Александр Громов «Ребус-фактор»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Военное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Революция
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Богата и благоприятна для жизни людей планета Твердь, однако земляне презирают «грязных фермеров» — колонистов, а колонисты ненавидят землян, грабящих природные ресурсы их планеты. Кончиться это может только взрывом. Свободы! Свободы любой ценой! Как часто звучали эти слова в истории Земли! Теперь они звучат в Галактике. Война и победа... а что дальше? Стоила ли игра свеч? Никто не учится на чужих ошибках, и люди обречены вечно повторять их. Но, быть может, в том их счастье?
цитата А. ГромовНачат роман с рабочим названием «Ребус-фактор» -- на сей раз в инопланетном антураже. Давненько я к внеземной фантастике не обращался, а зря....
После долгого перерыва я вернулся к роману «Ребус-фактор». Работа еще в начале -- сделано чуть более 100 кбт. Это не продолжение, а самостоятельная вешь. Впрочем, космос в ней тот же, что и в других моих «инопланетных» вещах, и действие происходит на планете Твердь.
цитата А. ГромовЗавершена работа над черновиком романа «Ребус-фактор». Тема: борьба внеземных колоний за освобождение от «гнета» метрополии, «беззастенчиво разворовывающей» их ресурсы. :) БОльшая часть действия происходит на уже знакомой моим читателям планете Твердь.
цитата А. ГромовРоман «Ребус-фактор» отредактирован и сдан....
«Ребус-фактор» дописан, отредактирован и ушел в Эксмо. Наиболее вероятный срок выхода книги -- май.
Входит в:
— цикл «Галактическая империя» > цикл «Мир Тверди»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 316
Активный словарный запас: средний (2914 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Звёздный Мост, 2010 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением | |
номинант |
РосКон, 2011 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ash945, 14 марта 2017 г.
Это первая книга Громова, которую я прочитал. К сожалению, выбор оказался не очень удачным. Первое, что могу сказать — скучно! Даже относительно динамичное начало — сцена с бегством — все рано навевает скуку. Что уж тут говорить про остальное... Второе — никакие герои — ВСЕ! Даже ГГ, который является главным действующим лицом романа и присутствует на каждой его странице — весьма одномерен. Что уж тут говорить про остальных — сплошные штампы. Чего только мама Ларса стоит... Можно, конечно, сказать, что главное в этой книге — это сюжет. Так вот — и он тоже никакой. Ни оригинальности, ни динамики, ни глобальности идей, ни особого интереса...
VovaZ, 28 февраля 2018 г.
Не знаю, волей или неволей, но у Александра Громова вышел роман-памфлет. Размышляя над сюжетной интригой, автор, вероятно, не имел в виду грядущий российско-украинский конфликт. Он имел в виду динамику отношений любой пары метрополий — колония. Однако, по свежим следам, трудно не заметить присущие признаки — уверенность окраины, что «метрополия нас грабит», раздувание местными политиканами отрицательных факторов нахождения в «империи», с полным сокрытием факторов положительных. Нахождение пресловутой «3-й силы», вроде бы нового «партнёра», вместо метрополии, а на деле, ещё более жестокого и беспринципного хищника, который отберёт последнее, не дав вообще ничего. Бессмысленные жертвы, и неизбежный вопрос в конце, а «зачем мы, собственно говоря добивались независимости, если оказались в ещё большей кабале?» Ну и олигархи, и политики, замутившие воду, чтоб в ней рыбку ловить, когда кровь подотрут. Увы...
В целом, роман написан на хорошем, драматическом уровне. Интрига включает драму, боевик, романтику, политику, всё в меру, и вполне увлекательно.
Сценизм выполнен в традиционном, для Громова, стиле. Невысокий драйв, хороший язык, ироническая манера изложения. Персонажи достаточно динамичные, и живые.
Финал несколько невыразителен, с расчётом на продолжение. Лично я, не слишком уважаю циклы, поскольку автор, рано или поздно, начинает «гнать» роман за романом, в коммерческих интересах. Но посмотрим дальше.
Роман прочёлся легко, и с интересом. Доставил удовольствие.
Vlad Tot, 30 января 2015 г.
ГГ вызывал у меня стойкую тошноту. Возможно, это не рационально, но крепкие словечки, раздутая до крайности ненависть к метрополии, наивность, которую не скрыть за скепсисом и упомянутой ниже неоднозначностью сепаратизма. Компаньоны ГГ ему под стать — намертво прикрепленный к пивному бочонку «мудрый наставник», матушка в стиле карикатурного партизана, не-такая-как-все землянка, доносящая мысль, что не все так однозначно, никто не хочет эксплуатировать...
В общем и целом — роман может превратить вас в решительного противника сепаратизма и закоренелого империалиста.
_Y_, 6 ноября 2016 г.
Взялся читать после Вычислителя. Хотелось чего-нибудь столь же цельного, логичного, сильного. По-детски верил, что другой роман автора, Вычислителя написавшего, намного хуже не окажется. Ан нет.
Прочитал первую главу – прекрасно. Динамичная, интересная, читалась легко. Вроде бы расставила декорации, представила читателям героя, дала завязку. Герой показался не очень приятным типом, но, по мне, про неприятных типов читать бывает не менее интересно, чем про замечательных-положительных.
Ан нет, опять же. Первой главой прелести и ограничились. Уже вторая глава – обычная жвачка, зацикленная на один единственный посыл – ненависть колонистов к метрополии. Почему они её ненавидят, за что? Я не понял. В тексте постоянно встречаются фразы на тему «метрополия колонистов презирает», «сами пользуются технологиями, а нам не дают» – детский сад какой-то. Кстати, заметьте, не «не предлагают», не «не продают», а именно «не дают».
В общем увяз я, читая главу за главой злобствования колонистов в адрес Земли и её населения. Не украшенные ни интересным действием, ни интересными героями. Кстати, уже во второй главе стало понятно, что герой не только неприятен, но и неинтересен.
Результат – книга отложена в сторону где-то после половины. Почему отложена, а не брошена? Может вернусь и дочитаю из исследовательского интереса. Есть шанс, что вся эта тягомотина с однообразной и твердолобой борьбой за независимость ведёт к какой-то неожиданной и сильной концовке.
Но, по-любому, уже сейчас могу сказать, что рекомендовать книгу не могу. Скукотища.
Странник2015, 27 апреля 2015 г.
Начало — интересное, вторая половина несколько схематична. Роман оказался созвучен событиями 2014-2015 годов в Новороссии. Тема сепаратизма интересно проработана.
Автор очень талантлив, но к сожалению не любит женщин и хэпиэндов. Это третий роман, который я у него прослушал и это чувствуется.
Я не читаю романы, а слушаю аудиокниги. По роману «Ребус-фактор» пришлось создать аудиокнигу самому, с помощью программы-читалки. Не ахти, но приемлемо.
elsolo, 23 декабря 2010 г.
Читал и много думал. Честно. О двух вещах. О творчестве мэтров (то что пишут в последнее время Лукьяненко, Дивов и соответственно издают). О том что пишут скучно и банально. Потому что сначала автор работает на имя а теперь имя. Как следствие нет смысла напрягаться. Раньше что бы выйти «в свет», нужно было преодолеть себя и преодолеть лучших. А сейчас кого и что и главное зачем преодолевать. Вот и имеем мы то что имеем. И вот еще, пишут они не для нас, а пишут они для себя. Это не беда но проблема. Ну сами понимаете.
И о том что происходит в книге. Пересказывать где то даже скучно. Политика, собственно больше ничего. Ну да гг осознает что в результате всего и после ничего не изменилось и только стало хуже, и тому подобное. Ну наверно автор рассуждает для себя, ну и для тех кто таких вещей не понимает, надо понимаешь что бы они поняли ин не понесло их на баррикады. Впрочем цели может у автора и другие, откуда мне знать, только вот идеи не интересные и примитивные. Плюс в том что они все таки есть.
И опять о творчестве. Вторая книга вышла, куплена. И вероятна к моему стыду будет прочитана. Хотя я уверен что ничего нового для себя не найду. Беда развлекательной литературы и одновременно скажем так, наоборот, достоинство, в сюжете. Несмотря на все недостатки я подсажен на сюжет, мне интересно что будет дальше. Увы мне, несмотря на то что я примерно догадываюсь что там может быть.
spax, 11 мая 2010 г.
Когда я вижу на прилавке свежую книгу Александра Громова, рука сама тянется к кошельку, — прочитать новый роман от автора «Мягкой посадки», «Властелина пустоты», «Запретного мира», «Крыльев черепахи» и многих других замечательных произведений тянет незамедлительно. Поэтому, увидев несколько дней назад на лотке только что вышедший «Ребус-фактор», я медлить не стал.
Увы, разочарование, постигшее меня по окончании чтения, было тем более тяжелым, чем высоки были ожидания.
Итак, начну.
Сюжет. Сюжет данного романа даже вторичным назвать язык не поворачивается. Скорее, что-то вроде восьмеричного или девятичного: борьба колонии за независимость от метрополии Земли. Сколько десятков подобных книг я прочитал, начиная от знаменитой «Луны жестко стелет» Хайнлайна… Соответственно, и развязка становится абсолютно понятной странице так примерно к третьей. Увы, слабая попытка автора сделать концовку чуть более неожиданной не представляется мне удачной. Фантастический же элемент (темпирование), вроде как призванный внести какое-то разнообразие в развитие сюжета, в результате мало того, что заимствован (в переработанном, естественно, виде) аж у Уэллса, так и выглядит в романе абсолютно неестественным и научно недостоверным.
Герои. Ужас-ужас-ужас. Никогда бы не подумал, что блеклые однотипные картонные фигурки, пытающиеся изобразить в «Ребус-факторе» какое-то подобие чувств, эмоций и т.п., придуманы человеком, создавшим в свое время ярких, выпуклых, абсолютно живых героев, скажем, тех же «Крыльев черепахи» или «Менуэта святого Витта».
Стилистика и язык тоже, мягко говоря, не соответствуют привычному уровню автора. Раздражает, в частности, постоянно повторяемые главным героем однотипные сентенции, выдаваемые за колоссальную работу его (ГГ) мысли.
И, наконец, ляпы. Они есть. Их много. Некоторые из них просто поражают. Пример: «лучше выставить себя дебилом, чем олигофреном». (Это то же самое, что «лучше быть шестиклассником, чем школьником») Гу-га-га…
Начинающему автору за роман подобного уровня можно бы поставить баллов шесть. Мэтру Александру Громову, увы, не больше четверки. И то с натягом. Так сказать, из уважения заслуг…
Steven812, 15 февраля 2011 г.
Откровенно слабая книга. Явные потуги автора описать революционную ситуацию в колонии выставляют героев идиотами (не олигофренами и дебилами:dont:) Сюжет не захватывает, протекает вяло и неспешно и только в концовке появляется какая- то динамика. Присутствует ряд ляпов, неприятно поражающих, т. к. автор хорошо известен и это далеко не проба пера. Читал долго и тяжело,несмотря на нераскрытость темы черных кораблей, вторую книгу не куплю...
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Первая четверть (примерно) книги очень напомнила своей (стилистикой и главным героем-подростком) подростковые фантастические романы Хайнлайна. Даже кое-что из Хайнлайна снова перечитать захотелось
В общем, безусловно, не лучшая книга автора. Но ровная в общей авторской канве, сочетание мысли и действия.
morbo, 1 января 2011 г.
Сильная сторона книги — довольно хорошо продуманный мир, лёгкий язык. Мне очень интересно было читать описание природы Тверди в первой части книги, описание технологий и техники мира, его социального и политического устройства. Практически с самого начала я приготовился к неспешному развитию сюжета, а потому смаковал описание мира. Но оказалось, что достаточно подробно и красочно была описана только Твердь. Я ждал столь же красочного и подробного описания Земли и Марции, но не дождался — внимания им в книге уделено очень мало, описание весьма схематичное. Визуальный голод, если можно так выразиться, книга не удовлетворила.
Слабая сторона — сюжет и способ его подачи. Борьба за независимость — что может быть банальнее? Было бы интересно читать, если бы сюжет разворачивался в отдельных красочных сценах, диалогах, но автором была избрана другая форма подачи — пересказ событий главным героем. Отсюда следует минимум диалогов, минимум батальных сцен, минимум зарисовок из жизни, зато максимум схематичности и собственных мыслей главного героя. Все герои через призму пересказа событий главным героем, выглядят плоскими, картонными. Было бы интереснее, если бы люди разговаривали друг с другом и озвучивали бы каждый свои мысли о ситуации, были бы показаны зарисовки различных эпизодов. Но все мысли книги озвучены и рождены только лишь главным героем, а все зарисовки и диалоги поданы в виде пересказа.
Читаешь книгу и вспоминается анекдот. Один говорит, что слышал Битлз и ему не понравилось. Второй спрашивает, а где слышал? Первый отвечает — а Рабинович напел. Вот примерно такие же чувства возникают и от книги, будто не читаешь непосредственного описания происходящего и мыслей героев, а слышишь только их пересказ и перепев, через третье лицо.
Неплохие, в общем, сюжет и мир загублены паршивейшим изложением в виде пересказа.
morsh, 4 января 2011 г.
Интересен роман, спору нет, и сюжетом и повествованием и неподражаемым стилем написания — особенно манера автора описывать на нескольких страницах то, о чем можно было написать книгу. У автора всегда получалось написать роман достойный внимания, и этот не исключение. Легкий и быстро читающийся роман с живыми героями и интересным сюжетом.
Только весь ребус этого романа заключен в «моментике» — почему так назван роман? а найдя предложенный автором ответ в тексте — при чем здесь вообще черные корабли? Ведь никакой связи основной сюжетной линии с черными кораблями, кроме как периодического упоминания их героями, в книге нет. Автоматом приходится возвращаться к первому вопросу — «почему так назван роман»? Упоминаемые черные корабли — сюжет второй книги, и если бы не она, Ребус-фактор был бы цельным оконченным романом, а так — и не туды и не сюды...
Помимо этого «убил» сюжет когда ГГ, будучи школотой, на почти высокопарном языке, размышляет о великом со своим «дядей» на пару, и это сразу же после убийства приятеля ГГ не известно кем и чем.
Все познается в сравнении — это правило касается и книг. Так получилось, что следующий прочтенный после Ребуса роман оказался Властелином пустоты, ох как он долго пылился в ожидании. Он меня потряс — шикарная вещь... Если бы не Властелин — я бы сказал что Ребус-фактор отличная книга, а так это просто интересный но пустой, не оставляющий никаких эмоций роман.
Все-таки ранний и нынешний Громов он и в Африке Громов, да только вот эмо-климат разный... Не пишет что-то автор таких вещей как Мягкая посадка, Властелин пустоты, Шаг влево, шаг вправо.
Может быть вторая книга вытянет дилогию???
sham, 29 декабря 2010 г.
Очень легкий для чтения и простой для Громова роман получился. Как-то ожидалось чего-то бОльшего, но что уж получилось.
Сюжет у книги показался мне слабоватым именно для романа. Повесть — да, но не полновесный 400 страничный роман, в котором основным наполнением является революционное движение колонии Твердь за независимость. Начало книги, про детство Ларса очень понравилось, так сказать, задел получился отличный. Но потом будни революционера, и, наконец, сама революция с детальными описаниями боев за независимость понемногу навеяла на меня скуку. Роман спасает неоднозначная концовка. Вот тут Александр Николевич, опять же молодец, извернув ситуация, оставил много нерешенных вопросов, благодаря чему продолжение дилогии ожидаешь с нетерпением.
В целом роман показался неплохим, стиль Громова узнаваем. Роман буквально проглочен. На днях приступаю к чтению «Человека отовсюду»...
Доктор Вова, 31 мая 2010 г.
Прочитал «Ребус-фактор» и оказался перед разгадыванием ребуса!
С одной стороны известный, признанный автор, не нуждающийся в рекомендациях.
С другой стороны сюжет настолько набивший оскомину, что надо очень постараться, чтобы соответствовать лучшим произведениям.
С одной стороны легкость изложения, красивый слог.
С другой стороны явная пробуксовка и откровенная скука во второй половине.
С одной стороны принципиальный и даже где то харАктерный( ударение на второй А) ГГ.
С другой стороны постоянные цитаты Фигаро( иногда не к месту и не ко времени) и абсолютно неинтересные персонажи.
В итоге получается легкочитаемое и ненавязчивое, но далеко не оригинальное и не слишком запоминающееся чтиво.
Теперь дело за автором, который либо окончательно девальвирует цикл, либо исправит ребус в лучшую сторону( на что очень надеюсь, как поклонник творчества)!
cdewq, 14 января 2012 г.
По сравнению с лучшими произведениями Громова («Мягкая посадка», «Наработка на отказ», «Год лемминга», «Вычислитель») весь цикл «Мира тверди» 2010 откровенное зарабатывание денег. Конечно, мастерство не пропьешь, но такой схематичности и предсказуемости я от автора не ожидал.
слОГ, 25 мая 2010 г.
В общем все неплохо. Мысль о неизбежности революций с одной стороны, осознанием того, что революция не ведет к немедленному улучшению уровня жизни, и часто ничего по сути не меняет — может и не нова, но для меня в этом романе звучит очень интересно. Да и читается очень и очень бодро, не на одном дыхании — ну может на двух:smile:
Проблема не во вторичности темы и не в открытом финале, и даже не в притянутой за уши любовной линии (кстати пытался вспомнить, где у Громова был лавстори со счастливым концом — и кроме ИКРА — в голову ничего не пришло...)
Проблема в некоторой нелогичности. Мне рассказывают правили игры, а я им не верю. Ну, например, сотовая связь в наличии, а компьютерной сети вроде как нет... Есть парализаторы, которые куда эффективнее огнестрельного оружия (исходя из текстовых реалий), а предпочитают пользоваться огнестрельным — уничтожая и человеческий ресурс и материальную базу. Есть электричество (и быстрые и очень экономичные электрические мотоциклы), но сами построили только медленный паровоз и узкоколейку... В общем все несколько противоречиво. Да и экономические взаимоотношения между метрополией и колониями немножко напрягают. Если на Земле все в шоколаде, зачем народ идет в пионеры? Особенно если это билет в один конец... Не знаю. Далее некое всемогущество третьей силы не вызывает доверия. Суммируя — вопросов набегает очень много. И все-таки.
Непродуманность и нелогичность деталей для меня оказались на втором плане на фоне основной сюжетной идеи — той самой о человеке, которого затянула революция. В нашей фантастике я этого давно не читал. Это раз. Ну и второе — я перед этим романом прочитал «Кубатуру сферы» Слюсаренко, книгу выигравшую РосКон. Могу сравнить интересный роман, написанный вполне хорошим языком с просто халтурой. Я выбираю Ребус-фактор. Этот роман для меня стоит тех денег, что я на него потратил, а может и больше. Я не думаю, что возможное продолжение закроет все логические несоответствия, которые есть, с моей точки зрения, но Громов — это брэнд, который ниже определенной планки никогда не опустится, так что читать продолжение я, естественно, буду.