Михаил Булгаков «Налёт. (В волшебном фонаре)»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Рассказ очень живо и реально, в самых неприглядных красках, преподносит весь ужас гражданской войны через одну небольшую и отнюдь не уникальную сцену — сцену расправы с захваченным врасплох караулом. А в конце противопоставляет жесткую реальность с послевоенной романтикой, какую вызывают рассказы бывалого вояки о прошедшей войне...
Опубликован: Гудок, М., 1923, 25 дек.
Входит в:
— цикл «Записки на манжетах»
— журнал «Аврора 1982'04», 1982 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 10 июня 2025 г.
Ещё одна деталь-зарисовка к будущему эпосу. Интеллигент-еврей Абрам, видимо, должен был стать одним из эпизодических персонажей в романе, когда он ещё не схлопнулся до квартиры Турбиных, и одним из тех, чьими глазами мы видим буйства петлюровцев в Киеве и приход красных. На этот раз снова от лица тех 95 процентов населения, что были не за белых, и не за красных, а просто пытались выжить в этом страшном противостоянии. Видимо, бывали у Булгакова такие моменты в жизни, когда его душа уже мысленно выпархивала из тела, хотя оно ещё было живо, и он пытался передать нам это чувство, чувство, что скоро тебя уже не будет на этом свете.
Снова — зарисовка, которой не нашлось места в итоговой работе над «Белой гвардией».
Oreon, 11 сентября 2013 г.
Небольшая глава, даже мгновение из жизни человека, но зато какое! Смерть, боль, трагедия; ужас, холод и мрак. Причем эти боль, холод, мрак — это не только окружающая сцена на которой разворачивается трагедия — это и внутреннее состояние людей участвующих в братоубийственной войне, в их сердцах нет места жалости и сочувствию.
Не вызывает сомнения, что автор писал эту сцену наполняя ее чувством отвращения к войне и вроде бы рассказ должен был бы получится нейтральным и безотносительным (когда последующие поколения огромной страны воспитывались на красной символике — автор одно время воевал на противной стороне, да и позже сочувствия к коммунизму не выказывал), но это не так. Булгаков не отказал себе в удовольствии назвать украинскую армию бандитами и живоописал отношение ее солдат к евреям, что так же добавляет Украине автора «колорита».
В финале рассказа происходит противопоставление так называемой «романтики» войны, в историях бывалого вояки, с суровой реальностью и ужасом случившегося с героем рассказа.
Anastasia2012, 24 января 2013 г.
Ничего не обещающее название рассказа, в котором смерть, боль, выживание. Это после — раасказы у огня. А в момент казни — реальная боль. Булгаков завещает это нам, чтобы знали, понимали и никогда, НИКОГДА не были ни на одной из строн дула.
Sawwin, 27 сентября 2015 г.
Великолепный язык. Читаешь и веришь, что в скором времени этот человек напишет «Мастера и Маргариту». «Под грудой тряпья и бараньим тулупом с сипением жило тело Абрама», -- кто попало так написать не сможет, хоть надсадись. А вот сюжет рассыпается и, окончательно развалившись, приходит к необязательному финалу. Ранняя проза Булгакова в этом плане откровенно слаба. Чтобы стать великим писателем, мало яркой талантливости, надо ещё работать, как работал Михаил Булгаков.
Yazewa, 21 февраля 2008 г.
Очень сильный рассказ. Так создать атмосферу происходящего, — жуткого происходящего! — так описывать людей, все вокруг них... Это не талантливо. Это гениально.