FantLab ru

Елена Хаецкая «Падение Софии. Русский роман»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.54
Голосов:
65
Моя оценка:
-

подробнее

Падение Софии. Русский роман

Роман, год; цикл «Русские сезоны», цикл «Русские сезоны»

Аннотация:

Петербургский студент Трофим Васильевич Городинцев, получив наследство от скончавшегося дядюшки, неожиданно для себя становится в одночасье зажиточным землевладельцем. Бросив университет, он перебирается в поместье «Осинки» близ села Лембасово. Там ему предстоит войти в непривычный быт, наладить отношения со слугами и с соседями (те и другие не лишены своих странностей), даже свести знакомство с местным разбойником Матвеем Свинчаткиным и его бандой краснорожих инопланетян. Ещё придётся принять участие в раскрытии преступления и поломать голову над тайной самой загадочной пары среди новых знакомых — эпатажной Софьи Думенской и её таинственного компаньона с греческим именем.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Басткон, 2011 // «Карамзинский крест»

Номинации на премии:


номинант
Звёздный Мост, 2011 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением

номинант
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Роман

номинант
Бронзовая Улитка, 2011 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2011 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Падение Софии. Русский роман
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2011 г.

«Падение Софии» имеет подзаголовок «Русский роман». Возможно, это и есть самое подходящее обозначение жанра этой вещи, поскольку идентифицировать его более точно я затрудняюсь.

Вещь, стилизованная под классический роман 19 века, с соответствующим слогом и антуражем, в которой «чистопородный петербургский уроженец», студент Трофим Городинцев, неожиданно получивший от своего скончавшегося дяди (Трофим и понятия не имел, что у него есть дядя) в наследство имение Осинки в шестидесяти с лишком верстах от Санкт-Петербурга, отправляется вступать им во владение и мило сводит знакомство с соседями. Вместе с Городинцевым мы наблюдаем череду персонажей разной степени странности (тут вам и что-то гончаровское, и тургеневское, и лесковское, и даже диккенсовское). Эдакая кондовая Россия, обошедшаяся без самоубийственных революций начала 20 века. Кондовая, да не совсем, поскольку параллельно привычной русской обломовщине в романе присутствуют электромобили и электроизвозчики с автонавигаторами, космические научные экспедиции, какие-то краснорожие пришельцы. А ещё — загадочные убийства, лесные разбойники, таинственные незнакомки и незнакомцы. А студент наш в казалось бы спокойной и застойной провинции оказывается в самом центре странных и запутанных событий.

Лёгкий язык, невесомый юмор, радующие слух и душу диалоги персонажей, неспешное повествование сделали для меня эту книгу настоящим лакомством. Елена Хаецкая, признанный мастер историко-фантастического романа не разочаровала и в этот раз. И — низкий поклон луганским издателям.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2011 г.

Отзывы и рецензии на этот роман совершенно не делают ему чести и, более того, отвращают от этого отличного романа всякого здравомыслящего человека.

Если судить по отзывам (и на фантлабе в том числе), то может показаться, что перед нами стилизованный клюквенный кошмарище, Толстоевский среди порок дворовых девок и гусары на выезде.

Между тем стилизация тут мягкая, и художественной роли почти не играет.

На деле роман -- довольно яркое и смелое произведение в жанре «постколониальной прозы». Ближайшие аналоги -- «Пути прилива» Суэнвика и «Пятая голова Цербера» Вулфа.

Хороший роман, не обращайте внимания на рецензии.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2017 г.

Да нет, дело тут вовсе не в причудливом мире, достаточно постмодернистки скроенном из русской классики с чертовщинкой и добротной «классической» научной-фантастики, замешанной на проблемах ксенологии. Хотя когда в зачин в духе «мой дядя самых честных правил» врываются реалии, далёкие от времени дворянских усадеб, наступает эдакий момент ммм… постистины. Но неожиданный вкус от совмещения вроде-бы несовместимого тут не самоцель, деконструкция — она и есть деконструкция — тех, кто всё же мало-мальски привык к чтению этой самой русской классики такой сдвиг заставляет острее воспринимать происходящее, меньше делая скидку на сказочность, включающуюся у многих сразу после того, как они услышат «давным-давно в далёкой-далёкой галактике» или «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» (что, впрочем, как ни крути, одно и то же).

Уж подавно не любовь к хрусту французской булки двигала пером автора, какая уж тут булка — вековечная грязь, обломовская тоска, равнодушные к человеку левитановские пустоши или шишкинские леса, где для человека место и вовсе не предусмотрено. Ну и стылые объятия медленной смерти на фоне баденских лечебниц. Зубы о такую булку сломать можно — если что и хрустит, то они самые.

Что до нехитрого детективного сюжета — он тут и вовсе не главный, детектив, где имя убийцы становится понятно раньше, чем станет известно, кто станет жертвой достаточно далёк от канонов жанра, хотя , справедливости ради, детективных линиq тут на самом деле две (просто они поначалу туго скручены) и раскрытие тайн местного «Дубровского» весьма увлекательно. А то, как эти тайны сплелись с ксенологией лично меня заставило вспомнит бриновский «Прыжок в Солнце»…

Но и эти тайны перестают быть тайнами достаточно быстро и это происходит как-бы само собой. И в последней четверти книги мы, как и было обещано в заглавии, вместе с Софией затянуты в историю её мучительного падения, падения, наступающие после того как в мир её рукою выпущено зло. Падение её не лишено красоты а зло, которое хоть и хочется назвать абсолютным, нарисовано так, что даже вызывает некоторое сочувствие… Отчего падение не перестаёт быть падением, а зло — злом…

В общем я не являюсь мастером телепатии, и не знаю, ради чего Елена это написала, но получилась у неё эдакая духовная прививка от оспы. Процедура несколько болезненная и в общем-то небезопасная, но способствующая наработке иммунитета.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2014 г.

Великолепное ощущение от сочетания языка и атмосферы конца 19 века и огромного технического прогресса — летающие автомобили, межзвёздные экспедиции, контакты с другими цивилизациями, видеокамеры и пр. Я кайфовала и испытывала непрерывный филологический оргазм. Что до сюжета, то это детектив. Молодой человек, бедный студент, внезапно получает наследство от почившего дяди (привет Онегину) и уезжает жить барином в усадьбе. Самая обычная провинция, переполненная провинциальными дрязгами и узнаваемыми типажами, этакое милое болотце (местами буквально!), оказывается, хранит в себе немало тайн и загадок. И главная из них — та, что идёт, казалось бы, не более чем фоном. Шесть баллов из пяти, опять очень рекомендую.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2015 г.

Присоединяюсь к положительным отзывам. Явлюсь поклонником цикла и читал роман медленно, смакуя.

Конечно это всё ради «хруста французской булки», но написано очень вкусно и про людей.

Удивляют тиражи. В советские времена и миллионного тиража порой было мало. Сейчас все книжные завалены пятитысячными тиражами никому не нужной макулатуры. А хорошая и достойная книга издаётся тиражом 1000 экземпляров! 1000 экземпляров на 100 000 000 населения!!! Обидно за автора...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх