fantlab ru

Фрэнсис Невинс-младший «Ellery Queen: The Art of Detection»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Ellery Queen: The Art of Detection

Произведение (прочее), год



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

... В светлый полдень раннего лета 1928-го года двое прилично одетых и неуловимо похожих друг на друга людей лет двадцати, встретились за обедом в итальянском ресторанчике на Манхэттене. Их оживленные взоры привлек заголовок о литературном конкурсе в журнале «McClure». Если быть точнее, Эммануила Леповски * и Давида Натана (таковы были имена молодых людей — двоюродных братьев) привлек не сам конкурс, а предлагаемая сумма выигрыша -7500 долларов. Кузены быстро расправились со spicy antipasto и ... в течение следующих месяцев забыли обо всём, чтобы успеть сдать рукопись с романом «Тайна римской шляпы» ровно к 31 декабря... Поскольку это все-так отзыв на книгу, а не пересказ, я не буду говорить что было дальше, и каким образом в судьбу шустрых кузенов (вскоре выбравших звучные псевдонимы Манфред Б. Ли и Фредерик Дэнней, прикрытые, в свою очередь, для надежности, еще и общим псевдонимом — «Ellery Queen»...) вероломным образом вмешалась писательница Изабель Бриггс -Майерс... А так, на самом деле приятно читать книгу (особенно если герои давно знакомы), написанную профессионалом — профессор Френсис М. Невинс был лично знаком с обоими братьями, да и сам публиковался в их журнале — здесь содержится масса биографических сведений и очень трезвых комментариев (среди которых минимальное число льстивых) почти ко всем произведениям Эллери Куина.

Вообще, Ли и Дэнней- это в некотором роде, «Стругацкие» детектива, если рассматривать их по вкладу в свой жанр, не говоря уже об особенностях работы в братском дуэте. (Также обращу внимание и на следующее полумистическое родительское сходство обоих тандемов- «Натан» в одном случае, и «Натановичи» — в другом...). И, раз мы на сайте по фантастике, начну с конца — отмечу указанных в книге Невинса тех мастеров этого жанра, которые позднее подключились к работе над брендом «Эллери Куин». Да, как говорится, « с деньгами не так хорошо, как без них плохо...».

# Пол У. Фэйрман. Написал «Неизвестную рукопись доктора Уотсона» / «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» (1966) по мотивам сценария теленовеллы. Первоначально работа была предложена Джону Диксону Карру, но «маэстро» отказался по причине плохого здоровья. Ли и Дэнней дописали лишь последние (!) главы. /Эх, а я то в юности наивно считал, что это их полноценная книга. Скорее всего, «Наука и Жизнь», где впервые печатался роман на русском языке, и слыхом ни слыхивала ни про какого Фэйрмана. С другой стороны, у Фэйрмана получилось весьма и весьма неплохо, а кузены наверняка сэкономили рубликов на гонораре, чем ежели бы на его месте оказался более именитый автор — ранга того же «маэстро»./

# Джек Вэнс. Этот специалист по научной фантастике написал несколько книг для бренда, но никогда не признавался в своих деяниях публично. Слово Невинсу: «Чем меньше о его детективных способностях будет сказано, тем лучше». Тем не менее, он своеобразно отмечает книгу Вэнса «Комната чтобы умереть»: «Запертая комната и умная головоломка. Но написана книга плоско и сюжет построен на удивление по-дилетантски»... И о «Теории безумца»: «Придуманная уловка требует, чтобы Бог восседал на коленях у убийцы, но чудесная, хотя и совершенно неуместная модель железнодорожной репродукции страны Оз является ярким пятном в этой заурядной работе...».

# Теодор Старджон. Невинс считает книгу этого корифея фантастики лучшей среди тех, где подключались «писатели-призраки» (речь о работе «Игрок на другой стороне»), сделанной Старджоном по наброскам Фреда. Невинс также утверждает, что сам Хичкок был вдохновлен этой книгой (хотя как раз в этом можно усомниться — «Психоз» то раньше вышел).

# Аврам Дэвидсон. К «Восьмому дню» у обозревателя неоднозначное отношение («вдохновлен его чтением о свитках Мертвого моря. Зная Дэвидсона, я подозреваю, что источником послужила серия статей Эдмунда Уилсона в «The New Yorker»...); но пишет, что «Латунный дом» — это да, действительно его книга.

# Фрэнк Белнап Лонг. «Тайна Зелёной Черепахи» опять же, писалась под контролем Фреда.

Вообще, читая книгу Невинса, понимаешь, насколько велики были талант и тяга этих двух простых парней, Леповски и Натана, делать деньги. Ведь они не только усердно и без устали работали над книгами, но и крапали сценарии, розыгрыши, делали радиопередачи, редактировали книги других авторов, наконец, создали знаменитый журнал «Ellery Queen Mystery Magazine»...

И вот еще несколько примечательных фактов из книги Невинса, на сей раз обычных, без фантастики:

- всю жизнь братьям приходилось оправдываться, что вторая часть псевдонима «Куин» — «Королева» не имеет отношения к сексуальным меньшинствам, а родилась во время карточной игры;

- персонаж «Джуна» из ювенильной серии назван так в честь авангардистки Джуны Барнс;

- долгие годы (до 10 октября 1936-го года) псевдоним «Эллери Куин» являлся тайной -на людях оба кузена появлялись в масках — раздельно, никто не знал что книги пишут два автора. Соответственно, один изображал Эллери, а другой -Барнеби Росса (другой псевдоним для серии о глухом актёре театра Шекспира -Друри Лейне). Самый фарс происходил, когда они одновременно появлялись на публичных мероприятиях в масках и начинали показательно спорить друг с другом, разыгрывая из себя авторов -конкурентов;

- по мнению писателя Энтони Баучера, развязка «Тайны французского порошка» — «самая восхитительная в истории жанра»;

- в «Тайне греческого гроба» Эллери неверно цитирует латынь («ne quis nimus»), и потом столь же неточно озвучивает ее как совсем другую пословицу;

- Невинс в пух и прах разносит «Тайну китайского апельсина» (одна из самых популярных и рейтинговых книг дуэта у читателей): «запредельные физические манипуляции, которые невозможно представить. И почему жертва так много болтала о своих планах первому встречному, когда, по идее, должна была помалкивать. Наконец, где экспертиза копий?»;

- мало кто знает, как расстроились Ли и Дэнней летом 1939-го года, прочитав в «Saturday Evening Post» роман Кристи «Десять негритят». Дело в том, что они работали тогда... точно над таким же сюжетом. Братья сильно огочились и на следующий год остались без романа. /Прямо хочется спросить — таки чем докажете?/;

- к нескольким ранним эпизодам телесериала «EQ» написал музыку легендарный 'хичкоковский' композитор Бернард Херрманн;

- идея журнала возникла у Дэннея после серьезной автомобильной аварии в ноябре 1940-го года.

* Мать Леповски — Ревека, являлась дочерью еврейских иммигрантов российского происхождения Леопольда и Рахили Валлерштейн.

Итого: информативная работа и, несмотря на массу достойных критических замечаний со стороны Невинса в сторону объектов его повествования, завершить хочется доброй цитатой к великолепной повести братьев, «Светильник Божий» (1935) : «возможно, это лучшая атмосферная загадка, когда-либо написанная в таком формате./.../Куин показывает ужас вселенной, брошенной на демонический произвол, а затем изгоняет его с помощью строгого использования инструмента, подаренного нам случайностью, космосом, или Богом -как бы вы его ни называли: благодаря просвещенному человеческому разуму...».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх