fantlab ru

Денис Иванович Фонвизин «Бригадир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
42
Моя оценка:
-

подробнее

Бригадир

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Критика светских нравов XVIII века: Бригадир влюблён в Советницу, та -- в его сына Иванушку, а Советник -- в Бригадиршу. При этом за Иванушку хотят выдать Софью. Но у неё взаимные чувства к дворянину Добролюбову...

Примечание:

Комедия «Бригадир» написана 1766—69 гг., поставлена на сцене театра в 1770, опубликована в 1792—95 гг.


Входит в:



Комедии
1971 г.
Бригадир. Недоросль
1972 г.
Комедии
1973 г.
Комедии
1974 г.
Пьесы
1980 г.
Избранное
1983 г.
Русская драматургия XVIII века
1986 г.
Русская драматургия XVIII века
1987 г.
Бригадир. Недоросль. Сатирическая проза
1987 г.
Бригадир. Недоросль. Горе от ума. Маскарад. Ревизор. Женитьба
2001 г.
Пьесы
2001 г.
Русская драматургия XVIII — XIX вв.
2007 г.
Недоросль
2018 г.

Аудиокниги:

Русская поэзия и проза
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Преотличнейший анекдотец рассказал Денис Фонвизин в комедии «Бригадир». Он нарисовал настоящую карикатуру на дворянское общество, полное лицемеров и глупцов, видящих смысл жизни в излишнем, бездумном подражании европейцам, в поддержании статуса светского человека, которое выражается я жеманстве, попытках манерно «кобениться» и расфуфыренном внешнем виде.

«По моему мнению, кружева и блонды составляют голове наилучшее украшение. Педанты думают, что это вздор и что надобно украшать голову снутри, а не снаружи. Какая пустота! Черт ли видит то, что скрыто, а наружное всяк видит».

Так, сын Бригадира, например, бредит всем французским, пытается подражать другому народу, не зная толком ничего о собственном, при этом, бедолага, не в состоянии понять, что французы над ним потешаются.

«Сын. Париж понравился мне, во-первых, тем, что всякий отличается в нем своими достоинствами.

Бригадир. Постой, постой, Иван! Ежели это правда, то как же ты понравился Парижу?

Сын. В Париже все почитали меня так, как я заслуживаю. Куда бы я ни приходил, везде или я один говорил, или все обо мне говорили. Все моим разговором восхищались. Где меня ни видали, везде у всех радость являлася на лицах, и часто, не могши ее скрыть, декларировали ее таким чрезвычайным смехом, который прямо показывал, что они обо мне думают»

Показательно, что большинство персонажей для читателя не имеют имен, а лишь узнаваемы по роду деятельности (солдафон-невежа Бригадир, чернильная душа Советник, скопидомка Бригадирша, прелюбодейка Советница), их имена упоминаются редко и лишь в диалогах, исключения составляют положительные персонажи – Софья и влюбленный в неё Добролюбов, чья фамилия говорит о его нравственных качествах. А уж сына Бригадира – манерного пустозвона Иванушку, презирающего все нефранцузское, недаром хочется назвать убогим дурачком.

Комична и речь героев – пересыпанная канцеляризмами у советника, перенасыщенная французскими словами у Ивана и Советницы, изобилующая военной терминологией у Бригадира, и простыми словечками «низкого штиля» у Бригадирши. Вот пример речи, привычной для всех пятерых:

«Советница. Оставьте такие разговоры. Разве нельзя о другом дискюрировать? Выбрали такую сурьезную материю, которую я не понимаю.

Бригадир. Я и сам, матушка, не говорю того, чтоб забавно было спорить о такой материи, которая не принадлежит ни до экзерциции, ни до баталий, и ничего такого, что бы…

Советник. Что бы по крайней мере хотя служило к должности судьи, истца или ответчика. Я сам, правду сказать, неохотно говорю о том, о чем, разговаривая, не можно сослаться ни на указы, ни на уложенье.

Бригадирша. Мне самой скучны те речи, от которых нет никакого барыша. (К Советнице.) Переменим, свет мой, речь. Пожалуй, скажи мне, что у вас идет людям, застольное или деньгами? Свой ли овес едят лошади или купленный?

Сын. C'est plus interessan.»

И опять же, нормальной русской речью владеют лишь двое – Софья и Добролюбов, молодое поколение чистых помыслами людей.

Автор также поднимает вопросы взяточничества, произвола чиновников, крепостного права, однобокого образования, развращенности дворянства, пытается найти источник этих недугов общества.

И все эти проблемы вырисовываются на фоне незначительного сюжета о, кхм, банальном волокитстве, причем увлечены штурмом вожделенных пассий все, кроме Бригадирши, не отличающейся умом и не смеющей даже подумать об измене мужу.

Блестящая комедия, ставящая во главу угла вопрос об искоренении невежества и необходимости пересмотра образовательной системы!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх