Владимир Железников «Чучело»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Лена Бессольцева приехала в другой город к своему дедушке, она перешла в другую школу, но она не занала, что её там ожидает...
«Путеводная звезда» №4/1996 г.
В 1983 году повесть была экранизирована.
Входит в:
— сборник «Ухожу из детства», 1983 г.
— сборник «Повести», 1985 г.
— сборник «Жизнь и приключения чудака», 1987 г.
— антологию «Отрочество. Выпуск 1», 1988 г.
Экранизации:
— «Чучело» 1984, СССР, реж. Ролан Быков
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 6 февраля 2025 г.
Костер детских обид
06.02.2025. Чучело. Владимир Железников. 1981 год.
Одиннадцатилетняя девочка живет со своим эксцентричным дедушкой-коллекционером. Старый дом полон загадочных картин, а за окном — тихий провинциальный городок. Новая школы, новые одноклассники и Лена по прозвищу Чучело начинается осваиваться в коллективе. Впереди каникулы, долгожданная поездка в Москву, на которую одноклассники сами собрали деньги. Кажется, что все идет хорошо … пока прогул урока не превращается в настоящую трагедию.
Только что отложил книгу, и она до сих пор не отпускает меня. Это удивительная и трогательная история о девочке Лене, которая живет со своим дедушкой Николаем Николаевичем в старинном дом наполненном картинами на берегу Оки.
С первых страниц цепляет тема школьных конфликтов. Тема социального давления раскрыта с такой пронзительностью, что становится физически больно наблюдать за трансформацией дружелюбного класса в охотников за ведьмами. Здесь каждый персонаж — это грань призмы, через которую преломляется свет человеческой природы. Особенно тяжело читать про травлю главной героини.
Не менее важной темой становится проблема взросления через преодоление конфликтов. Автор показывает, как мелкие школьные дрязги перерастают в серьёзное противостояние, заставляя героиню заново оценивать свои ценности и приоритеты. Особенно показательна сцена примирения с Димкой Сомовым. В этих моментах проступает главный посыл книги: взросление неизбежно связано с болью, но именно через эту боль мы обретаем истинную мудрость. Вот только такие потрясения легко могут сломать человека, особенно ребенка.
Нельзя не упомянуть язык произведения. Он поражает своей живописностью, подобно старинной акварели, где каждая деталь важна и многозначительна. Диалоги героев не просто передают информацию — они пульсируют жизнью, как капли дождя по стеклу, отражая всю гамму детских эмоций: от беззаботного смеха до глубокой печали. Особенно выразителен внутренний монолог главной героини, который то искрится задором, то погружается в меланхолию, словно осенний лист на ветру.
Что меня особенно тронуло — это как автор через бытовые детали раскрывает характеры героев. К примеру, заплатка на рукаве дедушкиного пальто становится поводом для целой истории любви. «Её выбирала твоя бабушка», — говорит он Ленке. И в этих простых словах — целая вселенная чувств и воспоминаний, которые добавляют очередной штришок к портрету персонажа.
Кстати, о минусах. Да, некоторые второстепенные герои получились довольно плоскими — Валька, Рыжий и другие больше служат фоном для основного действия. Да и финальное разрешение конфликта ребят выглядит немного наивным. Но разве это так важно, когда история затрагивает самые глубокие струны души?
Эта книга — не просто рассказ о школьной травле. Это пронзительная история о взрослении, о том, как важно оставаться собой, несмотря ни на что. О человеческом достоинстве и способности прощать. Именно поэтому я ставлю ей 9 из 10.
Елена0208, 22 сентября 2024 г.
Впервые я прочитала эту повесть в журнале «Пионер» в 1981-м году (я всегда любила читать и много чего выписывала). Тогда она называлась «Всего-то несколько дней».
Ох и здорово она меня тогда зацепила! Хотя, в нашем классе тоже были изгои — я писала об этом в отзыве на повесть Рэя Бредбери «Всё лето в один день». Пусть конкретных лидеров класса (как Железная Кнопка) у нас не было, а вот толпой могли и бойкот объявить и отметелить за «непохожесть». Мне в этом рассказе показалось странным отношение деда к внучке — почти равнодушное, почти холодное. А училка вообще раздражала, хотя одна такая была и у нас — она в собственном мире жила. Недавно вышла замуж и мечтала переехать в краевой центр. На нас ей было наплевать — она так и озвучивала своё отношение — «Моё дело прокукарекать, а там — хоть не рассветай»... Естественно, к ней мы со своими проблемами не обращались, нормальная классная руководительница у нас появилась уже в предвыпускном классе, за что ей благодарность навсегда.
А тогда нас ЗАСТАВИЛИ не только посмотреть в кинотеатре фильм «Чучело», но и написать сочинение, по этому фильму. Мне фильм не понравился, скажу честно — и сочинение я писала по повести, а не по экранизации (они несколько отличаются). За что и получила тройку — учитель литературы была со мной не согласна. Но... книга прочитана и задание выполнено. Содержание — двойка, грамотность — пятёрка, в итоге — три. Мы в советском Союзе жили, выделяться было опасно — я сделала выводы и больше не «выпячивалась». Читала я по-прежнему много, книги в разных жанрах «глотала», а сочинения писала по Хрестоматии. Эту историю я посчитала реальной, поверила ей сразу, поэтому и впечатлилась.
darken88, 20 марта 2022 г.
«Чучело» — произведение, которое стало определенным пиком социальных детских повестей Железникова, каждое из которых, в той или иной степени, затрагивало определенные переживания детей и подростков. Быть может, именно поэтому, эти книги смотрятся живыми и настоящими, в отлитчие от красивых рыцарских произведений Яковлева или Крапивина. Но это и не жестокость «Мальчик и девочка» Щербаковой, или малоизвестной повести «Китайский смех». В «Чучеле» — мы видим искреннюю личность юной девочки, которая, столкнувшись с несправедливостью и жестокостью свертников, через свою, практически библейскую жервенность раскрыла потаенную суть каждого из них, оставшись собой до конца, но и преобразившись, навсегда проложив пропасть между возвышенным и обыденным. Наверное, для восприятия произведения. стоит его прочитать раньше, чем посмотреть кинофильм с Кристиной Орбакайте. Лена Бессольцева ни в коем случае не вызывает жалость, скорее восхищение своей стойкостью. В наше время, когда многие дети так ранимы и предоставлены сами себе, сталкиваясь с «буллингом», или душевными переживаниями, такие книги, как «Чучело» просто необходимы.
Адажио, 4 декабря 2017 г.
Чучело. Для кого-то это тушка на Масленничку. Для кого-то — советский фильм с маленькой Кристиной Орбакайте. Я долгое время на эту историю смотрела глазами Ролана Быкова, а прочитала только сейчас. Режиссер очень подробно рассуждает о том, что снимать эту повесть нужно с медицинской точностью («Я побит, начну сначала»). Не навредить, не скатиться в бытовуху, не снять проходную подросткуовую ленту о первой любви, а показать именно боль рождения личности в человеке и становление его самости.
Повесть, на мой взгляд, это еще один представитель young-adult по-советски. Просто раньше авторы творили в рамках соцреализма, а теперь ни в чем себе не отказывают и подпускают фэнтэзийного петуха. Маленькая, беленькая, чистенькая девочка живет с дедушкой (между прочим отставным военным, фронтовиком) в старинном доме в старинном городе. То, что ее дом — волшебный замок на холме для ее же одноклассников говорит сам автор. Дом принадлежал семье с давних времен, когда прадед деда был крепостным художником. Дедушка старается собрать рассеянные по миру картины предка, девочка — любит эти картины всей душой.
В классе случается конфликт и она, заступаясь за друга, берёт вину на себя. Начинается жестокая и принципиальная травля. Лене нужно пройти несколько этапов инициации, чтобы понять, что не нужно принадлежать к стае, чтоб уважать саму себя. Она взрослеет раньше, чем ее одноклассники, но когда они разбираются в чем дело, Лена уже далеко — и в физическом, и в моральном планах.
Мне очень понравилась эта повесть! Я жалею, что не прочитала ее в 6 классе, когда была ровесницей Лены. И рада, что прочитала ее сейчас. Травля, мысли Лены, учительница, каждый ученик в отдельности и все вместе, дедушка — шедевры! Мальчик, который всем сердцем хочет быть героем без страха и упрека. Женщина, глухая к чужому несчастью на фоне собственной радости. А маски, как грамотно одеты карнавальные маски! И все это на фоне патриархального городка, который говорит: все проходит, и это тоже.
Я с прискорбием заметила, что в детстве человек стремиться обнять весь мир, а взрослея, замыкается на себе. Побочный эффект, видимо. Зато здесь нашлось много хороших, правильных мыслей о семье и доме, о вечных ценностях и наносных идолах.
Теперь я понимаю Ролана Быкова. Сложно остаться равнодушным к этой повести. Даже если вы выросли, прочитайте ее обязательно!
yunonochca, 6 ноября 2015 г.
Чудесное произведение. Доброе, нежное, щемящее чувство. Как порой бывают злы дети. Вспоминаю свою школу и чувствую, что было и у нас в классе что-то похожее. Также находили одного мальчика или девочку, и издевались над ними. К сожалению, таких настоящих преданных друзей, как Ленка не часто встретишь. Сама ГГ, не по годам, умная, смелая, храбрая и отчаянная. Даже не верится, что есть такие дети. За друга — и в огонь, и в воду.
Прошла параллель с романом Стивена Кинга «Ярость», конечно, не в деталях, а в образах школьников и их жестокости, и к чему может привести эта жестокость и издевательство.
Но без сомнения, «Чучело» показывает наш русский менталитет, душу русского человека — чистую и щедрую...
Guyver, 29 июня 2014 г.
Пишу отзыв второй раз, так как свет отключили и все удалилось >_<. Дубль два.
Данная повесть стала широко известной благодаря глубокому психологизму героев и правдивым изображением того, насколько жестоки могут быть дети. А в этой повести они очень жестокие, в первую очередь, из-за недостатка внимания со стороны взрослых. Рассмотрим персонажей книги.
Дедушка. В начале он приезжает в маленький город, в свой родной дом, где он провел ранние годы. Из этого дома вышла вся его семья, которая оставила частичку себя в этом мире через портреты, написанные предком дедушки. Смыслом жизни дедушки становится собрать все портреты и наполнить ими дом, словно наполнить его жизнью своих давно умерших родственников. Будто предчувствуя смерть, он хочет прожить остаток дней в родном доме с родными людьми, которых воплощают в себе портреты. Скупая их по всему городу за бешеные деньги, он не обращает внимания на другие радости жизни, ни с кем особенно не контактируя, годами нося одну и ту же, старую одежду. А самое ужасное, что у него под опекой находилась маленькая внучка, которая попала в трудную жизненную ситуацию и очень нуждалась в поддержке дедушки. Но дедушка ей не оказал никакой поддержки, потому что портреты были для него важнее внучки. Об этом говорят два ярких эпизода
Учительница. Этот персонаж вызвал у меня больше негодования, чем все остальные. Просто у меня самого в школе были такие-же учительницы, которым собственно безразличны дети и их проблемы. Зачем только в школу идут. Конкретно по персонажу повести, то таких девушек в наше время называют словом, состоящим из двух глухих согласных. У нее на уме лишь ее молодой жених, а все остальное ее словно не касается. «Какие дети, какой бойкот? Это все не имеет значения, ведь у меня скоро свадьба!». Считаю, что именно ее действия и стали катализатором печальных событий повести.
Теперь дети. Считаю, их вина во всей истории меньше, чем взрослых, ведь они еще учатся жизни, и так как взрослые махнули на них рукой, сами пытаются жить, как могут, методом проб и ошибок.
Ленка Бессольцева. Данный персонаж претерпел значительные изменения за события книги. В начале это очень наивная, добрая девочка, которая стремится видеть в окружающих только хорошее. Она еще не имеет внутреннего стержня, поэтому она стремится быть рядом с тем, кто ей кажется идеалом — с Димкой. По сути она потеряла свою индивидуальность рядом с ним, перестала иметь собственное мнение, ей было важно, что скажет и как поступит этот мальчик. Можно сказать, что она влюбляется в него, поскольку до последнего верила в то, что он хороший мальчик, что он спасет ее и откроет всем правду. Но этого не произошло. Димка предал ее, как предали дедушка и учительница, она осталась одна на всем белом свете против своего класса, свято убежденного в том, что Ленка предала их. В этом противостоянии ей пришлось многое пережить, но она выковала свой характер и стала намного выше их всех. Как бы жестоко это не звучало, но испытание закалило ее, и благодаря ему она стала человеком с твердым характером и убеждениями. Если бы это не произошло, то возможно она и дальше жила бы в тени Димки, бегая за ним как собачка и делая все, что делает он.
Димка. Как мне кажется, это мальчик который очень запутался. В нем боролись две стороны — стремление быть просто хорошим, и стремление казаться хорошим для окружающих. По началу ему удавалось совмещать и то это, но когда Ленка взяла на себя вину за его поступок, перед ним встал выбор. На протяжении всей книги он болезненно пытался сделать выбор: сделать хороший поступок, спасти Ленку от травли и взять собственно свою же вину на себя, но при этом понеся осуждение со стороны класса и падение авторитета, или поступить подло, оставить все как, свой высокий авторитет и обижаемую всеми Ленку с чужой виной. Он понимал, что правильно было поступить по первому варианту, но вот внутренней силы у него не хватило, а чем дальше, тем труднее было сделать как надо. В итоге он смирился со сложившимся положением, даже сам присоединился к травле, лишь бы его любили окружающие. Но когда все раскрылось, думаю, он стал самым несчастным человеком во всей книге. Тяжело жить с мыслью, что ты подлец, а для человека, очень зависимого от чужого мнения — тем более.
Остальные персонажи представляют собой коллектив ребят, объединенных одной целью — наказать предателя. Единственный достойный упоминания персонаж — мальчик Васильев, который оказался гораздо лучше Димки, хотя у класса было противоположное мнение. Единственный отказался преследовать Ленку и выказал свое презрению Димке (за что был бит).
В целом могу сказать, что очень сильное произведение, заставляющее серьезно задуматься о многом. Стоит прочитать всем, а в первую очередь детям, которые зачастую как и персонажи этой книги, страдают недостатком внимания со стороны взрослых и нуждаются в нравственных ориентирах, которые помогут им во всех ситуациях оставаться людьми.