Василий Кузнецов «Мир единства»
Мир — самое, наверное, неопределенное и в то же время всеобъемлющее — в своем единстве отображается (хотя и не исчерпывающим образом) всей целостностью культуры как универсума смыслов, предзаданных любому усмотрению и полаганию. Сфокусированная в перспективе современных концепций проблематика разворачивается в обсуждение серии дискуссионных сюжетов, среди которых преодоление метафизики и философия фантастики, непрямая референция и перформативность коммуникации, а также некоторые другие.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ааа иии, 13 июня 2022 г.
Сама «проблема единства» это то, во что упрется исследователь хоть кристаллической структуры, хоть тоталитаризма, задумавшись об общем принципе (законе, правиле, алгоритме), по которому элементы и множества объявляются и воспринимаются одним — насколько-то одним. Книга же о том, как выглядят эти муки с треножника филфака МГУ, плюс наброски программы исследования.
Стиль, язык, подбор опорных цитат, логика — выше среднего научпопа «Альпины» и АиФ. Хлестко, экзотично, воздушно.
Ассоциации: краткое введение в специальность от звезды аудиторий со списком литературы на 618 пунктов, высокоуважаемые ученые Де Кампа, Вэнса, Лема и интеллектуалы в изображении Ираклия Андронникова.
Контент: Слотердайк, Плотин, Степин, Монтегю, Гиренк, Касториадис, Розов (по «эстафетам поколений» одобрительно) и др.; барионная симметрия; «изначальный замысел философии — охватить всё»; остенсивные определения; «мандарины духа вдруг натолкнулись»; иллирион; различение классики и неклассики; Пух слышит «Никого»; редакция фантастики АСТ издает труды философов; Витгенштейн отвечает свистом; на диаграмме точки А, Р и Е; наращивание порядков рефлексии и «странно было бы начинать главу, посвященную непрямой рефлексии, со слова «Конечно»».
Пересказ этих разделов не требуется. Книжка оказалась гулко резонансной и она отменно реферирована профессионалами. Впечатлила «Онтология «ненасамомделе»» Е. В. Логинова, хирургической красоты иссечение дефектов (невалидность, неточность, неавторитетность источников) «Проблемы». Но раздел о фантастике даже он счел удачным.
Заслужено.
Относясь к представлениям фантастиковедов о философии скептически, Кузнецов воспринимает фантастику как культурную форму, допущенную к рассмотрению некласической философией и давшую великолепные эвристические возможности. Проблем философского осмысления данного конгломерата разнородных явлений столько, что можно сгруппировать следующим образом.
Онтологические: бытийный статус продуктов воображения, странные внутренние ограничения (которые определяются не только спецификой языка или последовательностью дискурсивной развертки) при вроде как абсолютной свободе творца.
Гносеологические: предельный опыт познания, экзотические познавательные ситуации, анализ предметностей сознания, уникальные средства рассеивания иллюзий.
Фантастическое моделирование: возможность максимально гибкого мышления и неординарных способов постижения мира; проблемы коммуникации и понимания. Аксиология: выражение и осмысление идеалов, освоение будущего, переосмысление прошлого. Фантастика почти незаменима в демонстрации принципиальной условности всех форм человеческих взаимоотношений и особо ценно, что то, что она позволяет, подчеркнуто искусственно.
Дискурсивный аспект: средства воплощения и восприятия. Каковы предпосылки существования произведений как фантатических, т.е., не принимаемых за наглую ложь или попытку рассказать о реальной действительности. Выражение минимально модифицированным или надстроенным языком того, что превосходит такое средство (конструкты, понятия, концепты) при балансе привычного и необычного (недоступно авангардным формальным экспериментам типа беспредметного искусства). Т.е., «особый горизонт ожидания в пространстве отсутствия оппозиции истина / ложь», оно же «создает новые очевидности спомощью самораспаковывающегося кода и своего читателя, обладающего вкусом к таким перекодированиям и другим подобным интеллектуальным процедурам».
Фантастика провоцирует построение неожиданных концепций в других науках (перечисление) и не только науках. А так же введение фантастического в философский контекст, в т.ч., прямое («Обмен разумов» — Кралечкин, Ушаков, Свирский).
Интересно также, само по себе, с литературной стороны, предисловие К. Свасьяна.
Полиграфия: ничего, заметил пару опечаток.
Рекомендации: для наружного использования.