Эдуард Дворкин «Кривые деревья. Динамическая ретрофантазия»
Мастер исторической фантасмагории Эдуард Дворкин уже известен читателям по роману «Государство и цветомузыка». На этот раз он рисует картину причудливой русской действительности конца XIX века. В этой трансформированной реальности живут персонажи вполне исторические, такие как И.С.Тургенев, но дела они творят совершенно небывалые.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 7 ноября 2012 г.
Дворкин определенно заслуживает большего внимания нежели повторяющихся в разных изданиях( озон, рид ру и цетера) восторженных откликов одного его истового поклонника, настаивающего на том, что Дворкин — это Хармс сегодня. Влияние Хармса на соовременную фантасмагорию столь велико, что отзвуки есть и у Крусанова и у Пепперштейна и Быкова-Чертанова, так что приписывать лавры как бы патентованного наследника Дворкину не след.
«Кривые деревья» выдержаны в духе куртуазного маньеризма, с прекрасными стилизациями разностилевых образчиков прозы преимущественно( но не только) 19 века, большим вниманием к гедонистической составляющей. Собственно, это типичное произведение питерской школы, представленной Крусановым, Носовым, Секацким, в отличии от которых Дворкин не ставит некоторых сверзадач, а с несколько демонстративным акцентом указывает на пустячность, сиюминутность развлечения. Он не испытывает тягу к цитатным афоризмам и русофильским идейным начинкам Крусанова, но у последнего мне всегда идейное содержание казалось балластом. В плане сюррреалистических фантазий Дворкин в одном ряду с создателями «Мифогенной истории каст», но опять-таки поскромнее и сжатей по объему. Вещица показалась мне сбалансированней и интересней «Правды» Быкова-Чертанова, с которой тоже можно усмотреть сходство, равно как и ( достаточно формальное, впрочем, на уровне сюжета и условности персонажей) с «t» нашего все. Если добавлю, что в точности стилизаций и словарном богатстве роман Дворкина решительно превосходит уткинский «Хоровод», то, пожалуй, назову почти всех авторов, в одном тематическом и эстетическом ряду с которыми воспринимается Дворкин. Круг качественного эпикурейского развлечения, ананнасов с шампанским, приправленный в случае «Кривых деревьев» изрядной долей фривольности, не переходящей в скабрезность. Тургенев, Микулухо-Маклай, Победоносцев, Пржевальский раскрашены автором в сочных петрушек с большим старанием и изобретательностью.
мрачный маргинал, 21 июня 2011 г.
«Ретрофантазия» у Эдуарда Вульфовича Дворкина — синоним альтистории. Впрочем, к альтисторическим играм автор относится несколько легкомысленно. Так, народовольцы, покушающиеся на монарха в альтернативном 1881 году, мечут в блиндированную карету не взрывчатку, но коробки с кондитерскими изделиями... А писатель Тургенев (не столь уж альтернативный) увлечённо занят созданием вполне постмодернистского гипертекста, — вместе со своей юной ученицей. Не менее увлечённо участвует в этом процессе и сам Эдуард Вульфович...