fantlab ru

Адам Нэвилл «The Vessel»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.40
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

The Vessel

Роман, год


Издания: ВСЕ (1)


Издания на иностранных языках:

The Vessel
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вышедший аккурат к Хеллоуину новый роман Нэвилла оказался самым маленьким у автора. Всего сто семьдесят страниц (и это с не самым коротким послесловием автора).

Сюжет узнаваемый. Испытывающая финансовые трудности и скрывающаяся от абьюзивного (ненавижу это слово:) мужа, мать-одиночка по имени Джесс Макмэн устраивается на работу сиделкой в старинный особняк. Ухаживать ей предстоит за хозяйкой дома, — старушенцией по имени Фло Гарднер, тяжело страдающей от психического расстройства (ну и вообще). Понятное дело, что особняк Гарднеров странный, вещи в нем тоже странные, лужайка за домом — и та странная. Отношению между Джесс и Фло не складываются от слова совсем. Вдобавок, вскоре ее ночные смены начинают наполняться тревожными эпизодами, загадочными деталями и жуткими видениями (нужное подчеркнуть). В одну из таких смен она вынужденно приводит в особняк свою дочь Иззи и с удивлением наблюдает, как Фло из старой карги превращается в милую бабульку, и обе они в восторге от общения друг с другом. В общем, очень скоро, используя странный (же) сверхъестественный... навык?, ритуал?, — Иззи наказывает своих школьных обидчиков, а Джесс окончательно убеждается в том, что Фло совсем не та, за кого себя выдает.

Прочитывается роман за один вечер, очень быстро. И дело не только в его малом объеме, но и в его... легковесности что ли. Здесь совсем нет свойственных Нэвиллу описаний, будь то интерьеры запущенных английских усадьб или же бесконечной подавленности главного героя (хотя и то и другое присутствуют). Персонажи скорее примитивные функции, нежели те депрессивные, замученные бытием личности из предыдущих романов автора (хотя архетипы в истории типично нэвилловские, один в один). Сюжет стремительный, киношный. Главы короткие, в три-пять страниц. Кто сказал сценарий?

Да сам Нэвилл в послесловии и сказал:). Именно так. Роман «The Vessel» — это литературно обработанный автором сценарий, написанный им же на пробу для экранизации. Отсюда и объем (близкий к стандартному ТЗ сценариста), и скудость обычно присущих Нэвиллу приемов, и вообще вот это все. Оценить такую работу очень сложно. Вне всяких сомнений, роман по-нэвилловски узнаваем, но при этом он во всех смыслах беден, схематичен. Фильм вряд ли был бы лучше.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не зная броду…

***

«Сосуд» Адама Нэвилла – короткая книга, которую английский мастер хоррора превратил в роман из сценария. Впрочем, это не секрет, Адам и сам говорит об этом в конце произведения.

…Джесс – молодая мама, которая с трудом справляется с финансовыми трудностями. У неё есть дочь (Иззи) и бывший муж по имени Тони. Тони больше не живёт с Джесс и Иззи по определённым причинам. Джесс наконец-то находит работу сиделкой у старушки Фло. Фло давно парализована, она ест только печенье и самозабвенно смотрит в сад за окном. Вот только на деле дом Фло оказывается далеко не простым жилищем, а старушка – не простой пожилой женщиной. Вскоре Джесс понимает, что ей нужно опасаться не только за свою жизнь, но и за жизнь дочери…

Итак, Нэвилл устал ждать, когда его сценарий снимут (а ведь у него есть две неплохие экранизации, хотя это в большей мере относится к великолепному «Ритуалу»), при этом сам сценарий ему настолько понравился, что он переработал его в роман. И это заметно по кинематографичным сценам (кольцевая композиция с экстерьером), по коротким предложениям. Автор не скрывает любви к ужасам (фильмам), но помнит и о любви к литературе. В итоге даже в фамилии главной героини есть пасхалка, отсылающая читателя к одному из кумиров Нэвилла в жанре ужасов.

«Сосуд» строится вокруг одной сюжетной линии, хотя несколько раз автор сознательно уходит в главы, где ПОВом является не Джесс, а Изи. По сути здесь ровно одна локация (остальные – просто дополнение) – это викарий, дом Фло в деревне Эадрик. Это тихое, идиллическое место, хотя Джесс замечает странные вещи. И в доме подопечной, и в соседях. Постепенно автор нагнетает обстановку. И с этим у Нэвилла нет проблем. Работает всё, в том числе стиль повествования – в настоящем времени. В итоге текст оказывается тягучим, читатель в нём буквально утопает. При этом Адам не забывает всаживать в нервные окончания иглы ужаса. И, конечно же, читателя ждет неплохой такой твист. А значит, автор здорово проработал тропы.

Что сказать о минусах? Роман короткий. Слишком короткий. Со всеми вытекающими. Хоррора могло быть и побольше. Боди-хоррора почти нет. И всё же стиль Адама узнаваем.

Заключение: хороший роман, тягучий и злободневный. Жаль, что Нэвилл решил уйти в стезю сценаристов. Вернее, не столько жаль, а жаль, что ему это удается с трудом. Всё же наиболее сильным автор выглядел в своих полноценных романах. В «Ритуале», в «Номере 16», в «Судных днях». И всё же лучше хотя бы такой роман-сценарий, чем ничего.

PS: отдельное спасибо за фолк-мотивы. Нэвилл очень уж любит эту тему.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх