Джон Диксон Карр «Мёртв, как выпьешь...»
Маститый исследователь тайн средневековья, Людвиг фон Арнхайм, наносит визит к старому итальянскому аристократу и просит показать ему некий раритет – чашу для вина, из которой пил незадолго до своей жуткой смерти папа римский Александр VI Борджиа, а также и его сын, Чезаро Борджиа, еле-еле потом выздоровевший...
Внецикловый, условно детективный. Первая публикация — «The Haverfordian», март 1926 г.
Входит в:
— сборник «The Door to Doom and Other Detections», 1980 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igor14, 6 ноября 2021 г.
Как и большинство известных писателей, ДДК начал заниматься литературным творчеством с весьма юных лет. Увы, отыскать сегодня текст его первого опубликованного рассказа – «Рубин Рамзеса / The Ruby of Rameses» (1921) – необычайно трудно… практически — невозможно! Также сложновато «нарыть» ещё дюжину разножанровых историй, написанных в школьные и раннестуденческие годы (в период обучения в Поттстаунской высшей школе).
А вот изрядное количество произведений, появившихся на свет во время учёбы будущего «маэстро детектива» в Хаверфорд-колледж, найти уже попроще – Карр одно время состоял редактором тамошнего литературного журнала и, пользуясь привилегированным положением (хе-хе!), активно размещал в этом издании собственные сочинения…
За исключением рассказов и повестей «бенколеновского» цикла, а также — единственного известного к настоящему моменту (за все периоды литературной деятельности ДДК!) сатирико-юмористического «Эксперта по скандализации» (1927), почти всё остальное из написанного — откровенно спекулятивные приключенческие байки о событиях 200 / 500-летней давности. По уровню достоверности они мало чем отличаются от псевдоисторических анекдотов Рафаэля Сабатини, а по мастерству – уступают даже им…*
Данный же конкретный рассказ занимает промежуточное положение между созданными тогда же детективными хрониками с участием Анри Бенколена (см. соответствующий авторский цикл) и вышеупомянутыми историко-приключенческими рассказами. В частности, расследование преступления имеет место быть, но осуществляется учёным, реконструирующим события давно минувших дней.
Завязка сюжета: маститый исследователь тайн средневековья, Людвиг фон Арнхайм, наносит визит к старому итальянскому аристократу и просит показать ему некий раритет из семейной коллекции – чашу для вина, из которой пил незадолго до своей жуткой смерти папа римский Александр VI Борджиа, а также и его сын, Чезаре Борджиа, еле-еле потом выздоровевший...
Не шибко впечатляющее чтиво! С субъективной точки зрения единственная более-менее достойная внимания деталь – участие здесь в качестве главного героя фон Арнхайма, знакомого по недавно отрецензированной «мозаичной» повести «Новые кентерберийские рассказы» (1927). Нежданный-негаданный маленький сюрприз!..
Между прочим, сей рассказ удостоился чести быть включённым в один из довольно многочисленных посмертных сборников рассказов и новеллизированных радиопьес Карра. Подавляющее большинство других студенческих произведений любимого писателя туда не вошли… Исходя из каких соображений издатели/составители выбрали именно его и ещё пару-тройку из всех остальных прочих – в равной степени никудышных по своим литературным достоинствам – «тайна сия велика есть» ©…
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* особенно в этом отношении «беззубы» и беспомощны «Потускневшая королева» (1926), «Голубой сад» (1926) и «Тёмный штандарт» (1928)