fantlab ru

Майк Гелприн «Одна шестьсот двадцать седьмая процента»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.01
Оценок:
219
Моя оценка:
-

подробнее

Одна шестьсот двадцать седьмая процента

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 56
Аннотация:

Можно ли предотвратить преступление, изменяя вероятности предшествующих событий? Можно. Только, похоже, не всегда...

Примечание:

Опубликован в сборнике КЛФ «Золотая чаша-2009».


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Миротворец 45-го калибра
2014 г.

Периодика:

Полдень, XXI век. Октябрь 2009
2009 г.

Аудиокниги:

Подкаст «МДС» для «Samsung Mobile»
2007 г.
Миротворец 45-го калибра
2018 г.
Миротворец 45-го калибра
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно ли предвосхитить грядущее преступление, чтобы предотвратить его? Наверное, можно, если уметь «читать» будущее, словно книгу. Именно такой работой занимаются сотрудники официально не существующего института «Ангехран». У всех у них развита паранормальная способность предсказывать будущее, правда, в весьма близкой перспективе. Но этого умения вполне хватает для того, чтобы «гасить» негативные «точки бифуркации» нашего мира... По основной идее данный рассказ близок к повести Амнуэля «И сверкнула молния», которая опубликована в том же номере журнала. Ее база — это многовариантность развития Вселенной, обусловленная равноправием всех событий с точки зрения теории вероятностей. Каждый раз, когда мы делаем какой-нибудь ключевой выбор, в континууме нашего мира возникает «развилка», в которой реализуются все возможные варианты продолжения развития событий. В том числе, и самые неблагоприятные. Именно для блокировки последних и создана группа «Ангехран». Ее сотрудники не отменяют сам процесс бифуркации, а перенаправляют его «в нужное русло», выбирая наиболее подходящий вариант будущего. Естественно, без определенных способностей тут ничего не сделать, так что кого попало в группу не берут. А тех, кого берут, проверяют «на соответствие» в течение определенного срока, называемого «испытательным». Идея сама по себе интересная именно в последствиях — тут одной историей явно не ограничиться. Автор дает нам только одну из возможных интерпретаций, которая заставляет вспомнить андерсоновский Патруль Времени. За одним исключением: герои рассказа не поворачивают время вспять, а просто направляют развитие событий по определенной ветке возможного будущего. Впрочем, даже они не всесильны, что подтверждает нестандартная концовка. И просто здорово, что она сделана незавершенной! Чтобы читатель смог почувствовать себя полноправным членом команды, продолжив эту историю путем выбора своего собственного пути.

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о работниках тайной службы, ежедневно спасающих наш мир от неприятностей. Тайные герои — это то, что нужно нашей стране. Ибо подвиг за деньги или славу (как в Америке) — это уже не подвиг, самый натуральный бизнес.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: «Параллельное повествование о буднях с одной стороны — рецидивистов, грабителей и убийц, с другой — некой парапсихологической службы, основанной на вживлённых (при случае) в тела оных рецидивистов специальных чипах и на применении некой компьютерной системы, которые — будучи соединены в единый технологический комплекс — существенно усиливают парапсихологические возможности». Идея — классическое определение Калиостро из фильма «Формула любви»: «…оказывается, что любовь — это готовность, не раздумывая, отдать жизнь за любимого человека…». ФантДопущение: «…Возможно существенное (на порядки) увеличение парапсихологических возможностей телепатии и ясновидения за счёт применения компьютерной техники, и — на базе этого — создание службы предотвращения преступлений вроде аналога из голливудской киношки «Особое мнение» с Томом Крузом в главной роли».

Субъективный фактор (нравится / не нравится): желания перечитать нет, текст — помимо, собственно, фантазийных моментов — перегружен деталями живописания урок и прочих криминальных подонков, это отвлекает и раздражает. Жанры путаются, возникает явный когнитивный диссонанс, типа «…я этого не заказывал, зачем это тут…». Художественной ценности — не усматриваю, то бишь — не могу назвать ярких, заметных авторских находок в языке, стиле, настроении.

Убедительность – отсутствует. И речь даже не о фантазийных аспектах. Об общей нереалистичности самой концепции ситуации, её оторванности от банальных реалий жизни. Парапсихолог с явным даром прозябает десять лет «…на нищенской зарплате, без личной жизни…» и т.п.: не может одарённый творческий человек так себя вести. Альтруистов в таковой среде мизер, проблема с подобными специалистами — как раз в другом: удержать на грани приличий и в заработках и во всем прочем (речь не о конкретном примере, нам показывают МНОГО спецов, собранных в одном месте на таковых условиях). Сие — нонсенс. Далее: служба способна читать мысли, управлять вероятностями развития ситуации, усиливать или изменять эмоциональный фон и т.п. И эта служба — занимается уголовниками, а не отторгнута в спецхраны ФСБ, ГРУ или СВР?!. Это — вообще беспочвенная фантазия. Беспочвенная. Ресурс такового уровня — даже для национального статуса грандиозен, он — без всяких сомнений — будет отторгнут в пользу неких структур, контролирующих, по меньшей мере, сектор планеты. Человековедческая ценность – отсутствует: герой, под занавес, демонстрирует — ни много ни мало — возможность, «нажав кнопку», имитировать Любовь (вот так, с большой буквы), а на всем протяжении текста — об этом вообще ни слова. О самом интересном — мельком, под занавес. Кто так делает? Это — почему? Вот ведь где — целый кладезь «человековедческой» мудрости. Новизна — отсутствует: первоисточник — указан выше, фильм 2002-го года.

Особых претензий к грамотности, корректности, адекватности, ритмичности и целостности — нет. На фоне упомянутых недостатков — уже не важно

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Финальная сцена, конечно, запоминается – несущийся по ночной улице ботаник с арматуриной в хилой ручке. Летел он, накачавшись под завязку каким-то мощнейшим стимулятором. Накачался, чтоб хоть как-то приподнять с почти нуля свои шансы. Чтобы в увиденную могилу лег не он, а этот урка. А если доведется лечь самому, так ведь не деду-филателисту.

Вообще-то ничего не предшествовало такому мачизму. А может и да, но я-то точно не привык чувствовать себя богом, “вынужденным принимать решения, влияющие на человеческие судьбы. А иногда и на жизни”. Герой же устал им быть. Но некая пафосность и еще что-то неуловимое – и я не чувствую его, я не с ним, а сбоку, смотрю, что дальше будет.

И поэтому замечаю непонятки, коплю вопросы. Индикаторы агрессивности вживляли зекам – это понятно. А вот мотиватор, тот, что накачал героя-ботаника хлеще наркостимулятора, — он на всех действует? И как? – Лояльный к автору сам себя уговариваю: как-как? – просто! Усиливает именно ту линию вероятности в близком будущем, что гасит красных. То есть накачивает тех, кто на этой линии оказался. Как? Ну это не так и важно.

С другой стороны – секунду назад не было любви, а теперь есть, да такая, что ради нее – все…

Это смущает. Как-то по-другому к любви отношусь. И сразу недоверие к мотиватору. А ведь есть умельцы шестого уровня. Те, поди, разглядят вероятность в одну миллиардную процента. Нешто и эту вероятность мотиватор сумеет реализовать?

Хороша задумка с линиями вероятного будущего, с ангелами-хранителями, с тем же мотиватором. Но реализована так, что мотиватор оказывается круче любой волшебной палочки. А еще важнее другое – в каждом превращении красного в зеленый участвуют посторонние люди, у которых мотиватор усиливает не только лучшие их качества. В результате они попадают к ментам, ломают машины, есть подозрение, что и теряют жизни. Ведь, к примеру, в случае с Ёршом предотвратить можно было, только ставя под угрозу жизнь постороннего человека, пусть в данном случае – самого героя. Маленькая вероятность и потому бывает маленькой, что в некоторых случаях на бугая выходит хиляк. Значит смерть вполне реальна. И все права на выбор варианта предотвращения преступления – у ангехранцев. И кто их им дал?

Любопытно – почему герой говорит: работа врачей во много раз хуже моей? Что такого особенного во вживлении заключенным индикаторов агрессивности? Вроде ерунда, а доверие к герою падает. Он что – весь в комплексах?

В однозначном плюсе остается только образ: “крича на ходу, бежал, нелепо размахивая зажатой в руке железякой, очкастый, тщедушный задохлик”. Интересно – кто победил в их схватке. Сценку запомню. За это от меня доп. балл.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то!

Наконец-то я прочитал новый для себя отличный рассказ Майка Гелприна. Такой, который, собственно, и ожидал, покупая сборник с многообещающим названием. Что-же, ко второй половине книги он появился.

Ясный язык, колоритный жаргон, верно нарисованные характеры. Сека, опять же.

Живая, неискусственная концовка.

Живые люди, что большая редкость. Люди, а не функции!

Хотя один вопросик у меня появился: как соотнести паранормальность — и вживлённые детекторы агрессивности? Немножко оно не бьёт. И даже парапрогностика — для меня — эту коллизию не разрешает.

Ну и ладно.

Рассказ всё одно замечательный.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В рассказе представлена еще одна вариация управления реальностью через минимально-необходимое воздействие. Только в отличие от вечных, ангехрановцы ограничены в выборе вариантов линиями вероятности будущего и не могут перемещаться во времени. Но могут другое — врубить мотиватор. Что это значит? — спрашиваю я себя. Ангехвановец нажимает клавишу на компьютере и создается направленное поле? Или на субъекта воздействуют гипнозом? Или... не только заключенным вживляют датчики и не только индикаторами агрессивности эти датчики являются? Прямого ответа на этот вопрос в рассказе нет. Есть три эпизода воздействия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В десяти километрах к северо-востоку от нас штангист-легковес Коля Зайцев внезапно отчаянно захотел курить.

<...>

Когда до дома оставалось всего-то полчаса езды, терпеть стало невмоготу. Жорик притёр видавший виды “Фордик” к тротуару, выскочил и посеменил к ларьку. Там он отоварился чекушкой, затем, недолго думая, отъехал, свернул в первый попавшийся переулок и в три приёма чекушку опорожнил.

<...>

Я лишь на полную врубил мотиватор. Максимально допустимая мощность, полторы максимальной, двойная. Я вскочил. Любовь, которой не было, взявшаяся из ниоткуда, тысячекратно усиленная техникой, захлестнула меня.

То есть ангехрановцы с помощью технических средств воздействуют на нужного человека, вызывая (или усиливая) в нем нужные им чувства. Получается, каждый человек в этом мире находится под постоянным наблюдением и угрозой косвенного зомбирования. Каждый управляем. И вот ведь какой парадокс: за криминальным элементом просто следят, а законопослушными нормальными людьми управляют. Управляют тайно, раз ангехран официально не существует и в правовое поле не включен. При этом в первом случае усилено желание покурить, во-втором, желание выпить, а в-третьем, практически на пустом месте в человеке спровоцировано любовное чувство такой силы, что он ради любимой (хоть и малознакомой по сути девушки) жизнью рисковать бегом бежит. Неограниченные возможности воздействия на психику человека получаются. Причем аппаратными методами, то есть любому человеку доступные, а не только избранным паранормалам.

А кто-нибудь из принимающих решения ангехрановцев проверяет изменение линий вероятности после вмешательства? Судя по рассказу: нет. Единственная цель дежурного ангехрановца — предотвратить конкретный акт агрессии со стороны поднадзорного криминального элемента. О возможных негативных последствиях в будущем никто и не задумывается. А ведь есть притча о матери, вымолившей у Господа жизнь своему умирающему ребенку, который во взрослом возрасте стал жестоким убийцей, тираном и мучителем своих близких, и этой же матери тоже. Очень в тему для ангехрана эта притча приходится. Предотвращая очевидное зло, не создают ли паранормалы зло еще большее? Вопрос философский и риторический. Перед людьми конкретная задача поставлена, и они ее выполняют.

А кто задачу поставил? Рассказ и на этот вопрос толком не отвечает. Ясно лишь, что это какие-то глубоко законспирированные силы в смычке с государством. За спиной бесплодно рефлексирующего и внезапно влюбленного героя встает призрак оруэловской диктатуры. На этом фоне эффектная концовка с взбесившимся Олегом Александровичем уже не смотрится такой эффектной. Какая разница, предотвратит он это конкретное убийство или нет, если кто-то другой в любой момент может врубить мотиватор на две максимальных мощности и вызвать в тысячах других людей потребность убить, не кого-то конкретного за что-то, а просто убить.

На протяжении почти всего рассказа в фокусе находятся только герои: уголовники, Олег и Галя, объекты их воздействия. Очертания мира размыты и проявляются не сразу. Когда же его удается увидеть, становится по-настоящему страшно. Это не карикатурное общество из «Сидеть рожденного». Это диктаторский режим, способный сломать даже внутреннее сопротивление людей.

Рассказ производит сильное впечатление. Герои переживают свои маленькие драмы, а Молох ждет очередных жертвоприношений.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уголовно-картёжный зачин рассказа вызвал ощущение лёгкой оскомины. Второй эпизод, в контрапункт первому, странно сочетал в себе будни советской милиции, киберпанк и соблазнительную тему манипуляции людьми. Так и шла история — попеременно левой-правой, левой-правой... Правой? Кто-то решил, что они правы — те, кто присвоил право распоряжаться судьбами остальных, решать за них, куда им идти, чего хотеть, кого любить или убить. Их благие намерения стать этакими ангелами-хранителями порядка и покоя в отдельно взятом квартале, городе, стране (?), мире (???) временами приводят в частный ад как раз тех, кого они вознамерились защищать.

Мерцают огоньки на карте немирных действий: красный-жёлтый-зелёный. Но тут не до детской игры в светофор: перекрёстки слишком густы, слишком прочно связаны почти невидимыми паутинками случайностей и закономерностей: тронь эту сеть в одном месте — и колебание, метнувшись сумасшедшей, непредсказуемой волной, обязательно отзовётся на другом её конце...

Стоп. Слишком знакомо. До боли знакомо. «Дёрни за верёвочку» Вячеслава Рыбакова — вот он, этот страшный болезненный мир, выращенный на нелюбви и прошитый непреодолимой сетью причин и следствий.

За это... нет, не минус один балл — плюс один. За ещё одну возможность ощутить включённость во взаимосвязи, от которых никуда не деться, ответственность каждого за всех, неотвратимость фатума.

И, конечно, финальная инверсия хороша: герой в собственных глазах и он же, увиденный злодеем — две большие разницы.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Майк Гелприн в своих интервью признаётся, что в своё время был профессиональным карточным игроком, а свои первые рассказы (он называет их «игроцкими») написал по заказу покерного журнала. Часть вещей, составляющих сборник «Миротворец 45-го калибра», как бы «замешаны» на карточных играх. Вот и завязка этого рассказа – мастерское описание проигрыша одного из персонажей (рецидивиста Ерша) в «секу». Криминальные коллеги «обувают» Ерша на двадцать штук зелёных и подписывают на мокрое дело. Но завязка – всего лишь первый слой. Далее мы узнаём о личных проблемах «ангехрановца» Олега Саныча (второй слой) и о системе «Ангехран», дистанционно диагностирующей опасные для окружающих состояния её клиентов – бандитов и прочих маргиналов (третий слой). «Ангехран» помогает сотруднику-паранормалу «вживаться» в обстановку контролируемого района, а точнее – в личности подопечных клиентов и с помощью мотиваторов поведения корректировать возможные вероятности событий (четвёртый слой). Но это ещё не всё, не буду всё пересказывать, имеются в рассказе (как обычно у Гелприна) и другие слои. Лучшие традиции Филипа Дика соблюдены.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ!

Особо хочу отметить эпизод про парня у которого не заладился день и он всю дорогу мечтал напиться. Написано просто блестяще! Переживаешь бедняге по полной. Причем эти Ангехранцы в итоге подставили его «под статью». Кстати отдельный разговор о базаре по «фене». Такое ощущение что Майк Гелприн либо бывал в тюрьме, либо много общался с зеками. Воровской сленг безукоризнен. Не считая отсутствие мата. Хотя не знаю, я сам не сидел.

А концовочка вообще огонь. Прям кровь в жилах закипает вместе с главным героем.

Понравилось в общем!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея рассказа интересна, хотя, с другой стороны — люди с редкими способностями, организация, занимающаяся предотвращением преступлений... Где-то (у Дика) было что-то похожее. И расчеты вероятностей различных событий были — у другого автора. Ну да не стоит придираться. Гораздо больше отвлекал жаргон, вставленный в литературно правильные предложения (какие грамотные и культурные уголовники) и объяснения «по ходу», поданные слишком в лоб.

При этом основное внимание уделяется трудностям работы ангехранцев: бессонные ночи, отсутствие личной жизни, «все грехи мира на их плечах». А вот результат такой тяжелой работы не очень заметен. Что изменилось в мире благодаря их усилиям? Стало ли меньше преступлений, поняли ли «клиенты» бессмысленность своих попыток? Да вроде и нет. Так же пытаются убить-ограбить-совратить. Хотя должны были бы уже лежать по больницам или на кладбище, либо заняться более спокойным делом. Понятно, что не всем удается подсунуть «подарки судьбы» в виде кирпичей на голову, но ведь чаще всего получается. Одним словом, не говорится в рассказе, велика ли польза от таких агентств, и если нет, то почему.

Особенным сюрпризом стал мотиватор, появившийся откуда ни возьмись в самом конце. Наверное, это здорово — всепоглощающее чувство, заставляющее свернуть горы. А мне показалось, что не так уж хороши эти защитники, которые без сильных чувств и в события не вмешаются.

В общем: на интересную идею написан очередной боевичок «как мы боремся с преступниками». Фантастика в данном случае не в том, что у хороших меч длиннее, чем у плохих, а в экстрасенсорных способностях. Не мое.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стандартно-хороший рассказ Майкла Гелприна.

Все его стандарты по построению интересного произведения малой формы соблюдены:

1) есть интересная, но фоновая фант.идея. Идея, правда, здесь не нова, точно знаю, что Головачев описывал нечто подобное ещё в 2001 году. Но это и не важно. Фантастика у Гелприна — это, прежде всего, не цель, а средство. И это, знаете ли, даже хорошо. Лучше хороший фант.реализм (или турбореализм?!), чем плохая фантастика.

2) есть точные и правдоподобные описания психологических портретов героев. Герои автора — живые люди с мыслями, идеями и чувствами.

3) есть стилистически-красивый, затягивающий и неизбыточный авторский стиль повествования. Ничего лишнего. Короткие предложения для описания динамичности происходящего. Длинные — для передачи мыслей. Жаргон — для передачи достоверности, для передачи специфичности среды действия.

Вывод: казалось бы, что стандарты и творчество не совместимы друг с другом? А если это не жанровые стандарты, а стандарты качества? :wink:

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Про ангелов-хранителей. Но иногда и ангелу-хранителю приходится брать в руки кусок арматуры и с ним идти на матёрого бандита.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне оригинальный рассказ, содержащий оригинальную фантастическую гипотезу. Хороший сюжет, хорошая литературная составляющая, поражает отличное знание автором воровского сленга. Сюжет хороший, логичный, хотя концовка вполне предсказуемая, так нас учили в советской школе.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх