Василь Быков «Обелиск»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Безымянный герой повести приезжает на порохоны Миклашевича, коммуниста и хорошего учителя. Здесь он знакомится с Ткачуком, который рассказывает ему историю об учителе Морозе и его учениках, среди которых был и Миклашевич. Это случилось в годы войны, когда Белоруссия была оккупирована войсками вермахта. Мороз пожертвовал жизнью ради своих учеников, но на обелиске нет его имени, хотя его постоянно кто-то дописывает. Интересная и грустная история об отваге, доблести и чести людей, подвиги которых несправедливо забыли.
Первая публикация — Маладосць. 1971. № 9.
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 1973, № 24», 1973 г.
— антологию «Повести о войне», 1983 г.
— антологию «Обелиск. Неизвестный солдат», 1985 г.
— антологию «Повести и рассказы советских писателей. В двух книгах», 1985 г.
— антологию «Повести о Великой Отечественной войне», 1985 г.
— антологию «Повести о войне», 1985 г.
— антологию «Библиотека мировой литературы для детей. Том 30», 1986 г.
— антологию «Музей Человека», 2002 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Великая Отечественная война в русской литературе», 2010 г.
Награды и премии:
лауреат |
Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры, 1974 // (повесть) |
Экранизации:
— «Обелиск» 1976, СССР, реж. Ричард Викторов
- /языки:
- русский (61), литовский (1), белорусский (11)
- /тип:
- книги (71), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Криштопайте (1), Г. Куренева (45)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 9 декабря 2022 г.
Помни имя моё...
Конечно же многие люди знают о подвиге польского учителя Януша Корчака. А если не знают в деталях и подробностях, то как минимум просто слышали о том, что он отказался покинуть своих учеников и погиб вместе с ними.
Рассказанная Василем Быковым история подвига сельского учителя ничуть не менее героическая, нежели поступок Корчака, хотя, конечно, менее известна. Как бы масштабы подвига другие — там десятки детей, а здесь всего пятеро. Однако на самом деле выбор, личный выбор и в том, и в другом случае не менее масштабен и велик — и известный педагог Януш Корчак, и сельский учитель Алесь Мороз сознательно выбирают путь, приведший и того, и другого к гибели.
Однако в повести Быкова рассказ о поступке (равно) подвиге Мороза не единственная содержательная тема, помимо этого читатель вместе с другими персонажами имеет возможность подумать о цене человеческого поступка. Ведь когда Мороз сам явился к немцам на расправу, то его не мудрствуя лукаво объявили попавшим в плен, в результате его подвиг был замолчан и затёрт, и только ценой неимоверный настойчивых усилий единственного спасённого Морозом ученика его имя было добавлено к списку погибших ребят, попало на обелиск.
Очень сильный рассказ (повесть) о тех маленьких великих подвигах простых людей во время той ныне порой оболгиваемой войны. Сколько было их, этих маленьких подвигов, и сколько ещё имён героев остаются в безвестности и вне памяти народа...
sergej210477, 9 сентября 2023 г.
Военная проза.
Хотя, нет, это не совсем верно. Повесть, обычно, включена в сборники военных произведений. Василь Быков, прежде всего, ассоциируется как автор книг про партизанскую войну. Но, описания боевых действий в книге, практически, нет.
Рассказ в рассказе. Трагическая, малоизвестная история про подвиг учителя и его шестерых учеников в 1942 году, во время оккупации в гродненской области Белоруссии. Рассказанная очевидцем событий спустя двадцать лет.
Войны в повести мало. Нет, опять, я не так выразился. Наверное, это произведение о том, что война — это не обязательно перестрелки, танки, авиация и атаки пехоты. И, подвиг — это не только уничтожение живой силы врага. История о самопожертвовании. О ответственности учителя за поступки своих учеников. О нелёгком моральном выборе человека.
Ну, и, ещё, всё-таки, в первую очередь, это рассказ о человеческой памяти.
Сложная и глубокая книга. Если все упростить и схематизировать, то, получится простая дилемма о правильности выбора: остаться в живых, или, добровольно «положить свою жизнь на плаху». Для одних людей это «глупость, идиотизм». Другие, пришли к пониманию (правда, через много лет), что именно это и есть подвиг. Может ли быть героем человек «не убивший ни одного немца», но «добровольно отдавший жизнь за други своя»?
В общем, есть много над чем подумать.
Тяжёлая, но, наверное, нужная книга.
O.K., 19 мая 2022 г.
Нет, это не военная проза, это соцреализм. Молодёжь, которой подавай приключений с автоматом наперевес, будет разочарована. Но я понимаю, зачем автор подменил жанры. Описывай он историю в реальном времени, вышло бы куцее подобие «молодой гвардии» местного разлива, бесславное и совсем не героическое. А поместив повествование в семидесятые, автор не столько рассказывал историю имен на обелиске, сколько поднимал философские и социальные вопросы, которых ещё не было в сороковые, но которые остро встали через 30 лет после победы. Почему поиском героев занимаются энтузиасты-пионеры, а не взрослые дяди из военкоматов? Почему, славя героев, славят одних и тех же? Что есть поступок Мороза: героизм в высшей степени или глупость? Что вообще есть героизм? Не заставший войну молодой человек и фронтовик по-разному смотрят на эти вещи. Даже сам фронтовик теперь, 30 лет спустя, переоценивает многое из того, что случилось тогда.