fantlab ru

Михаил Зуев-Ордынец «Сказание о граде Ново-Китеже»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.13
Оценок:
114
Моя оценка:
-

подробнее

Сказание о граде Ново-Китеже

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Легенды о таинственном граде Китеже, якобы в одночасье затонувшем в лесном озере, будоражили воображение не одного поколения романтиков и историков, но... оставались не более чем красивыми сказками. Так считали и герои романа — капитан Степан Ратных и мичман Федор Птуха, фронтовые товарищи, прошедшие вместе огонь и воду, — пока волею случая не оказались... в самом настоящем древнерусском городе, схоронившемся в дебрях Забайкальской тайги.

Примечание:

Впервые напечатано — «Всемирный следопыт», 1930, № 8.-С.563-587; № 9.-С.642-655; № 10-11.-С.; № 12.-С.835-859.

Первая книжная публикация — Л., изд. «Красная газета», 1930 (Приложение к журналу «Вокруг света»).

В переработанном виде опубликован в «Уральском следопыте» за 1967 год.

Редакции заметно отличаются друг от друга.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 274

Активный словарный запас: высокий (3140 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 54%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Сказание о граде Ново-Китеже
1930 г.
Сказание о граде Ново-Китеже
1970 г.
Сказание о граде Ново-Китеже
1977 г.
Сказание о граде Ново-Китеже
1981 г.
Сказание о граде Ново-Китеже
2006 г.
Злая земля
2015 г.
Сказание о граде Ново-Китеже
2019 г.
Бунт на борту
2019 г.

Периодика:

Всемирный следопыт 1930`12
1930 г.
Всемирный следопыт 1930`10-11
1930 г.
Всемирный следопыт 1930`9
1930 г.
Всемирный следопыт 1930`8
1930 г.
«Уральский следопыт» 1967'6
1967 г.
Уральский следопыт № 2, февраль 1967 г.
1967 г.
Уральский следопыт № 3, март 1967 г.
1967 г.
Уральский следопыт № 4, апрель 1967 г.
1967 г.
Уральский следопыт № 5, май 1967 г.
1967 г.
Уральский следопыт № 7, июль 1967 г.
1967 г.

Самиздат и фэнзины:

Ущелье Большого Дракона
2022 г.
Сказание о граде Ново-Китеже
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автора можно понять: двадцать лет лагерей почти любого сломают. Вот и Михаил Зуев, пройдя через тюрьмы, лагеря и ссылки 1937-1956 годов, в оставшееся ему время занимался тем, что не столько писал новые книги, сколько безжалостно увечил старые, созданные в 1926-1936 годах. Опубликованный в 1930 году во «Всемирном следопыте» и тогда же – отдельной книгой, роман сразу вывел писателя в лучший ряд фантастов тех лет. К сожалению, для нашей литературы именно уже 1929 год стал трагическим, был создан Главлит, и советская цензура почем зря разлютоваласть почти на шесть десятилетий. Роман Зуева проскользнул буквально с последним поездом. Переиздан роман был только после смерти писателя (1967) в 1970 году, в расширенном, но совершенно искаженном автором, а еще более вероятно – редактурой и цензурой виде. Тот же художник, что и в 1930 году, Николай Кочергин, проиллюстрировал книгу, однако и тут имела место немалая деградация по сравнению с чудесным первым вариантом.

Очень многое в романе пленяет – не так много случаев у нас, когда «затерянный мир» оказался убедителен. В частности, пользовавшийся читательским вниманием роман Александра Полещука «Эффект бешеного Солнца» в альманахе НФ, вне всякого сомнения, написана под прямым влиянием «Сказания». Уже в наши дни этот сюжет живет в традиции бесконечных «попаданцев» (и в книгах А. Бушкова), причем живет неуютно – то, что во времена Алексанлра Белеява пленяло – и что сделало бы честь даже самому Беляеву – у подражателей стало весьма неубедительно. Как сюжеты динозавровых «потерянных миров» ни в коем случае не поднимаются по сей день до уровня книг Конан Дойля и Обручева, так и здесь традиция оказалось плохо востребованной. Причем беда с этой традицией началась непосредственно в этой книге: ее вариант 1970 года смотрится как подражание версии 1929 года.

Но если вам повезет прочесть первый вариант, эта книга встанет у вас на одну полку с «Человеком Амфибией» Беляева, «Бегущей по волнам» Грина, «Гиперболоидом инженера Гарина» А. Н. Толстого. Так что и оценка относится к первому варианту.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ленюсь писать не только о просмотренных фильмах, о прочитанных книгах тоже. Давно уж, года два, если не больше. Бывает, что в записи о какой-то книге походя упомяну: а ещё было прочитано то-то и то-то. Иногда и таких упоминаний не делаю. Но иногда случаются исключения. Читал книгу релакса ради, на сон грядущий, и вдруг оказывается в ней что-то настолько замечательное, что волей-неволей посвящаешь ей отдельный пост. Да, и такое бывало. Так вот, роман Зуева-Ордынца как раз из этого разряда.

Это писатель прежде всего незаурядного жизненного опыта и очень непростой судьбы. Но кроме того он был очень одарён литературно, был мастером приключенческой прозы. Всё это нашло отражение в романе, о котором речь.

В подзаголовке так и указано: роман приключений. По сюжету — что-то похожее на так любимых нынешними малоталантливыми сочинителями «попаданцев». Может, это одно из первых в отечественной словесности произведений такого рода, ведь самый первый вариант «Сказания» был напечатан ещё в 1930 году в журнале «Всемирный следопыт». Несомненно и то, что это очень нетрадиционная «попаданческая» книга. Да, герои её, люди середины XX века, неожиданно оказываются в очень архаичном мире (или, скорее, мирке), отставшем от их собственного лет на 300, но происходит это не так, как сейчас. Никаких порталов, никаких капсул времени. Четвёрка советских людей — пилот Виктор Косаговский, его младший брат Серёжа (с неразлучным псом — обман-пинчером Женькой), капитан погранслужбы Степан Ратных и мичман-минёр, одессит Фёдор Птуха летят на Дальний Восток, но вместо нужного аэродрома попадают в глухую тайгу, совершенно неизведанный край, и находят там анклав, сохранивший уклад XVII века, живущий по законам феодальной Руси.

Необычайно подробно, с яркими деталями рисует автор этот «затерянный мир». Люди XX века оказываются в нём вовсе не суперменами, как это обычно происходит с современными «попаданцами». Вообще все герои романа Зуева-Ордынца, как положительные, так и не очень, очень колоритны, черты их, манера вести разговор хорошо прописаны. Что опять-таки выгодно отличает этих персонажей от шаблонных и ходульных действующих лиц нынешних попаданческих сочинений.

Автор романа, как я уже сказал, мастер сюжета. Но также и мастер языка. По стилю больше похож на ведущих отечественных писателей первой половины прошлого века. Лично мне Николая Задорнова напомнил.

Не могу не отметить и финал — я бы сказал, тоже весьма не типичный для приключенческого произведения. Наши герои не терпят фиаско, но ещё меньше завершение их похождений хочется назвать хэппи-эндом. Дорогая цена была заплачена за ту победу, что они одержали, слишком много потерь...

Вместе с тем «Сказание о граде Ново-Китеже» — один из лучших образцов жанра, та книга, по прочтении которой испытываешь благодарность — за всё то, через что автор тебя провёл, заставил пережить.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По советским временам приключенческий роман был вполне себе. Я читал правленый вариант, где накануне войны, полагаю, что ранний был лучше. Все это по несоветским меркам, конечно, сильно второй сорт: затерянный мир в тайге, импорт революции, уродливая старица и прекрасная молодчица, Джим Хокинс. В обилии и японо- белобандитские шпионы. Короче, трафареты прыгают среди клише. Читается легко, какой то изюминки или стилистических красот не увидел. В конце 20- х полуобразованное население нужно было как то развлекать: для решения этой задачи роман и написан

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг прочитанная мною в этом году. Читал переработанную версию выпущенную в серии БПНФ в 1970 году. Книга читается запоем, такого яркого и интересного языка больше нигде не увидите. Ещё стоит обратить внимание на иллюстрации к книге — они изумительные, автор иллюстраций Николай Кочергин.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне хороший подростковый приключенческий роман. Хочу подчеркнуть — приключенческий, ибо от фантастики здесь ничего нет. С очень большой натяжкой можно считать фантастикой — длительное существование в тайге замкнутого мира небольшой группы людей. Так можно вспомнить недавнюю историю конца 20-го века, когда в тайге находили людей, ушедших от мира сего и ведущих первозданный образ жизни. В остальном всё, как в стандартном советском боевике: плохие и хорошие герои, обязательно шпионы и белогвардейцы, обязательно революция, обязательно победа и ура советской власти...

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная мягкая приключенческая историческая фантастика, идеальная литература для юношества, намного оставившая позади современные книги о «наших там». Эта история о попаданцах очень напоминает обручевские «Плутонию» и «Землю Санникова», конан дойловский «Затерянный мир» — тут также герои находят таинственное «белое пятно», на этот раз в лесном море – тайге, где обитают люди, выбравшие в XVІ –XVІI веке другую тропку для развития своего социума – они Иные, бегущие от царской неволи, «заблудившиеся в веках», с иным мировоззрением, культурой, чудным для нас бытием, а в чем-то даже и лучшим. И теперь я понимаю где Александр Бушков слямзил для книги «Охота на пиранью» идею потайной таежной заимки, живущей прошлым.

Тут есть смешение времен и миров, любовь, дружба, шпионы, тайные разработки драгоценной платины, белогвардейцы, монголы, народный бунт, подземные ходы, тайники, пыточные, и все это с легким, почти теряющимся на фоне приключений, налетом соцреализма (что, впрочем, не помешало мне насладиться книгой).

Описания быта новокитежградцев неприукрашенные и реалистичные — нет в них сладости и приторности, которыми грешат современные авторы, дабы было легче привлечь читателя. Все в Ново-Китеже обыденно и необычно, мрачно и красочно, богато и нище одновременно.

Легкий слог автора, устаревшая лексика в речи новокитежградцев придают особый неповторимый колорит повествованию. Ах, как же радуют меня, словно медовые прянички, сладенькие словечки — глупомудрый, сладкоядение, глядельце (зеркало), подглядчик (шпион), растерханный (растерзанный), суеслов (болтун), стригальник (парикмахерская), уедие (поедание), лесомыки (охотники), часомери (часы), утеклецы (беглецы)... А уж как бранятся замысловато таёжные сидельцы (ажно завидки берут) — тут тебе и червь дерзновенный, и, трухлявая кочаруха, и онучи вонючие, и тумак тумаком, и глуп как стог сена, кутья тухлая, дубинноголовый, трупоядец проклятый (часть ругательств беру на заметку – всяко в жизни пригодится).

Хороший роман, к сожалению, непрочитанный мной в детстве.

Книга обязательна для прочтения романтикам.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший фантастико-приключенческий роман, особенно для детско-юношеского возраста. О том как во время тумана в глухой тайге сел самолет и три советских человека выбираясь из этой тайги набрели на «затерянный во времени» город. Этот роман можно отнести к разным жанрам, здесь и фантастика, и приключения, и история. И написан он еще в довоенное время, и относится к плеяде первых советских фантастических романов. Написано легко и увлекательно, мне книга понравилась.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ставший сейчас тривиальным сюжет — «наши там», подан очень изящно. Не надо ломать бедную голову, как же ГГ запихать в глубь времен, к сабелькам, да топорам, чтобы удаль молодекую потешить! А все потому, что не надо ни куда, никого переносить, кроме прошлого, есть параллельное (нет, нет.. не другой мир.. не отсталая африканская страна, где может до сих пор бродить Хатако) с пищалями, да бердышами, расстегаями, сытом и квасом..

Все мы понимаем, какой подоплеки можно ожидать от книги напечатаной во времена веры в светлое будующее. Но, как уже говорилось, может дать фору современным писателям, любителям «Светлой Руси» и остальным прогрессорам. Один из ГГ в недоумении вертит головой.. «А где же терема? Кругом грязища. Хлеб какой-то не вкусный. А мыло вообще воняет!». Крестьянский быт подан очень хорошо. Вероятно потому, что медлено менялся, у автора была возможность все увидить своими глазами.

Итог: Резюмюруя все выше сказаное — учитесь, господа писатели, остальные просто читайте! Книга безусловно, колоритная и заслуживает внимания.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детстве перечитывал этот роман много раз и мечтал, что когда-нибудь по нему снимут телефильм — очень хотелось увидеть происходившие события на экране. Я подбирал актёров на роли, прокручивал в голове сцены, раскадровки, каким образом то или другое можно было снять... Но ни один режиссёр так до сих пор и не вдохновился этой историей.:frown:

P.S. а шифром из книги долгое время пользовался в школьные годы. К сожалению, моё издание 1977-го года безвозвратно и трагически погибло дома, пока я служил в армии.:weep:

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книжка, в общем, отвращения не вызвала, хотя и в мой детский топ не вошла. Осталась где-то там, между немцовыми и олгоями-хорхоями. Местами — исторически-познавательно (на уровне школьной программы), местами — приключенчески-захватывающе (Млодик, Власов, Армия Трясогузки снова в бою). Но самое сильное, отчетливое впечатление, оставившее свою царапку и в памяти и на литературных вкусовых сосочках- это некая ироническая неуместность. Анахронизмы анахронизмами, у Обручева вон тоже динозавры-онкилоны пробегают, но здесь не то. Сильно напоминает историю о том, как товарищи Лось и Гусев устроили Революцию при помощи нагана и парочки гранат. Устроили в месте, совершенно для революций не приспособленном. Есть что-то общее у реликтовых литературных чегевар — а именно чуждый культурный фон, на котором отчетливо выступает фигура в тельняшке с наганом, наглой белозубой улыбкой и широко раздутыми ноздрями, наполненными классовым чутьем.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх