fantlab ru

Нэнси Кресс «Нищие и выборщики»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.00
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Нищие и выборщики

Beggars and Choosers

Другие названия: Beggars & Choosers

Роман, год; цикл «Неспящие»

Аннотация:

Cупер-Неспящая Миранда Шарифи, взбунтовавшись против своей деспотичной бабки Дженнифер, сорвала планы сецессии Святилища Неспящих от США и получила взамен гарантии неприкосновенности для себя и остальных генетически модифицированных детей-гениев.

Тринадцать лет спустя все Суперы переехали на остров, который возвели для себя у юкатанского побережья. Так это называлось: «возвели». В один месяц была то международная океанская зона, а в следующем там возник настоящий остров. Не плавающая конструкция, как искусственные острова, но скала, уходящая вниз к самому континентальному шельфу.

Никто не знал, как удалось Неспящим разработать необходимую для этого нанотехнологию. Многие бы отчаянно хотели это выяснить. И едва ли не пуще всех — правительство США, вынужденное кормить сто двадцать миллионов потомственных безработных в условиях хронического бюджетного дефицита. Правда, так получилось, что убежище Суперов прикрыто самыми сложными силовыми полями, известными науке, и фактически неприступно.

Лишь одному из обычных людей, Спящих, дозволено проникать под прикрывающие остров щиты и покидать его по своему желанию. Это Дрю Арлен, артист в жанре визуализации сновидений, любовник и, с недавних пор, послушное орудие Миранды Шарифи...

Входит в:

— цикл «Неспящие»


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1995 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1995 // Роман

Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Испанские нищие. Нищие и выборщики
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Beggars and Choosers
1994 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Номинант Хьюго 1995 года и Небьюла 1995 года. Потрясающий сюжет! На фантлабе только 4 оценки -никто не читал роман.

Второй роман цикла «Неспящие». События описываются через 10-15 лет после событий первого романа цикла.

Основная мысль — изменение эволюции человека принудительно.

Мы знаем или делаем вид, что знаем, что эволюция человека подчиняется законам природы и происходит вне желания живого существа. И каким будет человек будущего физически можем только догадываться, отдав эту проблему на откуп судьбе.

Автор начав в первом романе мысль об изменении генетически человека, продолжает её развивать и во втором романе. Повысив планку и переведя вопрос уже в область философии.И если часто некий высший Разум вмешивается в развитие человечества в произведениях писателей, Нэнси Кресс возложила эту задачу на самих землян, создав в первом романе расу Неспящих. Неспящие из-за наличия свободного времени( не спят же) стали более развитыми, чем остальные люди планеты.Среди них появились СуперНеспящие, которые и мыслят иначе и видят дальше , чем остальное человечество.

Вот здесь и начинается философия автора — можно ли принудительно с использованием генетики изменить эволюцию человека, сделав его иным. СуперНеспящие это сделали — появились люди со способностью питаться фотосинтезом, обеспечение пищей не требуется, цивилизация может оказаться не нужной, все рушится в мировоззрении людей. А кто им дал на это право? И кто имеет право ограничивать технологический прогресс?

Автор вовлекает в спор все персонажи романа, сделав это всё на фоне противоречий общества — существуют ослы( элита общества) и жизнелюбы(чисто потребители и выборщики, основная задача которых потреблять и выбирать в органы власти ). Утопия превращается в антиутопию.

Один из тех романов, которые дают пищу для нестандартных размышлений.

Ещё есть третий роман цикла — куда нас заведет автор?

Советую всем прочесть — особенно любителям элитной фантастики.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/2ZOHq4p + https://bit.ly/3dkYmU8).

В «Beggars and Choosers», продолжении переписанных из одноименной новеллы «Испанских нищих», Кресс с немалым изяществом дает отповедь всем скептикам, уверенным, что на литературу бесшовно переносится популярный принцип “мальчики зарабатывают, а девочки тратят”, то бишь — девочки не умеют в киберпанк и постапокалиптику. Умеют. И способны послать Землю кубарем прочь с насиженной орбиты, если их как следует разозлить пренебрежением к интеллектуальной мощи новой литературной волны, которая в 1994-м уже лет двадцать как неслась, уверенно разгоняясь, курсом на столкновение с информационной эпохой актуальной истории.

Такое решение выбирает и Миранда Шарифи, Супер-Неспящая, после кажущегося акта конформизма и преклонения перед авторитетом властей Соединенных Штатов Америки: действительно, кто, как не она, сдала федералам свою бабку, сверхчеловеческую террористку Дженнифер Шарифи, вздумавшую угрожать США уничтожением пяти городов. Миранда выросла в Святилище Неспящих, на ультразащищенном орбитальном хабитате, и стараниями бабки претерпела такие радикальные генетические модификации, что и мыслить-то как человек больше не в состоянии. Впрочем, именно эта непредсказуемость мысленных рисунков, как может показаться, и сыграла с Дженнифер, а заодно Лейшей Кэмден из «Испанских нищих», очень злую шутку. Дженнифер и остальные члены ее подрывной ячейки заточены в тюрьму с внятной перспективой провести там остаток (очень долгой) жизни, а Лейша тщетно пытается подобраться к Миранде если не напрямую, то через ее любовника Дрю Арлена, художника осознанных сновидений, чтобы выяснить, чем же таким занимаются повзрослевшие дети-Суперы на острове у мексиканского побережья. Недалеко от места, где шестьдесят пять миллионов лет назад упал Чиксулубский астероид, расчистив экологическую нишу для пришествия млекопитающих. Не может ли получиться так, что оттуда же начнется вытеснение старого недоброго человечества мультиадаптивным видом, куда лучше приспособленным к выживанию в условиях интенсификации информационных потоков?

Да, причина упадка американской экономики уважительная: монополия федеральных властей на дешевую Y-энергию, открытую Кэндзо Ягаи, наконец разрушена, и теперь все страны мира получили к ней равноправный доступ. Но какое до этого дело ста двадцати миллионам пожизненных безработных, которые искренне уверены в своем праве по рождению на аристократическую праздность и безусловный допуск к линиям раздачи синтетической пищи, одежды и техники?

Если ваше благополучие всецело завязано на передовую автоматику, для обслуживания которой требуется не более двадцати-двадцати пяти процентов былой рабочей силы, вы оказываетесь перед простым выбором: уничтожить бесполезных или задобрить их ради голосов в президентской/парламентской гонке — а эти последние состязания, как хорошо известно, в США исстари наделены самопричинной ценностью и ведутся практически непрерывно.

Первый, людоедский, вариант выбирают у Кресс отсталые государства Африки и Латинской Америки, второй же могут себе позволить страны, претендующие на производство смыслов человеческого бытия. Но что, если автоматика внезапно забарахлит, а прилетевшие на шум инженеры техподдержки обнаружат, что и это производство выведено на аутсорсинг,  к оперившимся под индиговым небом сингулярности ранним пташкам, которые, подобно мне, еще подростками наизусть выучили уроки Мидвича? И озаботились защититься от плачевной судьбы тамошних кукушат, не прошедших квалификационное сито коллегии выборщиков.

Роберт Энсон Хайнлайн пустил как-то в обиход фразу «Лепестки двери разошлись» («The door irised open»), долженствующую средствами элегантного минимализма подчеркнуть технологическую и, опционально, социокультурную инаковость сеттинга повествования. Впоследствии она часто обыгрывалась или попросту цитировалась без кавычек — вплоть до новеллизаций франшизы Хищника. По горячим (и вполне способным того сильнее раскалиться по новой) следам вспышки уханьского коронавируса было бы неплохо наделить умеренно культовым статусом фразу, которая, с одной стороны, отвечает требованиям к “ненавязчивому инфодампингу инаковости”, с другой же, свободна от привязок к Золотому веку НФ, восприятие наследия которого и классификатор титанов у каждого поклонника фантастики, вероятно, свои.

«Beggars and Choosers» отличный пример такой фразы как раз и предоставляют — устами деревенского простачка Билли Вашингтона, хотя в конце весны 2020-го, когда Джорджу Флойду перекрыли кислород, она внезапно перестала выглядеть совсем уж необычно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Утром дня, когда президент объявил военное положение, я нашел у реки мертвого генномодифицированного зайца-беляка.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх