fantlab ru

Митчелл Сканлон «Пятнадцать часов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Оценок:
143
Моя оценка:
-

подробнее

Пятнадцать часов

Fifteen Hours

Роман, год; цикл «Warhammer 40,000»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

Арвин Лэрн, простой паренёк с фермерской планеты, получает повестку в Имперскую Гвардию. После тяжёлых тренировок судьба заносит его на Брушерок — мир, охваченный продолжительной и жестокой войной с орками. Главный город в осаде многомиллионной армией зеленокожих ксеносов. Враг жесток, на передовой страшный дефицит всего.

Но самое страшное во всем этом безумии — статистика, которая гласит, что средняя продолжительность жизни новобранца составляет не более пятнадцати часов. Базовая подготовка — четыре месяца. Средняя продолжительность жизни — пятнадцать часов...

Сможет ли Арвин пережить все тяготы и жестокость войны или статистика возьмёт верх?

Входит в:



Издания: ВСЕ (3)

Пятнадцать часов
2012 г.
Щит Императора
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Fifteen Hours
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжелый и грустный роман о военных лишениях.

Многие рецензенты присудили произведению антивоенную риторику, с чем я категорически не согласен. Да, в романе очень много ремарковской безнадёги, но, мне кажется, творение совсем про другое. Конечно, я могу ошибаться. Однако всё-таки выскажу мысли вслух.

Начнём про сюжет. Он простой и, я бы даже сказал, банальный. Семнадцатилетнего юнца призывают в армию, где после долгих и тяжёлых тренировок отправляют в пекло тяжёлой войны. На передовой протагонист погружается в военную романтику, познавая все ужасы войны на собственной шкуре. Конечно, всё это описано в вымышленной вселенной, где в качестве врага – злобные зеленокожие орки, в качестве оружия – простенький лазган, в качестве веры – великий Бог-Император Человечества. Однако, несмотря на фантастическую составляющую, осталось одно неизменным – герои произведения являются живыми людьми, которые умирают крайне естественно и трагично, отчего проникаешься всей безысходностью повествования.

Почему я не считаю роман антивоенным ? Потому что повествование не строится против войны как таковой. Всё-таки планету осадили злобные и беспощадные орки. Планета важна не только множеством полезных ресурсов. На ней проживает мирные люди, включая детей (небольшая зарисовка про мальчика и крысу пробирает до мурашек). И защита Отчизны есть благое и святое дело, тем более против жестокого и изуверского врага. Почему же тогда у других рецензентов возникли подобные антивоенные мысли о произведении ? А об этом чуть ниже.

В романе много военной несправедливости и уныния, жестокости и трагичности. Значится, с припасами туго, кормёжка отвратная, враг вечно наступает, от чего часто теряешь близких и достойных людей. Командование сплошь и рядом полнейшие идиоты (вспоминается жуткая история с дружеским артиллерийским обстрелом. На замечание возглас –« вы хотите сказать, мы ошиблись ? Такое не может быть. Продолжаем обстрел» ). Хочется кричать о жестоком лицемерии генерала, дефиците лекарств, тотальной лжи в пропаганде. Так не воюют. Так не выигрывают войны. Почему происходит всё так ? Где же правда ? Где справедливость ? Именно в этом, мне кажется, и была главная цель автора: познакомить с трудностями имперской гвардии и передать всю тяжёлую гримдарковскую атмосферу. In the grim darkness of the far future, there is only war. Мне кажется, автор справился с этим на 10 баллов. Я проникся судьбой Салажонка всей душой. Злосчастный Брушерок. Эх. 10\10

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Full metal jacket 40K или На Брушерокском фронте без перемен».

В свое время мощная кинокартина С.Кубрика «Цельнометаллическая оболочка» не только стала классикой военного кино, но и сформировала определенные каноны жанра. Фильм получился настолько сильным, а построение его сценария — настолько удачным, что сюжетная последовательность «призыв-обучение-первый бой-смерть героя(героев)» стала едва ли не обязательной для (анти)военного фильма. Что ж, как видим, не только для фильма.

«Пятнадцать часов» это типичная попытка новеллизации «Фулл метал джекета». А то, что действие происходит «во мрачном мире далекого будущего» не меняет в романе совершенно ничего. Орки и лазганы без малейшей потери для сюжета и впечатления от книги могут быть заменены на вьетконговцев и М16, а при желании и на конфедератов и карабины Шарпса. Так что при прочтении имейте в виду — роман не про Вархаммер. В нем вы не найдете новой информации про Галактику 41-го тысячелетия, интересных деталей Падения Кадии или неожиданных сторон характеров хорошо известных героев. Он про войну как таковую, в том виде, в каком ее представляет автор.

Давайте посмотрим, что у него получилось.

Роман очень короткий (собственно, большую часть его занимают те самые 15 часов, плюс немного о жизни А.Ларна до призыва). В данном случае это — недостаток. Сюжетная компоновка в стиле «Оболочки» предполагает контраст как минимум по линии учебка — реальный бой, а лучше дом — учебка — война. В «Пятнадцати часах» дом Ларна описан очень скупо, учебка вообще подается в лабораторных количествах, никакого контраста нет. По хорошему, нам более-менее подробно показывают только войну. Это уже огромный минус.

Образы войны раскрыты полнее и более удачно. В целом, автор хочет показать нам как солдаты с одной стороны бесконечно устали от бессмысленной бойни, но с другой все еще готовы исполнять свой долг. Эдакие ремарковские нотки 40000. Идея хороша, проверена временем, но по итогам ничего не получилось.

Источники вдохновения автора — «вьетнамское» кино и романы Ремарка описывают войну, в ведении которой солдаты не заинтересованы. В первом случае это прямая агрессия против далекой страны, смысл которой не ясен никому, кроме пары высших чиновников, а во втором — мировая бойня промышленных и финансовых элит за рынки сбыта. Которую господа эффективные предприниматели ведут, естественно, чужими руками. Морпех Джонни искренне не понимал зачем ему жечь из огнемета вьетнамскую деревню, также как и панцергренадер Ганс — зачем ему лупить из пулемета по таким же парням, как он сам, только говорящим на французском. Все это так. Но вот только война на Брушероке, описанная в «Пятнадцати часах», это не война за ресурсы или политические интересы. Это война на истребление.

Орки не ведут переговоры. Не довольствуются никакими достижениями или уступками. В принципе, по самой своей природе не способны к компромиссам. Орк дерется пока жив и в этом уравнении исключить можно только вторую часть. На этом фоне очень странным выглядит то, что комиссары и пропагандисты, вымучивая новости о якобы одержанных победах и раздувая самые скромные успехи, совершенно не обращаются к теме защиты людей от злобных ксеносов. На фоне того, что война на Брушероке идет не очень удачно, пропаганда в стиле советского плаката «Воин Красной армии, спаси!» была бы в разы более эффективной, чем унылый бубнеж о скорой победе. Поэтому если уж проводить аналогии войной во Вьетнаме или с мировыми войнами, гвардейцы на Брушероке скорее больше походи на бойцов Вьетконга или советских солдат во время Великой Отечественной. Роман о войне в Вархаммере это не «Черный обелиск», не «Возвращение» и даже не «Апокалипсис сегодня». Это — «Живые и мертвые» или, может быть, «Судьба человека». Получается, что автор затронул интересные, вечные темы, но вот места для этих тем в использованном сеттинге нет.

По итогам — не зачет. Отдельные удачные находки в тексте есть, но они не спасают от изначально неверной концепции.

P.S. Дальше следует попытка объяснить причины сюжетного провала. Будет политота, так что читать не рекомендуется, если на нее аллергия. Митчелл Сканлон — британский писатель. Великобритания — держава колониальная. Типичная для нее война это истребление туземцев на другом континенте. ХХ век в этой схеме особенно ничего не поменял — просто акценты несколько сместились с отстаивания интересов Ост-индийской компании на подпевание старшему заокеанскому брату. Вторая мировая, где альянс союзников громил худшего из всех известных завоевателей, могла бы дать примеры другого дискурса, но Великобритания в ней играла второстепенную роль и ее вклад в общую победу был довольно скромным. Недаром триумф над Гитлером на Туманном Альбионе особенно не празднуется (в отличие от памятных дат Первой мировой) — праздновать особо нечего. Типичная проблематика британской войны это тяжелый быт, давящая психологическая обстановка и неясный смысл войны. Хорошо понятные русскому человеку темы защиты от жестокого агрессора, самопожертвования во имя будущего, «все для фронта, все для победы» и сам феномен Отечественной войны англичанам и американцам чужд. Поэтому и получается, что у них солдат, у которого за спиной женщины, дети и вообще будущее самого человечества, ведет себя как рефлексирующий невротик, а единственным стимулом сражаться для него остается абстрактная «честь мундира». Разность менталитетов, однако.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рецензия представлена проектом «Мои книги» — https://vk.com/@its_my_book-duh-mscheniya-grema-maknilla

Базовая подготовка — четыре месяца.

Доставка на планету — шесть недель.

Средняя продолжительность жизни … пятнадцать часов.

Книги по вселенной Warhammer 40000 бывают разные.

В одних основа сюжета строится вокруг героических действий главного героя и пафосного превозмогания всего и вся (как было, к примеру, с Уриэлем Вентрисом на Медренгарде на страницах романа «Черное солнце»); другие окунают нас в апокалиптических масштабов битвы и сражения миллионов солдат (вспоминаем сотни тысяч погибших Астартес в романе «Не ведая страха»); есть книги, где примархи сражаются с примархами, или где главный герой — могущественный псайкер ужасной силы.

Однако 95% книг наполнены именно такими событиями, от которых со временем начинаешь уставать. И с каждой такой книгой удивлять читателя становится сложнее: падающие на поверхность планеты громадные звездолеты воспринимаются обыденно (вспомните, как падение глорианы Сангвиния в «Где ангел не решится сделать шаг» не вызвало столько же эмоций, как аналогичный случай в «Не ведая страха»), гибель миллионов человек уже не шокирует, а примархи вызывают больше раздражения своими поступками, чем благоговейного трепета.

И тут перед Black Library встаёт два варианта развития событий: либо придумать что-то еще более грандиозное и пафосное, либо преподнести читателю нечто необычное. Нечто такое, что будет выделяться среди всего этого паттерна, как глоток свежего воздуха после сотен однообразных книг.

Как раз таким произведением и является «Пятнадцать часов».

Сюжет романа довольно прост и линеен. В центре повествования оказывается рядовой Арвин Ларн, семнадцатилетний парнишка, только-только призванный на службу в Имперскую Гвардию с родной планеты, аграрного мира Джумаэль IV. После весьма драматического прощания с родными и близкими (как вы знаете, гвардейцы заступают на бессрочную службу вдали от дома без шансов когда-либо увидеть семью и родных, и обречены погибнуть на просторах галактики), Арвин оказывается оторванным от привычного уклада жизни и попадает в суровые условия первоначальной подготовки гвардейцев перед отбытием. И после изматывающего обучения и бесконечной мишуры, его и вновь образованный полк отправляют на службу к далеким звездам. Однако, из-за ошибки в расчетах ответственного клерка Администратума, роту Арвина отправляют не туда, куда задумывалось, а высаживают на совершенно другой планете, где идет жестокая затяжная война.

Так рядовой Ларн оказывается на Брушероке, где средняя продолжительность жизни новобранцев составляет 15 часов…

Пятнадцать часов трансформации из зеленного юнца до ветерана, вместе с солдатами 902-ого Варданского полка, находящихся в окружении многомиллионного Вааааа! орков на протяжении 10 лет. И мы очень отчетливо наблюдаем за этими событиями глазами самого Ларна: жестокие сражения с орками напрочь лишены пафоса и героизма, — люди умирают без героических возгласов и превозмогания, а рыдая и убегая в панике, теряя оружие и убивая врагов тем, что попадает под руку; мы погружаемся в тяжёлую атмосферу полевого госпиталя, где смертельно уставшие хирурги латают безнадежно раненых гвардейцев всем, что попадается под руку; мы видим суровый и местами меланхоличный быт солдат таким, каким он и должен быть, — на стыке войны и мира, где вещи убитых распределяются как ресурс, и пятна крови на новой шинели, это не память о чьем-то друге, а всего лишь пятна, и ничего более. Мы остро чувствуем ту грань, которая пролегает между ветеранами и новобранцами, равную целой жизни, даже если прошло всего 10 лет.

Митчел Сканлон очень здорово показал эту грань как раз на примере «салажонка» Ларна и ветеранов полка. Его детская наивность и неистовая вера в Императора натыкается на прагматизм и суровый реализм его товарищей. Мы видим, как меняется и сам Ларн, становясь более жестким, и как меняются ветераны его подразделения, словно оттаивая от льда, сковавшего их души за десятилетие непрекращающихся боев. В ходе откровенных диалогов, споров рождается нечто новое, как в душе наивного Ларна, так и в душе его товарищей, огрубевших от непрерывной войны, от непрерывного созерцания смерти. и наблюдать за этой трансформацией очень здорово!

Эта книга очень откровенна. Она откровенно рассказывает о самодурстве и некомпетентности верхушки командования, которая верит состряпанным «на коленях» отчетах с фронта, в которых нарочно включается только позитивные, сильно приукрашенные новости и умышленно скрывается правда о потерях; откровенно рассказывает суровой о жизни сирот в развалинах города, осажденного орками, и питающимися крысами и отбросами. Откровенно показан быт солдат в окопах, на передовой, контрастирующий с моментами отдыха. Откровенно показана смерть, трагическая, тяжелая, однако такая же серая и безликая, как весь окружающий мир.

Тут вы не найдете ни эпичных сражений, ни пафосного героизма. Книга максимально приземленная, откровенная, и эти 15 часов жизни рядового Ларна в окопах Брушерока ставят перед нами ряд философских вопросов и тем, придающих этой книге особый вес и глубину, недоступную большинству работ по вселенной Warhammer 40 000.

Я и команда проекта «Мои книги» рекомендуют роман «Пятнадцать часов» Митчела Сканлона к прочтению.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший пример, что во вселенную Вархаммера 40000 можно безболезненно вписать практически любой сеттинг — с его-то необъятными временными и пространственными рамками! Я буквально за день до прочтения прошёл неплохую игру Vietcong, завершающуюся как раз-таки тем, что огромные полчища вьетнамцев-гуков-орков осаждают армейскую базу безо всякой надежды на победу со стороны обороняющихся — до жути напоминает саму суть «Пятнадцати часов». Конечно же, источником вдохновения и для игры, и для книги послужил американский кинематограф о Вьетнаме и в целом тот культурный след, но Сканлону удалось достаточно ловко вписать банальную в целом идею в мир далёкого тёмного будущего, показав его с точки зрения не Астартес, не инквизитора, не примарха и даже не офицера-комиссара, а от лица рядового гвардейца, одного из множества людей, имя которым — Легион, и крови их — океан. И не смотря на всю мощь космодесанта, легио титаникус, имперских рыцарей, примархов, Императора, псайкеров и прочих, именно бессчётные миллиарды таких вояк завоёвывали галактику для Человечества и строили Империум. Они же и защищают его своим потом и кровью на тысячах фронтах, зачастую безо всякой надежды на победу. И битвы эти столь кровавы, что только прибывшие салаги в среднем проживают не более 15 часов...

За вычетом крайне небольшого гражданского экскурса, который уже настраивает на безысходный финал, и ещё более краткого эпизода из учебки, книга охватывает промежуток менее суток, одного очень насыщенного дня из жизни Арвина Ларна. За это краткое время он увидит смерть друзей, найдёт новых, стремительно повзрослеет и очень многое поймёт, впервые убьёт врага, проявит мужество и героизм, а так же... погибнет. И это даже не спойлер, на трагичный финал прямо указано уже на первых страницах. Но не только он и его непосредственные боевые товарищи являются героями книги — несколько раз Сканлон использует других лиц, чтобы показать разные аспекты армии и боевых действий. Тут и несчастный, ни в чём не виноватый сирота, и медик, уже не верящий, что может помочь всем, и журналист, озабоченный только тем, чтобы соврать половчей и уберечься этим от гнева комиссара, и чудовищно, преступно некомпетентные командиры, и многообещающие офицеры, которые не дают развалиться обороне окончательно... Отсюда, к слову, исходит главный критический недостаток книги — она слишком коротка. Абсолютно все такие эпизоды ведут вникуда и кончаются ничем. Конечно, автор сделал это специально и такие моменты можно счесть за «рассказы в романе», но понравится такая незавершённость далеко не всем. Отдельно понравилось, что автор удержался от уничижения Гвардии и демонизации жизни гвардейцев — очень уж часто их любят изображать пушечным мясом, которое может побеждать только числом. Нет, здесь гвардейцы — очень умелые и достойные вояки, которые могут достойно сражаться против ужасающих орков и несмотря на всё своё нежелание, всё равно погибать с честью и геройством.

В общем и целом, получаем очень крепкий фронтовой роман во вселенной Вархаммера. Конечно же, сюжет не новый, но, повторюсь, в рамках данного сеттинга, более привычного к пафосным превозмоганиям и могучим воителям, крошащих врага сотнями и тысячами, читается очень свежо.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такой себе Ремарк во вселенной Вархаммер.Читал и ловил себя на том,что автор сей книги решил показать войну так,как её показывал великий немецкий классик:без пафоса,но со всей грязью,которая непременно присутствует на любой бойне.А концовка книги лично мне напомнила коцовку «На Западном фронте без перемен».

В целом же,фанатам Вахи ознакомиться стоит.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычная по сравнению с форматом цикла вещь. Я бы даже сказал, еретическая. Подумать только, здесь почти все офицеры некомпетентны, командование допускает ошибки, простых бойцов считают пушечным мясом, случается, что стреляют по своим. Всё как в жизни, в общем. И именно из-за такой неприглядной правды создаётся ощущение реальности происходящего. Читая книги о космическом десанте, особенно те, которые не входят в «Ересь Хоруса» и , стало быть, построены на одной только боёвке, я частенько ловил себя на чувстве, что всё это не по-настоящему. Действительно, генетически модифиированные супервойны направо и налево расшвыривают целые полчища разнообразных ксеносов, оставляя позади лишь горы трупов. И всё это со смешными потерями. Море пафоса и превозмогания, но никакой достоверности.

А вот у Сканлона, как ни странно, получилось. Конечно, ему явно не хватает мастерства, умения быстро и ярко раскрыть образы героев, особенно второстепенных. Но всё же его персонажи стали мне ближе, чем безликие машины для убийства из «героических битв космодесанта». На общее впечатление играет ещё и финал, ещё более нетипичный для цикла, чем все помянутые выше моменты. Очень многие авторы книг по Вархаммеру развивали образ неидеального Империума. Взять хотя бы блестящие вещи Абнетта, Дембски-Боудена и Макнилла, дающие нам возможность проникнуть в скрытые мотивы главнейших фигур Ереси и стать свидетелями поворотных моментов истории мира. И «пятнадцать часов» — ещё один способ донести до читателя те же идеи. Оказывается, одна маленькая трагедия простого человечка, который наивно верил в мудрого Императора, стоит не меньше, чем пространные философские рассуждения о сущности власти и высшем благе.

В общем, книга мне определённо понравилась. Конечно, автору явно недостаёт опыта, но это со временем уйдёт. Главное, что у Митчела есть талант и смелость взглянуть на проблему с новой точки зрения, которая совершенно точно не всем придётся по душе. Именно такие вот молодые авторы и должны привнести в цикл свежую кровь и новые идеи. В конце концов, Black Library явно не собирается завершать эпос в ближайшем будущем. А корпорации, как известно, намного долговечнее людей, и значит финал доведётся писать уже не нынешним мэтрам, которых я упомянул выше. А тогда кому? Может быть, именно этим молодым ребятам? Что ж, поживём — увидим.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любители фантастики имеют привычку делить книги на множество подгрупп. Со строго определенными канонами и рамками. Городское,юмористическое,героическое фэнтези и т.д. Данный роман представитель не самой уважаемой, но очень популярной «боевой фантастики». В тексте упор делается как на сами бои, так и на реалии с ними связанные. По сути, не очень литературный термин «мочилово» лучше всего передает основную идею таких книг. Конечно, есть глобальная разница между «мастерами» такого жанра (Тарталдав и Форстен) и «ремесленниками от литературы» как Сканлон. Если в «Легионе» и «Полке» есть потрясающее погружение в сюжет и,практически, историческая наглядность, то здесь мы имеем стандартный для Вахи набор из лазганов и болтеров.

Гвардия воюет...- добавить нечего. И нет в книге ничего иного. Этические, моральные, философские послания и прочие «грузиловы» отсутствуют. Герои напоминают статистов, появляются на пару страниц, скажут что-то,не особо запоминающееся, и уходят со сцены. Не стоит даже пытаться их запоминать, тем более нет желания как-то копошиться в характерах и привыкать.

Абсолютно провальная книга, если бы не две вещи, делающих ее заметной на общем фоне «серого чтива». Это Ваха. И это гвардия. Откровенная усталость от засилья космодесанта вкупе с «Ересью», делает любые отклонения весьма желанными для истинных фанатов вселенной.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На фоне остальных книг про Имперскую Гвардию — почти шедеврально.

Из плюсов:

- Хороший, понятный язык. Не в последнюю очередь из-за личности переводчика.

- Сама концепция книги. Большая часть текста описывает последние 15-20 часов из жизни салажонка-гвардейца.

- Умеренные дозы пафоса. Очень хорошо идёт после эпики о космодесанте.

- Юмор. Он есть. Простенький, солдафонский, но не теряющий привлекательности. *пофапал на мёртвого гретча, избитого до смерти гвардейским шлемом*

Из минусов:

- Дебютная книга автора. Концовка скомкана, нет чего-то похоже на эпилог.

- Малый объём.

Будет приятно почитать в качестве знакомства с вселенной 40к.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повествование о войне. И Митчел Сканлон постарался показать все без пафоса и ненужного романтизма: боль, кровь, леденящий ужас. Вселенная Вархаммера лишь декорация для бесконечного проклятия Человека, которое преследует его с момента зарождения.

По-моему, удалось автору показать и психологическое преображение индивидуума, попавшего в этот кошмар, адаптацию к невыносимым окружающим условиям. Пятнадцать часов – здесь именно столько понадобилось главному герою, чтобы победить свой страх…

Книга оставляет самое положительное впечатление, вырывается за пределы Молота Войны, и наверное, будет интересна не только поклонникам этой вселенной.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх