Татьяна Мастрюкова «Болотница»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
С Викой никогда ничего не происходит и произойти не может — она в этом твердо уверена. Вот и теперь самое страшное, что ей грозит, — это летний месяц в глухой деревеньке, в старом доме на самом краю леса, вдали от друзей и интернета. Только деревня какая-то странная — не отмечена ни на одной карте. За высокими заборами прячутся тихие, будто вымершие, избы. Во дворе Викиного дома в зарослях малины скрывается темный, бездонный колодец, из которого веет необъяснимым ужасом. А в глубине густого, зеленого леса затаилось болото, откуда по ночам в деревню приходит оно — или она? — и зовет, и манит за собой. Кому по силам вырваться из ее объятий?
Входит в:
— условный цикл «Хоррор-вселенная Татьяны Мастрюковой»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 160
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2717 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 12% — на редкость ниже среднего (37%)!
Награды и премии:
лауреат |
Электронная буква, 2018 // Крупная проза | |
лауреат |
Новая детская книга, IX сезон (2017-2018) // Фэнтези. Мистика. Триллер (выбор жюри). 2-е место |
Номинации на премии:
номинант |
Мастера Ужасов, 2020 // Лучшее издание для детей/подростков |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elninjo_3, 3 августа 2023 г.
Честно говоря, это написано плохо. И то, что это подростковый ужастик никак не служит этому оправданием. В 14 лет люди читают Достоевского и Азимова. А такие описания: «Так думала я, прислонившись лбом к стеклу и без всякого интереса следя за мелькающими за окном автомобиля то куском леса, то внезапным бескрайним полем» могут ввести в ступор даже ребенка.
В начале кажется, что эту книгу писала нейросеть. Перемешаны времена, текст не вычитан, предложения отрывочные, рубленные, просто поток информации.
«Пока я устраивалась в своей комнате (кровать, тумбочка, стул, узкий допотопный шкаф, окно на улицу), родители отправились по имеющимся соседям знакомиться и вернулись довольно быстро. Либо соседей было слишком мало, либо они не захотели общаться. Папа сказал, что на маньяков они не похожи. Хотя он всего лишь пошутил, мне почему-то показалось это не совсем смешным».
Я невероятным усилием воли заставил себя перевалить за несколько первых глав, а дальше пошли интересные вещи. В повествования начали вклиниваться истории и страшилки, кем-то когда-то рассказанные. И эти страшилки как-будто писал другой человек. Они написаны необычно (например, дневник хозяина дома), в них есть много информации о кикиморе, настоящие заговоры, фольклорные вещи. В общем, только из-за этого я и повысил оценку этому роману. Но когда история заканчивается, и начинается повестовование от лица девочки, все возвращается обратно, к ломаному языку, глупым диалогам и неумению описать сложившуюся ситуацию. Как-будто истории и роман писали два разных человека. Единственный удачный момент — это поведение мамы, когда она уходит в лес. Это было жутко, однако совершенно кинемотографично и вторично, таких эпизодов вы легко насчитаете с десяток в просмотренных ужастиках.
Поведение девочки раздражает. Ее мама исчезает, а она вдруг решает полистать книжку и вспомнить историю, которую ей рассказывали друзья в деревне. Она вообще вспоминает всякую ерунду в самые неудачные моменты. Как-будто автор торопится вставить очередную историю хоть куда-нибудь. Концовка также, к сожалению, получилась абсолютно неудачной. Ее явно пришлось придумывать самой (это не чья-то история), в результате, все свелось к явлению японской девочки с длинными черными волосами, смотрящей себе под ноги. Открытый финал еще больше усугубляет ситуацию.
Я поставлю 5-ку только за «байки из склепа» и внимание автора к источникам.
В остальном — слабо.
Lilian, 29 сентября 2022 г.
Подростковые ужасы, которые способны пощекотать нервы и взрослому читателю. Хотя, конечно, и объём текста (нечто среднее между повестью и романом), и очень короткие главы, и возраст главной героини ориентированы в первую очередь на подростков.
Скажу, что мне понравилось. Адекватная героиня, которая рассуждает и ведёт себя соответственно своему возрасту. Подросткам будет виднее, но, кажется, получился достоверный образ. Автор умело вплетает в историю небольшую зависимость от телефона и интернета, чатики, любовь к чтению и в том числе страшилкам, мысли о друзьях, нормальные взаимоотношения с родителями. Ещё мне понравилось, что основная история дополняется другими байками о встрече со сверхъестественным, которые главная героиня читает на страницах старых газет или чужого дневника. Эти байки с одной стороны оказывают влияние и дополняют основную историю, а с другой стороны представляют собой законченные сюжеты, порой куда более пугающие, чем основное действие. Ну как пугающие — щекочущие нервы. И наконец я отмечу, что ситуация, в которой оказалась главная героиня, способна напугать в первую очередь тем, что в какой-то момент она осталась одна среди равнодушных и боящихся помочь взрослых. Когда реально некуда бежать и некому помочь. Это страшно.
От финала двойственные чувства. С одной стороны он ожидаемо простой и быстрый, под стать подростковой истории. С другой стороны он внезапно в некоторых моментах открытый, когда так и остались сомнения и недомолвки. Я бы рискнула предположить, что продолжение напрашивается. И я знаю, что эта книга открывает условный, но все-таки цикл. Так что надеюсь на окончательную разгадку в следующих книгах. Как ни странно, полуоткрытый финал вызывает не раздражение, а желание узнать, что же дальше.
12МарЛео, 8 января 2022 г.
Не люблю открытые финалы... Очень не люблю.
Тем более, такие, где добром не пахнет.
В целом, книжка неплохая, местами страшноватая, но есть ряд моментов, которые не очень понравились.
Рассуждения и поступки отнюдь не подростковые. Если Вике важно мнение Сашки из 7 класса, то она примерно его ровесница, то есть ей 12-14 лет. Но героиня говорит, мыслит и действует, как более старший подросток.
В поведении матери есть явные логические пробелы, если не сказать провалы.
Но более всего досадно, что намеки на причастность отца к опасным приключения семьи не получили развития. Вообще, завершение романа получилось каким-то скомканным, неудачным.
Однако, в целом неплохо и вполне читабельно.
Porsankka666, 20 июня 2023 г.
Во всём виноват отец Вики, который в поисках места, куда бы сплавить любимую жену и дочь выбрал глухую деревеньку с говорящим названием Анцыбаловка. Телевизора нет, радио если и есть, то бормочет только нудьгу всякую, книжек не найти... зато есть непонятный колодец в саду, откуда тянет тухлятиной, а ближайший лес переходит в самое настоящее болото. Ну вот, Вика маялась со скуки, веть интернет тоже не ловит, разве что с верхушки яблони, да и то если подпрыгнуть повыше, но долго скучать не пришлось — деревня полностью оправдала своё название...
Я назвал этот роман (вернее, развесистую повесть) фолк-хоррором, на что Татьяна ответила, что пишет просто подростковые ужастики, но не суть. Книжка пусть и рассчитана на детей 13-14 лет, как сама Вика, но стоит поставить себя на её место, всё встанет на свои места, и жуть проберёт даже великовозрастного читателя. Главки короткие, сюжет развивается быстро, а самое главное — грамотное использование фольклорного материала, всяческих быличек, крипипаст и натуральных заговоров, которые в тексте выделены курсивом. Их читает со скуки или же для того, чтобы использовать в качестве оружия сама героиня.
Финал может показаться неоднозначным, но это не последняя книга из условного цикла Татьяны, и, если открыть следующий роман, то найдутся отсылки к этому... в общем, я доволен результатом.
rezviy-homiak, 22 ноября 2021 г.
На первый взгляд эта страшилка излишне проста и совсем не пугает. да и что может напугать городского (в большинстве своём) жителя, в истории про лес, болото и нечисть, там обитающую?
Отец Вики считает самым лучшим отдыхом, отдых в деревне в самой глуши. И каждый год отвозит семью в очередную деревню, наслаждаться местными красотами. Никому, кроме папы, это не нравится, но все молчат. И в этот раз ничего не изменилось. Всё такой же запланированный отдых, деревня, но только какая-то слишком уж странная. Да и папа по своему обыкновению, отдыхать с семьёй не остаётся, а уезжает обратно в город. И вот тут начинают происходить всякие непонятные вещи.
По-настоящему жутко становится в тот момент, когда понимаешь, что автор использовала в книге тексты настоящих заговоров. Очень сильно я это не люблю. Потом, конечно, она даёт понять, что не особо-то они и помогают, но всё равно. В остальном история похожа на тысячи других страшилок, которые любят рассказывать друг другу дети, но есть одно «но». Самое страшное в книге скрыто за пологом мистики.
Самое страшное — это, когда ты остаёшься один на один с тем, чему не можешь противостоять, с чем не можешь справиться. Это страшно в любом возрасте, но особенно, когда ты ещё ребёнок. Страшно, когда твой родной и близкий человек, вдруг превращается в незнакомца, чужака, от которого не знаешь чего ожидать. Страшно, когда узнаёшь, что ничего ты на самом деле не знаешь о самых близких тебе людях. И вот эти моменты напугали меня намного сильнее в книге, чем мистика.
Автор пишет легко и увлекательно. Книгу с трудом откладываешь в сторону, а аудиоверсия Юлии Кургузовой ещё больше украсила историю, добавив её жизни и красок.
sergej210477, 7 октября 2019 г.
История, поначалу показавшаяся мне совсем детской, простой и незамысловатой, довольно неожиданно, закончилась очень и очень недурно.
Единственный недостаток, по моему мнению, слишком затянуто. Автор разбавляет основную сюжетную линию различными вставками. Тут и истории про оборотней, «плохие места», временные ямы и прочие непонятные вещи. Хоть, косвенно, они и вплетаются в сюжет, но, по-моему, лишние. Небольшой рассказ, с необъяснимым и таинственным приключением героини в заброшенной деревне, вышел бы более естественным, страшным и напряженным. Но, писательница пошла другим путём, вытянула на роман, начав историю деревеньки с доисторических, языческих времён. И разбавив, для объема, разными «детскими» страшилками.
Впрочем, читается книга, все равно легко и быстро.
Невольно меня «зацепила» тема современных подростков и интернета. Плохая сеть, нет сети, смартфон разрядился, сеть плохая, сети нет... И так до бесконечности, в каждом абзаце. А общаться с обычными людьми героине сложно, не может подойти поговорить к человеку. А сети нет... Кончился интернет. Замкнутый круг. Вот где самый «хоррор-сюжет» для молодежи! А монстры по сравнению с этим — пустяки!
Misty, 25 апреля 2019 г.
Когда Вика с родителями приехала в глухую деревню на лето, казалось, что в таком оторванном от цивилизации месте просто-напросто не может произойти ничего необычного и хоть сколько-нибудь занимательного. Однако все оказалось совсем не так, и пребывание в таком, на первый взгляд, безумно скучном месте превратилось в настоящий кошмар.
Это жутковатое, интересное и захватывающее произведение, больше всего напоминающее страшные истории, которые многим, полагаю, нравилось в детстве слушать, читать или рассказывать друг другу, внутренне замирая от волнения и такого притягательно-отталкивающего ужаса.
Правда, надо признать, от этих историй эту книгу выгодно отличает проработанность (отнюдь не свойственная большинству «страшилок») и приятный язык.
Полагаю, эта история будет интересна отнюдь не только детям и подросткам, но и людям постарше, особенно тем, кто хочет воскресить в памяти ощущения, возникающие при прочтении очередной занимательной страшилки.
Vinny Ni, 17 июля 2019 г.
Неожиданно хороший и многослойный текст. История маскируется под ностальгическую страшилку в духе Успенского, но под этим скрыты совсем недетские вопросы. От идеи вынужденного преемничества до груза родового негатива и попыток за чужой счёт от него откосить. С удивлением обнаружила тексты реальных рабочих заговоров. Не знаю, в теме ли писательница или просто использовала информацию из открытых источников, но не ожидала прочитать наизусть знакомые тексты.
Очень хорошо, на мой взгляд, показана распространенная косность родителей, их взгляд на дочку как на кого-то совершенно несамостоятельного и лишённого выбора. Отсутствие выбора в целом является одной из основных проблем. В остальном же здесь прекрасно описываются деревенская жизнь, лес и резкое-резкое взросление.
Концовка кажется открытой. Мне бы, честно говоря, хотелось прочитать продолжение, но, возможно, неопределённость здесь для реалистичности. В обычной жизни тоже не всегда возможно узнать всю правду.
Очень благодарна Наталии Осояну за рекомендацию! :)