fantlab ru

Михаил Ланцов «Помещик. Том 1. Сирота»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
126
Моя оценка:
-

подробнее

Помещик. Том 1. Сирота

Роман, год (год написания: 2021); цикл «Помещик»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Андрей Прохоров смертельно болен. Поэтому, уцепившись за единственный шанс он согласен поучаствовать в эксперименте по переносу сознания. И, подготовившись, отправляется в прошлое. Оказался он в 1552 году под Тулой в теле 14-летнего паренька Андрейки, сына мелкого поместного дворянина. Денег почти нет. Поместье разорено и опустело от татар. А уже через год верстание на службу, к которому он должен выехать «конно и оружно»... Справится ли Андрейка? Сумеет ли выжить и устроится в новом, неприветливом мире?

© от автора

Входит в:

— цикл «Помещик»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 233

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2667 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2023 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Помещик. Книга первая. Сирота
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попаданцы бывают разные. Я как-то больше привык к ситуации, когда наш Вася вдруг проваливается в иной мир или иное время, так сказать, во плоти. Иногда даже с багажом в виде ноутбука или хотя бы монеток из неизвестного местным металла. В последнее время, однако, участились происшествия иного рода: наши современники массово занимают чужие места, а то и тела. Иногда даже известных исторических деятелей.

И что с того, казалось бы? Я помню и Грона, и Сварога. Какая разница-то?

Ан нет, на примере этой книги (точнее — двух: я пишу единый отзыв по итогам прочтения и «Сироты», и «Новика») открыл для себя, что разница есть — и колоссальная. И дело не в погружении героя в культурный контекст. В конце концов, с «телесным» попаданцем эту проблему тоже можно решить — ну вот хоть как у Рудазова с его подключением к местной ноосфере и вытекающим отсюда знанием языка. Выясняется, что подобный способ путешествия может иметь существенный недостаток, прямо следующий из его основного преимущества.

Ведь чем хорошо быть именно таким, «ментальным» попаданцем? А тем, что ты — не чужак. Тебе не надо врастать в общество, не надо объяснять, почему ты так странно выглядишь, по-иноземному причёсан, непонятно обут, неизвестно чем вооружён, почему твои штаны — запретного императорского цвета, на груди — внезапно, символ тёмного властелина, а изображение на сумке и вовсе по местным меркам тянет на «срамную картинку». Кстати, а почему уши не проколоты и нос без кольца? Ты что — еретик? Впрочем, судя по разрезу глаз, ты вообще мутант, так что...

Нет-нет-нет, господа, ничего такого! Он свой! «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?». К услугам попаданца — некий стартовый капитал в виде как имущества, так и социальных связей вкупе с информацией. Хорошо же?

Выясняется — не всегда и не во всём. Вспомним уже упомянутых Грона со Сварогом. Первый — портовый оборванец. Да, он «свой» в собственной банде, но стоит её покинуть — и он тоже чужак. Второй — напротив, аристократ, которому мало кто будет задавать неудобные вопросы. А кто может — те в курсе его происхождения. Что же здесь? Перед нами «средний», промежуточный вариант — сын поместного дворянина Андрей. Не крестьянин и не раб, но несовершеннолетний сирота в разорённом поместье с минимумом имущества, двумя холопами и намерением не снижать свой социальный статус. Что ж, пусть и приходится жить на пепелище, но он молод, здоров, силён, у него есть условно собственные земли, где он может охотиться, ловить рыбу и рубить деревья, не опасаясь кары за браконьерство. А под боком — город, где можно прикупить что-нибудь нужное.

Вот только все мы прекрасно знаем: в первую очередь, для этого нужно продать что-нибудь ненужное. И вот тут-то выясняется: Андрей живёт в практически стеклянном мире, где все и всё на виду. Робинзону тяжело. Но ему не приходится заниматься ещё и активной конспирацией. Чужаком быть неприятно. Но чужак не должен объяснять по пунктам, откуда у него меч необычной формы и неизвестные фрукты в мешке. Андрей же вынужден постоянно искать объяснения своим знаниям и умениям. Откуда взял? Как придумал? Вдобавок, выясняется, что многие вещи ему делать элементарно «не по чину», так что если строительные работы ещё можно списать на холопов — они-де всё делают, а я только руковожу, — то заняться изготовлением адекватного доспеха Андрей просто не может до обзаведения собственным кузнецом. Иначе лишних вопросов не избежать! Да что там доспех — в городе досконально известно даже содержимое его кошелька — и попробуй только не сведи расходы с доходами! Кому как — а мне было непривычно, интересно и свежо.

К преимуществам повествования хочется отнести и ещё пару сломанных штампов. Зачастую у попаданцев (будь то пришелец из прошлого, джинн из бутылки, инопланетянин-прогрессор, вампир или представитель магических структур правопорядка) конспирация переходит все разумные границы. Андрей же не боится открыто заявить местному священнику: да, отче, тут происходит что-то странное! Помогите, сделайте милость, разберитесь! При этом, разумеется, адекватно просчитывая возможные последствия. С другой стороны, автор не делает героя своим альтер-эго: дескать, вот как бы действовал лично я или вот каким бы я хотел быть. Нет: Андрей способен и на импульсивные поступки, и на стратегические ошибки, и на неверный анализ ситуации, что нехорошо аукается ему впоследствии.

Правда, у последнего тоже есть своя обратная сторона. Автор ведь не просто отделяет себя от Андрея. Он периодически назначает повествователем (хоть и от третьего лица) других людей. И вот с этим напрямую связан один из главных недостатков произведения...

Беда в том, что я никак не могу понять: что у него за жанровая разновидность-то? Нет, ясно, фантастика, попаданец, альтернативная история. И?.. Можно в этих декорациях устроить политический детектив. Можно — любовную историю. Можно накрутить мистики. Можно — щедро плеснуть юмора, а то и сатиры. Можно выстроить приключенческий сюжет в духе Конана... а почему нет? Как-никак, на границе со Степью дело происходит, места дикие... Много чего можно. А здесь что?

Признаться, больше всего происходящее напомнило мне производственную повесть в советском духе. Хозяйственные достижения, битва за урожай и экзотика чужой повседневности. Если сравнивать по приключениям и любовной любви — ёлы-палы, да у Макаренко во «Флагах на башнях» этого больше! Причём, от этого «Помещик» не становится скучным: я не могу назвать происходящее с Андреем «приключениями», но перевернуть страницу и узнать, как же дальше повернутся события, очень даже хочется. Удручает и сбивает с толку другое: автор активнейше раскачивает читателя на эмоциональных качелях между лекциями по матчасти и ироническими вставками. В итоге получилась не гармоничная интеграция, а рыба с макаронами. Какой реакции от меня в итоге ждали-то?

Если «Помещик» — серьёзное произведение, к чему все эти намёки и подмигивания? Это не смешно. Вот совсем не смешно. Непонятно, с какого перепугу, вдруг полстраницы автор стихами написал. В смысле, не вставил в повествование стихи, а просто перешёл на стихотворную речь с прозы. Потом кхекнул и прекратил, оставив читателя соображать, что это вообще было. Я допускаю, что юная горячая кровь могла подсказать главному герою на аудиенции у царя фразу «Заметьте, не я это предложил!». Но какого лешего это произносит царь??? Причём в контексте, исключающем случайное употребление! А как ведут себя местные повествователи? Автор, похоже, полагает, что достаточно вовремя указать, мол, вот сейчас разговор идёт на старославянском, а вот сейчас — на современном русском, и станет по слову его. Нет, я паки обойдусь вельми понеже без зело исконного лада, но давайте хотя бы какую-то минимальную нейтральность блюсти. Не вставляйте средневековому купцу или попу слово «тусовка». Даже в мысли!

Вообще, хочется вспомнить девицу Азарову: «Из манер видна привычка к лошадям». Не надо дважды читать лекцию по типологизации меринов! И вот это любимое выражение автора — «волосатый мопед». Хорошо, дружище, я оценил шутку! Не нужно так называть копытных в каждом эпизоде! И сугубо не нужно так их называть, когда повествователь — местный! У автора вербальный тик налицо, или что?

Впрочем, может, ироничный слог — это ключ к пониманию произведения в целом? Перед нами эдакий сатирикончик? Но, простите, в сатирикончиках не разбирают так подробно историю, биологию, металлургию, военное дело... Интересная и полезная в серьёзном произведении вставка в сатирикончике заставит поморщиться. И просто-таки из духа противоречия поискать недостатки. Знаете ведь: может, и не было бы сейчас такого числа хейтеров у графа де Ла Фер, кабы Дюма не повторял через слово, какой он идеальный дворянин и рыцарь без страха и упрёка.

А что здесь? К изложению православного понимания реинкарнации у меня претензий нет. За пламенников — спасибо. Серьёзное. Без издевки. Обращение к митрополиту «отче» — уже напрягло. То есть, глава всей русской Церкви для простого тульского попа уже «отец», а не «владыка»? Демократичненько! А под конец — и вовсе небывалое: Андрей получает от царя грамоту. С ПОДПИСЬЮ и печатью! Это в нашей бюрократии чем чиновник круче, тем позже он визу ставит. Государь Всея Руси не может писать в бумаге своё имя ниже имени кого-то, кто младше его по положению и статусу. Это не личные тараканы Ивана Васильевича, это ещё из античности идёт. Если царь собственноручно подписал бумагу в чей-то адрес — это автоматически означает признание адресата, как минимум, равным себе. Такие вещи — с грехом пополам — только в дипломатической переписке были допустимы. Например, письмо персидскому шаху.

Что? В кино Бунша подписывался? Ну так автор же в открытую пытается максимально дистанцироваться от этого фильма! Кабы не это — я промолчал бы в тряпочку и не цеплялся бы...

А это что? Сидит Андрей вечерком, отдыхает после трудов праведных, размышляет о жизни, и ему дико хочется курить... Русскому четырнадцатилетнему парню из XVI века. Который, извините, даже в «родном» теле до «попадания» себя курильщиком не числил. Так, баловался с друзьями походами в кальянные... Честно: если бы у автора был бы пассаж по смыслу, мол, вот, хорошо сидим, сейчас бы и закурить ещё, так вообще классно бы стало — я бы и слова не сказал! Но откуда в таких условиях вот прямо сильное желание может браться? Человек и Никотин — братья навек, и никуда от этого не деться?

Опять же, видно, что автор очень боится, что у него получится очередной мартистьюшный персонаж, который ядерную бомбу на коленке собирает. И старается, чтобы такого не было. И тут подчеркнёт, мол, герой перед перемещением, конечно, интернетов по теме начинался, но там не всё — правда. И здесь окажется, что его противники оказались стреляными воробьями, которые на его схему не повелись... И уж, тем более, никакого ню-излучения, вы о чём? Но «если ты родился в Одессе — то это навсегда!»...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вот Андрей ночью вышел из жилища с саблей — волки как бы. И вот понимаете, какое-то прямо шестое чувство его заставило шагнуть в сторону вот так и взмахнуть саблей вот эдак. Рраз — и уже волк с отрубленной головой валяется. И этот трюк он повторяет ДВАЖДЫ ПОДРЯД, Карл! По-моему, налицо вулканический выброс подавляемой мартистьюшности. Что там по этому поводу доктор Фрейд говорил?

А потом — ну, суперсилы у него заканчиваются, начинается иное диво. Зимняя ночь под Тулой. Одинокая землянка. Тлеют, видите ли, угли уличного очага, обеспечивая видимость хотя бы силуэтов хотя бы вокруг. Через две страницы Андрей угадывает прыжок волка, потому что у того зрачки расширились! Парень, ты шутку про секретаршу с татуировкой слыхал?

И — напоследок «за прекрасных дам». Нет, я не про то, как Андрею удалось выпутаться из ситуации, где он фактически ОБЯЗАН изнасиловать пятнадцатилетнюю девчонку. Не буду спойлерить. Я о другом. Похоже, автор пытался повторить сцену из «Дочери Империи», где Мара призывает к порядку Накойю. По факту получился запал для типичного интернет-холивара на тему «Нужно ли бить наглых бапп?» Коль скоро автор не хочет мартистьюшности и прогрессорства ради прогрессорства, он, как я уже сказал, разрешает герою ошибаться, страдать фигнёй и вообще — быть «живым человеком». Итак, классическая дилемма: женщина позволяет себе всякое. Язвит. дерзит. Имитирует сарказм. Что мы можем? Можем мы три вещи, очевидные всегда и во все времена. Либо поражать её своей крутизной, чтобы она только и могла, что нами восторгаться. Но этот путь для нас закрыт. Либо снисходить. Терпеть, значить. Подкаблучничать, короче. Либо пустить в ход грубую физическую силу. Автор, можно что-то своё, оригинальное придумать? Нет? Ну, может, тогда и вставлять такие сцены не стоит? Или хотя бы как-то собственное отношение выразить, не прячась за налитые кровью глаза главного героя? Я понимаю, да, другие условия. Тут вам не инфантил, круглосуточно в танчики с пивасом режущийся, тут мужчина-воин, ежедневно жизнью рискующий, пока женщина пытается хоть что-то полезное сделать. И? В итоге-то что? С волками жить — по-волчьи выть, бла-бла-бла, — это одно. Да я всегда был уверен, что самок этих надо лупить в хвост и в гриву, хоть Андрей мой наконец-то к нормальным людям попал! — это другое. Простите, господа, Андрею моча в голову ударила, да дух времени опьянил: типа, можно! А так-то — я против, и ему это потом ещё аукнется — это третье. И — дома бы Андрей никогда, но дома-то и так еды хватает. Эмансипация, феминизм, нуклеарная семья, права женщин... А тут — XVI век, условия специфические, для них это — максимально эффективное решение — это и вовсе четвёртое.

Почему этот вопрос мне так интересен? Понимаете ли, Маре простительно. Она — продукт своего общества и её решение вызывает у Накойи даже гордость: девочка выросла! Какому-нибудь Язону дин Альту я бы ещё и не такое простил. Хотя он открыто шёл именно под девизом насчёт волков. Но он для меня был просто каким-то попаданцем — звёздным робинзоном. Желающим выжить и вернуться домой. Тут же ситуация иная. По канону сеттинга, после переброски в прошлое весь наш мир исчез. Понимаете? Хронопокалипсис уже произошёл, гром уже грянул. Нет никакой бабочки, сам перенос уже и есть достаточная бабочка. С одной стороны, у Андрея развязаны руки: прогрессорствуй, сколько хочешь. Не нужно трястись над тонкой гранью, отделяющей в иных сеттингах Изменение Реальности от микроизменения. С другой — прочувствуйте, господа, я сейчас предельно серьёзен! — вот сейчас в этой маленькой крепостице под Тулой сконцентрировалось всё, что осталось от цивилизации и культуры нашего времени. Других носителей нет и не будет! Так чего же это всё стоит — по гамбургскому счёту? Технологии, значит, нам нравятся. Это мы любим, умеем, практикуем. А вот всякую ерунду насчёт эволюции обращения с самками — это на свалку? Тут предки явно лучше понимали, наши-то современники тупо с жиру бесились, тупиковая ж ветвь развития, явно... Так? А если не хочешь ни придумать что-нибудь умное, ни показать читателю из XXI века героя скотом — не загоняй его в такие ситуации!

Но и это ещё не всё.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Помните, как у «Уральских Пельменей»:

- ...И вот в этот момент мы выключаем фонограмму Сердючки...

- Ах, так вся эта вакханалия ещё и под Сердючку?!

То есть: вот Андрей принял решение. Жена не согласна и начинает спорить. В ходе спора переходит на недопустимый тон, муж переходит на угрозы физической расправой. Жена прямо спрашивает: ты решил до уровня местных опуститься? Ему уже фиолетово. Но! Пока это всё «в вакууме». И вдруг в конце длинного разговора, мол, — просто верь в меня и слушайся! — а можно хоть чуть-чуть подробнее узнать, во что верить-то? — в конце этого разговора автор вдруг включает декорацию. Сиречь контекст. И выясняется, что всё это время супружеская пара идёт от реки к дому, а за ними в десяти шагах идёт один из домочадцев. То есть как бы это многое меняет... но, извините, привкус остаётся. Я изначально этого не видел. Он жене поркой угрожал в вакууме. Для меня — наедине, когда не было смысла играть. Искренне. Точка. Я вас не так понял, автор? Работать над композицией лучше надо! Когда выключаешь Сердючку, не забудь сначала включить...

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с предыдущими попаданцами в Средневековую Русь как-то… эээ… скуШновато.

Нет, наездов на формальное качество материала — никаких, это было бы вообще некорректно. Материал — чуть ли не в высшей степени адекватен, инормативен и тд и тп. Что касаемо быта, нравов и традиций наших далеких предков — все это более чем познавательно, занимательно, с морем всяческих ссылок на исторические документы и монографии. НО… как-бы, это и составляет проблему. Ожидался стандартный поток традиционных попаданческих фенечек, включая песни Розенбаума, продвинутый огнестрел, всяческие пророчества для властьимущих и тп. А тут…. — такое, всё из себя, почти академическое чтиво. Хотя выкрутас последней главы, это — конечно же — нечто, таковой приём у авторов — редкость. Будем вкушать следующий том, однозначно.

НО, всё-таки, справедливости ради: с традиционной «товарной триадой» коммерческой Фантастики (эротика, агрессия, снобизм) — мелковато. Более чем мелковато. Будем надеяться на то, что в следующих томах эпопеи автор исправится

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный экземпляр попаданца-прогрессора исторического.

ГГ вопреки канонам жанра попадает не в самого Ивана Грозного, а другого сироту — ненаследного дворянина и балансирует на грани будущего дворянина на минималках и дворни у мелко-провинциального олигарха.

Характер и знания ГГ автор не списывает с себя, а вплетает в образы других действующих лиц (тоже совсем не плоско-картонных), что позволяет образу развиватся.

Прогрессорство заявленно ограниченное — ГГ жаждет не выделятся и точно нехочет менять эпоху стремительной НТР, но локально для себя пользуется целевой подготовкой прогрессора именно для этого периода — т.е. исторически-технологически должно быть выверено. Также предполагается точная историчность в целом (проявляющаяся в виде экскурсов в РИ и сносок).

Короче очень рекомендую любителям жанра

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх