Олег Дивов «Занимательное искусствоведение»
О том, как русский искусствовед Шульман, в знак протеста против диктатуры, провел бесстрашную акцию, раскрывающую всю подноготную бесчеловечной тоталитарной сути русского авангарда.
Входит в:
— антологию «Пароход современности», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
РосКон, 2024 // Повесть, рассказ. 2 место («Серебряный РОСКОН») |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pomarki, 14 апреля 2023 г.
Олег Дивов однажды написал роман «Выбраковка», за который на него страшно обиделись антифашисты. Дивов ещё говорил, дескать, дураки – это социальная сатира. Времена изменились, Олег Дивов теперь эдак вот шутит:
«…у русских есть воля к жизни. А вы хотите сдохнуть вместе с Америкой. Ну… Это ваш выбор. Значит, горячий вам фашистский привет, хе-хе».
Про свой рассказ Олег Дивов пишет так: «Зверское бескомпромиссное стебалово, глумление и издевательство».
Скорее! Скорее читать! В первых трёх рассказах было как-то кисло, а тут эвона что обещают, стебалово!
Маму он считает предательницей за её слова в его сторону: «Ну весь в отца, такой же неблагодарный жиденыш», но не против, когда она помогает ему деньгами.
Папу он не любит, равно как и всех евреев: «Фашисты пархатые».
Он тусуется с Настиком и Катюсенькой, глупыми похотливыми девками, которые мечтаю о папике, бухле и наркоте.
Ещё он тусуется с мистером Ливингстоном, каким-то мутным типом из Англии.
Ещё он дружил организмами с местной профессоршей, но потом они поругались, и Шуша сидит без денег и друзей, мечтает свалить в Америку, но понимает, что уедет в Мордор на шею к маме.
Реально – в рассказе ничего особенного не происходит, просто в каждом следующем абзаце Дивов показывает очередную осклизлую складку характера этого самого Шульмана.
В местный музей привозят «Чёрный квадрат» Малевича, который купила богатая местная фирма. Шуша проникает на пати, нашвыривается наркотиками и вдруг понимает, что «Чёрный квадрат» ненастоящий – грубый и наглый фальшак.
Шуша решает напоследок, перед высылкой в Мордор, устроить хеппенинг и плюнуть на фальшивку – она висит за бронированным стеклом, так что это совершенно безопасно. Разбежавшись, Шуша поскальзывается и бьётся в бронированное стекло лбом, хе-хе, и разбивает вдребезги.
А все только и ждали такого выверта, Шушу все полюбили и пригласили в Америку преподавать историю искусств! (финальный аккорд из «Ералаша») «Пара-пара-пам! Всё!»
И… Всё? А стебалово, пусть даже и не зверское, а простое такое – оно где?
UnrealQW, 28 июля 2024 г.
Мне было странно читать от вполне состоявшегося автора настолько очевидную и прямолинейную подачу пропаганды. Штампы следуют один за другим, все они без каких-либо вольностей копируют «охранительную» повестку современной России. И постепенно я стал искать второй слой: рассказ -- не просто насмешка над «либералами» и релокантами, замешанная на антисемитизме и гомофобии, а пародия -- на выжившего из ума деда, пишущего про гей-наркоманов-«либералов» на уже окончательно загнившем Западе. (Мне сразу вспомнились картины Васи Ложкина.) Однако, вглядевшись в личность автора и его политическую позицию (что легко гуглится), можно прийти к более простым выводам. Или не прийти... Рассказ -- это что? Тест на интеллект? Кто с кем играет в классики и мечет бисер?.. Где же настоящее дно произведения? -- это, внезапно, становится неочевидным... Вот такой получился пост-мета-рассказ: личности авторов (я про Дивова и Малевича) и их высказывания в произведениях и за их пределами переплетаются. И это хорошо!
Если же воспринимать рассказ в лоб, без домысливания -- то зрелище абсолютно унылое. Передать гротескные образы персонажей Дивову, конечно, удалось, но сюжет больше чем на затянувшийся анекдот не тянет.