fantlab ru

Брайан Стейвли «На руинах империи»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.59
Оценок:
48
Моя оценка:
-

подробнее

На руинах империи

The Empire's Ruin

Роман, год; цикл «Вселенная "Хроник Нетёсаного трона"»

Аннотация:

Прошло пять лет после загадочных событий, описанных в «Хрониках Нетесаного трона». Все говорит о том, что Аннурская империя близится к закату. Опустошительная война и гражданские беспорядки ослабили державную власть. Почти полностью уничтожено элитное воинское подразделение, летавшее на гигантских ястребах, — гордость и слава империи. Закрылись врата, с помощью которых потомки династии Малкенианов могли мгновенно перемещаться в любую точку мира. Император, желая восстановить численность крылатого воинства, посылает экспедицию на поиски легендарного гнездовья боевых ястребов. Опасный путь ведет через земли, где все живое гибнет или подвергается страшным изменениям. Шансов уцелеть в этом походе крайне мало, как и времени на то, чтобы вернуть державе былую мощь, но действовать надо быстро, ведь на окраине империи пробудился древний могущественный враг... И тут в Рассветный дворец является монах, требующий высочайшей аудиенции. Он уверяет, что ему известен ключ к чудесным вратам. Однако этот хитрый человек слишком дорого продает свое тайное знание...

Входит в:



Издания: ВСЕ (3)

На руинах империи
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Empire's Ruin
2021 г.
(английский)
The Empire's Ruin
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брайан Стейвли остаётся свежим лицом в галерее писателей фэнтези, ведь его первый роман, «Клинки императора», увидел свет в совсем недалёком 2014-ом году, и в этой рецензии я постараюсь рассказать, почему этот американец заслуживает славы и внимания на уровне главных звёзд жанра. Трилогия «Хроники Нетёсаного трона» получила заслуженную популярность, а приквел к ней, небольшой роман «Skullsworn», так и вовсе получился почти шедевром. Стейвли мог похвастаться великолепным писательским мастерством, кристально-чистым языком и, что немаловажно для жанра, по-настоящему яркой фантазией — он населил свой мир необычными существами и монстрами, подчинил их неортодоксальным законам, а отношения богов и верующих в его книгах простираются гораздо дальше стандартных для жанра тропов вроде «молитвы — пища для богов» или «богов не существует».

Нужно было ковать железо пока горячо, и Брайан вернулся в свою вселенной с объёмной, на триста тысяч слов, рукописью, отнявшей у него полтора года, отослал её в издательство, получил в ответ чек с гонораром, но потом писателю позвонила его агент с прямым и жёстким заявлением — роман недостаточно хорош. Обсудив проблемы ещё не тронутой рукой редактора книги, Стейвли вернул чек обратно и сел переписывать роман. Не исправлять, не добавлять новые главы, не заниматься украшательством, а полностью переписывать заново. В результате получилась книга, которая вышла летом 2021-го, «На руинах империи», трудную история появления на свет которой автор описал в своём послесловии к ней и различных интервью (а я кратко изложил в этом отзыве). И этот роман, открывающий новую трилогию «Прах Нетёсаного трона», великолепен.

С первого взгляда используемый писателем приём обычен в фэнтези, даже затаскан — точки зрения, ПОВы, разные главные персонажи. Их у нас трое.

Акиил — монах Пустого Бога, друг Кадена, одного из главных героев первой трилогии. Он возвращается в столицу империи Аннур, надеясь разбогатеть, отомстить тем, кто превратил его детство в ад, и для этого он предлагает свои услуги человеку, выше, богаче и важнее которой не может себе представить — Императору

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Арди (да, здесь правительница намеренно называется императором, а не императрицей), ещё одной героине «Хроник»
. Ведь Акиил — возможно, единственный обладает знаниями и умениями, необходимыми правителю распадающегося государства.

Рук — священник богини любви Айры (пишется как Eira, но в своих интервью сам Стейвли называет её именно так, как указал я) в далёком городе Домбанге (он знаком читателям по «Skullsworn»), который совсем недавно был частью империи Аннур, но после революции к власти приходят последователи древней жестокой религии ядовитой дельты реки, в которой и находится Домбанг, и для этих богов, Троих, и их последователей есть лишь одна ценность — умение сражаться, преодолевать себя, убивать. Здесь не место богине любви, проповедующей принципы, весьма схожие с Нагорной проповедью. По совпадению, Рука вырастили именно те существа, которых жители Домбанга называют своими богами.

Гвенна Шарп — солдат элитных войск империи, Кеттрал, эдакого фэнтезийного спецназа или десанта, только вместо вертолётов они используют исполинских орлов. Гвенна — ещё один персонаж первой трилогии, но теперь она стала главным героем, и ей посвящено больше всего глав, а на её долю выпадет больше всего испытаний и приключений.

«The Empire's Ruin» — из тех книг, от которых сложно оторваться — это именно тот случай, когда хочется использовать этот штамп, ведь в романе практически нет недостатков. Я понимаю, что это громкое заявление, но постараюсь пояснить. Стейвли не переизобретает фэнтези заново, но каждый элемент его творчества отполирован до блеска. Это не простые приключения тела, хотя в романе найдётся достаточно описаний битв и схваток, и каждый бой читатель будет переживать вместе с героем, настолько живо переданы и их движения — плоть, клинки, пот, и их эмоции — восторг, ужас, жажда крови, страх. Здесь нет многостраничных глубокомысленных самокопаний, но каждому персонажу предстоит если не перерождение (и даже не одно), то переоценка себя, своей личности и того, чем они являются, и каждое их чувство, эмоция, поступок — всё открывается перед читателем как на ладони.

Ещё раз скажу о языке Брайна Стейвли — это ещё один фактор в пользу того, чтобы начать знакомиться с его творчеством. Язык — самое главное оружие писателя, и в данном случае мы имеем дело с чемпионом по фехтованию. Стейвли блестяще держит ритм, каждый вышедший из-под его пера герой мгновенно обретает голос, образ, манеру держаться, события обретают объём, глубину, чувственность.

А ещё здесь есть всё, что может ждать от фэнтези поклонник жанра — загадки, тайны, обещание чего-то скрытого за горизонтом, чего-то значительного, удивительного и страшного. Роман не заканчивается на клиффхэнгере, но кульминация у него есть — концовка мощна и сбивает с ног, и я с нетерпением жду второй книги. А это самая лучшая характеристика.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать?

Это тот редкий случай, когда книга не имеет слабых мест абсолютно. Яркий пример произведения, где автор не изобретает велосипеда, берет правильные ингредиенты, смешивает их в нужных пропорциях, отполировывает до зеркального блеска и выдает прекрасное творение, в котором практически невозможно найти какие-то изъяны.

Сюжет с самого начала задает планку эпика. Три линии повествования.

Линия жрецов богини Эйры- Рука и Бъен.

Линия монаха хин Акийла — уже знакомого, но подзабытого персонажа оригинальной трилогии.

Линия Гвенны Шарп- тоже знакомая нам по “Хроникам” героиня. Рыжеволосая подрывница со скверным и вспыльчивым характером.

Каждая ветка сюжета богата на интересные события и детали.

Миссия последнего крыла кеттрал под командованием Гвенны Шарп, которая заканчивается не так как планировалась. Морские сражения, один корабль против двух. Сражения с невиданными ранее монстрами. Воздушная и наземная битва с огромной птицей (кеттрал). Поджог и бойня в храме местной богини любви Эйре. Сражение на Арене за свою жизнь и свободу. Драка с обезумевшим адмиралом. Открытие новых территорий.

Столько событий происходит, что голова идет кругом. При этом автор не забывает об интригах и загадках, подбрасывая их на протяжении всей книги. Они становятся основой нового масштабного конфликта, который грозит захлестнуть весь континент. От этого накал событий только больше возрастает, градус происходящего стремительно повышается.

Новые главные герои. Знакомые старые, яркие второстепенные, глубокая проработка и прорисовка почти каждого. Тут им достанется от автора по полной. Каждый пройдет через огонь, воду и медные трубы. Каждому придется переломить свои взгляды и принципы, обуздать свой нрав и характер, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Брайан Стейвли пройдется катком по каждому. Каждому достанется на орехи.

Итог.

Эта та книга, к которой я не могу придраться вообще никак. Если прошлые работы автора и вызывали некоторые вопросы и были весьма спорные моменты, то тут ничего такого нет. Не к одному компоненту романа я не могу придраться.

Единственное, что он ощущается как первая половина одного большого романа, потому что финала как такового нет- книга обрывается на самом интересном месте. В сюжетных линиях произошли ключевые события, которые требуют немедленного продолжения. Концовка открытая.

Сама книга- великолепна во всем.

З.Ы.

Читать “На руинах империи” следует только, если вы знакомы с “Хрониками Нетесаного трона”. Ибо последствия прошлых событий отразятся на происходящем, продолжится судьба некоторых героев. Если начать знакомство с автором с этого романа- многие моменты не будут вам понятны.

Ну и лучше его читать после “Присягнувшая черепу”, так как в новой книге продолжится линия, начатая в приквеле. Линия весьма интересного персонажа, полное имя которое “проспойлерит” его происхождение.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый том эпического фэнтези с хорошим языком, запоминающимися картинами миростроительства и проработанными персонажами. К сожалению, книга довольно затянута, а также имеет сюжетные проблемы, не позволяющие назвать ее отличной.

Продолжается рассказ об Аннурской империи, начатый первой трилогией. Название книги соответствует ее фактическому содержанию — империя лежит в руинах, а на горизонте появляется опасный враг.

Три сюжетные линии распределены неравномерно. Больше всего глав отдано Гвенне Шарп, взрывнику-кеттралу из первой трилогии. После некоторой завязки начинается ее путешествие за яйцами гигантских птиц, способных вернуть империи былое величие. Эта линия мне понравилась, поскольку путешествия в неизведанные края интересны сами по себе, а Гвенна, ее товарищи и враги показаны выпукло. Экшн-сцены в ее линии превосходны, как и описание странностей неизвестных земель. Однако различные необязательные сцены, пространные диалоги и избыточная рефлексия героини удлиняют повествование.

Вторая сюжетная линия повествует о Руке, умелом воине с особыми способностями. Хорошо показана его попытка перерождения, и то, как реальная жизнь раз за разом возвращает жрецов любви из идиллических верований. Вот только сюжет Руки оказался скучным. Большую часть книги герой пребывает в замкнутом пространстве — при чтении его глав возникло ощущение, что мы с ним ждем предсказуемого финала. Троп, который предназначен Руку, мне никогда не нравился, хотя я готов его потерпеть, если он развивается быстро. Здесь же он продолжается и продолжается, практически не влияя на будущие события.

Последняя сюжетная линия коротка. Монах Акйил в попытке разбогатеть пытается обмануть императора. В его линии применен другой известный троп, один из способов введения магии в низкое фэнтези, наряду с избранными, сверхспособностями, длительным обучением и магическими артефактами. Приключения Акйила стали увлекательными после того, как он добился прорыва. Жаль, что их было слишком мало.

В итоге, для меня общий сюжет книги прост, предсказуем и затянут. Я читал лишь первую книгу первой трилогии, и там появилась догадка о заезженном ответе на главную тайну книги. В начале новой серии герои получают подробные объяснения, которые ничуть не удивляют.

Большая по объему книга выглядит лишь завязкой перед предстоящими, я надеюсь, бурными событиями.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх