FantLab ru

Александр Кондратьев «Сатиресса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
30
Моя оценка:
-

подробнее

Сатиресса

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

«Это было давно, когда в лесах и озерах жили ещё сатиры и нимфы, когда по горным тропам стучало копыто кентавра...»

Маленький мальчик Антем никогда не сомневался в существовании богов и полубогов — он жил в окружении их, была в его маленькой жизни и дружбу, и детская любовь, а когда повзрослел — проснулась и страсть....

Примечание:

Отрывок из романа был опубликован в журнале «Золотое руно» годом ранее —

Сатиресса: Отрывок из мифологического романа – № 4, 1906, стр. 45-53.


Входит в:

— сборник «Сны», 1993 г.

— антологию «Мистика Серебряного века», 2002 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Сатиресса
1907 г.
Сны
1993 г.
Мистика Серебряного века
2002 г.
Готическая проза Серебряного века
2009 г.
Сатиресса
2017 г.
На берегах Ярыни
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мифологическое фэнтези сложно написать цельный отзыв. О чем этот роман в целом? Какую мысль хотел Автор донести до своих читателей, создав столь странный полифоничный мир, где люди соседствуют с полубогами и богами, а многообразие разумной жизни заставляет замереть, дабы не нарушить уклад непохожих соседей, к которым мальчика Антема почему-то тянет гораздо больше, чем к людям.

Антем кажется главным героем романа, его глазами мы видим легендарный мир, вместе с ним переживаем острое любопытство к новому, дружескую привязанность в сатиренку, первую любовь к речной нимфе. Он человек, и живет в поселении людей, в доме матери и отца, но воспринимается как античный маугли. Среди людей Антем не имеет друзей, приятелей, подруг. Лишь два человека возникают возле него: мама, которая пытается пресечь интерес сына в нечеловеческим сущностям, и старый пастух Филодем, который учит юного пастушка ладить с полубожественным народцем, но и опасаться его. А мальчик открыт миру: он жаждет любить, дружить, испытать всю полноту жизни обитателей античного леса, вот только лес этот оказывается не его местом в мире.

Лес, река и море принадлежат полубожественным стихийным сущностям, взгляд на мир которых сильно отличается от человеческого и божественного. Антем хочет влиться в этот мир, но мир отторгает его. Антему противостоит другой главный персонаж — сатиресса Аглавра, непризнанная дочь богов, которая по рождению принажлежит миру сатиров и кентавров, но внутренне протестует против этого. Антем и Аглавра — герои антиподы, действуют, имеют цели и пытаются их достичь. Они похожи, хоть и кажутся совершенно разными по характеру и силе. Ни ему, ни ей не дано достичь гармонии с миром, стать в этом плане похожими на сатиров, кентавров, наяд и прочих существ, живущих здесь и сейчас и только здесь и сейчас способных переживать яркие чувства. Антем и Аглавра живут не только в настоящем, но также мыслями о прошедшем и будушем, у них есть цели и некоторая оценка того, что уже случилось. И они оба оказываются отвергнутыми срединным сиюминутным миром, который быстро забывает потери и спешит вперед, к дальнейшим мгновениям чувственной радости.

Вот это ощущение чужеродности и близости антиподов показалось мне главной темой романа. Люди, как боги, хотят получить всё время мира, пусть даже в пределе краткой человеческой жизни. Детеныш богов, отлученный от вечности, также не может отринуть продленное во времени восприятие мира. Они на крае, отделенные от своих и чужих, а срединный мир где-то между: живой, яркий, стремящийся к легким чувственным удовольствиям и не отягощенный такими понятиями, как любовь, преданность, планы на общее будущее.

Очень атмосферная вещь, зачаровывающая музыкой слов и чувств, которые мелькают, как лучики света, и тут же же теряются в лесном или подводном сумраке.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее по красоте слога произведение. Подзаголовок «Мифологический роман» может вызвать недоумение — объем тут разве что на небольшую повесть, однако сюжетных линий тут вполне хватает.

Место действия — Древняя Греция, в которой люди соседствуют с полубогами — сатирами, нимфами, кентаврами и прочими. Главного героя как такового здесь нет. Есть, скажем так, действующие лица, чьи судьбы прихотливо соединились между собой. Антем — мальчик, чья короткая жизнь описывается в подробностях. Его подруга детства и возлюбленная, речная нимфа Напэ, из-за которой он гибнет от рук сатирессы Аглавры. Гианес — сатир, друг Антема, безответно влюбленный в Аглавру. Пирсотриха — сатиресса, потерявшая былую красоту и бывшая недолго подругой Гианесу. Наконец, Аглавра — жестокая и гордая сатиресса, обладающая почти божественной красотой, однако отвергаемая богами и слишком гордая, чтобы жить среди полубогов и людей. И многочисленный сонм третьестепенных героев, так или иначе влияющих на атмосферу «Сатирессы» в целом.

Сюжет в романе, в общем-то, чисто древнегреческий. Вспомнить мифы Эллады о нимфах, сатирах, кентаврах, героях и можно понять — здесь всё то же самое. Те же страсти смертных, которыми владеют роковые чувства, бесконечная череда трагических влюбленностей и смертей, без начала и конца. А боги, которым молятся, к которым взывают, находятся где-то бесконечно далеко. Как бы ни пылатилсь абстрагироваться полубоги от людей — неверных, коварных, глупых, жестоких, — сами полубоги недалеко от них ушли. Трагические события начинаются, разворачиваются и хотя роман предсказуемо заканчивается, понятно, что будут еще смерти, еще страсти, на потеху и радость недосягаемым и незримым богам Олимпа.

Удивительный поэтичный язык романа настраивает на размышлительный лад. Такого рода литература не призвана развлекать сюжетными поворотами. Здесь надобно сполна получить эстетическое удовольствие. И «Сатиресса» — это скорее песнь или даже цикл песней в прозе, таких песней, которые поэты древности пели на пирах или у костров, повествуя о грустных и невероятных делах, а пирующие молча слушали, и каждый мог думать о чем-то своем, личном.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От своей матери Аглавра унаследовала красоту и жестокость. От отца — мохнатые ноги и флейту. Родившись от тайной связи двух богов, она не получила ни бессмертия, ни поклонения. Ее место — не среди равных ей по рождению божественных существ, а среди низших, демонологических персонажей — нимф, сатиров и кентавров, войти в круг которых ей мешает гордость. Жестокость — неизменная спутница одиночества. Аглавра с легкостью убивает кентавра, который просто попался ей по дороге. Аглавра обречена на одиночество. Ее единственная любовь — нимфа Напэ. Но сатиресса равнодушна к чувствам самой нимфы. Аглавра просто берет ее, потому что посчитала красивую юную нимфу своей собственностью. Она жестоко убивает соперников — юношу Антема и сатирессу Пирсотриху. Но она борется не за свою любовь, а за свою собственность.

По определению И.Ф.Анненского, кондратьевский Антем — это Дафнис. Дафнис, только более наивный. Действительно, можно провести параллель между Дафнисом — героем одного из мифов, и Антемом. Как и Дафнис, Антем пасет стада и играет на флейте, услаждая звуками музыки всех окрестных нимф и дриад. Дафнис — возлюбленный нимфы Номия. Нимфа потребовала от Дафниса клятвы хранить ей верность, обещая, в противном случае, ослепить его. Соперница Номии — Химера, соблазнила Дафниса. Номия, узнав об измене, выколола неверному возлюбленному глаза.

Антем, деревенский юноша, почти мальчик, пасет стада. В отличии от своих односельчан, он не боиться общаться с сатирами и дриадами. Еще в детстве он полюбил маленькую речную девочку, которая превратилась в прекрасную полубогиню — нимфу Напэ. Антем, поклявшийся в верности нимфе, уступает назойливым домогательствам более взрослой и опытной нимфы — соперницы Напэ. Но можно ли осуждать Антема? Он еще мальчик. Старшая нимфа, по сути, совершает над ним насилие.

Напэ — речная нимфа. Она, как и все подобные создания, живет только сегодняшним днем. В объятиях сатирессы Аглавры она забывает об убитом Антеме. В то же время, она готова забыть и об Аглавре. Когда Напэ пытается похитить сатиресса Пирсотриха, нимфа зовет на помощь, но ее крик — это скорее дань традиции. Ей, в общем-то, все равно, кто будет ею владеть. Она уже радуется новой подружке. Но после того, как Аглавра настигает похитительницу и расправляется с ней, Напэ радуется прежней подруге. В конце-концов, Напэ похищает морской кентавр.

В рассказе о похищениях нимфы Напэ, Кондратьев объединяет идею, которая была присуща многим мифам Древней Эллады: о Европе, Персефоне, Ариадне, Елене. Эти прекрасные женщины бывали похищены. Но, в отличие от древнегреческих мифов, в которых похищение приводит к какому-то развитию — будь то рождение ребенка, ставшего великим героем, или, Троянская война, похищение Напэ не приводит к какому-то конструктивному завершению. Оно лишь приближает гибель главного героя романа. Сатиресса Аглавра, расстроенная исчезновением возлюбленной, попадает в засаду, устроенную на нее кентаврами, которые жестоко надругаются над сатирессой и убивают ее. Аглавра напрасно взывает о помощи к своим родителям. Ни Пан, ни Артемида не пришли на помощь собственной дочери. Боги глухи к отверженным.

В романе Александра Кондратьева нет исторического времени, в котором действуют его герои. Повествование относится к условно-мифологическому прошлому: “Это было давно, когда в лесах и озерах жили еще сатиры и нимфы, когда по горным тропам стучало копыто кентавра, а с моря неслись пронзительные резкие звуки в завитые раковины трубящих тритонов…”.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх