Сергей Недоруб «Краш-синдром»
Версиане дан официальный запуск. Виртуальную Москву наполнила жизнь, а вместе с ней и то, что присуще любой жизни — битва за верховенство.
Тысячи игроков нулевого уровня начинают долгий путь в погоне за уровнем первым. Через столкновение интересов, насилие, гибкость моральных принципов. За ними из тени наблюдает Арбестер — игрок наивысшего, тридцатого уровня. Первый и последний Лимитчик в игре. Единственный, кто может спасти игроков от самих себя.
Входит в:
— цикл «Версиана»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rom_Mel, 30 мая 2023 г.
Прочитав первый роман цикла «Версина», я жаждал продолжения. «Бета-тест» своим финалом задал немало задач, ответы на которые герой должен получить в последующих романах. И я жаждал узнать эти ответы. И когда я снова взял в руки книгу данного цикла, оторваться было сложно. По сюжету Арбестр, пережив смертельный бета-тест, в релизный день игры, в отличие от нулевых новичков, заседает в баре. Но его покой тревожит девочка-курьер, передавшая ему посылку. Ей необходима помощь Арбестера в выполнении квеста. Согласившись помочь, герой встречает нового стюарда «Версианы», некоего Тимура. С этого момента нормальная жизнь виртуальной Москвы стала под вопросом (если жизнь в онлайн-игре вообще может быть нормальной). Арбестру необходимо объединиться со старой пати, чтобы выяснить личность Тимура и остановить скрытого врага. Но по ходу сюжета, как и принято у Сергея, вам придется подумать над множеством вопросов, выяснить, кто из друзей враг, а кто из врагов друг. Что за зверь такой, этот «краш-синдром» и как с ним связаны герои? Какие секреты хранятся в забытых данных «Версианы»? Я даже не старался предугадать дальнейшее развитие событий, потому что сюжет поглотил меня полностью в водоворот происходящего и уносил все дальше и дальше. Я лишь периодически прикрывал книгу и думал про себя: «Сергей, да че за нафиг?! Можно было попроще хотя бы 15-20 страниц? Я не успеваю офигевать от происходящего!» – а офигивать придется часто. Не всегда автору удается повторить успех первой книги, особенно если дело касается авторского цикла. Но Сергей Недоруб отлично с этим справился. Роман получился не слабее первого, а даже лучше, масштабнее. Если «Бета-тест» ограничивался лишь виртуальной Москвой и НПС, то здесь герой перемещается уже в свой штаб и реальный мир. А в виртуальном мире ему противостоят игроки, которые не так глупы, как боты. С этим Сергей привнес много интересных идей, которые в свою очередь порождают еще больше вопросов и жутких моментов. Игроков миллионы, все разные, а в игре можно делать то, на что в реале не хватит духу или запрещает закон. Если при чтении «Бета-теста» я вспоминал замечательные «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко и «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, то здесь я уже видел явное влияние такого фильма, как «Тринадцатый этаж» – интересно, смотрел ли Сергей его? И как в прошлый раз, я ложился спать попозже, а на работе после смены чутка задерживался, чтобы почитать побольше. Теперь я с нетерпением жду третью книгу цикла. Стоит ли читать данную книгу? Стоит определенно, если вы любите интриги и экшен, коих здесь в избытке.
Dobkachleo, 4 февраля 2022 г.
«Делаж-психоз»
Рецензия на «Краш-синдром» Сергея Недоруба
Когда берёшься читать или смотреть продолжение оригинального произведения, тебе почти всегда приходится смиряться с неизбежным: что бы ни наворотил автор в новой части, ты должен принять основы мира такими, какими они есть, несмотря на все их недостатки, нелогичности и недомолвки. Поэтому я не отказываюсь от придирок, которые я высказал в отношении мира «Версианы» по прочтении «Бета-теста», но на сей раз о них разговор больше заводить не буду, ибо вдосталь оттоптался на них прежде.
Помимо основ мира, любой сиквел имеет ещё одно важное свойство. В них герои и их окружение вынуждены развиваться. Либо очевидным образом, либо… не совсем. Почему-то хорошими сиквелами воспринимают незаметные кальки с оригинала, с такой же или около того структурой повествования, несколькими новыми персонажами, локациями и обстоятельствами. Когда же сюжетная последовательность идёт хоть немножечко иначе, это может быть как провалом, так и оглушительным успехом.
Поскольку речь идёт, на данный момент, о сетевом романе, его популярность я оценить затрудняюсь, поэтому судить буду по себе. Забегая вперёд, признаюсь, что роман мне пришёлся по душе. Даже, возможно, больше, чем «Бета-тест», где мне приходилось вникать в мир Версианы и подвергать его попутному разбору.
Главные отличия «Краш-синдрома» от «Бета-теста» — это наличие толп игроков и периодические выходы из игры с некоторым разнообразием мест. Встречаются даже достопримечательности! Ещё есть Тимур, вытеснивший Камиллу. И вот это отличие сильнее всего влияет на сюжет, фактически его создаёт.
Помимо Тимура, появляется ещё один новый персонаж. Лиза. Почти обычный игрок нулевого уровня, хотя уже играла в Версиану в раннем доступе. Фигурирует она больше, чем Лайм или уж тем более Джек, но когда исчезает из сюжета, возникает стойкое ощущение, что она ему требовалась исключительно как сюжетная функция. Не полноценный герой. В остальном же набор героев практически такой же, как в прошлой части, только чуть в иных пропорциях.
Ключевым персонажем, что, с одной стороны, приятно, а с другой стороны, тревожно для самого действующего лица, становится Шанталь Делаж-Дебюсси. Именно на её примере Сергей Недоруб объясняет читателю принцип действия заглавного синдрома, который затем используется примерно так же, как масштабная лавина в «Бета-тесте». Тем не менее, помимо краш-синдрома, имеется ещё собственное параноидальное состояние Шанталь, которому даже присваивают название в её честь. По-моему, врачи поспешили с именованием, но да ладно.
Вот эта вроде бы закономерная, а вроде и неожиданная тема болезней у игроков позволяет затронуть весьма серьёзную тему не столько в области медицины, сколько в области этики. На что способен игрок в мире, который постулируется как дар возможностей? Что он захочет и посмеет сотворить? Что для него окажется важнее в этом необычном мире? А главное, прочувствует ли он правильно грань между миром нашим и виртуальным? Все эти вопросы так или иначе затрагиваются и, разбавленные, сокрытые в полном ярких событий сюжете, удостаиваются ответов, которые столь же мимолётны, сколь и явные. И в этих условиях Арбестер, главный герой, приходит к выводу, что лёг, судя по всему, в основу следующей части цикла.
Напоследок, как бы в сторону, хотел бы замолвить слово за сленг. Моя приверженность русскоязычным понятиям испытала изрядное испытание уже во второй раз. Впрочем, в «Бета-тесте» большинство слов я или понимал, или автор их, устами Бурелома или Меркуцио (в основном), объяснил, равно как и принцип их употребления. В этой же части, если не считать краш-синдрома, появляется ещё термин «ганк», значение которого мне пришлось искать в Сети, ибо по контексту я не был уверен, что понимал его верно, путая не то с «ганом», не то с «гангом». Впрочем, наверное, для играющих читателей тут ничего нового автор не сообщил. Зато мог бы воспользоваться игрой слов и обыграть слова «краш» («возлюбленная») и «краш-синдром», благо они прекрасно увязывались бы через Шанталь.
Оставим шутки и словечки из игр. Главное, что роман получился на уровне первого, читать было по-прежнему увлекательно, а мелкие несуразности не омрачили моё впечатление. Тем не менее, хотелось бы увидеть в триквеле больше живого мира, увидеть Дениса за его профессиональной работой, а не разговорами о ней, тем более что в этой части он поиздержался. Да и насчёт других понять их место в жизни хотелось бы, как и разгадать тайну настоящих хозяев «Сианы».