fantlab ru

Марина Сычева «Солнце в силках»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Солнце в силках

Роман, год

Аннотация:

Тураах и Табата – друзья не разлей вода: вместе играют, вместе шкодят и получают за это тумаки, вместе же встают на шаманью тропу. Но не рассыплется ли в прах под гнетом одиночества, зависти и обретенной мощи их дружба? Быть сильным трудно, особенно если эта сила непонятна и вызывает страх не только у бывших товарищей по играм, но и у родной матери.


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Солнце в силках
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этой книгой мы долго привыкали друг к другу. Поначалу она читалась медленно и как-то медитативно. То ли якутские имена с повторяющимися гласными завораживали разум, то ли размеренная жизнь маленького улуса (деревни) располагала к неторопливости. А потом дети нашли старый арангас (шаманское захоронение на ветвях дерева) и с этого момента спокойствие покинуло улус, как покинуло оно в этот момент и читателя. Ящик Пандоры был открыт, а судьба маленькой удаганки (шаманки) Тураах увлекла за собой в сказочно-мифическое пространство трех миров. И вырваться из этого плена оказалось не так просто. Местами было не оторваться!

Любопытно, что эта книга неожиданно умудрилась совместить в себе несовместимое.

С одной стороны, она построена в строгих традициях классической народной сказки. Не знаю, кстати, насколько соблюдены здесь якутские сказочные традиции, скорее это что-то общечеловеческое, если верить тому же Проппу. У меня все время возникали ассоциации с русскими народными сказками из сборника Афанасьева: и походы в дальние края, и сражения с мощными врагами, и сказочные помощники, и, естественно, счастливый конец.

С другой стороны, это очень феминистическая книга. Здесь все решают женщины. Куда идти, кого спасать, за кого выходить замуж и выходить ли вообще. Мужчины, даже сильные и умные (таких, впрочем, тут прискорбно мало), все время оказываются в роли ведомого.

С третьей – это набор классических любовных треугольников, который бы сделал честь любому подростковому роману о любви, терзаниях и метаниях. И где уже в рамках суровой реалистичности самая умная девушка традиционно оказывается и самой несчастной. А самый востребованный юноша – вообще-то довольно жалок и чуть что опускает руки, но ему все прощается. Отсюда мораль – родись красивой и веселой, и счастье найдет тебя само. А лучше – мальчиком. А от ума, как известно, горе.

О чем же эта сказка? Вообще, это тот случай, когда совсем не хочется рассказывать сюжет, чтобы не портить удовольствие. Поэтому ограничусь только самым началом.

Тураах и Табата – неразлучные друзья, ищут в тайге пущенную стрелу и находят полугнилой ящик, в котором она застряла. Уже чувствуете мотивы старой доброй народной сказки? Ясное дело, стрела абы куда не падает. Стрелу они вынимают, но вместе с ней из ящика вырывается что-то непонятное. На следующий день дети просыпаются с шаманской силой внутри. У Табаты – светлая сила оленя, а длиннокосую Тураах — берут под свое крыло темнокрылые вороны.

И с этого момента их пути начинают даже не расходиться, а стремительно разбегаться в разные стороны. Табате проще – его берется обучать старый шаман, а вот Тураах приходится постигать шаманское дело с своими силами. На девочку сваливается куча проблем, начиная с осознания своей новой идентичности и заканчивая… Да, собственно, проблемы не заканчиваются. И в итоге Тураах приходится покинуть улус. Двум хозяйкам на одной кухне, т.е. двум шаманам в одном улусе делать нечего. И казалось бы, ну и ладно. Жили бы себе спокойно в разных деревнях, помогали людям, общались с духами.

Но судьбе неймется. И она подкидывает Тураах один вызов за другим, словно ехидно произносит: «Ты сильная, ты справишься». Многие ли из нас в такой ситуации отвечают: «Я умная, я даже не возьмусь»? Вот именно.

Дальше не расскажу. Потому что именно дальше и начинается самое интересное!

Что мне понравилось, помимо действительно затягивающего сюжета? То, что Табата (как же он меня бесил всю книгу!) носит на голове рога, а у умницы Тураах за спиной крылья (то реальные, то метафорические). И что любое дерево может стать соединяющим миры.

По ходу чтения напрашивается куча всяческих отсылок. Насчет стрелы и лягушки сказано выше. Аналогия с Гердой и Каем, очевидна. Волан-де-Морт здесь тоже проходил мимо. Видимо, от вечных сюжетов трудно избавиться, как бы не хотелось. Нарушает ли это все якутскую идентичность? Скорее дополняет. Как очки на носу современного шамана.

Вообще, надо отметить, что идея МИФа издать серию такого этнического фэнтези — на мой взгляд, просто отличная!

Во-первых, потому что драконы и эльфы порядком поднадоели.

Во-вторых, как показало знакомство с двумя книгами серии – у нас более чем хватает своих сверхъестественных сущностей и, что еще интереснее, картин мира, в которые они встроены и посредников между ними. Понятно, что про посредников интереснее всего.

В-третьих, познавательная составляющая – это всегда плюс. Ну, интересно же, как оно устроено у разных народов, особенно, когда изучаешь это все в формате увлекательной сказки, а не сухого академического изложения, которое еще поди отыщи (и читать лень). Например, тут вы и не заметите, как выучите с десяток якутских слов и выражение «абаас тебя забери!». Абаас — это дух, причем чаще злой (одноногий, однорукий и одноглазый — будешь тут добрым, ага), вызывающий болезнь.

В общем, это было захватывающе. Буду ждать следующих книг серии. Что-нибудь, татарское, например. Или карельское.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аналоги: Дин Лейпек Карнивора, Анна Гурова Тень с севера, Лехчина Год змея

Общий вердикт: этникааааа! Ура! И в этот раз не набившая оскомину уже азиатская или славянская, и даже не более экзотичные, но чуждые восточно-арабская и африканская, а якутская. В детстве я перечитала все сказки народов мира, которые в библиотеке стояли отдельным стеллажом, и наверное еще с тех времен нежно обожаю оригинальность национальных эпосов. Тут же полное погружение в мир шаманов Якутии. Шикарно! Жаль, авторский стиль не позволил сполна насладиться, но то, что книга заслуживает внимания – несомненно!

Плюсы.

Собственно, этника. С целым оригинальным бытом малочисленной нации никаких фэнтези не нужно (больше того, многие фантасты часто как раз так и делают – берут язык и реалии необычных народностей и используют в своих книгах). Тут по сути и не фэнтези, а мистический реализм, как у Дворецкой или Гуровой. То есть описывается жизнь вполне реального племени со вполне реальными обычаями, укладом и традициями, просто два главных героя – шаманы, поэтому могут путешествовать в нижние и верхние миры. Мне было необычно интересно узнать про подробности быта якутов, и вдвойне интересно почитать про их верования и обычаи.

Сюжет. Конечно, просто бытописания было бы мало без цепляющего сюжета. С ним тоже всё в порядке, поэтому за двух детей, волею случая открывших ящик Пандоры с духом демона и обретших разные дары – темный и светлый – очень переживаешь всю первую половину. Вторая часть, спустя пять лет, показала, что автор пока не вывозит общую линию, но даже вот так, отдельными кусками, получилось довольно интересно. Внимание держит.

Главная героиня. Тут двух основных героев зовут Табата и Тураах. Угадайте, кто из них мальчик, а кто девочка? Повествование ведется от лица девочки, и она благодаря отваге, сообразительности, уважению к природе, стремлению всем помочь несомненно вызывает эмоциональный отклик, поэтому переживаешь за нее от всей души. Второй, мальчик, оказался завистливым предателем, поэтому когда в третьей части доходит до миссии по его спасению, исход не сильно-то и беспокоил. Однако всем, даже неприятным персонажам, тут дают второй шанс.

Оригинальная тема. Согласитесь, именно про жизнь, обязанности и противоборство шаманов очень редко книги встречаются. Они в лучшем случае среди кучи героев странствуют, а в худшем и вовсе упоминаются вскользь. Тут можно радоваться: не пришлось танцевать с бубном, чтобы получить интересную по тематике книгу. Шаманы здесь разные, удаганка – темная, связанная со смертью, ученица Ворона, и уюун – светлый, связанный с солнцем, с покровителем-Оленем. Они не просто творят обряды, но и путешествуют на разные планы бытия, чтобы помочь душам.

Минусы.

Высокий порог вхождения. Я не зря предупредила, что книга не уступает эпик-фэнтези. Тут просто огромное количество необычных богов (охоты — Баай-баанай), мелких сверхъестественных существ – абаасов, и даже из предметов быта и обихода привычные только некоторые, типа юрты, улуса, дохи, но гораздо больше специфичных, вплоть до коробов, где хранят овес. Пояснения даются, но только один раз, а не запомнил – и гадай потом кто что куда и зачем. Интересно, но сложно. Лучше не слушать, а читать.

Авторский стиль. Для меня это был главный минус книги. Несмотря на все плюсы, повествование скачет по точкам зрения, то и дело переходит на настоящее время с прошедшего, пересыпано невероятным количеством звукоподражания (Крррах, — заявила ворона). И постоянно рубленые предложения. Читать это как минимум тяжело, а как максимум и вообще невозможно. Стиль точно потребует привыкания.

Раздельная композиция. Разделение на части – абсолютно классический прием. Но тут части не просто отдельные, они практически автономные, ничем не связанные. Первая часть – самая интересная – предисловие про детей, становление их как шаманов, про первые приключения в иных мирах. Но после увенчавшегося злодейского плана темного духа удаганку изгоняют. Вторая часть – спустя пять лет – по сути посвящена путешествию в загробный мир со сказочными квестами и приключениями. У меня было ощущение, что этот сюжет позаимствовали из какой-то вполне уже обкатанной легенды, настолько всё на своих местах по канону, в отличие от бытописания первой части. И третья, похоже слепленная на скорую руку, уже лишь бы по-быстрому всё закруглить – абсолютно бестолковая и шитая белыми нитками.

Каждой твари по паре. Я, конечно, тоже за красиво подвязанные ниточки, чтобы никто не был забыт. Но чтоб вот так… Возникало ощущение, что я Дом-2 какой-то смотрю, где существуют только конечное количество парней и девушек, а главная цель – найти себе пару. Совершенно неправдоподобные эмоции, возникшая на пустом месте любовь… Просто к примеру: любовь до гроба отвергла? Да? Ну и ладно, вот тут вторая еще гробее любовь появилась. Очень притянуто за уши всё в плане романтики.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх