FantLab ru

Фёдор Березин «Атомная крепость»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.85
Голосов:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:

Земляне попали на Саракш слишком поздно. К моменту их появления тотальная атомная война стерла с поверхности десятки стран и народов. Там, где сейчас пустыня, когда-то кипела жизнь. История ядерной бойни покрыта мраком. Кто-то когда-то начал первым, надеясь на легкую и скорую победу. Кто-то хотел приобрести колонии, а кто-то — славу выдающегося стратега. Но все пошло наперекосяк. В ядерной войне не бывает победителей. Пилоты атомных бомбовозов — не стратеги и не политики. Они просто обучены делать свою работу. Их цели — раскинувшиеся под крыльями чужие города. Но и здесь все может пойти совершенно не по плану. Замахи ядерной дубины несут с собой неприятные сюрпризы. Ну, а Бюрос-Ут — всего лишь радист-пулеметчик, маленький винтик в большом механизме Королевских воздушно-бомбовозных сил. Может ли он изменить хотя бы что-нибудь?

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 223

Активный словарный запас: высокий (3190 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 10% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2012 // Межавторский проект


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Атомная крепость
2011 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2012 г.

Ну, в общем-то, Федор Березин уже давно признанный автор в тематике техно-быто-описания грядущего военного апокалипсиса ХХI века и ожидать от него чего-то другого было бы пока даже несколько и странно. Правда, насколько я помню, раньше он ограничивался как-то только земными участниками своих прогнозируемых военных конфликтов, а тут решил распространить свою «область литературно-технического применения» и на Саракш.

Чем всегда был притягателен (по крайней мере для меня) мир Обитаемого Острова — так это своей некоей «импрессионистской дымкой» изображения, свойственной творчеству АБС. Не было у Учителей и первостепенной целью проработать научно-техническую базу развития Саракша: сделали они «фантастическое допущение» о некоей дифракции света из за неких невнятных особенностей то ли самого воздуха, то ли вообще горизонта (простите великодушно за мою вопиющую физико-техническую неграмотность) и более в подробности особо и не вдавались. И вот как-то подавляющее большинство читателей особо и не напрягал вопрос ни об этом, ни о том за счёт чего же движутся 20 лет без остановки патрульные самоходные танки и что там за модель атомного двигателя; ни о том что же там за продвинутые компьютерные технологии обеспечивают работу чёртовой кучи самострельно-автоматического огня, описанного АБС укрепрайона... Да и, в конце-концов, ни от каких-таких энергетических источников, в лежащей в разрухе Стране Отцов, запитываются новые и новые строящиеся Башни и как к ним прокладываются высоковольтные кабели... Просто АБС писали фантастику в первую очередь гуманитарную — и читатели, сознательно или подсознательно это понимая и принимая, и не пытались морочить себе голову научно-технической и научно-технологической подоплёкой социально-ориентированного построения сюжета.

Но вот пришло время «развивателей» мира Саракша... Кто-то пытается развить и изложить подробную историю кого-то из эпизодических персонажей АБС; кто-то «замахивается охватить» одним своим романом практически все «открытые финалы» чуть ли не всего творчества Учителей и рассеять созданную ими «импрессионистскую дымку». А Фёдор Берзин «взялся» за научно-технологическую подоплёку произошедшего на Саракше глобального ядерного конфликта — и вот тут-то началось «всё страньшее и страньшее»... Оказывается, технологии Саракша вовсе и не на уровне где-то 60-х годов ХХ века, как это казалось читателям АБС, а даже как-то превзошли и начало века ХХI-го: тут и самолёты с атомными двигателями Южного королевства, и крупнотоннажные вертолёты их союзников, и даже какие-то технологии в Островной империи, позволяющие им сделать расчёты одномоментного запуска баллистических ядерных ракет с чёртовой дюжины атомных «семи-ракетных» подводных субмарин, раскиданных аж по всему миру.

Ну так и хочется спросить — как же эти аборигены и с таким-то научно-техническим потенциалом всё ещё верят в свой мир «пузырём в тверди» и в «суточные пульсации Мирового Света»??? Прямо таки — нонсенс какой-то... Так что, если я вас ещё не разочаровал этими научно-технологическими несостыковками у «научно-технического автора» — почитайте сами и поудивляйтесь тоже.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2011 г.

Так получилось, что последние две книги автора вышли в межавторских проектах. Хорошо это или плохо, сказать сложно, но я, признаться честно, не в восторге. Итак «Атомная крепость», излюбленная автором тема, разворачивания настоящей атомной войны, причем не локальной а всеобщей, которую он мастерски раскрывал в мире «Черного корабля».

Надо отметить, что у произведений Березина два главных достоинства: замысловатый, витиеватый слог и неожиданно глубокий, разветвленный сюжет, насыщенный оригинальными деталями. Где еще можно встретить столь невероятных машинных монстров? Почти нигде. Собственно, эти две черты в творчестве Березина и привлекли меня. Но в «Атомной войне» это не совсем так. Если слог сохранился без изменений, поражая обилием размышлений и словесных оборотов, то с сюжетом все вышло сложнее.

С одной стороны Березин полностью следовал своим привычкам, с другой стороны почти ничего нового я не увидел. По сути, автор взял детали прошлых книг, удачные технические решения и соединил воедино в «Атомной войне». Плохо ли это? Не уверен, но прежнего восторга они у меня уже не вызвали. Кроме того мне сюжет показался излишне линеен, что при небольшом объеме сразу бросается в глаза. Будь книга больше раза в полтора, Березин, наверняка, сделал бы ее куда более увлекательной.

Итог: качественно выполненный и оформленный технотриллер, в котором автор многое использовал из прошлых книг.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2014 г.

Попытка новеллизации мировой войны на Саракше, в допрогрессорскую эру. Максим Камерер, надо думать ещё не зачат, башни ещё не построены, мир всё ещё не вывернут наизнанку.

Попытка, на мой взгляд, не очень удачная, однако для умеренного таланта Федора Березина не так уж и плохо.

Сюжет простенький, в основном содран со сценариев 3-й мировой, коими нас пугали в застйоные 70-е на школьных политинформациях в и пионэрах.

Сценизм не плох, однако березинская «самобытная» манера исполнения чрезмерно маргинальна, на мой вкус, и используется исключительно с целью затушевать неумение автора писать.

Интрига склеена не плохо, обеспечивает «сыночку» некоторую самостоятельность от «отцов»... Герои выписаны вполне удовлетворительно. Мораль несколько простовата, но небесполезна. Вообщем, любителям антологии «времени учеников» умеренно рекомендую.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2013 г.

«Военный конфликт»

Рецензия на «Атомную крепость» Фёдора Березина

Видно, я привык к подражанию авторов классикам. Ну, или просто к исключительно литературному языку. Преобладание разговорного стиля в «Атомной крепости» едва не заставило меня бросить чтение… Но непререкаемый принцип дочитывать начатое до конца оградил меня от возможности не пережить вместе с главным героем настоящее приключение на фоне разгорающейся атомной войны.

Увы, первая часть показалась мне просто-напросто нагромождением междометий и просторечных слов. Множественные рассуждения на темы, лишь условно связанные с сюжетом, усугубили отношение к роману. Вторая (а тем более третья) часть написана уже в более привычной манере. Фёдор не отказался от всяких там «ба-бахов бамбулин так да эдак», но плотность сиих выражений заметно сократилась, что упростило восприятие текста.

Однако из-за всего вышесказанного получилось так, что сюжет начал чувствоваться только со второй первой главы, а протагонист не вызывал никаких эмоций аж до третьей пятой главы (где его нашли свои). Больше хотелось, чтобы он умер. Не важно отчего: от радиации ли, от антисанитарных условий ли, голода ли, болезней… Но провидение (читать: автор) как будто уберегло радиста-пулемётчика от смерти на чужой территории.

В общем, откажусь-ка я от перемывания косточек первой части, ибо остальные две, как я уже отчасти иносказательно заявил выше, спасают положение книги. Поэтому о сюжете могу отозваться исключительно положительно: многие отмечали его многоплановость, не буду исключением и я. Главная сюжетная линия, линия Бюроса-Ута, перемежается с точками зрения представителей иных государств, что создаёт целостную картину эскалации ядерной вакханалии. Если бы за именем-фамилией автора не «скрывался» только один человек, обязательно подумал бы, что их несколько. Настолько многогранно описывается обычно представленная скоротечной атомная война!

Если разобраться, то получается, что Саракш — мир, где просто нет стран без ядерного оружия. Использование оных в локальных войнах, согласно тексту «Атомной крепости», стало обыденностью, так что у цивилизаций выработались своеобразные иммунитет и жизнестойкость к подобным военным акциям.

Интересно было читать научные и околонаучные выкладки Березина. Конечно, кое-какие несуразности можно выискать, но, если сравнивать «Крепость» с точки зрения «олитературивания» физики со схожим приёмом, но с математикой, в антиутопии Евгения Замятина «Мы», то наука о природе явно пострадала меньше.

Теперь о ляпах. Или просто вещах, напрягших меня. Первое: голованы, гривастые питоны и шерстистые носороги. До сих пор я думал, что все они — результат той самой тотальной войны, так грамотно описанной Фёдором. Но упоминание их в «доатомные» времена переворачивает восприятие тутошнего сеттинга с ног на голову. Или подразумевалось, что все эти «мутанты» на деле всего лишь являются вполне ожидаемыми специфическими представителями местной фауны или же мутантами без кавычек, но появившимися в ходе тех самых локальных ядерных войн. Второе: межконтинентальные ракеты. Да, автор очень быстро вспоминает, что с континентами на планете туго, но выглядит это больше похожим на оправдывание провинившегося ученика перед строгим учителем. Третье: масштабность военных действий. Не помню где, но упоминалось, что Саракш лишь на треть превратился в выжженную пустыню. «Крепость» же подсовывает картину абсолютного разгрома материка баллистическими подарками противников.

В остальном же — а в сухом остатке остаётся опять-таки сюжет, плюс «парад» военной техники и научные обоснования, — «Атомную крепость» можно уверенно назвать сильным романом. Не буду добавлять «в серии», ибо это лишь вторая книга из «Обитаемого острова», прочитанная мной. Разумеется, оригинал от братьев Стругацких не в счёт. После прочтения сего апокалиптического приквела, написанного несколько специфическим языком, очень хочется надеяться, что Земля никогда не станет сплошным полигоном для ядерных испытаний предельно большого количества государств…

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2011 г.

Федор Березин самобытный писатель с ярко выраженной авторской манерой письма.

Эта манера, во-первых, технократична (многие говорят — «заклёпочна»), во-вторых, документалистична (обилие детелей, через которые приходится продираться), в третьих, многопланова (несколько паралельных сюжетных линий). Некоторые называют эту манеру технотриллером. Ну что же, пускай будет технотриллер...

Поэтому книгу «Атомная крепость» можно было издать анонимно, без указания авторства — все равно никто бы не ошибся: это действительно «техно» и действительно «триллер», то есть «Большой черный корабль» в декорациях планеты Саракш... Кого-то эта книжка может быть разочарует, и он отложит книгу не дочитав. Я дочитал до конца: мне было интересно, как фабула «Черного корабля» ляжет на Саракш. Легла без всякого зазора!

После прочтения этой книги мне даже стало казаться, если бы в свое время Федор Березин (это альтернативная история пошла:wink:), работая над «Черным кораблем», догадался бы перенести действие с абстрактной планеты Геи на всем знакомый Саракш, то его книга стала бы сенсацией...

К сожалению, не пришло Березину в голову и другое решение, способное породить новую сенсацию здесь и сейчас: описать Сикорски и Каммерера в своей манере и в декорациях «Черного корабля».

Но все равно хорошо.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх