fantlab ru

Юрий Бондарев «Родственники»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.67
Оценок:
3
Моя оценка:
-

подробнее

Родственники

Повесть, год

Примечание:

Родственники : повесть / Ю. В. Бондарев // Октябрь. – 1969. — №8. – С. 85-175.



В произведение входит:


-
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4
1974 г.
Том 3
1985 г.
Родственники
2005 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Русская классика — настоящий кладезь сокровищ, не видимых поверхностному и ленивому взгляду. Казалось бы, Юрий Бондарев — один из самых популярных и читаемых советских писателей. Но вот его повесть «Родственники», вышедшая под самый занавес судьбоносных для страны 1960-х годов, не слишком на слуху. Заслонена другими эпическими по масштабу шедеврами автора, посвященными Великой Отечественной и послевоенному времени.

А вещь-то замечательная! Последовательно идя по собранию сочинений Бондарева я малодушно хотел перескочить эту сравнительно короткую вещь и взяться сазу за «Горячий снег», но передумал. И ни миг об этом не пожалел. Уже прошло несколько дней, прочитаны повесть Василя Быкова и книжка стихов Юлии Друниной, но повесть Бондарева не отпускает. Постоянно возвращаюсь мыслями к ее сюжету, героям, проблематике.

«Так чем же она хороша?»

Ранней весной приблизительно 1960 года в Ленинграде от рака умирает профессор истории Вера Шапошникова. И вот летом, на каникулах ее сын, студент-геолог Никита едет к родственникам в Москву, чтобы отвезти предсмертное письмо матери. О своих родственниках Никита и слыхом не слыхивал, пока мать на смертном одре не дала ему это скорбное поручение. Он обнаруживает дядю, также видного профессора-историка Грекова, его молодящуюся жену и двух сводных братьев — бывшего фронтовика Алексея и студента-историка Валерия.

Всего три жарких летних дня в Москве обнимает действие повести, но сжатый ,сверхплотный текст Бондарева дает панораму жизни и общества первых сорока лет советского государства. Начав со спокойного эпического замаха в духе Льва Толстого, Бондарев скоро и умело сужает историю в воронке невероятного накала конфликта, драмы и произошедшей из нее трагедии в «случайном семействе»; строго по заветам Федора Достоевского (у Бондарева даже группа персонажей ретранслирует «Братьев Карамазовых»: три брата — солдат, идеолог и правдоискатель, мерзавец-папаша, не хватает только роковой красотки для полного комплекта, но намеки на нее есть).

Корни конфликта, разразившегося в семействе, казалось бы, благополучной советской интеллигенции лежат в трагедии 1930-х годов. Вера Шапошникова по доносу была репрессирована, сын Никита вырос без нее, они так и не смогли сблизиться до самой ее смерти. Та, давняя трагедия аукнулась спустя четверть века тяжелейшими последствиями до такой степени, что некоторые критики упрекали Бондарева в том, что в его книге правда убивает.

У нас в либеральничающей среде давно и успешно гуляет штамп, приписываемый то ли Надежде Мандельштам, то ли Ахматовой. Мол, при Сталине полстраны сидело ,а полстраны их сторожило ,а потом они встретились. Бред позорный, но по сию пору хорошо продающийся на рынке спонсируемых олигархами медиа . Однако замечательный художник и правдорубец Бондарев никогда не мыслил штампами. Он в этой повести въяве показывает, как человека настигают преступления прошлого, как они, а не правда, убивают, калечат, разрушают самые основы семьи — ячейки общества.

И это делает повесть Бондарева в наши дни невероятно актуальной. Вновь, как и шестьдесят лет назад Россия на переломе. Вновь вранье о нашем прошлом, льющееся из всех возможных репродукторов пропаганды грозит разрушить и так довольно — увы и ах! — ветхое строение нашего общества. Преступления пытаются скрыть, ложь украсить благими целями. А в подполе всего этого — цинизм, трусость, рвачество. Но у народа есть еще память, зафиксированная, в частности, на бумаге такими требовательными и не равнодушными художниками, как Бондарев. Если и могут книги что-то менять в жизни, то это как раз тот случай. Тонкая и кропотливая работа с каждой отдельной душой, которая в конечном итоге может повлиять на судьбы миллионов.

Яркий пример — чтобы не быть голословным — один из героев повести — Алексей Греков, старший сын профессора. Он ровесник автора, воевал. Очень подробно рассказан им один из эпизодов Битвы на Днепре. Это как бы ориентир возможной высоты духа русского человека. В мирное же время... Да, Алексей не выступил как деятельная сторона конфликта, он служит только нравственной опорой для подрастающих поколений. Но как показала история — пока жило и активно участвовало в судьбе страны это первое поколение советских граждан, пусть и большая их часть погибла на фронтах ВОВ, то и у их сограждан были еще шансы осуществить самые смелые мечты невиданного социального переустройства. Ушли они с исторической сцены, некоторые переродились, и все действительно ухнуло в пропасть. Так что и немногие, правильно воспитанные и прошедшие испытания предельными величинами жизни и смерти могут указывать верный путь целым народам. Это тот позитивный смысл, который я извлек для себя из этого драматичнейшего и в общем-то весьма печального произведения. Ведь то, что Алексей не смог предотвратить самого страшного, стало мрачным и сбывшемся пророчеством о судьбе страны.

О повести можно говорить бесконечно. Вновь Бондарев показал себя великим мастером слова, словесной живописи. Его панорамные картины Москвы, тонкое бытописательство и чуткий психологизм пленяют. Он продолжает и развивает традиции классиков «золотого века», не отдавая предпочтений, а следуя их общим урокам. И у него в свою очередь можно и хочется учиться жизненному мужеству, художественному вкусу, пониманию силы правды.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх