fantlab ru

Грейди Хендрикс «Руководство по истреблению вампиров от книжного клуба Южного округа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
125
Моя оценка:
-

подробнее

Руководство по истреблению вампиров от книжного клуба Южного округа

The Southern Book Club's Guide to Slaying Vampires

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Патриция Кэмпбелл — образцовая жена и мать. Ее жизнь – бесконечная рутина домашних дел и забот. И только книжный клуб матерей Чарлстона, в котором они обсуждают истории о реальных преступлениях и триллеры о маньяках, заставляет Патрицию чувствовать себя живой. Но однажды на нее совершенно неожиданно нападает соседка, и на выручку приходит обаятельный племянник нападавшей. Его зовут Джеймс Харрис. Вскоре он становится любимцем всего квартала. Его обожают дети, многие взрослые считают лучшим другом. Но саму Патрицию что-то тревожит. Когда же в городе начинают пропадать подростки, а пожилую даму заживо съедают крысы, становится ясно, что в Чарлстон пришло что-то злое. Оно не остановится, обязательно прольется кровь, и многие в ней утонут.

Награды и премии:


лауреат
Премия Лорда Рутвена / Lord Ruthven Award, 2021 // Художественная проза

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2020 // Хоррор (41 455 голосов)

номинант
Премия «Это — хоррор» / This Is Horror Awards, 2020 // Роман года

номинант
Локус / Locus Award, 2021 // Роман ужасов

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2021 // Хоррор

номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Хоррор (529 голосов)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги — Мистика и хоррор года

номинант
Мастера Ужасов, 2023 // Лучшая книга зарубежного автора (в переводе на русский)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Руководство по истреблению вампиров от книжного клуба Южного округа
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Southern Book Club's Guide to Slaying Vampires
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грейди Хендрикс хорошо обыграл тему одержимости с последующим экзорцизмом в декорациях молодёжных комедий восьмидесятых в «Изгнании дьявола из моей лучшей подруги». Остроумно вывернул наизнанку стереотипные черты слэшеров в «Группе поддержки для выживших девушек». И вот в России издана его книга «Руководство по истреблению вампиров от книжного клуба Южного округа». Как следует из названия, Хендрикс обратил внимание на вампирский хоррор. Если вам нужен точный ориентир, то вот он: «Руководство» – это «Ночь страха» с поправкой на главного героя. На этот раз вместо подростков на борьбу с вампирами встают обычные домохозяйки с юга США. И если вам кажется это забавным, то лучше посмейтесь сейчас, потому что дальше ничего весёлого не будет.

Патриция Кэмпбелл – примерная жена, мать двоих детей и хранительница домашнего очага. Она живёт довольно скучной жизнью обывательницы в американской глубинке. И единственная её отдушина в ежедневной рутине – это собрания местного книжного клуба, где она с подругами обсуждает триллеры, основанные на реальных событиях, и кровавые детективы. Но однажды сонное спокойствие жизни Патриции будет нарушено странным происшествием: на неё нападёт пожилая соседка и откусит ей часть уха. Неужели причина столь дикого поступка как-то связана с племянником соседки, совсем недавно сюда переехавшим?

Собственно, любому читателю будет очевидно, что да. Автор не делает тайны из вампирской сущности этого самого племянника. Хендрикс использует целых ворох клише вампирской литературы, не только не скрывая этого, но и акцентируя на этом внимание читателя. Вот вампир подбивает человека недвусмысленно пригласить себя в дом. Вот его болезненная реакция на Солнце. Вот третьестепенный персонаж, который не совсем в здравом уме, опознаёт кровопийцу и пытается всех предупредить, но ему никто не верит. Вот всеобщее недоверие к главной героине, когда она пытается противодействовать козням вампира и так далее. Догадаться чем кончится дело довольно легко, более того, многие сюжетные повороты можно предсказать за добрую сотню страниц. И при этом читать интересно, а книга постоянно держит в напряжении.

Дело в том, что, несмотря на наличие вампира, гораздо больше проблем Патриции причиняет её муж. Он, конечно, не пьёт кровь, но и не проявляет к супруге особого внимания, не доверяет ей, винит её во всех бедах, без колебаний манипулирует и встает в позицию родителя, который «знает лучше». Когда видишь такое в подростковом ужастике по отношению к подростку, воспринимаешь это как данность. Наблюдать же такое по отношению к взрослому человеку уже сложнее. Более того, обычно подростки для боя с чудовищем просто сбегают из-под домашнего ареста, а их друзья приходят им на помощь, потому что им особо нечего терять. А вот у домохозяек средних лет ситуация сложнее. Нельзя посреди ночи отправиться побеждать монстров, потому что есть много обязательств и ответственности за семью, детей, благополучие и так далее. Друзьям сложнее прийти на помощь, потому что взрослому человеку тяжело выйти из зоны комфорта, чтобы поверить в вампиров и понять, что никто другой с этой проблемой не справится и переложить её попросту не на кого. Большую часть книги вампир делает свои кровавые дела где-то за кадром. И то, что главная героиня чаще противостоит не кровопийце, а своим друзьям и семье, одновременно пытаясь их защитить, показалось мне достаточно необычным и интересным. Было бы очень иронично, если бы вампир так до конца романа никого из основных персонажей не тронул, но Хендрикс не настолько углубился в метаиронию и постмодернизм.

В общем, если любите истории, где вампир – кровожадный монстр, а не романтизированный герой, читайте эту книгу. Любите психологические хорроры с большим вниманием к социальным и семейно-бытовым аспектам, читайте эту книгу. Любите интересное обыгрывание жанровых клише – ну, вы поняли. А я теперь жду другие книги Хендрикса. Это явно мой автор.

П. С. Ещё заметил такую странность: в аннотации на обложке книги сказано, что главную героиню от её соседки спасает племянник этой самой соседки. Однако на деле её спасает собственный муж.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

The Southern Book Club's Guide To Slaying Vampires — книга-ловушка из тех, что вводят читателя в заблуждение обложкой и аннотацией, а потом выбивают почву у него из-под ног. Так и я повелась поначалу на забавное название и аннотацию, обещавшую противостояние обычных американских домохозяек и залетного вампира, отличный сюжет для комедийного ужастика. Что ж, вампир здесь действительно есть, и противостоит ему действительно обычная американская домохозяйка, но смешного здесь очень мало.

Патриция Кэмпбелл — женщина средних лет, которая отказалась от карьеры в пользу семьи. Её муж практически не участвует в жизни семьи, предпочитая проводить время на работе или с друзьями, поэтому Патриция в одиночку справляется с ведением хозяйства и воспитанием двоих детей, да еще и ухаживает за свекровью с деменцией. Единственная отдушина в ее жизни — ежемесячные встречи книжного клуба, на которых Патриция и её подруги обсуждают прочитанные книги: детективы, триллеры и true crime. Конечно, она и представить не могла, что в скором времени её собственная жизнь превратится в настоящий триллер.

Слово «вампир» в названии присутствует не зря. Вампир в романе действительно появляется, и это не элегантный хищник, а по-настоящему омерзительная жуткая тварь, скрывающаяся за привлекательной внешностью. Если вы смотрели «Дракулу» 2020 года от ВВС, то поймете, о чем я. Но гораздо страшнее здесь не он, а мир, в котором живет главная героиня. Да-да, идеальный американский пригород с белыми заборчиками, где все соседи знают друг друга, и никто не закрывает двери на ночь. Где важно сохранять статус-кво и не говорить о проблемах, потому что они выставляют вас в невыгодном свете перед соседями.

Что понравилось:

- главная героиня

- мастерское нагнетение саспенса

- антагонист

Что не понравилось:

- природа самого вампира

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маунт-Плезант — город в округе Чарлстон, что в Южной Каролине. Симпатичные улицы, красивые дома и ухоженные участки вокруг них. Спокойное тихое место, идеально подходящее для семей с детьми. Место, в котором жизнь идет своим чередом, свободная от ужасов большого мира. Трудно даже представить себе, что зло может вторгнуться в здешнюю идиллию и укорениться здесь, пустив кровь местным обывателям.

Поэтому когда в Маунт-Плезант приезжает Джеймс Харрис (с виду адекватный и дружелюбный парень), чтобы заботиться о своей захворавшей тетушке, а в расположенном неподалеку трейлерном парке кто-то или что-то начинает нападать на детей, никому даже в голову не приходит связать оба этих факта между собой. Тем более, что Джеймс всегда готов протянуть руку помощи соседям и в том числе вложиться в крупный инвестиционный проект, сулящий огромную прибыль его новым друзьям.

Однако Патриция Кэмпбелл чувствует, что вокруг происходит нечто странное и неправильное. Нечто настолько опасное, что оно способно в перспективе уничтожить не только ее семью, но и весь Маунт-Плезант. Стремясь докопаться до правды, она случайно выясняет жуткую природу Харриса. Но вот беда — никто из ее окружения ей не верит. А значит рассчитывать можно лишь на клуб любителей книг, членом которого является Патриция. Удастся ли горстке домохозяек справиться с древним и сильным противником? И какую цену им придется заплатить для победы над ним?

Все это вы узнаете, открыв роман Грейди Хендрикса «Руководство по истреблению вампиров от книжного клуба Южного округа». И пусть столь длинное и отчасти несерьезное название вас не смущает, ибо автор сего творения приготовил для нас поистине роскошное угощение.

Прежде всего хотелось бы отметить тщательно выстроенное повествование, с каждой главой все глубже погружающее нас в хитросплетения борьбы центральной героини с кошмарным порождением ночи. История вышла настолько продуманной и цепляющей, что отвлечься от нее на посторонние дела просто не реально. Естественно, этого было не случилось, если бы Грейди не уделил особое внимание проработке характеров своих персонажей. Все они получились на редкость живыми и, что самое приятное, разными и интересными, а не слились в какую-то аморфную серую массу как в том же романе Хендрикса про последних девушек.

Плюс автору удалось создать в романе отличную мрачную атмосферу, периодически прерываемую напряженными экшен-эпизодами. Пускай последних набралось не слишком много, но, на мой взгляд, все они были, как говорится, в тему и исправно нагоняли жути. Что опять-таки, не давало скучать в процессе чтения.

В зачет книге идет также и то, что ее действие развивается в конце 1980-х и начале 1990-х годов, что добавляет сюжету налет стареньких фильмов ужасов, которые можно было посмотреть либо поздно вечером по ТВ, либо взяв напрокат потертую VHS-кассету. Иногда я ловил себя на мысли, что держу в руках нереализованный сценарий, написанный в духе культовой картины «Ночь страха» (Fright Night, 1985). Было бы здорово увидеть экранизацию «Руководства», снятую в стиле шедевра Тома Холланда. Хотя это имело бы смысл лет эдак 40 назад, так как нынешние киноделы наверняка испортят работу Хендрикса (особенно, если она попадет в загребущие толерантные лапы стримингового сервиса Netflix).

Короче, роман Грейди весьма меня порадовал и я даже не исключаю вероятности того, что вернусь к нему в будущем. Правда, взглянув на мою итоговую оценку, вы можете спросить, почему я не поставил книге 10 баллов и 10? В ответ я назову парочку несущественных, но все-таки бросающихся в глаза огрехов, которые допустил автор. Во-первых, как мне кажется, ему не стоило разбивать историю на три временных отрезка, из-за чего она вышла несколько затянутой. А во-вторых, когда помимо вампира на огонек заглядывает еще и призрак, это придает тексту излишнюю фантастичность.

Ну а в целом, «Руководство» — прекрасный, в чем-то старомодный хоррор, которого на самом деле очень не хватает в наши дни, отличающиеся засильем произведений, лишь отдаленно относящихся к темному жанру. Вот уж никак не ожидал от Хендрикса такого подарка после его слабенькой «Группы поддержки».

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

После начала чтения романа у вас может сложиться впечатление, что перед вами своего рода пародия на классические вампирские ужастики, этакая комедия на тему кровососов. Однако это совсем не так. Грейди Хендрикс хоть и в немалой степени играется с канонами жанра, тем не менее пишет самый что ни на есть настоящий хоррор. Особенно страшные сцены будут смотреться непривычно в антураже тихого мирного городка и в исполнении нетипичной для вампирского хоррора героини.

Главная героиня, Патриция Кемпбелл, ведёт довольно скучную, даже унылую, жизнь. У нее двое детей, ради которых она пожертвовала карьерой, и свекровь со старческим слабоумием. Единственное, что вносит хоть какие-то краски в ее жизнь – заседания книжного клуба. Точнее сказать из общепризнанного клуба ее в самом начале романа изгоняют, и она с несколькими подругами основала свой собственный, в котором читают не классическую литературу, а детективы и триллеры. Однажды посреди ночи на Патрицию нападает спятившая старушка-соседка, которая буквально пытается загрызть главную героиню. Затем она знакомится с ее загадочным и крайне обаятельным племянником, с которым даже поначалу завязывает дружеские отношения. Очень сложно в своей размеренной и сонной жизни увидеть, а главное поверить во что-то сверхъестественное, поэтому поначалу Патриция просто не обращает внимания на все странности нового знакомого: закрытость, отсутствие документов, большое количество денег, светобоязнь и путаные рассказы о собственном прошлом. Однако, когда начинают погибать люди, все эти факты становится игнорировать все труднее.

Автор пытался показать свою героиню максимально обычной и слабой. В этом и заключается некоторая проблема романа. Местами Грейди Хендрикс перегибает палку, показывая Патрицию излишне беспомощной и аморфной. Вместо сочувствия и понимания она начинает вызывать раздражение с нотками брезгливости. Правда постепенно ситуация исправляется, и степенная домохозяйка может порадовать нас нестандартными идеями, а порой и толикой героизма.

То же самое в определенной степени можно сказать и о прочих женщинах из Клуба. Поначалу автор очерчивает их слишком схематично, местами даже карикатурно, но затем их образы приобретают глубину. Жизнь каждой из них непроста, что накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения в клубе. Помимо любви к книгам, всех их объединяет некоторая бесправность в собственных семьях. Они – домохозяйки, и чаще всего окружающие не воспринимают их всерьез. Подобное отношение мы не раз увидим на страницах романа.

Несмотря на немалое количество кровавых сцен, Грейди Хендрикс написал в первую очередь именно психологический триллер. Строка за строкой мы погружаемся в атмосферу безысходности и беспомощности. Главная героиня прекрасно понимает, что ее сосед – монстр, и окружающим угрожает смертельная опасность, но рассказать об этом она никому не может. Она домохозяйка, и ее попросту не воспринимают всерьез. После первой же открытой конфронтации с вампиром от нее отворачиваются подруги, муж пытается убедить Патрицию в том, что она тронулась умом. Со всех сторон главная героиня чувствует лишь давление, пренебрежение и непонимание.

Помимо вампирской темы Грейди Хендрикс поднимает немало остросоциальных вопросов. В романе присутствует домашнее насилие, расовая дискриминация и социальное неравенство. Однако не стоит кидаться тапками и кричать о западной повесточке. В романе вышеописанное совсем не выглядит притянутым за уши. Подобные явления представляли собой обыденную реальность для тихого американского пригорода в конце ХХ века. Вампир стар и умен. Зачем убивать детей из благополучных белых семей? Можно же лакомиться детьми из афроамериканского гетто. Полиция будет бездействовать даже при наличии неопровержимых фактов.

Стоит отдать автору должное, он не сделал своего антагониста жеманным обольстителем. В первую очередь вампир – древнее зло, монстр, который ведом лишь голодом. Именно такой образ можно увидеть в «Дракуле» Брэма Стокера или «Жребии Салема» Стивена Кинга.

Итог: «Руководство…» – не классический вампирский триллер, а яркий и умный психологический триллер, замаскированный под пародию. Не только вампир является здесь корнем зла. Людское равнодушие, безразличие и пренебрежение приносят ничуть не меньше несчастий. Описание социальных проблем, умело вплетенное в повествование, добавляет роману остроты, а черный юмор делает чтение увлекательнее.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не хочу говорить громких слов, но довольно скоро я поняла, что читаю книгу писателя с очень интересным талантом — вот прямо-таки современного Марка Твена...

Вообще-то поначалу я была уверена, что автор книги — женщина.

В самом деле, довольно часто встречаются книги о незамысловатом общении почтенных матерей семейств, которые всеми силами пытаются вырваться из надоевшей домашней рутины. И всю эту психологию общения домохозяек, когда они одновременно и подбадривают друг друга, и делятся лайфхаками по решению домашних проблем, и шутливо подтрунивают над подругами, обычно как нельзя лучше описывают именно писательницы — представительницы прекрасного пола.

В первых главах автор одновременно и нагнетает некоторое количество страха, и словно бы иронизирует над происходящим, как бы намекая, что все это происходит не всерьез. А уж к теме чтения книжек в литературном клубе он и вовсе подходит с ноткой комизма, заявляя, что «главный подозреваемый» читает Керуака и прочих битников, а один из героев- подростков увлекается темой нацистов во времена второй мировой войны.

Дальше книга выруливает на довольно тонко написанное местами сатирическое повествование о нравах жителей Чарльстона глазами их жен, причем, как вы понимаете, повествование это украшено изюминкой мистики. К заслуге писателя добавим то, что вампирская тема вписывается в роман идеально.

Что могут сделать несколько добропорядочных домохозяек, сплотившись вместе? Просто пообсуждать книги в перерыве между рутинными заботами о доме и семье? Книга показывает, что если их как следует доведут, вынудив защищать самое дорогое, то сплоченные женщины готовы очень на многое... Правда, при этом они мимоходом будут обсуждать такие насущные темы как покупку подарков своим детям на грядущее рождество.

Еще в самом начале романа уроженец Чарльстона Грейди Хендрикс дает такие характеристики своим будущим героиням:

«Вы видели таких женщин. Встречаясь во время обеда в ресторане, они смеются достаточно громко, чтобы все слышали их смех. Они глупеют после первого же бокала вина. Самый большой риск в их жизни – покупка на Рождество пары светящихся сережек. Они испытывают настоящую агонию, прежде чем заказать десерт.»

Автор пишет про этих женщин, на которых держится весь уклад жизни, одновременно и с иронией, и с огромным уважением и любовью.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация романа намекает нам на очередной «Жребий» или «Ночь страха», но в итоге перед нами предстает нечто другое, гибридно-франкенштейновское, вбирающее в себя все грани психологического триллера, неловкие очертания мистики, щепотку вампирского колорита, толику черного юмора и даже разразившейся семейной драмы. Имя автора уже является визитной карточкой подобных перевоплощений по ходу пьесы, но в данном романе это проявляется кричаще-плакатно, с капающей кровью от писательского пера.

Описание скучного и на первый взгляд бесполезного досуга уставших от повседневных хлопот домохозяек уже новаторство и творческий подход, так как навскидку подобных реальных людей и не припомнишь, как правило домохозяйки не отличаются острым умом и не читают книжек, предпочитая нудному процессу погружения в иные миры на бумаге мыльные оперы по телевизору. Но здесь мы видим совершенно иной сорт семейных женщин, бросающихся едкими словами и не дающими себя в обиду, да и как покажут события романа, интеллектом они точно могли бы поспорить со своими твердолобыми мужьями.

Сам главный подарок для читателя, тот самый жуткий монстр не будет очередным графом Дракулой, охотящимся по ночам на людей, а ночью отсыпающимся в гробу. Хендрикс мастерски будет на это намекать, подсовывать так любимые нами штампы о ночных кровососах, и мы уже будем просчитывать в голове традиционное развитие событий... а не тут то было! Происходящее в дальнейшем поворачивает хрустальный шар повествования, демонстрируя иные грани темнотворческого бестиария.

Но что самое главное, автор сумел нам показать, что монстром может быть не только тот, кто наделен сверхъестественными способностями, а и самые близкие нам люди. Наиболее ярко это продемонстрировано через главную героиню, Патрицию. Причем помимо психологических конфликтов со своим мужем (по иронии писательского воображариума являющегося психотерапевтом), в книге также описаны сложные отношения с детьми, показано их постепенно отдаление. А ход про сближение ее сына и таинственного соседа, а также про сближение его же с ее дочерью, в ином ракурсе — это ход, сметающий все фигуры с шахматной доски. Настолько сильно автор уродовал свою героиню, что диву поражаешься

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как же она в итоге осталась психически здоровой и смогла после всего пережитого спокойно относиться и к разводу, и к свалившемуся бремени обеспечения двух детей, и в целом философски отнеслась к пережитому кошмару

Единственно непонятное в романе, это временные прыжки, казалось бы в них нет надобности, и более того, по тексту заметно, что за большие промежутки времени практически ничего не меняется и этот ход выглядит притянутым за уши и не выглядит оправданным.

Особенно запоминаются два самых ярких эпизода, в них саспенс просто брызжет как шампанское после резкого открытия, и ради них только стоило читать этот роман. Первый

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то самое моральное унижение Патриции, когда ее при всех мало того что засмеют, так ещё и пригласят вампира и будут вынуждать извиниться перед ним. При прочтении этой главы невозможно оставаться равнодушным, так и хочется закричать всем остальным героям в ухо: вы что, ополоумели, ослы? Что вы разбирали в своем клубе, про того же Банди! В этом эпизоде автор максимально сближает нас с героиней и пропускает ток сочувствия, выкрутив регулятор на максимум.

Второй

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
те самые прятки Патриции на чердаке. В тот момент, когда Джеймс ищет ее, подходит к тому месту, где она спряталась и произносит, что знает о ее присутствии, читателю просто бьют в солнечное сплетение, лишая воздуха. А как здорово автор описал обитающие на чердаке мерзости, особенно заползающего в ухо таракана, и, само собой, в самый напряженный момент!

Да, будут по сложившейся авторской традиции пасхалки к другим явлениям хоррор-культуры, в целом отсылки к различным писателям. Хендрикс верен себе и предоставил на наш суд интересное, оригинальное, запоминающееся произведение, которое скрасит серые будни любого книжного клуба, будь он хоть в южном, хоть в северном округе.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нужно признать, у Хендрикса есть стиль. Его ужасы — обманчиво простые, приземлённые, разворачивающиеся в декорациях клишированного пригорода среди самых обычных людей. В этих историях нет возвышенности, пафоса или мрачного очарования зла — зло, скрывающееся на этих страницах, отвратительно и противоестественно, пускай порой и прячется за искусственным лоском. И противостоят ему обычные люди — не потому, что они какие-нибудь герои или избранные, а потому, что больше никого не оказалось рядом.

Таков и этот роман. Автор сам в предисловии говорит, что хотел показать обычных домохозяек, обычных матерей и жён — и столкнуть их с американским вампиром. Что ж, он это сделал.

Автору отлично удаются портреты этих самих домохозяек, их мужей, «приличного» общества и бедных цветных кварталов. Его герои не идеальны, слабы, подвержены предрассудкам, совершают ошибки и могут в какой-то момент просто сдаться. В общем, обычные люди. Но они же из чистого упрямства и ради заботы о близких готовы порой идти до конца.

В первую очередь я говорю, разумеется, о пятерке женщин, подругах по маленькому не-совсем-книжному-клубу, вместо «правильных» нравоучительных книг предпочитающих чтение реальных криминальных историй, ужасов и детективов. Маленький островок острых ощущений среди домашней рутины, положивший начало дружбе. Тоже не идеальной, но уж какой есть.

От ужасов в этой истории всплески натуралистично поданного насилия, крови, неприятных натуралистичных подробностей вроде описания болезней, ран, нападения животных и тому подобного. Лишняя иллюстрация того, что местное зло отвратительно без всяких но, да и в обычной жизни среди прочего есть грязь, болезни и мерзкие насекомые.

Однако, сказать по правде, куда больший ужас способны вызвать вполне реалистичные описания того равнодушия и слепой, уверенной в своей правоте благонравной жестокости, с которыми столкнулась главная героиня, первая осмелившаяся поделиться своими подозрениями в отношении нового соседа. То, каким моральным издевательствам и прессингу подверг её её собственный муж — из лучших побуждений, полностью уверенный в своей правоте и защищающий «честь семьи» от глупых фантазий глупой домохозяйки — это было куда более жестоко, чем любая вампирская угроза. В конце концов, вампир — всего лишь монстр, а не человек, с которым ты связала свою жизнь и растишь детей.

Ещё меня порадовал финал истории. При всей кажущейся простоте он вызывает чувство морального удовлетворения. Понимаю, что это предсказуемый авторский приём, но ничего не могу поделать. В конце концов, на пути героев хватало своих неудач и ошибок, моментов торжества зла, так что продемонстрированное финальное «единение» книжного клуба — это то, что ощущается правильной кульминацией. И это точно не классический хэппи-энд.

Итог — это всё ещё тот жанр, который меня так и тянет назвать «простыми приземленными ужасами» (может быть и не совсем справедливо). Но история увлекает, умело дергает за ниточки читательского внимания и демонстрирует убедительные психологические портреты. Так что я довольна.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А я и не думал, что домохозяйкам можно так сопереживать! Браво! Хендрикс — мастер пера. Или клавиш. Книга имеет немалую литературную ценность и без привязки к жанру ужасов. Да, здесь их действительно не пруд пруди, но местами автор крайне умело уводит повествование в отменный саспенс. Персонажи объемные, живые. Локация — как будто я где-то там уже бывал (возможно, посредством просмотра улиц через гугл). Вампир необычный, со всей мотивацией и философией. Субъективность добра и зла присутствует. Да в принципе, нареканий, кроме пары загулов в мир быта на лишние 10 страниц, у меня нет. Твердо 10 из 10.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Хендрикса есть потрясающая фишка: выкручивать события на максимум. То есть, проблемы персонажам он устраивает такие, что любой автор детективной прозы обзавидуется. Он запросто мог бы писать триллеры безо всякой мистики.

Роман большой, но читается влёт.

Собственно хоррора там немного. Но из-за высокого градуса конфликтов сюжет не виснет. Вампир нестандартный и не каноничный.

Чтение подобных произведений невольно возвращает к мысли о том, что лучшая форма для хоррора — рассказ. Читателя нельзя всё время пугать, и в романе ужасов неизменно будет вода. Или что-то другое.

Хендрикс наглядно это доказал. Да, интересно. Но триллера больше. А главный злодей мог быть попросту хитрым педофилом. Или каннибалом.

Хотя мне нравятся большие произведения больше чем короткие.

Еще в романе имеется второй слой: об этом прямо сказано в предисловии. Домохозяйки не случайны. И да, в конце они действительно будут вымазаны в крови. Автор не врёт.

Персики на обложке тоже не просто так: они часть истории. И довольно мрачная часть.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тихий городок американской глубинки Олд-Вилладж, где никогда ничего не происходит, жизнь протекает до зевоты размеренно и предсказуемо; единственное развлечение у местных мамочек — время от времени собираться в формате импровизированного книжного клуба и обсуждать книжки о серийных убийцах и прочих непотребных ужасах ..... пока по соседству с одной из любительниц «маньячной литературы», Патрицией Кэмпбелл, не поселился некто Джеймс Харрис, оказавшийся типом гораздо более страшным, чем обычный маньячина. Короче говоря, в лучших традициях вампирского романа, в маленький городок пришло большое зло. Первой распознала истинную сущность милейшего рубахи-парня Джеймса Харриса, конечно же главная героиня — Патриция. Но поскольку супостат за короткий промежуток времени ухитрился обаять буквально всех, госпоже Кэмпбелл пришлось приложить немало усилий, чтоб убедить своих приятельниц по книжному клубу — их детям грозит опасность. Что может быть опаснее женщины, почуявшей смертельную угрозу своим детишкам? Правильно, ничего. Мерзкий кровосос в итоге на собственной шкуре прочувствовал, что ох и зря он разворошил это змеиное гнездо ....... пардон, провинциальный книжный клуб возрастных леди, но до того момента успел таки изрядно попить у всего городка крови (в прямом и переносном смыслах). Превосходный, атмосферный и кровавый роман ужасов, достаточно мерзкий и натуралистичный, что трудно было ожидать, учитывая пол, образ жизни и возраст главных действующих лиц. С несколько необычным вампиром, кусающим в основном ....хммм.... в промежность, этакая помесь Дракулы с Чикатило и не менее необычными оппонентками зла — совершенно заурядными мамашами-домохозяйками, максимально далёкими от привычных «Блэйзов» и «Ван Хельсингов». Понравился своеобразный реверанс в сторону Стивена Кинга — в своё время редакторы ставшего уже классикой романа «Жребий Салема» сочли слишком мерзкой сцену сжирания заживо одного из персонажей крысами и в результате будущий «король ужасов» был вынужден переписать эпизод заново. В итоге персонаж не отправился в крысиные желудки, а просто упал на ножи. Грейди Хендрикс в своём романе сполна оторвался с крысами в одной из наиболее впечатляющих и жутких сцен, оставив легко угадываемый намёк на первоисточник — на прикроватной тумбочке дочери Патриции, лежал экземпляр кинговского шедевра. Повторюсь — превосходный, захватывающий ужастик, не только отдающий дать уважения признанным мэтрам жанра, но и дающий путёвку автору в ряды этих самых мэтров ...... ну или в книжный клуб создателей и истребителей литературных чудовищ. Оценка максимальная.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо написанное произведение, хотя и не без излишних бытописаний. Роман целенаправленно сделан через призму взгляда и на основе будней простой американской домохозяйки в маленьком городке на Юге. Книга написана лицом мужского пола, пусть и с консультациями, и главные герои — а это исключительно женщины — выгодно отличаются деятельным характером и логикой мышления, отнюдь не женской. Конечно нарратив: «защитим наших детей!», вовсю педалируется по тексту, но никаких колебаний эмоционального состояния, в зависимости, например, от «лунных дней, не отмечается. Все сомнения обусловлены простым расчетом и логикой. Поэтому читать достаточно легко, но сомнения по поводу «куриц, возомнивших себя орлами» остаются.

Относительно же злобного монстрючего кровососа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
природа происхождения которого так и не раскрыта
сомнений ещё больше. Мягко говоря, как Штирлиц из анекдотов, который все равно отвертится в любой ситуации. Да и сцена с окончательным решением вампирского вопроса наполовину хоррорная, наполовину — стёб.

В общем читать можно, а вот считать это хоррором — сложно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то Грейди Хендрикс написал идеальную книгу. Очень напряженная вещь про мир детства Хендрикса, где вампир — это типичный серийный маньяк-убийца, и написан текст по соответствующим правилам. Вдогонку он решил использовать неожиданного рассказчика, и вместе это отлично играет. В мир степфордских жен, рядом с которым находится негритянское гетто, приходит пришелец, питающийся кровью. С ним придется бороться домохозяйке, которую не воспринимает всерьез даже собственный муж, и ее подругам, но произойдет это в самом конце, ведь общественное пренебрежение женскими прозрениями слишком велико. Да и до героини дойдет не сразу.

Здесь Хендрикс никуда не спешит, взвинчивая напряжение больше и больше, — сначала домохозяйка встречает у бачка голую соседку-старушку, жрущую енота, затем странно погибает ее свекровь, после она решает обратиться к служанке — и оказывается в другом, враждебном мире. Отдельный плюс Хендриксу за отменно описанное поведение подружек Пат — они предпочитают сделать вид, что ничего не происходит, потому что за вмешательство придется платить. Хендрикс ловко нагнетает ужас — сцена, где мужья женщин, которым сосед кажется приятным и полезным парнем, заставляют Патрицию признать, что ей все показалось, поистине жуткая. Собственно, часть, связанная с подавлением женской воли, едва ли не страшнее линии с психопатом-вампиром, но они мастерски связаны и дополняют друг друга.

Великолепная вещь, где все сделано очень круто. Ужасное соседствует с забавным. Даже концовка хороша и гармонична, а то у Хендрикса они обычно слабые. Прямо текст на 10 баллов в плане идеи, построения и психологии.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Это жжж — неспроста!».

Автор использовал достаточно распространённый метод, но он всегда хорошо работает: использовать в качестве названия частей/глав/серий какие-то известные книги/фильмы/песни. Порой очень, что называется, «в кассу».

«Классические» книги про вампиров не читал (ну, разве что «Дракулу», но очень давно). И вот тут поддался на описание и рискнул.

Во-первых, замечательная книга. Ведь если она называется «Руководство по истреблению вампиров», значит где-то в книге есть вампир и его будут истреблять. И автор, конечно же, не обманывает ожиданий его читателей. Молодец, всегда бы так было! (сарказм)

Во-вторых, автор очень ностальгически описывает времена и места своего детства. Там полный набор штампов: полный комплект скелетов в шкафах «добропорядочных» граждан, негритянское гетто, и дети в возрасте подростков и проблемы с ними. Отношения между мужчинами и женщинами тоже где-то есть, но автор на них не акцентируется особо.

В-третьих, книга почему-то идёт в серии «Мастера ужаса». К первому слову особых претензий нет, но вот насчёт «ужаса»... Ну, да. Если книга «за жизнь» с элементами вампирского фэнтези, то, конечно же, это какой-то ужас будет. На самом деле, очень тяжело определить жанр. Тут тебе и вампиры, и призраки/привидения, и детектив с триллером. Адский коктейль получился.

Основной недостаток книги: послевкусие. Вроде бы всё закончилось, как обычно, принято у американских авторов, но осадочек всё-таки остался. И никакого желания порекомендовать, оценить или когда-то в будущем перечитать нет.

В книге присутствуют огромные сюжетные и смысловые дыры (которые порой просто удивляют). И на это очень часто обращаешь внимание. Но, как мне кажется, это из-за того, что автор так и не выработал своего взгляда на то, какие на самом деле вампиры в реальной жизни. Не знаю, хорошо это для него или плохо. Плохо, конечно, что он так и не смог найти знающего консультанта. Хорошо, что такой «консультант» так его и не нашёл (и дай автору здоровья).

Но те, кто хочет прочитать «ужасы про вампиров», лучше держитесь от книги подальше. Это — не такая история...

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх