fantlab ru

Баурджан Момыш-улы «Психология войны»

Рейтинг
Средняя оценка:
10.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Психология войны

Произведение (прочее), год (год написания: 1944)

Примечание:

В январе 1944 года Бауыржан Момышулы выступил с четырехдневной лекцией перед узким кругом слушателей. Лекция была застенографирована. И только в 1990 году она была обработана и отредактирована, слегка сокращена и выпущена издательством «Казахстан» отдельной книгой. В 1996 году книга была вновь переиздана. Затем произведение было переведено на казахский язык Мухтаром Казбековым: Соғыс психологиясы [1944 ж. 19 –25 янв. аралығында Алматыда өткізген әңгіме-лекция стенограммасы] / Түпнұсқадан ықшамдап ауд. М.Қазыбеков // Жұлдыз. – 1990. –No 5. – 15-50 б.; также: Момышұлы, Б. Қанмен жазылған кітап / Б. Момышұлы ; ауд. М. Қазбеков. — Алматы: Қазақстан, 1991.

Для публикации в 30-томном сборнике (2008-2010) произведений по подлиннику были восстановлены сокращенные места.



Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Психология войны
1990 г.
Психология войны
1996 г.
Психология войны
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приведу потрясающую цитату и столь же блестящий образец языка Бауржана Момыш-улы.

«Коль судьбе угодно было сделать меня очевидцем потрясающего человеческого страдания, хоть и не владею я искусством нанизывать концом стального пера на белую бумагу складную речь, по той простой причине, что рук моих, привыкших к эфесу боевого клинка, рукоятке пистолета и управлению боевым конем, лениво слушается ручка, и язык мой, привыкший к резкой команде устава, медленно поворачивается к словопроизношению, но, чтобы не оказаться в числе скупых (подобно Карымбаю, перед смертью бросившему свое богатство в море), я долгом своим считаю перед памятью павших, пострадавших, честных моих солдат — не умолчать, а поведать пережитое немой бумаге, дабы она приобрела язык свидетеля происшедшего.

...война — самое потрясающее событие в человеческой жизни. В тылу же живут вымыслами о войне. Вымысел хорош, если он выше действительности, но нет ничего выше современной действительности в войне, и она требует правды. Вы видите в театре или на киноэкране эпизоды войны, но внутреннего содержания ее вы ни в кино, ни в театре не увидите потому, что многие писатели и работники искусства не понимают глубоко истины о войне, пишут предположительно, довольствуются вымыслом, который не соответствует действительности. 

Когда я читаю литературу на военные темы, убеждаюсь, что многое не соответствует действительности. Бывают книги, написанные типографской краской, бывают — написанные кровью. Я читал книгу войны, написанную на поле боя кровью, в натуре, а не типографской краской. Поэтому я считаю: недолговечность художественных произведений заключается в том, что художники, писатели или киноработники не сочетают в них художественную сторону с военными вопросами, с войной, Я думаю, это большой недостаток. Раз ты пишешь на военную тему, то должен уметь чисто военные вопросы излагать художественными средствами.

...цель всякого произведения — просвещать.

Для того чтобы написать о войне, автор должен быть сам просвещенным человеком в этом вопросе, изучить материалы и факты, творчески переварить их и правильно обобщить, он должен все вопросы знать больше и всесторонне. Случайные эпизоды, рассказы отдельных лиц, второстепенные материалы не дают права к написанию серьезного произведения. 

Война — частное и временное, но самое критическое явление в жизни человека. Она на долгие годы решает судьбу его родины, судьбу его народа. Народ бессмертен. Война — великий экзамен народной мощи и воли. Сколько бы ни длилась она, являясь потрясающим событием в человеческой жизни, но оставляет лишь глубокий шрам. Через десятилетия, подлечив рану, народ продолжает жить, он не погружается и не утопает в бездне войны, а стоит выше — над войной, строит, руководит, движется вперед.»

Быть военным стратегом, тактиком — величайший дар и редкость, а военным философом и психологом и вовсе феномен.

Правоту Момыш-улы можно пытаться оспорить, однако вот вам еще аргумент для размышлений.

На одном из сайтов, посвященном герою Великой Отечественной войны, герою, ставшему прототипом персонажа из фильма «Экипаж машины боевой», Александру Ивановичу Милюкову высказывалась такая мысль:

» Арслан-​абы, Башкир по национальности, женился на младшей сестре отца. Награждён орденами Слава II-ой и III-​ей степени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».

Он был одним из первых фронтовиков, который рассказывал о войне, обязательно поминая АЗАРТ боя. Ведь все они были ПАЦАНАМИ от 18 до 23 лет. Взрослыми ПАЦАНАМИ, подчеркну. Поэтому и бой им виделся несколько иначе, чем просто кровь и смерть. Вообще-​то, они и не любили говорить про смерть и кровь, а вот про АЗАРТ боя могли говорить часами. «То ли ты — его, то ли он — тебя!» — вот так кратко можно назвать их любой рассказ.

А специалисты в технике, как говорил Арслан-​абы, так они все до единого были людьми АЗАРТНЫМИ. Им было плевать на то, что творится вокруг. Главное — видеть, ощущать врага, не дать ему шанса победить тебя. И немцы, между прочим, тоже были людьми достаточно азартными. Их и ловили именно на азарте.

Разговаривать на вражеской частоте радиосвязи было практически военным проступком и достаточно серьёзно каралось в Красной Армии. Однако, слушали немцев (а немцы их), и временами пытались им мешать. Отборный мат так и гремел в эфире, пока кто-​либо из командиров не пресекал баловство. Да, танкисты двух армий имели нормальные связи, грозя друг другу, поскольку их было не так уж много с обеих сторон...

А теперь представьте себе, что имеете дело с ПАЦАНОМ, который даже не пытается уважать тебя, в свою очередь грозится. И в бою, на самом деле, ищет только тебя с желанием наказать и покарать. Вот о таком АЗАРТЕ и рассказывал Арслан-​абы, чем вызывал у нас искреннее восхищение.»

Видимо, Цой был прав:«Война дело молодых!»  

Это поразительно. Об этом не думал, что война может быть азартной. Представлялось, что война это тяжкий труд, будничный и трагичный. И меньше всего там предполагал подобную сторону. Хотя, если вспомнить юность в сапогах, то уже удивляюсь, а почему, собственно не быть азарту на войне?

https://aftershock.news/?q=node/739383&full

АПД. ну и напоследок в сети можно поискать цитаты и рассказы Арнольда Шварценеггера о службе в танковых частях ГДР, о его самоволках, о том, как он чуть не угромил машину.

«Юность в сапогах» у него была тоже бурной и запоминающейся.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх