fantlab ru

Юрий Мамлеев «Московский Гамбит»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Оценок:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Московский Гамбит

Роман, год

Аннотация:

«Московский гамбит» написан в эмиграции и повествует о реальных событиях 1960–1970-х гг. Это роман об андеграундной неофициальной культуре — легендарном Южинском кружке и некоторых других центрах московской литературы и метафизики того времени. Роман о времени и о себе, а также о людях, которые вопреки официальной идеологии стремились к запредельному и бесконечному.

Другая аннотация:

Это автобиографическое повествование, в котором Мамлеев описывает своих друзей и знакомых, представителей московского андеграунда 60 – 70-ых годов: поэты, писатели, художники, всевозможные мистики. Но это не публицистика, не мемуары, это именно роман. И он прекрасен по стилю и по атмосфере. Напоминает русскую прозу XIX века – особенно Гоголя, Тургенева, Лескова.


Примечание:

Работа над романом была закончена в 1985 году.



В произведение входит:


4.00 (1)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Согласие 2'1991», 1991 г.

— журнал «Согласие 3'1991», 1991 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 199

Активный словарный запас: низкий (2510 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)

Избранное
1993 г.
Московский гамбит
2008 г.
Московский гамбит
2008 г.
Пять романов
2008 г.
Московский Гамбит
2016 г.
Московский Гамбит
2021 г.

Периодика:

Согласие 2'1991
1991 г.
Согласие 3'1991
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из двухсот семидесяти страниц романа первые двести — разгон, из которых первые сто поразили крайней занудностью на уровне графоманства так, что хотелось немедленно всё это прекратить с вердиктом «садись, два». Но я дал себе слово ознакомиться с «эзотерическим» произведением, поскольку это довольно таки чрезвычайная редкость, когда известный профессиональный литератор берётся писать о практикующих людях не с позиции внешнего наблюдателя (мало что понимающего в сути вопроса), а изнутри. Да ещё говорят, автор и себя вставил в качестве одного из основных персонажей (я не понял правда какого...).

Бесконечные пьянки-гулянки, бессмысленный пафос речей на грани идиотизма...

У меня в руках оказалась книга, с большим количеством иллюстраций — картин художников, послуживших прототипами этого художественного текста, и если бы не они, эти дивные картины — я бы просто не поверил во вменяемость действующих лиц, в то что они вообще заслуживают какого-либо внимания.

Из плюсов:

- интересно выведен человек по имени Саша Трепетов; с ним связана некая тайна, до конца так и не прояснённая;

- женщины хоть и представлены сплошь вычурными дурами, но временами из этого высекается странный эротический эффект;

- концовка пусть и бездарна, но в принципе приемлема.

____P.S. Ничего магического не обнаружил;

обычный реализм со всеми приметами скудного быта людей, полагающих себя эзотериками_

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занимательный очерк из жизни одного из кругов в творческом подполье Москвы 70-х, где угадывается сам автор, а также другие герои-неконформисты.

Роман-бездействие, где герои практически топчатся на месте, утопает в диалогах и рассуждениях на тему метафизических опытов, религии, оккультизма и, собственно, культуры в советских реалиях. Подпольные чтения и выставки, беспробудное пьянство и вечный поиск тайных сфер и собственного Я.

Главная линия в романе — это подготовка встречи главных героев с неким «человеком с востока». Попутно мы узнаем о многих персонажах, их судьбе и уровне вовлеченности в круги. В какой-то момент можно даже запутаться в именах и роде деятельности всех героев, так как автор практически не выделяет главного персонажа. Как правило, это люди крайне свободных нравов, и все они находятся в поиске чего-то «за гранью», они непременно хотят попасть в «адок» и прогуляться там, заглянуть «за Абсолют» и постичь внутреннее Я.

Все эти люди являются отбросами «нормального» общества, но в то же время они рассуждают о Боге, о своем поколении у которого силой отняли веру, возмущаются отсутствием свободы творчества и презирают «нормальность». Битниками их не назовешь, как и богемой, но признаки и того и другого в наличии. Очень интересная мысль озвучивает герой Муромцев в Эпилоге, на восклицание «когда же у нас появится свобода!», он отвечает, что никакая свобода не нужна. Настоящее искусство должно страдать, так как именно в таких условиях приоткрывается та потаенная дверь, чрез которую художник может получить тот гениальный свет. Если же все разрешено, что-то происходит, захлопывается какая-то дверца, и наступает пародия на золотой сон.

Если вы не читали Мамлеева, то стоит начать знакомство именно с этой книги, а не с знаменитыми «Шатунами». В книге очень явно рисуется прообраз знаменитого «Южинского кружка» самого Мамлеева, так и его учение метафизического реализма.

«Сама Россия — великая страдалица и мученица, и мы должны разделить ее путь. Но это великая и страшная радость! Страдание и радость — неотделимы! А безнадежных ситуаций нет.»

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх