Майк Гелприн «Пятое желание»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Пришла беда в Пчелиную Падь — небольшое деревенское поселение. Прискакали лесные разбойники и выдвинули чудовищное требование — предоставить им от каждого двора по молодой девушке или женщине. В противном случае грозятся разорить, уничтожить деревню. И вот, когда все жители как один решили принять бой и умереть, произошло то, что никто из них не мог ожидать.
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'09 ноябрь», 2007 г.
— журнал «Русский пионер № 8/68/ноябрь 2016», 2016 г.
— антологию «Заповедник Сказок 2020. Избранное», 2020 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 16 августа 2023 г.
Ежели судить по оценке, отзыв не содержит рекомендаций о прочтении текста. Вот, как раз наоборот, уважаемый потенциальный читатель.
Подобные тексты — прекрасный повод актуализировать свои склонности и пристрастия с точки зрения конкретизации ожиданий от специфических параметров чтива. Перед нами — вполне себе характерный пример особой формы фантазийных текстов. Достаточно проблематично определить поджанр: сказка — не сказка, фэнтези — не фэнтези, не очень понятно, что это конкретно вообще. Однако — не суть, проблема — вовсе не в расплывчатости определений.
Текст представляет собой отражение некой абстрактной формы бытия — исключительно книжной. Даже сказки, к примеру, начинаются с попытки политико-географической локализации повествования — «…в некотором царстве, в некотором государстве…». Здесь же — живописуется локальное существование некой общности людей вне каких-либо форм организации. Дважды за семьдесят лет в деревню с некими требованиями являются разбойные люди, и в течение почти что столетия — никто не упоминает ни словом ни пол-словом о некой мирской власти: нет ни налогов, ни судов, ни даже смотрящих и прочих вооруженных формирований. Даже холодное оружие оные жители оной деревни начинают ковать непосредственно перед боестолкновением. Сие — абсолютнейший нонсенс, уважаемый потенциальный. Совершенно умозрительная ситуация, вообще никак не приближенная хоть к какой-нибудь действительности — сказочной ли, фэнтезийной ли, иной какой ли.
Далее. На фоне отсутствия любых форм государственности, нам с ходу заявляют о наличии пчеловодства. Собственно — сама местность именуется не иначе, как «Пчелиная Падь». и там обитает — по крайней мере один — пасечник (то бишь имеется пасека). Не уверен, что ты меня с ходу поймёшь, уважаемый потенциальный, но вплоть до конца 19-го века, земная цивилизация была — увы — неспособна создать пасеку. Речь шла — всего лишь — о бортничестве, то бишь — о сборе дикого мела. Дело в том, что наличие пасеки напрямую — можно сказать «намертво» связано не только с государственностью, но и с определённым уровнем контролируемого государством уровнем технического прогресса. Дабы не быть голословным, процитирую энциклопедию: «…современное пчеловодство (пасечное) возникло в результате трех открытий-изобретений: искусственной вощины ( 1857 г .), медогонки ( 1865 г .) и рамочного улья ( 1814 г .)…»
И т.д. и т.п.
О чем речь, уважаемый потенциальный? О наличии некой жанровой нормы абстрагирования от фантазийных преувеличений и допущений. Есть тексты — обуславливающие существование неких условностей, и есть тексты — полностью игнорирующие оные условности и существующие исключительно в потоке свободного сознания, вне каких-либо связных схем.
Я вовсе не утверждаю, уважаемый потенциальный, что первое — однозначно. «хорошо», а второе — однозначно «плохо». Я всего лишь о том, что — в зависимости от личностного-ориентированных склонностей и пристрастий — читатель может воспринимать или НЕ воспринимать указанные схемы построения фантазийных текстов.
Знать оные особенности и вполне себе взвешенно оценивать причины того, почему одно чтиво нравится, а иное — НЕ нравится — достаточно важно. Для душевного равновесия, хотя бы
Darth_Veter, 24 декабря 2022 г.
Сказочная история на тему тайных желаний и предсказаний. Понятное дело, сюжет его затаскан так, что ассоциации напрашиваются сами собой. Например, волшебный камень на Змеином болоте очень похож на Золотой Шар из «Пикника на обочине», а идея расплаты за желания героя списана с греческих мифов (например, про Эдипа). Автор просто по-иному «склеил» выбранные им обрывки, воспользовавшись известным алгоритмом Станислава Лема. Поскольку он и сам не знал, как победить орду разбойников во второй раз, то поступил очень просто — оставил финал открытым, чтобы каждый додумал необходимое сам. В общем, ничего замечательно-нового в рассказе нет, но автор ничего и не испортил: обычная сказка о желаниях, которые другие персонажи приняли за проявление обычного рока.
----------
РЕЗЮМЕ: сказка о той цене, что платят люди за свои тайные желания. Непонятно только, зачем Пугач так долго скрывал суровую правду — вреда никому она бы точно не нанесла.
muravied, 12 июня 2018 г.
Рассказ интересный, только вот кто надоумил этих селян ставить село так далеко от водоёмов. Обычно обустраивались возле речки или там озера. Пруда наконец. А тут два часа пешком до ближайшего озера через густой лес, да ещё и с волками. Вот этот момент напряг. Что уж тогда удивляться, что в засушливое лето всем придётся туго в таком гениальном селении. Финальный финт я понял так:
А вообще интересно.
strebkov, 20 июня 2010 г.
Один из лучших рассказов, которые мне приходилось читать в «Полдне». Собственно, благодаря ему я и открыл для себя Майка Гелприна — настоящего мастера короткой прозы. Сочная, потрясающая стилистика, яркие образы, неожиданный поворот сюжета.