FantLab ru

Виктор Пелевин «Водонапорная башня»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.32
Голосов:
364
Моя оценка:
-

подробнее

Водонапорная башня

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

Рассказ, начинающийся и заканчивающийся описанием водонапорной башни.

Входит в:

— сборник «Relics. Раннее и неизданное», 2005 г.

— сборник «Сочинения», 1996 г.

— сборник «Все рассказы», 2005 г.

— сборник «Колдун Игнат и люди», 2007 г.


Похожие произведения:

 

 



1990 г.
Бубен Нижнего Мира
1996 г.
Омон Ра
2000 г.
Хрустальный мир
2002 г.
Relics. Раннее и неизданное
2005 г.
Все рассказы
2005 г.
Колдун Игнат и люди
2007 г.
Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 55. Виктор Пелевин
2009 г.
Relics. Раннее и неизданное
2010 г.
Все рассказы
2010 г.
Колдун Игнат и люди
2012 г.
Колдун Игнат и люди
2012 г.
Полное собрание сочинений. Том 1. Синий фонарь
2014 г.
Истории и рассказы
2015 г.
Оружие возмездия
2015 г.
Бубен Верхнего Мира
2016 г.
Музыка со столба
2016 г.

Аудиокниги:

Виктор Пелевин. Лучшие романы. Избранная проза. Выпуск 2
2013 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно с годами автор набирается техники и создаёт всё более филигранные произведения, но в случае с Виктором Олеговичем все обстоит с точностью до наоборот. Ранние его вещи отличаются гораздо большим стилистическим мастерством, чем поздние. Понятно, что со стороны Пелевина это намеренное снижение «градуса литературности» для большей доходчивости, и выбранная им «простота» — кажущаяся, скрывающая глубину иного рода, не художественного, но метафизического. С годами автор не утратил того, что называется талантом, но вывел его в иные измерения, далеко за пределы классического понимания литературы. При этом нельзя назвать его списавшимся – это будет неправдой, ведь не так давно он подтвердил свою художественную состоятельность – и в качестве великолепного стилиста, и в виде «полноценного» писателя – осуществив блистательное возвращение в литературное пространство романом «Т», а чуть позднее и сборником «Ананасная вода для прекрасной дамы». Из этих книг на читателя, истосковавшегося по одновременно светлому (но не оптимистически глупому), скептическому (но не уничижающее циничному), трезвому (но не равнодушному) и проникновенному (но не оголтело бездумному) взгляду на действительность, дохнуло этой невообразимой смесью, которая для многих и является «тем самым Пелевиным, со слоном».

«Откат назад» для Виктора Пелевина будет возвращением на вершину, поскольку он уже начинал с гениальных литературных работ, постепенно отходя всё дальше в нехудожественное писательство, на территории мистических штудий, но не художественного искусства. Виртуозно сохраняемый в ранних произведениях баланс нарушен, и сейчас метафизическая эквилибристика в его произведениях даёт огромную фору их литературной составляющей. Вещи структурно и стилистически становятся всё проще, каким бы изощрённым не было их идейное содержание.

Эту заметку меня заставила написать «Водонапорная башня», один из его самых первых пелевинских рассказов. Его великолепная форма (рассказ является одним предложением, растянувшимся на десяток страниц) полностью оправдана и не кажется напыщенной или надуманной. В это непрерывное предложение собрана одна отдельно взятая жизнь, а потому, как и жизнь, предложение не обрывается с окончанием каких-то эпизодов – оно тянется дальше от начала к концу, которые, кстати, идентичны друг другу: «водонапорная башня» – данным словосочетанием рассказ начинается, им же он заканчивается. Таким образом, расхожее и уже порядком набившее оскомину «начало – это конец, а конец – это начало» наглядно и очень изящно воплощается в текстовой форме, обходясь без дидактичности, и пошлой банальности. Рассказ в виде змеи-предложения (или, если угодно – смысловой нити) витиевато движется от одной ассоциации к другой, здесь трудно найти хоть один лишний элемент – всё гармонично связано, одно перетекает в другое, и без какого-либо из этих сегментов не получится целостности. Так и жизнь – лишаясь одного из событий в последовательности, она превращается в приглаженную биографию и перестаёт быть реальной. Хотя, кто-кто, а Пелевин по количеству обращений к пассажу о сомнительности реальности может посоревноваться с самим Филипом Диком.

А ещё в «Водонапорной башне» не ощущается писательского монтажа – этот рассказ является вербальным «Русским ковчегом», но вопреки сокуровскому, пелевинский ковчег русской словесности не вызывающе «однопланов» (именно то, что картина Сокурова снята одним непрерывным планом, особенно превозносилось в своё время во всех материалах о фильме, а художественные достоинства обычно не упоминались, видимо, ввиду их отсутствия), а ненавязчив, шепотлив, вкрадчив, задумчив. Даже само понимание того, что это одно единственное предложение, появляется не сразу, оно приходит позднее, уже после того, как прочитана пара-тройка страниц, да и то об этом подскажет взгляд, оцарапанный отсутствием абзацев и красных строк, чувствующий себя неуютно в непривычно структурированном буквенном пространстве, лишённом точек.

Удивительно, но практически весь будущий Пелевин здесь проявился: игра слов, игра смыслов, метафизическая символика, разведённая бытовыми деталями, бытовые детали ставшие метафизическими символами, смерть и перерождение, и всё это на фоне безвременной, нависающая над всем и вся водонапорной башней – альфой и омегой существования. Это божество, подобием которого является человек – цитирую по тексту – «почти что двухметровый столб воды, способный самостоятельно перемещаться по поверхности земного шaрa». Высокие смыслы соседствуют с зубоскальством и зачастую сливаются вместе, чтобы составить ту неповторимую пелевинскую смесь юмора горечи, музыка вселенской грусти. Здесь одновременно звучит мажор устремления к идеалам и минор разочарованности в них, надежда на осмысленность сливается в экстазе с верой в человека, а поиски правды заканчиваются нахождением истины, а цель дальнейшего квеста – уже совсем другие смыслы, отстоящие одинаково далеко от всех истины и правд, вместе взятых.

Пелевинская проза течёт рекой. Афоризмы и парадоксы объединяются в разухабистую труппу Riverdance, отплясывающую ошеломляющий канкан на бумажной сцене, слова разоблачают прохудившуюся реальность и разоблачаются сами, обнажая свои сакральные значения, задирают вверх двусмысленности, вертят каламбурами, и пляшут, пляшут, пляшут. Нет, не танцуют, размеренные меланхолические танцы – это удел героев Мураками, пелевинские персонажи отплясывают по полной, пьяными вдрызг, укуренными в дум, закинутыми и скрученными в колесо, укушавшимися мухоморов, и упившимися настоев из вавилонских трав, но сохраняя при этом абсолютно трезвое сознание. Так беснуется вселенский ветер, пытаясь задуть костры бойцов Вальгаллы, так выплясывает пламя в топке паровоза, так солнечная волна несётся сквозь космическое пространство, звеня свою вечную песню на всех уровнях бытия.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первый случай, когда я не оцениваю прочитанный рассказ, не потому, что это плохой рассказ, да и не рассказ это, а непрерывный поток чьих-то мыслей и воспоминаний, каких-то ассоциаций, которые льются как из рога изобилия, перетекая друг в друга, создавая цепь событий, или даже цепь жизни, выкованную из главных событий как из звеньев, начиная с детства, прямо с фундамента и заканчивая последними кирпичиками жизни, и как-будто иллюзия присутствия, как-будто постепенно оказываешься втянут туда, в этот водоворот чувств и мыслей, как-бы оказываясь «в чужой шкуре», но кто захочет добровольно оказаться в чужой шкуре, не знаю, я не из этих смельчаков, да и жизнь этого человека не особо уж и интересна, как может быть интересно обычное пионерское детство, где «нет разницы между избивающими и избиваемыми», или первая любовь «в простых платьях из ситца в цветочках», или армия с «автоматом, из которого ты ни разу не выстрелил за два года», или семейные отношения с «крупнозадым человеком другого пола, настолько частым опытом многих, что даже есть специальное слово «жена», или дети, «уже прикидывающие, как они разменяют квартиру, собранную по частям из освобождающихся комнат», или работа, где «по коридорам ходят такие псы в костюмах, что надо все время самому рычать, чтобы тебя не съели по ошибке», а в конечном итоге смерть от сердечного приступа, в абсолютном одиночестве, и это как последний кирпич в водонапорной башне, как завершение процесса, хотя башня это конечно метафора, метафора человеческой жизни, которая от фундамента год за годом, кольцо за кольцом, кирпич за кирпичом, тянется верх, все выше и выше, и кажется, что она способна достичь самого неба, но этого не происходит, рано или поздно строительство завершается, и строители уходят, а башня остается, и было бы хорошо, если бы жизнь этого человека была подобна башне, которая создана для того, чтобы служить людям, но это не так, а так, когда одеваешь шерстяной свитер, кожа начинает покалывать и чесаться, но вроде и тепло и красиво, а ощущения неприятные, так и мысли этого человека, как-бы подслушанные, вроде и правильные, а особого расположения не вызывают...

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь целого поколения в одном предложении... — не могу сказать, что получился очень увлекательный рассказ, но ключевые моменты жизни человека, ведущего повествование, переданы точно, минимальными «мазками», но ярко и впечатляюще, а по этим моментам перед читателем воссоздается картина эпохи в истории целой страны.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно замечательная, на мой взгляд, штука. Потому что это отнюдь не трюк и не литературное упражнение: вот, мол, как я могу! Это абсолютно читабельная и совершенно внятная работа. В каждой строке есть смысл и логика, и вчитываться в них — медленно, дотошно — это удовольствие.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: в рамкам проекта по перечитыванию всей малой прозы Пелевина. По рассказу в день.

В итоге: поток сознания длиной в целую жизнь и всего в одно предложение. Из известных писателей похожей длины предложения позволял себе только гуру ланиноамериканского магреализма Маркес. И то они у него были покороче.

Практически вся история СССР через призму судьбы одного человека.

Да, большинству эпизодов уделено всего по паре строк, но сами моменты раскрыты стильно и мастерски.

И да, в рассказе в концентрированной форме заархивировано большинство тем и настроений позднего творчества Пелевина.

Шедевр и по форме и по содержанию.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна жизнь, такая короткая — одно предложение, такое длинное.

Рассказ труден для чтения , особенно вначале когда не ясно ничего кроме того что читаешь какой то бесконечный поток сознания.

Но уже после первой страницы приходит понимание замысла автора и после этого только скользишь по тексту предугадывая следущие вехи жизни обыкновенного человека.

Говорят жизнь простого человека это лишь дефис между двумя датами. Пелевин же смог вставить между ними целое предложение. Одно. Но какое огромное.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всё-таки, автор добрый человек. Всего одиннадцать тысяч знаков, слепленных в одно предложение и долженствующих изображать поток сознания. А ведь мог бы и шашкой ру... то есть, слепить полтора мегабайта такого текста. Как бы мы тогда читали этот шедёвр?

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Здорово. В технике потока сознания автор не писал ни до, ни после. Картины жизни схвачены очень точно. А смысл ее — как водокачка, все так же торчащая за окном. Забытая и недостижимая.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всё-таки этот рассказ — чистый эксперимент. Девять страниц текста, описания мыслей, воспоминаний и взглядов, состоящие всего из одного предложения.

Если быть предельно честным, я не готов к такому бесконечному количеству придаточных предложений, поэтому несколько раз терялся. Кто-то в восторге от этой идеи, кто-то считал её скорее пыткой или тренировкой для внимания. Конечно, стоит отметить оригинальность Виктора Пелевина, всё же он молодец. Почему же раньше никто не додумался до такого хода?

С содержательной стороны есть два момента: во-первых, мысли, рассуждения и описания предельно разрознены (это можно списать, конечно, на закос под человеческий поток мыслей), а во-вторых, есть в этом рассказе целый ряд малюсеньких зарисовок, которые позже нашли своё отражение в романах Пелевина, а значит рождались задумки еще давно (про детей-космонавтов, или про чекистов-псов в конторных коридорах).

Я из тех читателей, кто устал читать эти 9 страниц. Это было своего рода силовое упражнение. Но за эксперимент можно похвалить, задумка-то оригинальная, как ни крути.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое удивительное, что рассказ написан без единой точки. Один рассказ — одно большое предложение длиною в жизнь. Как будто выдох Великого Сакрального Божества. Прочитав рассказ ,понимаешь насколько коротка жизнь, как быстро все меняется вокруг тебя. А ты стоишь посреди этого мира, словно центр Вселенной, являясь его единственным реальным объектом.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это, пожалуй, единственный пелевинский рассказ, который не вызвал у меня абсолютно никакого восторга. Более того, он мне активно не понравился. Не понравился за то, что нудный, за то, что в процессе чтения теряется нить повествования и постоянно возвращаешься взглядом на строчку вверх, чтобы понять, о чем в данный момент идёт речь, за то, в конце концов, что неинтересный.

«Поток сознания», это своеобразное литературное упражнение, которое выполняется практически на всех писательских курсах. Все написанные образцы получаются тяжелыми, неудобоваримыми и невнятными. Мне кажется, что преподаватели их никогда сами и не читают. Только редкий раз просят выборочно кого-нибудь из учащихся зачитать своё творение перед всей аудиторией. Но включать нечто подобное в сборник, или публиковать... Для этого нужна очень веская причина. В рассказе Пелевина, в отличие от многих, хотя бы прослеживается четкая сюжетная линия и существует внятная причина этого самого потока сознания. Эту причину я понял примерно на второй странице и остальное дочитывал, чтобы убедится, верна ли моя догадка.

Прочитав аннотацию и имеющиеся отзывы, я понял, что свою задумку Пелевин не сумел как следует донести до читателя и поэтому многие не поняли о чём идёт речь. А всё очень просто, хотя и трагично. Пожилой мужчина стоит перед окном, из которого открывается вид на водонапорную башню. Внезапно у него случается очередной (на этот раз последний) сердечный приступ и вся прожитая жизнь за несколько мгновений проносится у него перед глазами. И последнее, что запечетлевает его сознание, это водонапорная башня. А весь текст, это как раз и есть поэтапное описание жизненного пути.

Если не ошибаюсь, в антологии Фантастика-2006 издательства АСТ было нечто подобное, какой-то совершенно ужасный рассказ, но там было до такой степени всё непонятно, что я так и не сумел заставить себя дочитать.

Оценка: 2
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В свете применения домашнего ареста для особо богатых неожиданно получает семантическую глубину следующая реплика из произведения:

»...люди делают свои дома чуть похожими на тюрьмы, чтобы не было особого смысла отправлять их в настоящую тюрьму...»

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вся непростая человеческая жизнь, к тому же в очень сложное и жестокое время, высказанная одним ритмичным предложением, где в начале и конце гротескной заглавной буквой стоит себе Водонапорная башня... В общем, идея именно такова. Дело в том, что эта идея экспериментальна, и априори она «не для всех». В том числе не для меня.

1. Образы и мысли весьма достойны, но каждому уделено 5-10 слов, о раскрытии чего-либо и речи не идёт. А такой сумбурный винегрет переварить трудно, не говоря уже о наслаждении вкусом.

2. Ритмика. У этого рассказа стихотворная ритмика, к тому же размеренная и чёткая. Меня она сильно сбивала, читал с чувством ритмичных ударов молотка по затылку. Выбиться из заданного темпа боишься, да и возможности нет, поэтому мозг просто не успевает воспринять часть информации.

3. Заглавная идея затёрта, как наша жизнь, и кроме формы исполнения да пресловутой Водонапорной башни в рассказе вроде бы и заинтересоваться нечем.

В общем, субъективно мне рассказ «не пошёл», но я уверен, что много кому «пойдёт на ура».

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, единственное достоинство которого — экспериментальность. Разбить его на нормальные предложения, и «Водонапорная башня» разом становится едва ли не самой тоскливой вещью в творчестве Пелевина. А так — вполне себе интересно пытаться разобрать его на составляющие и пытаться понять, о чём здесь вообще идёт речь. Эксперимент удался, поклонникам автора точно стоит прочитать.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не смогла разобраться — поток сознания или поток подсознания.

..Или глюки.........

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх