Велимир Хлебников «"Алые горы алого мяса..."»
При изображении тотального разложения, охватившего мир, Хлебников в лирике 20-х годов охотно обращается к мотиву еды, который в его художественном сознании практически всегда имеет негативную коннотацию: еда ассоциируются с мещанством и пошлостью, образ еды часто используется при изображении войны (образ Войны-людоедки), входит в семантическое поле смерти. Содержание мотива обеда (трапезы) в стихотворениях Хлебникова оказывается полемичным по отношению к роли, которую этот мотив играет в стихотворениях Державина.
Связь с державинской традицией обстоятельно аргументируется анализом стихотворения «Три обеда» (1921), являющегося своего рода пародией на классические державинские «обеды». Если в поэзии Державина обед символизирует гармонию, космос, умиротворение и довольство жизнью, то в стихотворении Хлебникова обед оказывается символом мира разъятого, пугающего своей болезненностью. Тревожное сочетание алого и зеленого цветов, (нередкое в живописи немецких экспрессионистов), постоянное упоминание мяса и крови, слова из семантического поля «болезнь» (свищи, проказы, ссадина) способствуют возникновению отвращения при виде пышного застолья. Изображение разобщенности занимает в стихотворении центральное место: образы в стихотворении буквально дробятся на части, и люди, и животные показаны рассеченными, разрушение структуры демонстрируется сравнением людей с мешками, а отсутствие поступательного движения фиксируется номинативными и эллиптическими предложениями.
Хлебников В. «Стихи». М., 1923.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва