, то хотя бы в серии книг (а их в серии «Сломанный миф» запланировано 6). Благодарности в конце книги несколько приоткрывают нам тайные закулисья и проливают свет хотя бы на имена девочек :) Книга вполне самостоятельная, и читатель даже без знаний о Борхесе и Маркесе, «которые так или иначе повлияли на автора», сможет насладиться игрой мысли автора и распутать вместе с ним загадку Эль Пунто.
Verveine, 25 февраля 2019 г.
Фотограф-фрилансер Кристина по стечению обстоятельств получила хорошо оплачиваемую постоянную работу в строительной фирме, даже не догадываясь, что с этого начнётся новый, очень странный этап её жизни, в котором совпадений — неслучайных, разумеется — будет очень много. Немалую роль на этом этапе сыграют сны — удивительные, причудливые, страшные, всякий раз связанные с затерянным в латиноамериканской глубинке городком Эль Пунто, где наша героиня в реальной жизни никогда не была.
Поначалу сны и жизнь пересекаются слабо, и то, и другое предстает яркой мозаикой, чей узор просматривается с трудом. Кристина фотографирует сотрудников фирмы, выполняет задания начальства, решает мелкие и не очень проблемы, с которыми каждый сталкивается на новом месте работы. Живёт обычной жизнью. И время от времени к ней приходят — ну, конечно, мы быстро понимаем, что называть их просто «снами» не совсем правильно — видения, в которых разворачиваются маленькие драмы с философским подтекстом и моралью, которая как будто бы ясна. Но только если рассматривать каждый элемент мозаики по отдельности.
А вот если взглянуть на неё целиком, учесть символы и знаки, которые повторяются раз за разом — по сути, если не по форме, — то всё заметно усложняется, и маршрут Кристины от первой главы до последней из прямой линии превращается в хаотичный жутковатый лабиринт, в котором очень просто затеряться.
В романе множество деталей, недвусмысленно указывающих на то, что на автора повлияли мастера магического реализма, и в «Благодарностях» кое-кто из них назван, вместе с другими, не менее достойными авторами. Действительно, в «Эль Пунто» постепенно проявляется атмосфера мистики и тайн, пронизывающих обыденную действительность, подталкивающих героиню к определенным выборам и отчасти предопределяющих её судьбу. Кристина чувствует, что стала игрушкой неких странных сил, и от растерянности, недоумения и отчаяния постепенно переходит к решительным действиям, позволяющим выбраться из лабиринта.
Главная героиня у В.Колюжняка получилась удачно, следить за её метаниями и своеобразным взрослением интересно. А вот со второстепенными героями, на мой взгляд, не всё так хорошо: почти все показались мне статистами, наделенными недостаточным количеством характерных черт, чтобы привлечь внимание и, самое главное, запомниться. Их лица размываются, расплываются уже через несколько дней после прочтения — они, в отличие от Кристины, в чистом виде придуманные люди.
Ещё один, на мой взгляд, недочёт — чрезмерно густой туман в финале, сквозь который я пробралась с некоторым трудом. Но, быть может, я просто недостаточно сильно люблю магический реализм.
Так или иначе, роман получился необычный, и о потраченном на прочтение времени я совершенно не жалею.
P.S.
Придуманные люди за окном
Диктуют нам последние страницы
Все ночи напролет глаза
Марии и Хуаны будут сниться
(c) Сплин
cenitel, 16 марта 2019 г.
Изначально история Эль Пунто привлекла меня хорошей заманчивой аннотацией. И наверное это тот случай, когда книжный «трейлер» не обманул. Перед нами очень интересная и атмосферная история про девушку Кристину и ее погружение в таинственный ирреальный мир потустороннего города Эль Пунто.
Сюжет начинается с устройства на работу и таинственных снов. Автор постепенно начинает расставлять ружья и медленно неторопливо раскручивать сюжет, в котором все взаимосвязано. Новый коллектив, новая работа, изменившаяся жизнь, а также сны. Прекрасные и пугающие, завораживающие и отталкивающие фантасмагории, которые постепенно утягивают за собой героиню, которая вынуждена, то сгорать, то погибать от чужих рук, то делать непростой и чужой выбор. Скорее всего, это сделано намеренно, но эпизоды со снами выглядят гораздо более яркими, а их персонажи более живыми по сравнению с эпизодами из реальной жизни. И постепенно вырисовывается общая картина и роль Кристины в этом странном и безумном круговороте событий. По правде концовка мне показалась чуть смазанной и
В целом достойная и очень атмосферная история, которая непременно найдет своего читателя.
Amryt, 29 января 2019 г.
У читателей обычно разные цели. Одному нужна просто интересная история, другому драма, эмоции, третьему головоломки и загадки. Один начинает читать, чтобы отдохнуть, другой любит покопаться в книге, связать сны, цитаты, события между собой, найти аллегории, аллюзии, раскрыть замысел. Третьему – эмоциональная разрядка. Чтобы переживать вместе с персонажем чужую жизнь и трагедию, и в конце счастливо вздохнуть, что это произошло не с ним. Здесь есть всё. Для каждого.
В этом романе всё начинается с простой и современной истории, настолько легкой и затягивающей, что даже нелюбители современных легких историй не заметят, как доберутся до первого сна. А сон – это каждый раз уже новая интересная история, и поначалу тоже легкая, но ближе к концу все более неожиданная и всегда немного чересчур. К концу каждого сна и героиня, и читатель чувствуют себя, как после тяжелого морального испытания и потрясения, и уже с благодарностью воспринимают паузу в современном мире, которая постепенно тоже усложняется, обретает многослойность, и много ниточек, связующих реальность со снами, сперва незаметных. Словно в песочных часах, Эль-Пунто и реальный мир перетекают друг в друга, замещая, сливаясь и разъединяясь, тут больше всего удовольствия получат именно те читатели, что привыкли думать над текстом, работать, искать, составлять пазлы из полунамеков и полутонов. Добро и зло, черное и белое, помощники и враги также перетекают из одной чаши в другую и обратно, каждый раз меняясь на что-то противоположное. И отношение героини к себе, миру и тому, что с ней происходит, меняется аналогично.
Мне было трудно определиться с жанром, пока я не дочитала до конца. Исходя из концовки, это все же, видимо, магический реализм. Но настолько ли это важно, если к концу книги меняешься сам и меняется твое отношение к реальности. Словно очнулся от долгого сна и только теперь видишь, как всё обстоит на самом деле…
Я бы сказала, что эта книга напоминает мне одновременно несколько вещей. Мистическую, отдельными элементами – «Рукопись, найденную в Сарагосе», литературную – размышления о жизненном пути женщины (мне все же кажется, женщины, не только потому, что тут героиня, но и девочки, и темы: судьбы и образы матери, жены, любовницы, дочери, королевы, нищенки, сестры – и все в одном персонаже, это сложная задача, с которой справились просто и ярко). А моральную – как духовное испытание, как путь через муки и искушения. Потому-то к концу не только героиня, но и читатель приходит немного иным.
Tarius, 23 января 2019 г.
Вы думаете, эта книга Виктора Колюжняка про испанский городок Эль Пунто? Или, пролистав первые страницы, полагаете что перед вами психоделический роман про становление юной девушки?
Дудки! Автор вас обманул. На самом деле эта история про…Впрочем, все по порядку.
Кристина, фотограф-фрилансер, приходит на постоянную работу в небольшую строительную компанию. В офисе она впервые, ей все там чуждо, непонятно. Зачем заполнять столько анкет? Как построить отношения с начальником, ярым трудоголиком? Как общаться с девятью (это важно!) сослуживцами. Ведь Кристина по характеру – одиночка, у нее нет близких друзей, возлюбленного. Даже родители не играют в жизни 25-летней девушки существенной роли и появляются только когда та попадает в больницу.
С момента прихода на работу Кристине начинают сниться сны. В отличие от серых будней, сны очень яркие, реалистичные, полные бурных эмоций и событий. Действие происходит в городке с названием Эль Пунто. Героине во сне предлагается найти выход из предлагаемой жизненной ситуации, зачатую весьма жестокой. И не всегда этот выход лежит в стороне от кладбища. Большинство снов оканчивается жертвенной смертью Кристины.
Описывая две линии существования героини, автор умело оперирует как реалиями сегодняшнего времени, так и фантастическими событиями во сне. Сны – это шарады, которые автор предложил разгадать читателю. В самом начале романа фигурирует 9 книг, найденных Кристиной. Виктор Колюжняк намекает, что девять новелл-снов должны перекликаться с творческим миром известных писателей. Кое-кого он называет в качестве вдохновителей своего произведения: Макс Фрай, Дина Рубина, Олди, Стивен Кинг и другие. Читателю есть смысл сначала заглянуть в благодарственное слово, а потом попытаться разгадать, что скрывается за той или иной новеллой-сном.
Постепенно и наяву действие начинает разворачиваться странным образом. Героиню назначают вдруг генеральным директором строительной компании, которая возводит аналог городка Эль Пунто в окрестностях города. Однако автор до последнего скрывает, что события происходят под внешним воздействием, позволяя читателю вместе с героиней считать, что у нее с головой не в порядке. И только когда Кристину забрасывает в «сонный» вариант Эль Пунто, что-то проясняется и начинается настоящая интрига. Чтобы девушке вернуться в реальность надо совершить таинственный ритуал, ключевая часть которого – битва кого-то с кем-то (в этом месте автор был особенно невнятен).
Роман произвел на меня неоднозначное впечатление. Сложный, и в тоже время линейный, он как чупа-чупс с сюрпризом: рассасываешь, рассасываешь, а внутри жвачка, которую еще надо разжевать. Мало что предвещало финал, к которому автор подвел героиню. Колюжняк был щедр на подсказки, но вместо ружей и арбалетов он подвесил колчаны от стрел, патронташ и россыпь гильз. Только прочитав последнюю главу понимаешь, зачем нужен был такой малозначащий персонаж как Олег, при чем тут девочки Хуана и Мария и в чем роль макета Эль Пунто в реальности Кристины.
В итоге мне так и не получилось расставить по местам персонажи. Шарада мне не далась, но более пытливому читателю, возможно, будет интересно наблюдать и выявлять тонкие нити, связывающие действующих лиц в Эль Пунто на земле и где-то там, в пространстве, являвшемся в снах молодого фотографа Кристины.
jelounov, 7 февраля 2019 г.
Ты живешь обыденной и скучной жизнью. Ешь, спишь, гуляешь. Все твое время занимают работа и дом, и немного — искусство фотографии. Ты даже не подозреваешь о том, как может преломиться реальность, когда мир из твоих грез коснется ее. Эль Пунто – по-испански «точка» – маленький городок среди диких земель; он и ловушка, из которой нельзя сбежать, и перекресток вселенных. Короткий отрезок во времени и пространстве, словно щелчок затвора фотоаппарата. Но Эль Пунто это лишь декорация, на самом деле ты — и есть этот перекресток. В тебе заключена судьба живущих здесь людей, которые вдруг становятся для тебя ближе самых родных, в тебе их надежды и страхи.
Декорация отсылает нас к мирам Стивена Кинга, Хорхе Луиса Борхеса и Габриеля Гарсиа Маркеса. Миры пересекаются в Точке посреди латиноамериканских пустошей. Здесь ветер гоняет сухую траву по выжженной палящим солнцем земле, в туманной дымке дремлют далекие силуэты гор, а в песке у дороги свернулись клубочками сытые гремучие змеи. В воздухе разлито едва уловимое предощущение опасности, и хрупкая героиня неизбежно встречает ее, сворачивая за каждый угол — в холмах прячется отшельник-колдун, в трейлере у дороги – жестокий убийца, а в обычае местных жителей – странные карнавалы, после которых не каждый участник остается в живых.
Это история о становлении личности, о взрослении и преодолении комплексов и страхов. Каждый из нас рано или поздно проходит точку, в которой приходиться стать другим, более смелым и сильным; очиститься и подняться над собой прежним. И часто очищение происходит через страдание. В жизни русской девушки Кристины это преображение начинается через сны об Эль-Пунто – и невероятным, но в то же время простым образом Эль Пунто из снов становится частью ее реального мира. Зато сама Кристина все больше увязает в жутковатом мире грез.
Отдельно отмечу прекрасную обложку, на ней в одном кадре-изображении переданы и сюжет, и внутренний мир героини.
wolobuev, 29 июня 2019 г.
Коэльо и Кастанеда — вот кого я вспомнил, когда знакомился с этой книгой. Ни того, ни другого я, надо сказать, не читал, но ассоциация почему-то не отпускала до самого конца.
Итак, берёте представителя офисного планктона и переносите его сознание в некий абстрактный испаноязычный городишко, населённый призраками. Почему в испаноязычный? А фиг его знает. В книге это никак не объясняется. Очевидно, автор вдохновлялся магическим реализмом, но гармонично увязать его с московской действительностью не получилось. Этот морок просто падает с потолка, не вызванный никакими обстоятельствами.
Ну ладно. Выписана эта призрачная реальность, следует признать, весьма неплохо, с фантазией и живыми героями. Там даже есть парочка логических вывертов. Но всё это не увлекает, поскольку существует как бы само по себе. Любителям мистики, вероятно, понравится, я же, честно скажу, мучился. Все эти хождения по пыльным улочкам и разговоры с непонятными людьми вгоняют в зелёную тоску. Отшельники, гадалки, помощницы психопомпа... Оно бы, может, зашло лучше, если бы героиня сама была из Испании или, допустим, Чили. Но с какой стати москвичка, не увлекавшаяся ни Маркесом, ни Борхесом, попадает в их фольклор, решительно непонятно. И к чему это всё, тоже неясно.
Странно, но с литературной точки зрения московская реальность выписана хуже. Там много подробностей, точно описывающих офисный мир, но сам стиль позаимствован из творений Донцовой или Шиловой. И я сомневаюсь, что это сделано нарочно. Просто автор решил описать женское мышление, и не нашёл ничего лучше, как копировать романы для домохозяек. В соединении с магическим реализмом выглядит это как сочетание ужа и ежа.
В общем, не моя книга.
krihtiva, 15 января 2019 г.
Если в самом начале написать, что Эль Пунто – это роман про девушку, с которой начинают происходить странные вещи, то может показаться, что в этой книге нет ничего особенного. Мы знаем много девушек со странными вещами. Но книга так увлекает, что начинаешь читать ее не ради разрешения загадки происходящего (в конце книги на нее не дается ответа, да и сама загадка почти нигде четко не проговаривается). Странные вещи, которые происходят с героиней, на самом деле нужны не для того, чтобы их разгадать, а чтобы наслаждаться их красотой. Как и большинстве снов, в них нет смысла и они почти не связаны друг с другом. Но все мы помним свои самые красивые и загадочные сны. Со временем и героиня, и мы это понимаем. Поэтому, когда она видит последний сон и отправляется сделать то, что должна, нам грустно, что все закончилось так быстро и дверь в это непонятный волшебный мир снов скоро закроется. Мы остаемся вместе в героиней и ее друзьями в обычном городе, где зло живет в недостроенных коттеджных поселках (вам же тоже и раньше казалось, что так и есть?), но, если туда не ходить, то не так уж страшно и можно спокойно и уютно жить.
Роман написан как будто в эпоху старого ЖЖ. У автора такое же внимание к словам, эмоциям, неочевидное, он, безусловно, видит за своим текстом читателей, с которыми как будто знаком и отвечает на какие-то их давние споры о важных вещах. Действие романа сначала происходит в неопределенном времени, может показаться, что действительно десять лет назад. Ближе к концу появляется приложение для вызова такси и другие приметы нашего времени. Героиня тоже в самом начале кажется девушкой вне времени, как будто действия в основном мире, где она работает фотографом в строительной компании – это тоже сон. Неизвестно, откуда она взялась и как оказалась там, где начинается роман. Опять таки, чуть позже мы узнаем, что она где-то училась, у нее есть какие-то родители, когда-то состояла в романтических отношениях. Но примерно в тот момент, когда становится чуть-чуть яснее, книга заканчивается и можно попытаться пофантазировать, что дальше, но не стоит, потому что эта история закончилась вполне однозначно.
Рекомендую Эль Пунто для длинных перелетов.
ldv-writer, 16 августа 2019 г.
Магический реализм – жанр особый и подходить к нему с обычными мерками не стоит. Книга Виктора Колюжняка «Эль Пунто» — как раз яркий представитель этого направления. В ней не так много событий (в общей сложности наберется на небольшую повесть), а книга построена на психологии, переплетении сна и яви, смысловых играх с читателем, подтексте, иносказаниях и аллегориях. Кому интересны подобные игры – добро пожаловать, книга затянет и не отпустит от первой до последней страницы. Главная героиня и ее «сонное» альтер-эго живут в разных мирах, и одна видит другую во сне, вместе с ней переживает ужасные события и многочисленные смерти. Да-да, альтер-Кристина постоянно умирает, чтобы затем воскреснуть для новых страданий. Неведомая сила ведет с обеими героинями эту игру с непонятными целями. Вроде бы Кристина должна что-то понять, извлечь какой-то урок из того, что происходит с ее сонным «Я», но какой? Чем дальше, тем теснее переплетаются сон с явью, и тем сильнее сон проникает в реальную жизнь, нагнетая атмосферу страха и тревоги в духе Страуба и Кинга, пока наконец все не переворачивается с ног на голову.
На мой взгляд, очень неплохо проработана психология, хотя это тот случай, когда мужчина пишет о главном герое женщине, и насколько он попал в точку, пожалуй, смогут ответить лишь читательницы. Кстати, для женской аудитории книга эта, как мне кажется, будет весьма интересна, несмотря на отсутствие ярко выраженной романтической линии. Стиль изложения также весьма неплох, и в плане умения нарисовать словами картинку автор вполне преуспел. Главная героиня вызывает симпатию, что немаловажно. Но, собственно говоря, кроме нее ярких персонажей я в тексте не нашел. Там нет героев второго плана – только главная героиня в двух ипостасях (сонной и реальной) и все остальные где-то плане на четвертом, включая представителей мистических сил.
Динамики тексту, пожалуй, недостает, зато в нем определенно есть над чем поломать голову. Любителям вдумчивого неспешного чтения, загадок и мистической пугающей атмосферы рекомендуется.
evridik, 21 декабря 2019 г.
«Эль Пунто» как художественная книга лично мне оказалась интересна тем, что я пыталась решить головоломку и подглядеть подсказки по ходу развития сюжета, но не преуспела. А сюжет-то каков! Фраза «сон – это маленькая жизнь» стала не только лейтмотивом, но и частью образа главной героини Кристины, которая начинает видеть странные, пугающие сны ни с того ни с сего. Ну то есть как ни с сего… устроилась на новую работу – и начала видеть. Связаны ли эти вещи? Я пыталась связать, да, но так как вязальщица из меня та ещё, я не столько вязала, сколько наблюдала за снами Кристины. Вот ещё штука – то ли нарочно, то ли нечаянно, но у Колюжняка Кристина во снах вышла более интересной, чем наяву, и некоторые места книги про реальную её жизнь я читала просто по инерции. Я искала подсказки именно во снах, понимаете? Не в реальной жизни героини. Это была такая бледная жизнь, что там просто не могло быть никаких загадок, чтобы они ТАК отгадывались.
Книга хороша тем, что героиня в ней постепенно меняется под влиянием снов – или в них? Она бледна как реальный герой и не вызывает какого-то яркого отклика в душе, но следить за перипетиями её судьбы (лучше сказать – снов и яви на протяжении года) очень интересно. Колюжняк живописал сны и механически прописал явь, оттого и начинаешь искать ответы там, где ярче светит свет. Когда накал страстей немного нарастает, в реальной жизни Кристины тоже появляются загадки, и тоже думаешь: «Чёрт, да что же происходит? Что это за хреновы загадки?!»
Колюжняк то ли хитрецом оказался, то ли лично мне просто в этот раз не угодил.
Никаких отгадок в книге нет. Это вообще не головоломка. Это магический реализм, который не призван что либо решать, он привносит в жизнь странность и объясняет её странностью же, а создаёт ощущение чего-то мистического, но без помощи автора ни в чём разобраться нельзя, и мистику без автора же не объяснить. «Эль Пунто» в этом смысле – книга-обманщица. Хорошо написанная, завораживающая, местами пугающая книга о снах, которые снами не являются. Хитрож*пое чтение без обязательств.
+8
Silvester, 30 июля 2019 г.
Признаться, магический реализм я практически не читал, хотя творчество авторов некоторых упомянутых главной героиней книг мне знакомо. (Это я к тому, что оценка наверняка могла бы быть выше, если бы я был больше «в теме» всех особенностей этого жанра.) Как уже писали многие, первая треть, если не половина книги, даются с определённым трудом. Уж слишком чужеродными казались линии с бодрствованием и снами, и даже те мелкие ниточки, которые их связывали, достаточно долго не давали линиям сплестись вместе. Поэтому и интерес к сюжету рос постепенно, по мере накопления странностей, атмосферы мистичности и тому подобных моментов, делающих книгу «Сломанным мифом». Мне кажется, роману не хватает какого-то яркого, динамичного вступления, способного зацепить каждого — но от этого он после прочтения не становится сильно хуже.
Из других «минусов лично для меня», которые стоит упомянуть — всё же, мне не очень близок внутренний посыл, заложенный в трансформации героини. Принцип обретения счастья через отрицание (а, по сути, побег) всего, что «требует» от современной девушки общество и возвращение в чистое творчество — очень спорный для меня. В то же время, подозреваю, что современным хипстершам этот роман этим очень понравится, другое дело, что, возможно, глубина «ответов» на подобные важные вопросы (про карьеру, про семью, про детей и т.д.) была заложена автором несколько более глубоко, чем прочиталось мной непосредственно из поступков главной героини.
А вот что понравилось — так это то, что роман в т.ч. и про трудоголизм. Про то, как «карьера» может съесть человека, выдавить из его души всё творческое, всё социальное и сделать его бездушным роботом, рабом проекта. На встрече с читателями автор упомянул, что сам уже давно не видит сны, но атмосфера нереалистичности и алогичности, которая и характеризует дримпанк и магический реализм, в сценах с Кристиной точно ощущалась. Очень понравилась атмосфера Эль Пунто, этот привкус пыли на зубах и звуки пост-блэка/дроуна, звучащие в ветре между строений.
Финальный аккорд добавил произведению плюсов. Возможно, кому-то такое сюжетное решение покажется спорным, но меня
вполне себе удивили.
В общем, роман «не для всех», и, боюсь, больше для прекрасной половины человечества, чем для мужчин, но однозначно стоит почитать, если вы любите магический реализм, дримпанк и сюр.