Григорий Адамов «Изгнание владыки»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Утопия )
- Общие характеристики: Производственное | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Терраформирование
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Изгнание владыки» — увлекательный научно-фантастический и приключенческий роман Г. Адамова, автора широко известных книг «Тайна двух океанов», «Победители недр» и др.
Советские люди, успешно осваивают Арктику, превращают ее в цветущий край, не знающий холода. На их пути встречается много трудностей: суровая природа, происки вражеских агентов, стремящихся во что бы то ни стало помешать росту могущества нашей страны, и т. д.
Начинается острая борьба, полная необыкновенных приключений...
В произведение входит:
|
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 438
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2731 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bas, 1 ноября 2020 г.
Читал книгу впервые когда мне было 12 лет. Перечитал — без малого через 30 лет.
Скажу по-себе, что если книгу хочется перечитать — значит книга не плохая, а если во 2-ой раз еще и дочитываешь до конца — значит книга точно хорошая!
Прочел здесь массу критичных отзывов — согласен со всем, НО нужно понимать КОГДА автор писал это произведение и для КОГО он его писал.
Это сталинская эпоха, эпоха больших строек, эпоха великих побед, эпоха тяжелых испытаний и высоких устремлений.
Эта книга для молодежи, она призвана эту молодежь воодушевлять и направлять. Направлять не в бесплотные фантазии и фантасмагории, а в достижение новых целей, новых рубежей важных для Родины!
Произведение рождает непоколебимую веру в свою страну, в то, что эта страна может абсолютно все, и что никто не в силах помешать ей — ни внешний враг, ни внутренний.
Собственно на такого плана книгах и выросло поколение победителей, на чьих плечах мы стоим до сих пор.
Разбираясь в сюжете, конечно видно большое количество разного рода нестыковок, не логичность тех или иных действий героев романа, технические «наивности» и прочее, но глобально автор затрагивает две актуальные на сегодняшний день темы: тема Северного морского пути и его развития (ни этим ли сейчас занимается Россия, развивая ледокольный флот?) и повсеместный переход на электрическую энергию — чудо-аккумуляторы, электромобили, электробусы и т.д.
В заключении скажу, что как бы странно это не прозвучало, но книга в океане современной однотипной фантастической беллетристики читается на удивление свежо и необычно, естественно с поправкой на время.
Стронций 88, 6 августа 2020 г.
Боже… Боже!
Я читал и хватался за голову.
Этой книге со мной явно не повезло.
Не повезло, что до этого я читал «Дело «пёстрых» сына автора – Аркадия Адамова – и после его кропотливости, после достоверности разработок, слежек и засад, этот роман с первых глав ударил зубодробительной халтурностью. Как верил я следователям из «Дела «пёстрых», так не верил я работникам госбезопасности, преследующим Кардана (кстати, Кардан был и у Аркадия Адамова, и тоже из Германии, и тоже связанный со шпионажем – отсылка такая?). Зато, какая красота! – пусть бессмысленная: вместо того, чтобы на 30 секунд задержать поезд, в него надо было обязательно запрыгивать на ходу; вместо того, чтобы на секунду задержать геликоптер, надо лезть по непонятной фигне, типа тумбы, приделанной к его днищу, рискуя обморозиться насмерть. Эта тумба, кстати, прекрасная вещь, для того чтобы кто-нибудь туда залез и помер от низких температур перелёта – ну о «технике» романа отдельно, она тут тоже на «высоте»! Как сейчас вижу, как из геликоптера выпрыгивают пассажиры с парашютами, ибо их остановка – отличная идея, надо перенять, и деньги будут экономиться: где-нибудь в самолете: «Кто в Саратове выходит? Надевайте парашюты, ваша остановочка! И сумки, сумки не забывайте!»
Но – к офицерам-героям! Герои-герои… Идут в одиночку за опасными шпионами, видимо связанными с важнейшим для страны делом, но – в одиночку! Хинский, так вообще красавец. Начальник и друг его пропал, но он, конечно же, преследует своего «таинственного гражданина», и решает о пропаже Комарова (возможно серьёзно раненного) начальству не докладывать, ибо «оно, наверняка и само уже знает об этом»! Как?! Откуда?! И следит в одиночку за «опасным человеком» неделю – один! Это вот та безалаберность, за которую в реальном мире «Дела «пестрых» уже сняли бы с работы; там и за банальными подозреваемыми следили профессиональней, чем наши герои за шпионами; а главный герой Аркадия Адамова и за меньшее едва работы не лишился.
Впрочем, тут не одни они молодцы – вся служба такая. Следили-следили, а так ничего об этих людях и не узнали. И даже подозрительного мальчика не узнали, не смотря на то, что машины и наблюдатели шныряли вокруг подозрительного дома. Видимо, кроме слежки, в этом мире не умеют ничего. Хотя нет – умеют красиво, но бессмысленно геройствовать! Навскидку вспомнилось, как Дима с собакой и Комаровым бросились в пургу за диверсантом – и тут же нам показали, почему эта идея не пришла бы разумному человеку никогда, ну, если он, конечно, не самоубийца. И таких моментов – моментов, когда хотелось выть от бредовых решений героев, выть от отсутствия здравого смысл – масса.
Кстати, наши злодеи-шпионы тоже не лучше. Например, нужно было устроить глупое, да ещё и халтурное покушение на Хинского, и тем самым полностью себя обнаружить. И это когда всё идёт хорошо и все аварии можно списать на случайности – вот взять и обнаружить свою деятельность. Красавцы же! И это только один пример.
Да, не повезло роману, что я старше двенадцати лет, и вся эта мишура со шпионами, льдами, белыми медведями и стрельбой из световых пистолетов не залепила мне глаза, привыкшие уже отличать, где настоящее, логичное, а где бред приукрашенный «героическими» поступками.
Я тут совсем недавно читал «Финикийский корабль» Яна, и был слегка огорчён, что повесть явно на определённый возраст, что автор пытается о многом рассказать, но как учитель школьникам. Но это понятно, это более правильно. «Изгнание владыки» тоже на определённый возраст, но только потому, что этот «опредёлённый возраст» купится на шпионов, героику и прочее; запихать ему можно всё – вопросами он не задастся. А это, на мой вкус, гораздо хуже.
Этот роман напичкан авторскими техническими «новинками», он иногда даже упивается ими, отходя от сюжета ¬– подолгу рассказывает об истории какого-нибудь ледохода, или описывает двухэтажные комбайны-фабрики, или процесс «расплавления» горных пород… и всё это, на самом деле, неплохо, иногда даже интересно, занятно, местами даёт действительное ощущение советской антиутопии. Но тут – бабах! – и автор влепляет нечто столь идиотическое, что книгу хочется бросить об стену. Где-то к середине и вовсе появляется ощущение: все эти придумки сделаны с одной целью – показать, почему так не стоит делать.
Пример: работа шахты (уже не помню какой), дотошное описание: как она прокладывается, как работает – можно поверить. И тут – бабах! ¬¬– крышка для забора образца грунта (магмы) находится прямо над головой оператора (!!!). Естественно, она срывается, пробивает оператору голову, не смотря на шлем, а потом всё и вовсе превращается в трагедию… Дальше: замечательные «электролыжи» ¬– их описание, принцип работы, преимущества – чудо, а не изобретение. И тут же – почему это идиотская идея. Упал – а лыжи уехали! И ищи их в белой пустыне! Сам вездеход – шикарен, всё в нём есть. Ну, кроме средств связи. А, действительно, зачем она полярникам? И прочее и прочее…
И тут главная проблема романа. Его девизом можно было поставить (крупными буквами):
«Фантазия есть, а здравого смысла – нет!»
И в этом всё.
Как пример, один из множества-множества – все приключения на льдине. Нужно было сделать лагерь и на чудо-вездеходе оставить его, чтобы исследовать льдину. К чёрту правило: потерялся – оставайся на месте. И зачем? Чтобы был риск попасть в расщелину, угробить вездеход? А угробить было нужно – ведь зачем тогда чудо-скафандры? Действительно, не плыть же на вездеходе, который так, случайно оснащён винтом и баллонами, чтобы держаться на воде? Нужно, кстати, было проверить и чудо-лыжи. Не просто проверить, а кататься на них божий день, наверное, специально чтобы, кто-нибудь мог отстать и потеряться. И всё так – всё по-сплошному так.
Фантазия есть, а здравого смысла – нет…
И вся эта броня из штампа – вот тебе и шпионы с корнями из нацистской Германии, и мелкий трус и злопыхатель, превратившийся из друга во врага, и погони, и выживание во льдах, и честные студенты, придумывающие способ изменить мир, и смелые мальчики Димы (превратившиеся в юношу Вадима, но почему-то не в Дмитрия) с четвероногим другом, и рыцари из госбезопасности, один из которых по штампу должен погибнуть, как бы нелогично оно не было, ведь кто-то должен погибнуть, чтобы его именем, именем жертвы за всё хорошее, назвали шахты и корабли; советский пафос – я так-то не против пафоса, но не когда на дне морском проходит митинг в честь закладки первого камня и «высокое лицо» с подводной трибуны беззвучно машет руками, слыша в ответ беззвучное «ура!» – вся эта броня гремит как консервная банка, лишённая здравого смысла как главного своего наполнения, своей души.
А из всего по-хорошему, приятно вспоминается только описание медведей, моржей, да красота подводного мира Арктики… Но – Боже, Боже ¬– как же этого мало на такой большой роман!
Brother Bunny, 24 июня 2020 г.
Зря Кропус беспокоится, что «герои Адамова вызывают на планете глобальное потепление. И ничего, уровень Мирового океана не изменяется, пустыни не захватывают половину уцелевшей Земли. Всем стало тепло и хорошо. А ведь, чтобы предсказать эти последствия, не надо быть специалистом. Раз ледяные шапки тают, вода должна куда-то деться. Прощай Голандия и город Ленинград! « — если пловучие льды Арктики растают, то уровень океанов не изменится, а на ледники Антарктиды в романе не замахивались...
Кропус, 4 января 2015 г.
Почему Адамов
В романе пять основных положительных героев: Лавров, Дима, Ирина, Комаров, Хинский. Дима — Детей в таких книгах обычно не убивают, тем более, что автор писал с явным расчётом в том числе и на подрастковую аудиторию. Ирина — она за весь роман не подвергается реальной опасности. Лавров — можно в принципе: мол начинатель умер, но дело его живёт,
но лучше он всё же доживёт до своего триумфа и жениться на Ирине. Значит остаются два кгбшника, им ведь по должности положено лезть под пули. Кого из двоих? Ясно, что Комарова, ведь в этом случае останется молодое поколение в лице Хинского, которому майор успел передать опыт. Вот и выходит, что Комаров был обречён изначально, внутренней логикой сюжета.
Малость позабавила рецензия Sawwinа. Он явно забыл, или невнимательно читал, что в эпилоге когда Диме дарят безнекатиновый табак и трубку, он уже не мальчик, а взрослый юноша, что автоматически снимает протест рецензента
UMAB-C-PEX, 11 июля 2011 г.
Классический образчик Советского реалистическогоного фантастико-производственного агитпропа. И я НЕ говорю — хорошо это или плохо. Это — есть. Кто хочет лучше понять, что же такое был СССР довоенных времен — читайте: злые и коварные шпионы, отважные (но не дисциплинированные) пионеры, трудные преграды матушки-природы — ничто не устоит перед могучей поступью Советского человека! Не надо ждать милостей от Природы: выбить их и неё — наша задача!
Бонус — вполне достоверные сценки из полярной жизни: описание погоды и пророды, схватка моржа и ежа, тьфу — белого медведя и пр.
Sawwin, 28 марта 2008 г.
Впервые читал книгу почти пятьдесят лет назад. Уже тогда не понравилось. С тех пор в памяти осталась лишь одна сцена, когда мальчику (кажется, его звали Ваня) дарят трубку и кисет с табаком, поясняя, что это особый безникотиновый табак, который можно курить детям. Мне ещё не было десяти, но у меня достало ума подумать: «А весь остальной дым, он, что, не вредный?» Второй раз принялся перечитывать книгу лет десять назад. Та же история: подробности сюжета, характеры людей немедленно выпали из памяти. Сохраннилось лишь ещё одно тягостное недоумение: ведь герои Адамова сознательно вызывают на планете глобальное потепление. И ничего, уровень Мирового океана не изменяется, пустыни не захватывают половину уцелевшей Земли. Всем стало тепло и хорошо. А ведь, чтобы предсказать эти последствия, не надо быть специалистом. Раз ледяные шапки тают, вода должна куда-то деться. Прощай Голандия и город Ленинград! Но Адамову всё нипочём, главное -- шпиёнов изловить. Эх, нам бы его проблемы!
tsh, 21 марта 2012 г.
Книга действительно остается в памяти надолго! Опять же, как и в «Тайне двух океанов» — живые герои! Их ясно видишь, слышишь, понимаешь. Как будто общаешься с ними. Сопереживаешь. Они становятся родными. Ну, и конечно, техника будущего, совершенно захватывающие, полные опасности приключения! При первом чтении дух захватывало. Только вот конец подкачал — майора Комарова убивать не стоило ( чтоб потом теплоход назвать его именем). Зря автор так... В целом же — высшая оценка! Я вотдумаю, жил бы Адамов в наше время — еще б не то написал!
glorfin, 20 июля 2010 г.
Читал в издании 1958 года вместе с Победителями недр, в детстве нравилось. Перечитывал недавно Изгнание не обращая внимание на идеологический антураж, воспринимая как современный дизель-панк, чему способствуют очень неплохие иллюстрации.
god54, 11 декабря 2009 г.
Советская фантастическая утопия. Но в то время так нужно было писать, в это искренне верили, об этом мечтали. Но если оценивать литературную часть произведения то, можно сказать, что читать было интересно, сегодня уже другое мышление, поэтому над нами довлеют знания, которые и мешают восприятию произведения как литературного произведения, а не научного трактата.
evgenyi32, 27 августа 2010 г.
Без шпионов в то время нельзя было писать,ведь т.Сталин любил фильмы про шпионов.:lol:
Имею издание 1958 года.Интересно всё описано,но блин опять обязательный мальчик благодаря которому всё....
он и так всех спас в недрах.
etoneyava, 18 июля 2008 г.
Откровенная утопия в исполнении Адамова вышла так себе. Вспомнил про то, что я когда-то читал роман, только тогда, когда пробежал глазами аннотацию. Табак безвредный помню, шпионов помню ... вот мальчик опять был ... ни имён, ни лиц. Перечитывать точно не стану. не самая удачная вещь автора, мягко говоря...
Вертер де Гёте, 1 сентября 2007 г.
Все произведение-откровенная пропаганда мощи советского народа.
Заметно,что писали его в сталинские времена-враги замаскировались под обычных советских людей и вынашивают коварные замыслы.И все же в детстве прочитал с интересом.
elent, 8 октября 2006 г.
У Адамова одна и та же история: наши побеждают на ура тупых, хотя и хитро — коварных ненаших. Когда авторы поймут, что победа над дураком нникому не делает чести?
LuckyJack, 5 марта 2007 г.
Шесть баллов. Как дань далекому детству. А так, конечно, это уже не актуально:weep:
Wassja, 6 сентября 2006 г.
Все таки в то время вера в светлое коммунистическое будущее была очень сильна и видна на страницах произведений.
На мой взгляд, автор пытается подражать Жуль Верну в предсказаниях технических достижений. Кажется несколько однобоко.
Но для своего времени, наверняка, читалось на УРА.