Софья Багдасарова «Воры, вандалы и идиоты: Криминальная история русского искусства»
Глупость, надежда на авось и пьянство — вот то, что отличает русские преступления в сфере искусства:
— Отковырять 602 бриллианта от икон и три дня прятаться за иконостасом, чтобы потом изнемочь от голода и жажды, и в буквальном смысле свалиться на голову полицейским.
— Средь бела дня зайти в Эрмитаж и вырезать холст из рамы, сложить его в несколько раз... А потом подбросить картину видному политику.
— На глазах у публики вынуть картину из рамы, оставить на брошенной раме свои отпечатки пальцев, потом спрятать картину на стройке. И быть арестованным на следующее утро.
— Разбить по пьяни камнем окно музея, выпить еще, забыться сном на антикварной мебели. И быть взятым с поличным — с единственной бронзовой статуэткой.
В новой книге Софьи Багдасаровой, автора бестселлера «Омерзительное искусство» (номинант премии «Просветитель-2018») вы узнаете все о том, как совершаются преступления в российских музеях и кто обычно бывает преступниками. Все описанные в книге кражи, аферы и акты вандализма — совершенно реальные исторические события, и именно поэтому они особенно удивительны. Они абсурдны — и поэтому книга наполнена особенным, абсурдным юмором. Ведь иначе об этих преступлениях с национальным русским колоритом и не напишешь.
Помимо увлекательных криминально-юмористических рассказов в книгу включены нормальные журналистские статьи про абсолютно дикие российские преступления, а также инсайдерские интервью от представителей современного арт-рынка, которые пожелали остаться анонимными, но зато раскрыли потрясающие подробности теневого антикварного бизнеса.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ужик, 30 августа 2020 г.
«Криминальная история русского искусства» — подзаголовок с книгой имеет мало общего. На самом деле под обложкой полдюжины историй о преступлениях в сфере торговли предметами искусства, которые никак не анализируются и не обобщаются, какая ж это «история»? И только русским искусством автор не ограничивается (действительно, кто позарится на звезду соцреализма Васю Пупкина, если рядом в музее висит Рембрандт?).
Если бы я читала этот текст в виде интернет-блогов, то ОК. Автор травит байки на специфическую искусствоведческую тему, там он что-то услышал, точно не понял что, здесь ему рассказали, но без подробностей, а тут у нас авторское чувство типа юмора (мда-а-а, вот где страх божий). Когда мне предлагают приобрести книгу, на обложке которой «Краткая история русского искусства», а под обложкой «это я вам не скажу, а то мне больше никто ничего по секрету не выболтает», «это я вам не скажу, а то ещё меня убьют», то тянет на авторский сборник анекдотов из разряда «мне Рабинович напел Карузо». Несмешных анекдотов.
Для ликвидации пробелов в знаниях о преступлениях в сфере искусства в России книга поверхностная. В компании парой приколов козырнете, а хотя бы приблизительную картину бедствия из этой книги так и не узнаете. Автор то ли не знает как работать с массивами информации, то ли не взяла на себя труд ее как-то обобщить. Получились посиделки «за жизнь» написанные быдловатым языком хипующей дамы «чуть за...», стремящейся сойти за свою в среде подростков.
Ну такое...
prouste, 28 октября 2020 г.
Та часть, что составляют байки анонимов — занятна и интересна без оговорок. Да, в целом, и сама книжка с умеренным объемом и познавательна и на интригующем материале. Автор в теме. Проблемой может стать авторская намеренно и нарочитая раскрепощенная ( или развязная, кому как) манера изложения, пересыпанная шутками- прибаутками, цитатками и ирониями. Автора избыточно много ( как Бине, например, в Hhh), на грани критичности. Помню кислую рецензию на фильм « Тело как улика»,в котором критик, скептически оценивая сексуальные сцены, резонно отметил:« Мадонна далеко не так хороша, как она сама полагает». Вот Багдасарян далеко не так остроумна, как она полагает. Хотя и не бездарна. В конце книжки приведен календарь звучных скандалов на рынке искусства; материала уйма, интересно было бы почитать более ровное освещение предмета
С.Соболев, 27 августа 2021 г.
Прекрасная книжка о веселых приключениях на легальном и нелегальном рынке предметов искусства — как делают подделки, как перелицовывают картины малоизвестных живописцев в картины именитых мастеров, как обманывают экспертов и как обманываются сами эксперты. Особых подробностей нет и быть не может по причине того что многие участники событий не только живы, но и вес в обществе имеют.