Аркадий Гайдар «Голубая чашка»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
...Маруся обвинила мужа и дочку Светлану в том, что они разбили её любимую голубую чашку. А они её и в руки не брали! Осталось только обидеться да пойти, куда глаза глядят, посмотреть на мир вокруг, на людей — детей и взрослых...
Впервые рассказ «Голубая чашка» опубликован в январском номере журнала «Пионер» за 1936 год. В том же году рассказ вышел отдельной книжкой в Детиздате.
Входит в:
— сборник «Мои товарищи», 1940 г.
— сборник «Рассказы», 1940 г.
— антологию «Под чистыми звёздами», 1983 г.
— антологию «Повести советских писателей», 1985 г.
— антологию «Лучшие рассказы для детей», 1999 г.
— антологию «Детские рассказы для внеклассного чтения», 2010 г.
Экранизации:
— «Голубая чашка» 1964, СССР, реж. Майя Маркова, Виктор Храмов
— «Лето на память» 1987, СССР, реж. Юрий Кузьменко
- /языки:
- русский (156), венгерский (2)
- /тип:
- книги (155), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Ю. Ленгель (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gamarus, 19 января 2019 г.
Совершенно случайно ко мне в руки попалось великолепное издание рассказа Аркадия Гайдара «Голубая чашка», с иллюстрациями Владимира Гальдяева. Теплые и очень живые рисунки тут же всколыхнули струны памяти, и откуда-то повеяло летом, свежескошенным сеном, бабушкиными пирогами и речной свежестью. Но вот удивительно, я точно помню, что читал эту книгу в детстве, причём с теми же иллюстрациями, но совсем не помню про что она. В памяти осталось только то, что всё начинается с разбитой чашки.
Конечно же, я решил незамедлительно посвятить часть вечера ностальгии. И это были удивительные пару часов.
Незамысловатая история о том, как на даче, мама несправедливо обвинила мужа и дочку в том, что они разбили чашку. Папа и девочка Светлана, обидевшись, пошли гулять, как говориться « куда глаза глядят». Встречи с обыкновенными людьми и незатейливые приключения в посёлке и окрестностях — вот и весь сюжет.
Но сколько в этой короткой истории спокойствия, уюта и нежной трогательности…
Аркадий Гайдар фигура в истории нашей страны довольно противоречивая и сейчас уже, наверное, его книгами зачитываются редко. Но, по-моему, совершенно напрасно. Если вам не нравится неоднозначная биография Гайдара, то всегда можно абстрагироваться от личности Автора. Как и пропускать «мимо ушей» неизменные большевистские мотивы.
Ведь главные герои книги не «белые» и «красные», главное это люди. А о них Гайдар пишет хорошо и талантливо.
«Голубая чашка» очень искренний, оптимистичный, и в какой-то мере лиричный рассказ. Не смотря на то, что написан он был более 80 лет назад — актуален до сих пор. В первоначальном варианте история носила название «Хорошая жизнь» и только перед самой публикацией, Аркадий Гайдар изменил название.
И действительно, что ещё нужно для хорошей жизни? Светлое небо над головой, чириканье стрижей по утрам, крынка свежего молока, приветливые люди вокруг, дочка, такая рассудительная и одновременно забавная, пусть улыбается и держит крепко за руку, и, конечно, чтобы кто-то обязательно ждал дома. А если что и случилось плохое, то пусть это будет всего лишь разбитая чашка.
Sawwin, 15 декабря 2014 г.
Безусловно лучший рассказ Аркадия Гайдара. Автор показывает себя тонким психологом и замечательным лириком. Здесь нет ни барабанной дроби, ни громогласных призывов. Есть жизнь. И, как это бывает только в очень хороших рассказах для детей, «Голубая чашка» адресована и взрослым тоже, причём взрослые читают рассказ совершенно иными глазами, чем дети. «Крысы из чёрных дыр», жаждущие разбить голубую чашку счастья у папы и у дочки абсолютно разные. Но нет ни малейшего сомнения, что они будут разорваны «на сто миллионов лохматых кусков».
mr_logika, 3 апреля 2019 г.
«Над страной весенний ветер веет, / С каждым днём всё радостнее жить. / И никто на свете не умеет / Лучше нас смеяться и любить».
В. И. Лебедев-Кумач «Песня о родине».
Благодаря роману «Золотая пуля» перечитываю Гайдара. Писать о «Голубой чашке» не собирался, пока не узнал, в каком году происходит действие рассказа. Марусе 29 лет, а познакомилась она с будущим мужем на Гражданской войне, и было ей тогда 17 лет. С очень большой долей вероятности эпизод, о котором папа рассказывает дочке (это хороший человек и он говорит дочке правду, иначе просто не может быть), мог произойти в 1919 году (наступление красных из Белгорода). Так что, можно считать, что на дворе год 1931-й. К Марусе под вечер приезжает «её товарищ — полярный лётчик»*. А Маруся с мужем всего третий день живут на только что снятой даче. И лётчик уже знает адрес, и «они долго сидели в саду, под вишнями». Папа с дочкой к столу приглашены не были, «ушли во двор к сараю и с досады взялись мастерить деревянную вертушку». Маруся проводила лётчика на вокзал, а утром после завтрака «вдруг собралась и отправилась в город». А в чулане её голубая чашка лежит, разбитая. Ситуация крайне напряжённая, и папа с шестилетней рыжей толстушкой Светланой отправляются куда папины глаза глядят.
Дальше сюжет будет параллельный. Цитаты из письма Калинину от пионера со станции Мучная будут чередоваться с цитатами из «Голубой чашки», т. е. из Подмосковья (а куда, кроме Москвы, мог приехать в командировку полярный лётчик?).
«Дедушка Калинин, я решился написать вам письмо, сообщить вам, как мы живём. ... [...] ...Мы работаем дружно, ударно, у нас проводится соцсоревнование, мы бьёмся к социализму. Мне 12 лет, я учусь в I ступени в 4-й группе. Сестра Вера в I группе, 11 лет, и братишка Боря во II группе, 10 лет. А сестрёнка Юля дома маленькая, только 4 с половиной года. Папа — бывший партизан, не так старый, а без зубов — белые выбили. Мой папа состоит членом союза 13 лет. Папе 45 лет, а маме 35, которая нас воспитывала 4 года, когда папа воевал с белобандитами. Сейчас папа работает плотником в коммуне имени реввоенсовета С.С.С.Р. в селе Черниговке.»
«Вышли мы за калитку, а навстречу нам молочница. — Молока надо? — Нет, бабка! Нам больше ничего не надо. — У меня молоко свежее, хорошее, от своей коровы, — обиделась молочница.»
«Мы живём очень плохо: шесть душ едоков, а работает только один папа. Кушать приходится только один чёрный хлеб, да когда получим селедки или рыбы. Молока не приходится купить: спекулянты дорого просят — одна литра стоит 2 рубля. Чтоб было за что купить свою корову**, то можно было бы бороться с дороговизной, кулаком и спекуляцией.»
«... — Есть в Германии город Дрезден, — спокойно сказал Пашка, — и вот из этого города убежал от фашистов один рабочий, еврей. Убежал и приехал к нам. А с ним девчонка приехала, Берта. Сам он теперь на этой мельнице работает, а Берта с нами играет. Только сейчас она в деревню за молоком побежала.»
Тут нужен небольшой комментарий. В 1931 году никакие евреи ещё из Германии не бежали, поскольку никто не мог себе представить, что в этой стране произойдёт через 2 года. Но Гайдар пишет фантастику, заодно объясняя, почему Санька обзывает Берту жидовкой. Санька мальчик явно из бедной семьи, а приезжий еврей устроился на мельницу (!) и у него есть деньги на молоко для дочки. И снова реализм, год 1931-й.
«У нас в селе Черниговке кооперация плохо снабжает рабочих продуктами, одежей и обувью, рабочим и нам, детям, очень трудно приходится жить. Наша мама за 8 месяцев получила только одну поллитру постного масла на нас четырёх. А на базаре стоит одна поллитра масла 10 рублей. А наш папа получает малое жалованье — 75 руб. в месяц и с этих денег плотит на заём «Пятилетка в четыре года» 10 руб. в месяц. То членские взносы, то на подписку, то за квартиру, отопление... И нам приходится сидеть на чёрном хлебе.»
Снова Гайдар. «Тут, под горой наш колхоз «Рассвет». Кругом это наши поля: овёс, гречиха, просо, пшеница. Это на реке наша новая мельница. А там, в роще, наша большая пасека. И над всем этим я главный сторож.» Дальше на своём пути папа и Света видят «табун лошадей, из которых каждая — хоть самому Буденному.» «Увидали мы и попа в длинном чёрном халате. Посмотрели ему вслед и подивились тому, что остались ещё на свете чудаки люди.» Богатый колхоз, кони для красной кавалерии стоят дорого. А на попа не зря дивились, в это время попы в деревне были уже редкостью, а на Соловках и Колыме явлением вполне привычным, только были на них арестантские робы вместо чёрных халатов. Советская власть приступила к уничтожению праведников.
«Дедушка Калинин, мы — ваши ученики, будущая смена старшим товарищам, стоявшим во власти советов. Дедушка Калинин, не откажитесь от нас, юных пионеров, приезжайте к нам в гости. Мама скоро получит сахар — будим пить чай с сахаром. У нас есть две курицы: мама наша не скупая, и она нам зарежет.» «Наш адрес: Уссурийская ж. д., станция Мучная, село Черниговка, станционная слободка. Школа I ступени №1. Получить Трокша Петр Павлович.»
Перед обратной дорогой папа отдаёт все пряники малышу Фёдору, и Света везёт домой котёнка. Теперь мыши не будут бить чашки в чулане и наступит совсем хорошая жизнь. Ещё и потому, что полярный лётчик улетел на север без Маруси.
Откуда же столько вранья*** в рассказе? А что было делать Гайдару, бывшему краскому, когда идеалы, за которые он сражался полетели в тартарары? Застрелиться, как Маяковскому? Не тот характер. Решил, что лучше немного приврать. Хотя, конечно, всё гораздо сложнее.
И последнее. Почему именно это письмо (написанное 5 февраля 1931 года) я цитировал? Во-первых, потому, что оно написано двенадцатилетним мальчиком, у которого есть нормальный правильный отец. Это к теме «Золотой пули» имеет непосредственное отношение. А во-вторых, именно в этой самой станционной слободке около станции Мучная мне пришлось довольно долгое время жить и работать. Поэтому я знаю, например, что отцу автора письма от дома до работы был не очень близкий путь, примерно 10 минут на велосипеде. Так что приходилось платить ещё и за проезд.
*) Полярных лётчиков в СССР в 1931 году можно было пересчитать по пальцам.
**) Стоимость коровы в Приморском крае в 1931 году узнать трудно. Знаю, что в Красноярском крае в 1935 году корова стоила 1300 — 1500 р. Эта цифра содержится в одном из писем В. М. Молотову, напечатанном в том же сборнике «Письма во власть», в котором приведено письмо Калинину от Пети Трокши.
***) Это враньё можно, как было сказано выше, и фантастикой назвать, кому что нравится. Колхоз, подобный описанному в рассказе, в 31-м мог существовать только, как мечта.