Ричард Пратер, Милтон Лессер «Троянский катафалк»
Однажды в квартире детектива Шелла Скотта прозвучал дверной звонок, и вошедшая миниатюрная девушка попросила его выяснить причины смерти своего брата. И, хотя Скотт придерживался официальной версии о несчастном случае, он взялся за расследование. В тот момент детектив даже не подозревал о том, какие тайны вскроются во время следствия.
Входит в:
— цикл «Шелдон Скотт»
— антологию «Ловушка убийцы. Троянский гроб. Стук, стук… Кто там?», 1993 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sumy, 10 июня 2021 г.
Как-то не сложились у меня приятельские отношения с жанром «крутого детектива», расцвет которого пришелся на 40-60-е годы прошлого века. Даже на перекрестке 80-х и 90-х, когда на прилавки хлынул поток книг, герои которых с помощью кулака и кольта 38 калибра искореняли пороки и насаждали добродетель, я почему-то такой литературой не проникся. Однако в постперестроечное время, после «книжной голодухи» 70-х и начала 80-х, я покупал книги без особой взыскательности и читал всё, что попадало под руку. Прошло тридцать лет, пришла пора их перечитать. Тем более, как выяснилось, я совершенно не помнил сюжеты немалого количества этих повестей и романов. И вот наконец-то настал черед Ричарда Скотта Пратера. Первый том собрания сочинений, выпущенный в 1992 году издательством «Цицеро», был прочитан и … оставил меня равнодушным. Посвящу отзыв первому роману из этого тома под названием «Троянский катафалк».
В англоязычном названии романа Пратером обыгрывались слова horse (конь) и hearse (катафалк), и это давало надежду, что автор интеллектуально подкован и сюжет романа будет заковыристым. Ошибся! Всё просто как газета «Правда». И претензий к автору при чтении «Троянского катафалка» у меня возникло просто немереное количество.
Вот основные.
Первая касается шаблонности сюжета. Если его описать кратко, то скроен он по набившему оскомину стереотипу: к частному детективу обращается юная девушка (пожилой мужчина, не первой молодости красотка) с просьбой провести расследование и установить причину смерти (исчезновения) брата (жены, мужа, подруги). Хоть сыщик сначала и верит в официальную версию гибели (считает причины исчезновения банальными), но, в конце концов, берется за дело. В процессе расследования (розыска) обнаруживается тако-о-о-е (!), о чем вначале никто и догадаться не мог. Самое удивительное, что этот сюжет даже в наше время себя не изжил, и часто встречается в телесериалах о детективных агенствах и в развлекательно-коммерческих детективах-бестселлерах.
Следующий минус относится к персоне главного героя романа – частному детективу Шеллу Скотту. Ему не хватает яркости, и он просто теряется в толпе частных детективов придуманных другими авторами. Нельзя сказать, что Шелл Скотт безлик. Вот только он не настолько интеллигентен как Фил Марлоу. Менее циничен, чем Сэм Спейд. Явно уступает в брутальности Майку Хаммеру. Ему определённо не хватает обаяния и ироничности Арчи Гудвина. Да и сентиментальность, и сострадательность к ближним, в отличии от Лью Арчера, Шеллу Скотту не присущи. Какой-то усредненный персонаж.
Что касается остальных персонажей романа — гангстеров, полицейских и красоток, то они настолько стереотипны и ходульны, что кажутся сошедшими со страниц комиксов.
Время от времени автор через своего героя пытается юморить. Получается как-то не очень, вроде украинских телевизионных юмористических шоу. Последние, правда, можно оправдать: им не с кем конкурировать, поэтому от этих программ и ждать роста качества острот не приходится. Самое смешное заключается в том, что пипл это хавает. Хотя, а что остается делать, когда хавать больше нечего? Ну, а у Пратера, видимо, уже первоначально с юмором было не очень.
Вердикт: «Троянский катафалк» просто развлекательная литература чтобы отвлечься. С массой действий, простоватым сюжетом и хэппи-эндом в конце.
Впрочем, если вы любитель стремительного «экшна» и вам нравятся герои, которые устанавливают истину с помощью кулаков, а не головы, то смело беритесь за чтение.
Кстати, Пратер был весьма востребованным и коммерчески успешным писателем, тираж книг которого составил более 40 миллионов. И в списке 150 бестселлеров последней трети XX века его романы занимают 16(!) строчек. Посему не буду идти наперекор вкусам такого числа почитателей творчества писателя, а просто ограничусь высказыванием своего мнения о «Троянском катафалке»: « — Не моё!».