Владимир Железников «Чучело»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Лена Бессольцева приехала в другой город к своему дедушке, она перешла в другую школу, но она не занала, что её там ожидает...
«Путеводная звезда» №4/1996 г.
В 1983 году повесть была экранизирована.
Входит в:
— сборник «Ухожу из детства», 1983 г.
— сборник «Повести», 1985 г.
— сборник «Жизнь и приключения чудака», 1987 г.
— антологию «Отрочество. Выпуск 1», 1988 г.
Экранизации:
— «Чучело» 1984, СССР, реж. Ролан Быков
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Елена0208, 22 сентября 2024 г.
Впервые я прочитала эту повесть в журнале «Пионер» в 1981-м году (я всегда любила читать и много чего выписывала). Тогда она называлась «Всего-то несколько дней».
Ох и здорово она меня тогда зацепила! Хотя, в нашем классе тоже были изгои — я писала об этом в отзыве на повесть Рэя Бредбери «Всё лето в один день». Пусть конкретных лидеров класса (как Железная Кнопка) у нас не было, а вот толпой могли и бойкот объявить и отметелить за «непохожесть». Мне в этом рассказе показалось странным отношение деда к внучке — почти равнодушное, почти холодное. А училка вообще раздражала, хотя одна такая была и у нас — она в собственном мире жила. Недавно вышла замуж и мечтала переехать в краевой центр. На нас ей было наплевать — она так и озвучивала своё отношение — «Моё дело прокукарекать, а там — хоть не рассветай»... Естественно, к ней мы со своими проблемами не обращались, нормальная классная руководительница у нас появилась уже в предвыпускном классе, за что ей благодарность навсегда.
А тогда нас ЗАСТАВИЛИ не только посмотреть в кинотеатре фильм «Чучело», но и написать сочинение, по этому фильму. Мне фильм не понравился, скажу честно — и сочинение я писала по повести, а не по экранизации (они несколько отличаются). За что и получила тройку — учитель литературы была со мной не согласна. Но... книга прочитана и задание выполнено. Содержание — двойка, грамотность — пятёрка, в итоге — три. Мы в советском Союзе жили, выделяться было опасно — я сделала выводы и больше не «выпячивалась». Читала я по-прежнему много, книги в разных жанрах «глотала», а сочинения писала по Хрестоматии. Эту историю я посчитала реальной, поверила ей сразу, поэтому и впечатлилась.
darken88, 20 марта 2022 г.
«Чучело» — произведение, которое стало определенным пиком социальных детских повестей Железникова, каждое из которых, в той или иной степени, затрагивало определенные переживания детей и подростков. Быть может, именно поэтому, эти книги смотрятся живыми и настоящими, в отлитчие от красивых рыцарских произведений Яковлева или Крапивина. Но это и не жестокость «Мальчик и девочка» Щербаковой, или малоизвестной повести «Китайский смех». В «Чучеле» — мы видим искреннюю личность юной девочки, которая, столкнувшись с несправедливостью и жестокостью свертников, через свою, практически библейскую жервенность раскрыла потаенную суть каждого из них, оставшись собой до конца, но и преобразившись, навсегда проложив пропасть между возвышенным и обыденным. Наверное, для восприятия произведения. стоит его прочитать раньше, чем посмотреть кинофильм с Кристиной Орбакайте. Лена Бессольцева ни в коем случае не вызывает жалость, скорее восхищение своей стойкостью. В наше время, когда многие дети так ранимы и предоставлены сами себе, сталкиваясь с «буллингом», или душевными переживаниями, такие книги, как «Чучело» просто необходимы.
Адажио, 4 декабря 2017 г.
Чучело. Для кого-то это тушка на Масленничку. Для кого-то — советский фильм с маленькой Кристиной Орбакайте. Я долгое время на эту историю смотрела глазами Ролана Быкова, а прочитала только сейчас. Режиссер очень подробно рассуждает о том, что снимать эту повесть нужно с медицинской точностью («Я побит, начну сначала»). Не навредить, не скатиться в бытовуху, не снять проходную подросткуовую ленту о первой любви, а показать именно боль рождения личности в человеке и становление его самости.
Повесть, на мой взгляд, это еще один представитель young-adult по-советски. Просто раньше авторы творили в рамках соцреализма, а теперь ни в чем себе не отказывают и подпускают фэнтэзийного петуха. Маленькая, беленькая, чистенькая девочка живет с дедушкой (между прочим отставным военным, фронтовиком) в старинном доме в старинном городе. То, что ее дом — волшебный замок на холме для ее же одноклассников говорит сам автор. Дом принадлежал семье с давних времен, когда прадед деда был крепостным художником. Дедушка старается собрать рассеянные по миру картины предка, девочка — любит эти картины всей душой.
В классе случается конфликт и она, заступаясь за друга, берёт вину на себя. Начинается жестокая и принципиальная травля. Лене нужно пройти несколько этапов инициации, чтобы понять, что не нужно принадлежать к стае, чтоб уважать саму себя. Она взрослеет раньше, чем ее одноклассники, но когда они разбираются в чем дело, Лена уже далеко — и в физическом, и в моральном планах.
Мне очень понравилась эта повесть! Я жалею, что не прочитала ее в 6 классе, когда была ровесницей Лены. И рада, что прочитала ее сейчас. Травля, мысли Лены, учительница, каждый ученик в отдельности и все вместе, дедушка — шедевры! Мальчик, который всем сердцем хочет быть героем без страха и упрека. Женщина, глухая к чужому несчастью на фоне собственной радости. А маски, как грамотно одеты карнавальные маски! И все это на фоне патриархального городка, который говорит: все проходит, и это тоже.
Я с прискорбием заметила, что в детстве человек стремиться обнять весь мир, а взрослея, замыкается на себе. Побочный эффект, видимо. Зато здесь нашлось много хороших, правильных мыслей о семье и доме, о вечных ценностях и наносных идолах.
Теперь я понимаю Ролана Быкова. Сложно остаться равнодушным к этой повести. Даже если вы выросли, прочитайте ее обязательно!
Guyver, 29 июня 2014 г.
Пишу отзыв второй раз, так как свет отключили и все удалилось >_<. Дубль два.
Данная повесть стала широко известной благодаря глубокому психологизму героев и правдивым изображением того, насколько жестоки могут быть дети. А в этой повести они очень жестокие, в первую очередь, из-за недостатка внимания со стороны взрослых. Рассмотрим персонажей книги.
Дедушка. В начале он приезжает в маленький город, в свой родной дом, где он провел ранние годы. Из этого дома вышла вся его семья, которая оставила частичку себя в этом мире через портреты, написанные предком дедушки. Смыслом жизни дедушки становится собрать все портреты и наполнить ими дом, словно наполнить его жизнью своих давно умерших родственников. Будто предчувствуя смерть, он хочет прожить остаток дней в родном доме с родными людьми, которых воплощают в себе портреты. Скупая их по всему городу за бешеные деньги, он не обращает внимания на другие радости жизни, ни с кем особенно не контактируя, годами нося одну и ту же, старую одежду. А самое ужасное, что у него под опекой находилась маленькая внучка, которая попала в трудную жизненную ситуацию и очень нуждалась в поддержке дедушки. Но дедушка ей не оказал никакой поддержки, потому что портреты были для него важнее внучки. Об этом говорят два ярких эпизода
Учительница. Этот персонаж вызвал у меня больше негодования, чем все остальные. Просто у меня самого в школе были такие-же учительницы, которым собственно безразличны дети и их проблемы. Зачем только в школу идут. Конкретно по персонажу повести, то таких девушек в наше время называют словом, состоящим из двух глухих согласных. У нее на уме лишь ее молодой жених, а все остальное ее словно не касается. «Какие дети, какой бойкот? Это все не имеет значения, ведь у меня скоро свадьба!». Считаю, что именно ее действия и стали катализатором печальных событий повести.
Теперь дети. Считаю, их вина во всей истории меньше, чем взрослых, ведь они еще учатся жизни, и так как взрослые махнули на них рукой, сами пытаются жить, как могут, методом проб и ошибок.
Ленка Бессольцева. Данный персонаж претерпел значительные изменения за события книги. В начале это очень наивная, добрая девочка, которая стремится видеть в окружающих только хорошее. Она еще не имеет внутреннего стержня, поэтому она стремится быть рядом с тем, кто ей кажется идеалом — с Димкой. По сути она потеряла свою индивидуальность рядом с ним, перестала иметь собственное мнение, ей было важно, что скажет и как поступит этот мальчик. Можно сказать, что она влюбляется в него, поскольку до последнего верила в то, что он хороший мальчик, что он спасет ее и откроет всем правду. Но этого не произошло. Димка предал ее, как предали дедушка и учительница, она осталась одна на всем белом свете против своего класса, свято убежденного в том, что Ленка предала их. В этом противостоянии ей пришлось многое пережить, но она выковала свой характер и стала намного выше их всех. Как бы жестоко это не звучало, но испытание закалило ее, и благодаря ему она стала человеком с твердым характером и убеждениями. Если бы это не произошло, то возможно она и дальше жила бы в тени Димки, бегая за ним как собачка и делая все, что делает он.
Димка. Как мне кажется, это мальчик который очень запутался. В нем боролись две стороны — стремление быть просто хорошим, и стремление казаться хорошим для окружающих. По началу ему удавалось совмещать и то это, но когда Ленка взяла на себя вину за его поступок, перед ним встал выбор. На протяжении всей книги он болезненно пытался сделать выбор: сделать хороший поступок, спасти Ленку от травли и взять собственно свою же вину на себя, но при этом понеся осуждение со стороны класса и падение авторитета, или поступить подло, оставить все как, свой высокий авторитет и обижаемую всеми Ленку с чужой виной. Он понимал, что правильно было поступить по первому варианту, но вот внутренней силы у него не хватило, а чем дальше, тем труднее было сделать как надо. В итоге он смирился со сложившимся положением, даже сам присоединился к травле, лишь бы его любили окружающие. Но когда все раскрылось, думаю, он стал самым несчастным человеком во всей книге. Тяжело жить с мыслью, что ты подлец, а для человека, очень зависимого от чужого мнения — тем более.
Остальные персонажи представляют собой коллектив ребят, объединенных одной целью — наказать предателя. Единственный достойный упоминания персонаж — мальчик Васильев, который оказался гораздо лучше Димки, хотя у класса было противоположное мнение. Единственный отказался преследовать Ленку и выказал свое презрению Димке (за что был бит).
В целом могу сказать, что очень сильное произведение, заставляющее серьезно задуматься о многом. Стоит прочитать всем, а в первую очередь детям, которые зачастую как и персонажи этой книги, страдают недостатком внимания со стороны взрослых и нуждаются в нравственных ориентирах, которые помогут им во всех ситуациях оставаться людьми.
yunonochca, 6 ноября 2015 г.
Чудесное произведение. Доброе, нежное, щемящее чувство. Как порой бывают злы дети. Вспоминаю свою школу и чувствую, что было и у нас в классе что-то похожее. Также находили одного мальчика или девочку, и издевались над ними. К сожалению, таких настоящих преданных друзей, как Ленка не часто встретишь. Сама ГГ, не по годам, умная, смелая, храбрая и отчаянная. Даже не верится, что есть такие дети. За друга — и в огонь, и в воду.
Прошла параллель с романом Стивена Кинга «Ярость», конечно, не в деталях, а в образах школьников и их жестокости, и к чему может привести эта жестокость и издевательство.
Но без сомнения, «Чучело» показывает наш русский менталитет, душу русского человека — чистую и щедрую...