FantLab ru

Андрей Битов «Большой шар»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Голосов:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Большой шар

Рассказ, год (год написания: 1961); цикл «Аптекарский остров»

Аннотация:

Пошли как-то папа и девочка Тоня гулять. А на улице весна, яркое солнце, люди идут куда-то, и много этих людей. Папа отвёл Тоню во дворик и сказал подождать его, а он отлучится кое-куда. Но разве можно устоять, когда столько всего интересного вокруг?.. И Тоня выходит на улицу. А там и люди, и солдат с загадочным рюкзаком, который в кармане носит медную проволоку. И дети несут откуда-то совершенно неземной красоты шары. Ах как захотелось Тоне такой же шар!..

Входит в:



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Путешествие к другу детства
1968 г.
Жизнь в ветреную погоду
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Большой шар» Андрея Битова (1963), как мне кажется, можно рассматривать как ответ на фильм Альбера Ламориса «Красный шар» (Золотая пальмовая ветвь 1956, Оскар 1957). Центральный образ и рассказа, и фильма — красный шар. Однако, все остальное в рассказе строится как антитеза. Главный герой Битова — девочка, а не мальчик. Шар не достается ей даром, его приходится покупать и даже добывать, как и все дефицитное в совке. В фильме красный шар погибает в конце, подбитый мальчишками-хулиганами, а в рассказе шар уже изначально ущербный, «с брачком» (возможно это тот же самый, но только подалатанный шар, каким-то образом оказавшийся не в Париже, а в Москве?). В фильме мальчик, потеряв один шар, получает взамен множество других, на которых и улетает в неизвестном направлении. В рассказе красный шар остается цел, но висит как арестованный на веревочке в доме девочки. В фильме шар — субъект, наделенный собственной волей, становящийся другом мальчика. В рассказе шар — объект, объект желания и мечты. Но мечты в СССР не сбываются. Если в фильме воздушные шары — символ свободы, то в рассказе — это символ несбывшейся мечты, подчеркивающий убожество окружающей реальности. Возможно, во всем этом есть и политический подтекст, ведь 56 год — год не только выхода на экран «Красного шара», но и год 20 съезда партии. Таким образом, этот фильм, а вместе с ним красный шар, становится символом Оттепели (который появляется, кстати, и в очень «оттепельном» фильме Михаила Калика «Человек идет за солнцем»). А рассказ Битова — прощание с Оттепелью. Надежды не оправдались, мечты не сбылись, но все еще манят: тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх